Председательствующий: Ерофеева Н.А. № 33-4315/2020
2-642/2020
55RS0006-01-2020-000205-86
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Омск 15 сентября 2020 года
Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе
председательствующего Панкратовой Е.А.,
судей Магденко И.Ю., Крицкой О.В.,
при секретаре Курдюмовой К.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Завязочникова Ю.В. на решение Советского районного суда г. Омска от 26 июня 2020 года (решение в окончательной форме изготовлено 03 июля 2020 года), которым постановлено:
«Исковые требования удовлетворить частично.
Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда РФ в САО г. Омска включить в специальный стаж Завязочникову Ю.В. в соответствии с п. 2 ч.1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 «О страховых пенсиях» периоды работы с 13.06.1985 по 31.12.1991 в должности мастера в <...>», службу в Советской армии с 21.04.1983 по 22.04.1985.
В остальной части исковых требований, отказать».
Заслушав доклад судьи Крицкой О.В., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Завязочников Ю.В. обратился к Государственному учреждению - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Советском административном округе города Омска с иском о включении периодов работы в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии, назначении пенсии.
В обоснование указал, что обратился к ответчику с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 ФЗ-400 «О страховых пенсиях», но ему было отказано из-за отсутствия требуемой продолжительности стажа работы. Просил признать решение ГУ – Управлению Пенсионного фонда РФ в Советском АО города Омска от 25.05.2018 незаконным; обязать учреждение ответчика включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение льготной пенсии по старости период работы с 13.06.1985 по 06.10.1999 в должности мастера в <...>», назначить пенсию.
Истец Завязочников Ю.В. в судебном заседании заявленные исковые требования уточнил, просил включить в стаж, помимо работы в <...>», период службы в рядах Советском армии с 21.04.1983 по 22.04.1985.
Представитель истца Соколова Н.В. (по ордеру) уточненные требования своего доверителя поддержала.
Представитель ГУ УПФ РФ в Советском АО г. Омска Вставская В.Г. (по доверенности) исковые требования не признала, просила отказать, указав, что по представленным документам не просматривается занятость истца на новом строительстве зданий и сооружений.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе Завязочников Ю.В. просит решение изменить в части и принять по делу новое решение; включить в льготный стаж периоды его работы в <...>» после 01.01.1992 г. и обязать ГУ УПФ РФ в Советском АО г. Омска назначить пенсию досрочно с даты обращения, т.е. с 21.11.2019 г. Указывает, что в архивном фонде <...>» содержатся сведения об его трудовом стаже за период с 1985 по 1999 года, где указано, что он работал матером РСЦ (ремонтно-строительного цеха). Согласно данным БУ Омской области «Исторический архив Омской области» <...>» занимался строительством жилых домов в <...>. Должность мастера ремонтно-строительных работ подразумевает должность мастера строительных работ, включенную в список № 2, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 г. № 10.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции извещены надлежащим образом.
Истец Завязочников Ю.В. в судебное заседание апелляционной инстанции не явился, представил заявление о рассмотрении жалобы в его отсутствие. Доводы, изложенные в жалобе, поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить.
Стороной ответчика решение суда в какой-либо его части не оспаривается.
В соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы.
Изучив материалы дела, обсудив апелляционную жалобу, выслушав представителя апеллянта Соколову Н.В., поддержавшую эти доводы, представителя ответчика Вставскую В.Г., указавшую на необоснованность жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований для изменения или отмены судебного решения.
Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ее статье 7 (часть 1), гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту.
В целях обеспечения конституционного права каждого на получение пенсии законодатель вправе, как это вытекает из статьи 39 (часть 2) Конституции РФ, определять механизм его реализации, включая закрепление в законе правовых оснований назначения пенсий, установление их размеров и порядка исчисления, особенностей приобретения права на пенсию отдельными категориями граждан.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», вступившим в силу с 01 января 2015 года, за исключением частей 14 и 15 статьи 17.
Статьей 8 настоящего Федерального закона предусмотрено, что право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 приведенного Федерального закона страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
Аналогичные положения были предусмотрены ранее действовавшим Федеральным законом от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 статьи 30, Правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (ч. 2 ст. 30 Закона о страховых пенсиях).
В пп. «б» п. 1 Постановления Правительства РФ от 16.07.2014 г. № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» указано, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда, применяются: Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 г. № 10 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение», Список № 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный Постановлением Советом Министров СССР от 22.08.1956 г. №1173 «Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах», - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 01.01.1992 г.
Списком № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденным Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 г. № 10, в разделе XXVII «Строительство, реконструкция, техническое перевооружение, реставрация и ремонт зданий, сооружений и других объектов» поименованы мастера строительных и монтажных работ, а также производители работ.
Как следует из материалов дела, 21.11.2019 г. Завязочников Ю.В. в ГУ УПФ РФ в Советском АО г. Омска за досрочным назначением страховой пенсии по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона №400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Решением ГУ УПФ РФ в Советском АО г. Омска от 04.12.2019 г. № <...> Завязочникову Ю.В. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости по причине отсутствия требуемой продолжительности стажа на соответствующих видах работ.
Принимая решение об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, пенсионным органом, в том числе, рассматривался вопрос о включении следующих периодов работы Завязочникова Ю.В. в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости: с 13.06.1985 г. по 06.10.1999 г. в качестве мастера РСЦ в <...>»; отпуска без сохранения заработной платы 01.01.2003 г., с 01.01.2004 г. по 02.01.2004 г.
Пенсионным органом было установлено, что при требуемом специальном стаже в 12 лет 06 месяцев, специальный стаж у истца пенсионным органом не установлен, страховой стаж составил 39 лет 10 месяцев 14 дней.
