УИД 68RS0004-01-2017-003520-59
№ 33-3693/2020 (2-4/2019)
Судья Дробышева Е.В.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
23 декабря 2020 года г. Тамбов
Апелляционная инстанция судебной коллегии по гражданским делам Тамбовского областного суда в составе
председательствующего судьи Кочергиной Н.А.
судей Александровой Н.А., Сорокиной С.Л.
при секретаре Ивановой А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тамбовской и Липецкой областях к Брижан В.В. и Брижан С.А. об установлении границ земельного участка и аннулировании из ЕГРН сведений о земельном участке
по апелляционной жалобе Межрегионального Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тамбовской и Липецкой областям на решение Тамбовского районного суда Тамбовской области от 25 апреля 2019 года.
Заслушав доклад судьи Кочергиной Н.А., судебная коллегия
установила
МТУ «Росимущества» в Тамбовской и Липецкой областях обратилось в суд с иском к Брижан В.В., Брижан С.А. об установлении границ земельного участка с КН ***, просит включить в его состав часть земельного участка с КН *** площадью *** кв.м, принадлежащего ответчику, также просит аннулировать из ЕГРН сведения о земельном участке с кадастровым номером *** площадью *** кв.м, категория земель – земли населенных пунктов; разрешенное использование – для ведения личного подсобного хозяйства, адрес объекта: ***.
В обоснование своих требований в заявлении истец указал, что земельный участок с КН ***, категории земель лесного фонда, площадью *** кв.м, расположенный по адресу, указанному в решении суда, сведения о данном земельном участке внесены описательным способом. Собственником данного участка является Российская Федерация.
Согласно кадастровому делу, из исходного земельного участка с КН ***, при его разделе, на основании межевого плана от ***, с уточнениями от *** и от ***, установлены границы лесного квартала *** и выделенный земельный участок поставлен на кадастровый учет *** с КН ***. Таким образом, было уточнено местоположения границ лесного квартала ***.
На основании постановления администрации Тамбовского района *** от *** из земель квартала с КН ***, находящегося в государственной собственности, образован земельный участок площадью *** кв.м, местоположение: ***, в северной части кадастрового квартала. Категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства.
Сведения о данном земельном участке внесены в Государственный кадастр недвижимости *** с КН ***, то есть до выдела и формирования границ лесного квартала ***.
Постановлением администрации Тамбовского района от 04.02.2014 спорный земельный участок был предоставлен в аренду С
Постановлением администрации Тамбовского района *** от *** земельный участок предоставлен в собственность С на основании договора купли-продажи, государственная регистрации права в ЕГРН произведена 27.12.2014г.
На основании договора купли-продажи от 21.01.2015г., заключенного между С и Брижан В.В., за Брижан В.В. 19.01.2015г. зарегистрировано право собственности на данный земельный участок.
Постановлением администрации Новолядинского поссовета от 07.10.2016г. *** земельному участку присвоен адрес: ***. Постановлением администрации Новолядинского поссовета 11.10.2016г. утвержден градостроительный план спорного земельного участка под строительство индивидуального жилого дома и выдано разрешение на строительство. 08.11.2016г. за Брижан В.В. зарегистрировано право собственности на возведенный на спорном земельном участке жилой дом.
При проведении работ по уточнению границ лесничеств и постановке лесных участков на государственный кадастровый учет в актуальной системе координат «***» было выявлено, что земельный участок с КН *** площадью *** кв.м. частично пересекает земли лесного фонда с КН ***, площадь пересечения составляет *** кв.м. В настоящее время этот земельный участок исключен из земель лесфонда, поскольку необоснованно в ЕГРН внесены сведения о том, что он находится на землях населенных пунктов.
Решением Тамбовского районного суда Тамбовской области от 25 апреля 2019 года в удовлетворении исковых требований Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тамбовской и Липецкой областях отказано.
Апелляционным определением Тамбовского областного суда от 12 августа 2020 года указанное решение суда отменено, установлены границы земельного участка с КН ***, включены в его состав часть земельного участка с КН *** площадью *** кв.м, принадлежащего Брижан В.В., согласно схеме *** (вариант 2), выполненной экспертом Я ООО «ЛРЦСЭ». Внесены изменения в ЕГРН сведения о границах и площади земельного участка с КН ***, согласно схеме *** (вариант 2), выполненной экспертом Я ООО «ЛРЦСЭ».
Судебной коллегией по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции 20 августа 2020 года отменено вышеназванное апелляционное определение и дело направлено в суд апелляционной инстанции на новое рассмотрение.
В апелляционной жалобе Межрегионального Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тамбовской и Липецкой областям выражено несогласие с решением Тамбовского районного суда Тамбовской области от 25 апреля 2019 года.
Автор жалобы просит удовлетворить исковые требования в полном объеме, выражает несогласие с выводами эксперта, проводившего судебную экспертизу, указав, что отвечая на поставленный судом вопрос, эксперт дал не полный ответ на него, а именно: указал площадь пересечений и не указал координаты. В этой связи Территориальное управление ходатайствовало о назначении по делу дополнительной экспертизы, однако суд отказал в удовлетворении данного ходатайства.
В обоснование исковых требований Территориальное управление приобщило к материалам дела заключение кадастрового инженера А, которое в совокупности с судебной экспертизой позволило бы, по мнению автора, вынести законное и обоснованное решение, однако суд не дал оценки данному заключению кадастрового инженера.
Указывает на то, что в решении суда не указаны мотивы, по которым суд одни доказательства принял во внимание, а другие судом отвергнуты. Допущенные нарушения процессуального права, по мнению автора жалобы, являются существенными.
Кроме того, автор жалобы считает, что выводы суда относительно того, что лесоустроительные документы носят предположительный характер и сведения о территории земельного участка государственного лесного фонда внесены в ЕГРН по картам-схемам приблизительно без конкретных точек и координат, противоречат нормам материального права. А ссылку суда на положения Федерального закона от 29.07.2017 года №280-ФЗ считают несостоятельной.
В возражениях на апелляционную жалобу Брижан В.В., Брижан С.А. считают обжалуемое решение суда законным и обоснованным.
Изучив дело, обсудив доводы жалобы, заслушав лиц, участвующих в деле, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В силу п. 1 ст. 8 ЛК РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
В соответствии со ст. 68, 69 ЛК РФ в случаях закрепления на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплутационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных лесов и лесных участков, местоположение границ может быть закреплено на местности с помощью лесоустроительных, лесохозяйственных знаков и (или) указано на картах лесов.
Целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В силу п. 7 ст. 11.9 ЗК РФ не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, за исключением земельного участка, образуемого для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также водохранилищ, иных искусственных водных объектов.
В соответствии со ст. 67, 92 ЛК РФ лесоустройство проводится на землях лесного фонда, а также на землях, указанных в ч. 3 ст. 23 настоящего Кодекса. Правила проведения лесоустройства устанавливаются лесоустроительной инструкцией, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Государственный кадастровый учет лесных участков и государственная регистрация прав на лесные участки, ограничений прав на лесные участки, обременений лесных участков осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Согласно ч. 7 ст. 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости.
В силу ч. 2 ст. 8 Закона о государственной регистрации недвижимости, к основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений.
Пунктом 3 ч. 4 ст. 8 Закона о государственной регистрации предусмотрено, что в кадастр недвижимости вносятся сведения об описании местоположения объекта недвижимости.
В соответствии с ч. 8 ст. 22 Закона о государственной регистрации недвижимости, местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.
В статье 18 Закона о государственной регистрации недвижимости установлен перечень представляемых для осуществления кадастрового учета документов.
В силу положений ст. 4.2 Федерального закона от 04 декабря 2006 года № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План лесного участка в составе земель лесного фонда, выданный до 1 января 2015 года, признается юридически действительным. Сведения о ранее учтенных участках лесного фонда и лесных участках в составе земель лесного фонда с учетом установленного законодательством о государственном кадастре недвижимости состава сведений государственного кадастра недвижимости об объекте недвижимости переносятся в соответствующие разделы этого кадастра в сроки и в порядке, которые установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Согласно ст. 4.4. данного закона в случае, если до 1 января 2015 года государственный кадастровый учет лесных участков в составе земель лесного фонда не осуществлялся, для проведения государственной регистрации прав на такие лесные участки и сделок с ними вместо кадастрового плана или кадастрового паспорта представляются планы лесных участков и идентификация лесного участка в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляется по условному номеру, который присваивается такому лесному участку в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
Согласно п. 10 ст. 3 Федерального закона № 137-ФЗ от 25 октября 2001 года «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», распоряжение земельными участками, указанными в ст. 3.1 настоящего Федерального закона, осуществляется после государственной регистрации права собственности на них, если настоящим Федеральным законом или другим федеральным законом не предусмотрено иное. Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для осуществления распоряжения ими.
Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, земельный участок с КН ***, категории земель лесного фонда, площадью *** кв.м, расположенный по адресу, указанному в решении, поставлен на учет в ГКН 24.07.2003г., граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями законодательства. Сведения о данном земельном участке внесены описательным способом. Собственником данного участка является Российская Федерация.
На основании постановления администрации Тамбовского района *** от *** из земель квартала с КН ***, находящегося в государственной собственности, образован земельный участок площадью *** кв.м. Категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства.
Сведения о данном земельном участке внесены в Государственный кадастр недвижимости 28.03.2013 до выдела и формирования границ лесного квартала ***.
В соответствии с ч. 8 ст. 4 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» кадастровые сведения являются общедоступными, за исключением кадастровых сведений, доступ к которым ограничен федеральным законом.
В соответствии со ст. 71 ЛК РФ в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются юридическим лицам, в аренду, безвозмездное срочное пользование - гражданам (часть 1).
Таким образом, федеральным законодательством не предусмотрена возможность нахождения в собственности граждан земельных участков из состава земель лесного фонда.
В силу ч. 6 ст. 39 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» согласование границ лесных земельных участков производится без установления их на местности.
В соответствии с ч. 6 ст. 47 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» участки лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, но вещные права на которые и их ограничения, в том числе аренда, зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План участка лесного фонда, а также документ, содержащий описание участка лесного фонда и удостоверенный соответствующим органом, осуществляющим государственный учет участков лесного фонда, признаются юридически действительными. Лесной участок соответствует участку лесного фонда.
На основании п. 2 ст. 4.2 Федерального закона от 4 декабря 2006 г. № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» план лесного участка в составе земель лесного фонда, выданный до 1 января 2015 года, признается юридически действительным.
Таким образом, при отсутствии государственного кадастрового учета земель государственного лесного фонда земельный участок признается государственным лесным фондом по материалам лесоустройства.
Судом первой инстанции верно установлено, что сведения о территории земельного участка государственного лесного фонда внесены в ЕГРН по картам-схемам приблизительно без конкретных точек и координат площади. Данных, свидетельствующих о нарушении процедуры межевания и постановки на кадастровый учет земельного участка ответчика не установлено. Пересечений при уточнении границ лесфонда, в частности, лесного квартала *** (КН ***) выявлено не было.
Согласно заключению эксперта, пересечение границ земельного участка с КН *** (лесной квартал ***) и земельного участка с КН *** согласно сведениям об их местоположении, содержащимся в ЕГРН, а также на местности, определяемые по фактическим натурным лесоустроительным знакам (деревянный квартальный столб) отсутствует. При этом в заключении эксперт указывает, что по имеющемуся картографическому материалу лесного квартала *** и сведений ГКН на земельный участок с КН *** пересечение данных участков имеется.
Суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о том, что данное заключение эксперта содержит подробное описание проведенного исследования и указал, что при его составлении экспертом были учтены все документы, содержащиеся в материалах дела, подробно исследованы объекты на местности, ограждения, дороги, линии электропередач, землеустроительные знаки – квартальные столбы, выводы и ответы на поставленные судом вопросы последовательны и четко обоснованы. Заключение выполнено экспертом, имеющим соответствующие образование и специальность, с чем также соглашается и судебная коллегия.
В соответствии с ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи. Правила настоящей части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 1 января 2016 года.
Согласно положениям ст. 60.2 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», если при осуществлении государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, права на который возникли до 1 января 2016 года и до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о местоположении границ лесного участка, было выявлено пересечение границ такого земельного участка с границами лесного участка, лесничества, лесопарка, данное обстоятельство не является препятствием для осуществления государственного кадастрового учета указанного земельного участка (ч.1).
Если при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на образуемый земельный участок, на котором расположен объект недвижимости, права на который возникли до 1 января 2016 года и зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости, было выявлено пересечение границ указанного земельного участка с границами лесного участка, лесничества, лесопарка, данное обстоятельство не является препятствием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на указанный земельный участок (ч.2).
Орган регистрации прав вносит в Единый государственный реестр недвижимости изменения описания местоположения границ и площади лесного участка в целях приведения их в соответствие с описанием местоположения границ, содержащимся в межевом плане земельного участка, представленном вместе с заявлением о государственном кадастровом учете в связи с уточнением границ земельного участка или о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав на земельный участок (ч.3).
Границы лесных участков изменяются в соответствии с описанием местоположения границ земельного участка, содержащимся в сведениях Единого государственного реестра недвижимости, в случае выявления их пересечения с границами земельного участка, права на который зарегистрированы до 1 января 2016 года, если пересечение их границ было выявлено органом регистрации прав при осуществлении регистрации прав на данный земельный участок, обнаружении ошибки, указанной в части 3 статьи 61 настоящего Федерального закона (далее также - реестровая ошибка), в том числе выявленной по заявлению правообладателя земельного участка (ч.4).
В случае, если в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости земельный участок предназначен для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства, личного подсобного хозяйства, строительства и (или) эксплуатации жилого дома, но относится к категории земель лесного фонда и это было выявлено органом регистрации прав при осуществлении регистрации прав на такой земельный участок, обнаружении реестровой ошибки, в том числе выявленной по заявлению правообладателя такого земельного участка, орган регистрации прав вносит в сведения Единого государственного реестра недвижимости изменения в части отнесения такого земельного участка к категории земель сельскохозяйственного назначения либо к категории земель населенных пунктов.
В случаях, предусмотренных чч. 4, 5 и 9 настоящей статьи, решение о необходимости устранения реестровой ошибки не направляется заинтересованным лицам и их согласие на ее устранение не требуется (п.10).
Таким образом, у МТУ «Росимущества», как органа, уполномоченного управлять и распоряжаться участками лесного фонда, имелась фактическая и юридическая возможность установить, в случае его наличия, факт формирования участка ответчика на землях лесного фонда. Однако при формировании выделяемого из земельного участка ***, земельного участка с КН *** (лесной квартал ***), который выделялся после постановки на кадастровый учет земельного участка с КН 68:20:0101001:3477, наличие пересечений не выявлено и лесной квартал, судя по материалам кадастрового дела (КН ***), граничит с землями населенного пункта ***.
Земельный участок, принадлежащий ответчику, никем не оспорен. Границы земельного участка лесного фонда (лесной квартал 97) уточнены в соответствии с положениями действующего законодательства и сведения о них внесены в ЕГРН, пересечения с землями населенного пункта отсутствуют. Права собственности на земельный участок с кадастровым номером *** возникли до ***, в связи с чем, в силу приведенных норм права, он не может быть отнесен к землям лесного фонда.
Поскольку обстоятельства по делу судом установлены правильно, представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка по правилам ст. 67 ГПК РФ, применен закон, подлежащий применению, решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам, изложенным в апелляционной жалобе, не имеется.
Нарушений норм материального и процессуального права, в том числе - предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, являющихся основанием для отмены решения суда в апелляционном порядке, судом первой инстанции при рассмотрении данного дела не допущено.
Руководствуясь ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила
Решение Тамбовского районного суда Тамбовской области от 25 апреля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрегионального Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тамбовской и Липецкой областям – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи