к делу№
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
<адрес> «17» октября 2018 года
Майкопский городской суд в составе:
Председательствующего - судьи Рамазановой И.И.,
при секретаре ФИО2,
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> к ФИО1 о взыскании неосновательного обогащения,
У С Т А Н О В И Л :
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> (далее по тексту ГУ – УПФ РФ в <адрес>) обратилось в суд с иском к ФИО1 о взыскании неосновательного обогащения ив его обосновании указало, что ГУ – УПФ РФ в <адрес> осуществляло ежемесячную выплату ответчику ФИО1, как лицу осуществляющему ход за ребенком инвалидом. ГУ – УПФ РФ в <адрес> стало известно о том, что ответчик ФИО1 имеет статус работающего застрахованного лица с июня 2017 года, в связи с чем, ежемесячная выплата была приостановлена с 01.04.2018 года. В связи с тем, что ответчик несвоевременно известил ГУ – УПФ РФ в <адрес> о поступлении на работу, за ней образовалась переплата ежемесячной компенсационной выплаты по уходу в размере 60 500 рублей, ввиду чего просит взыскать указанную сумму с ответчика.
В судебном заседании представитель истца ФИО3 поддержала заявленные исковые требования, просила их удовлетворить.
Ответчик ФИО1 в судебном заседании просила в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме. Поскольку не знала о том, что работа по трудовому договору в Управляющей копании явится основанием для приостановления выплат.
Выслушав доводы и мнение сторон, исследовав материалы дела, суд полагает заявленные исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N175 "О ежемесячных выплатах лицам, осуществляющим уход за детьми - инвалидами и инвалидами с детства 1 групп", предусмотрено установление ежемесячных компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, которые осуществляют уход за детьми - инвалидами и инвалидами с детства 1 групп, то есть такой категории граждан, которые нуждаются в предоставлении особых мер социальной защиты.
Изданные в соответствии с названным Указом Президента Российской Федерации, Правила предусматривают компенсационные выплаты исключительно для неработающих трудоспособных граждан, способных к труду, но оставивших работу ввиду необходимости осуществления ухода за нетрудоспособными лицами и не имеющими вследствие этого какого-либо дохода в виде заработка либо пенсии (пособия).
Правилами осуществления ежемесячных компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами в возрасте до 18 лет или инвалидами с детства I группы, утвержденными постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 397, предусмотрено, что компенсационная выплата устанавливается неработающему трудоспособному лицу, осуществляющему уход, на весь период осуществления ухода за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалидом с детства I группы. Указанная выплата производится к установленной ребенку-инвалиду в возрасте до 18 лет или инвалиду с детства I группы пенсии и осуществляется в течение периода осуществления ухода за ним в порядке, установленном для выплаты соответствующей пенсии.
Подпунктом "д" пункта 12 правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 397, предусмотрено, что осуществление ежемесячной выплаты прекращается помимо прочего при выполнении лицом, осуществляющим уход, оплачиваемой работы.
В соответствии с пунктом 13 указанных правил лицо, осуществляющее уход, обязано в течение 5 дней известить орган, осуществляющий выплату пенсии, о наступлении обстоятельств, влекущих прекращение осуществления компенсационной выплаты.
Из содержания вышеприведенных норм следует, что компенсационная выплата устанавливается лицу, осуществляющему уход, и именно на него возложена обязанность уведомить пенсионный орган о наступлении обстоятельств, влекущих прекращение осуществления компенсационной выплаты.
Пенсионное законодательство предусматривает, что лица, которым назначена пенсия, несут ответственность за недостоверность сведений, содержащихся в заявлениях, представляемых ими в пенсионный орган, для назначения и выплаты пенсии. В случае, если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений повлекло за собой перерасход средств на выплату пенсий, виновные лица возмещают пенсионному органу причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (ст. 25 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», п. 4 ст. 24 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»).
В соответствии со ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных ст. 1109 Кодекса.
В целях определения лица, с которого подлежит взысканию необоснованно полученное имущество, суду необходимо установить наличие самого факта неосновательного обогащения (то есть приобретения или сбережения имущества без установленных законом оснований), а также того обстоятельства, что именно это лицо, к которому предъявлен иск, является неосновательно обогатившимся лицом за счет лица, обратившегося с требованием о взыскании неосновательного обогащения.
Соответственно, взыскание необоснованно полученной компенсационной выплаты, предусмотренной Указом Президента Российской Федерации от № от ДД.ММ.ГГГГ "О ежемесячных выплатах лицам, осуществляющим уход за детьми - инвалидами и инвалидами с детства 1 групп", должно производиться с того лица, которое фактически получало и пользовалось указанной выплатой в отсутствие предусмотренных законных оснований.
Судом установлено и следует из материалов дела, что ответчику ФИО1 была назначена компенсационная выплата по осуществлению ухода за ребенком инвалидом ФИО4
Также установлено, что ответчик ФИО1 имеет статус работающего застрахованного лица с июня 2017 года, в связи с чем, ежемесячная выплата была приостановлена с ДД.ММ.ГГГГ. В указанный период согласно расчёту истца образовалась переплата на общую сумму 60 500 рублей.
При таких обстоятельствах, с учетом того, что ответчиком не были соблюдены требования пенсионного законодательства, исковое заявление подлежит удовлетворение, в связи с чем, с ответчика надлежит взыскать неосновательное обогащение в размере 60 500 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> к ФИО1 о взыскании неосновательного обогащения, удовлетворить.
Взыскать с ФИО1 в пользу Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> неосновательное обогащение в размере 60 500 (шестьдесят тысяч пятьсот) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Адыгея через Майкопский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий Рамазанова И.И.