Не согласившись с указанным решением, Завязочников Ю.В. обратился в суд с настоящим иском.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что в специальный стаж Завязочникова Ю.В. подлежит включению период работы с 13.06.1985 г. по 31.12.1991 г. в должности мастера (в ремонтно-строительном цехе) в <...> а также предшествующий работе период службы в Советской Армии - с 21.04.1983 г. по 22.04.1985 г.
В указанной части решение суда не оспаривается.
Апеллянт вместе с тем полагает, что у него имеется право на досрочное назначение пенсии по старости, поскольку включению в льготный стаж подлежит так же период его работы в той же должности и после 01.01.1992 г., ссылаясь на Список № 2, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 г. № 10, в соответствии с которым должность мастера ремонтно-строительных работ подразумевает, по его мнению, должность мастера строительных и монтажных работ.
Данные доводы подлежат отклонению, как основанные на неверном понимании правовых норм, регулирующих спорные правоотношения.
В силу абзаца 1 пункта 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516, в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных списками, не менее 80 процентов рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций. Если работники в связи с сокращением объемов производства работали в режиме неполной рабочей недели, но выполняли в течение полного рабочего дня работы, дающие право на пенсию в связи с особыми условиями труда, то специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, исчисляется им по фактически отработанному времени (пункт 5 Разъяснений Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 года N 5 "О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет", утвержденных постановлением Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 года N 29).
При этом вышеизложенные Разъяснения подлежат применению к периодам работы, имевшим место после 1 января 1992 года, с учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 29 января 2004 года N 2-П, согласно которой за гражданами, приобретшими пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2011 г. N 258н во исполнение пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 утвержден Порядок подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 названного порядка подтверждению подлежат, в частности, периоды работы с тяжелыми условиями труда.
Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 ноября 2014 г. N 958н утвержден перечень документов, в том числе необходимых для назначения досрочной страховой пенсии по старости. К таким документам подпунктом "а" пункта 2 названного перечня отнесены документы, подтверждающие периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Условия и порядок подтверждения страхового стажа, в том числе для назначения досрочной страховой пенсии по старости, определены статьей 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Так в силу части 1 названной статьи при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Кроме того, Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 года № 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий.
Подпунктом «а» пункта 4 названных правил определено, что периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды, предусмотренные пунктом 2 настоящих Правил, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Аналогичные положения содержатся в пункте 3 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 31 марта 2011 г. N 258н.
В соответствии с пунктом 4 указанного Порядка в случаях, когда необходимы данные о характере работы и других факторах (показателях), определяющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, установленные для отдельных видов работ (деятельности), например, о занятости на подземных работах, о выполнении работ определенным способом, о работе с вредными веществами определенных классов опасности, о выполнении работ в определенном месте (местности) или структурном подразделении, о статусе населенного пункта, о выполнении нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки) и др., для подтверждения периодов работы принимаются справки, а также иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.
Справки выдаются на основании документов соответствующего периода времени, когда выполнялась работа, из которых можно установить период работы в определенной профессии и должности и (или) на конкретных работах (в условиях), дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
В соответствии с частью 2 статьи 14 Закона о страховых пенсиях при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Как следует из материалов дела, Завязочников Ю.В. <...> принят в РСЦ (ремонтно-строительный цех) мастером в <...>. Во исполнение Указа Президента РФ от 01.02.1992 г. № 721 <...> с 17.03.1993 г. реорганизован в <...>
- 18.07.1996 г. <...>» переименован в <...>»;
- 06.10.1999 истец уволен по собственному желанию.
По сведениям БУ Омской области «Исторический архив Омской области» Завязочников Ю.В. принят мастером РСЦ с <...>, ему предоставлялись отпуска ежегодные и дополнительные за ненормированный рабочий день. Кроме того, в декабре 1986 г. последний был временно назначен начальником своего цеха. <...> Завязочников Ю.В. уволен по собственному желанию.
Дата регистрации в системе обязательного пенсионного страхования <...>
Таким образом, юридически значимыми для определения права на досрочное пенсионное обеспечение истца, и подлежащими доказыванию, для периодов, имевших место после 1 января 1992 года и до 06.10.1999 г. является характер работы истца, имела ли место занятость выполнением работ, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, а так же и факт осуществления данного вида работы постоянно в течение полного рабочего дня (не менее 80 % рабочего времени).
Как было указано выше, согласно разделу XXVII «Строительство, реконструкция, техническое перевооружение, реставрация и ремонт зданий, сооружений и других объектов» Списка № 2, утвержденного постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10, право на назначение пенсии по старости на льготных условиях имеют: «мастера строительных и монтажных работ» (код 2290100б-23419), «производители работ» (код 2290000б-24441).
Наименование должности «мастер» данным Списком не предусмотрено.
В соответствии с правилом ст.56 ГПК РФ, истец обязан доказать тот факт, что в период 1992-1999 г. он постоянно в течение всего рабочего дня выполнял работу мастера строительных и монтажных работ.
Такие доказательства в деле отсутствуют.
Архивные справки соответствующих сведений не содержат, из представленных в дело копий Устава и иных документов <...>» не следует, что одним из основных видов деятельности предприятия было новое строительство или ведение монтажных работ.
Доводы истца о том, что занимаемая им должность мастера идентична должности мастера строительных и монтажных работ не имеет фактического подтверждения
Таким образом, решение суда в данной части является законным и обоснованным, а суждения истца об обратном несостоятельными.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда по доводам жалобы истца не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Советского районного суда г. Омска от 26 июня 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Завязочникова Ю.В. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи