Дело ... (12-2134/2023;)
УИД 16RS0...-94
Р Е Ш Е Н И Е
... ...
Судья Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан Касимуллин Р.Ш., рассмотрев дело по жалобе Адуллина Э.Д. на постановление заместителя начальника отдела государственной инспекции труда в ... - главного государственного инспектора труда .. ...-И/12-60353-И/45-82 от ... по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту – КоАП РФ),
УСТАНОВИЛ:
постановлением заместителя начальника отдела государственной инспекции труда в ... - главного государственного инспектора труда .. ...-И/12-60353-И/45-82 от ... Адуллина Э.Д. привлечена к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 15.33.2 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 300 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, Адуллина Э.Д. обратилась в суд с жалобой, в которой просит его отменить, указав в обоснование доводов жалобы о том, что о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, а также рассмотрении дела, она извещена не была. Указанные процессуальные документы были составлены в один день – ..., однако ни в этот день, ни в последующие дни, указанный административный орган она не посещала. Постановление и протокол об административном правонарушении были ей переданы непосредственным руководителем в ООО «Агросила-Коммерция» ..., в связи с чем также ходатайствует о восстановлении пропущенного срока для обжалования.
Адуллина Э.Д. и представитель труда Государственной инспекции труда в ..., надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд не явились, судья полагает возможным рассмотрение жалобы в их отсутствие.
Изучив доводы жалобы и материалы дела об административном правонарушении, судья приходит к следующему.
В соответствии со статьей 30.3 КоАП РФ, жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления. В случае пропуска срока, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу.
В соответствии с частью 1 и 2 статьи 29.11 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела. Копия постановления по делу об административном правонарушении вручается под расписку физическому лицу, или законному представителю физического лица, или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также потерпевшему по его просьбе либо высылается указанным лицам по почте заказным почтовым отправлением в течение трех дней со дня вынесения указанного постановления.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что срок обжалования постановления от ... заявителем не пропущен, поскольку получение ею копии указанного постановления ... и обращение ... с жалобой в суд свидетельствует о соблюдении срока обжалования постановления, предусмотренного частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ. Достоверных данных, опровергающих доводы заявителя о получении ею копии обжалуемого постановления ранее ..., материалы дела об административном правонарушении не содержат, как и не содержат сведений о вручении ей этого постановления.
При таких обстоятельствах необходимость в восстановлении срока для обжалования вышеназванного постановления отсутствует, поскольку установленный законодательством срок для подачи жалобы не пропущен.
В силу пункта 8 части 2 статьи 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления.
Обжалуемое постановление по делу об административном правонарушении вынесено правомочным должностным лицом в порядке и сроки, предусмотренные действующим административным законодательством. Должностное лицо руководствовалось положениями части 2 статьи 15.33.2 КоАП РФ и назначило наказание в пределах санкции данной статьи.
Однако при его вынесении не было учтено следующее.
При возбуждении дела об административном правонарушении должны быть обеспечены установленные в положениях статей 25.1 и 28.2 КоАП РФ гарантии защиты прав лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении.
В силу части 1 статьи 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с названным Кодексом.
Дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента составления протокола об административном правонарушении или вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении (пункт 3 части 4 статьи 28.1 КоАП РФ).
По смыслу статьи 28.2 КоАП РФ протокол об административном правонарушении составляется с участием физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении.
Согласно части 3 данной статьи при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, разъясняются их права и обязанности, предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, о чем делается запись в протоколе.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (часть 4 статьи 28.2 КоАП РФ).
В силу части 2 статьи 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела, и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Данная норма является важной конституционной гарантией защиты прав и свобод лица, привлекаемого к административной ответственности.
В ходе рассмотрения жалобы установлено, что протокол по делу об административном правонарушении и постановление о привлечении Адуллиной Э.Д. к административной ответственности были составлены ... в ее отсутствие.
При этом материалы дела сведений об извещении о необходимости явки Адуллиной Э.Д. в административный орган на указанную дату не содержат.
Цель извещения состоит в том, что лицо, в отношении которого составляется протокол, должно иметь точное представление как о времени и месте его составления, так и о конкретном факте нарушения, в связи с которым в указанное в извещении время будет составляться протокол. Надлежащее извещение лица, привлекаемого к ответственности, входит в задачу органов, уполномоченных составлять протоколы.
Ненадлежащее извещение лица, привлекаемого к административной ответственности, о времени и месте составления протокола является существенным нарушением порядка привлечения к административной ответственности, поскольку лицо, привлекаемое к ответственности, в таком случае лишается предоставленных КоАП РФ гарантий защиты: права на ознакомление с материалами дела, дачу объяснений по существу предъявленных обвинений, права пользоваться юридической помощью защитника. Соблюдение положений статьи 28.2 КоАП РФ достигается не только в случае присутствия лица, привлекаемого к административной ответственности, но и при его отсутствии при условии его надлежащего извещения о времени и месте составления протокола об административном правонарушении.
Таким образом, на момент составления протокола об административном правонарушении у должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении, отсутствовали сведения о надлежащем извещении Адуллиной Э.Д. о времени и месте составления протокола об административном правонарушении.
Изложенное, с учетом положений статьи 1.5 КоАП РФ, не позволяет сделать вывод о составлении протокола об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 28.2 названного кодекса.
Как предусмотрено статьей 26.2 КоАП РФ, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются, в том числе протоколом об административном правонарушении.
Не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, если указанные доказательства получены с нарушением закона.
Поскольку протокол об административном правонарушении, содержащий описание обстоятельств правонарушения и квалификацию действия (бездействия) лица, является основным документом, на основании которого впоследствии рассматривается дело об административном правонарушении и принимается решение о виновности лица, то составление протокола с существенными нарушениями прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении может повлечь в дальнейшем отмену постановления по делу, если таковое состоится, в основу которого может быть положен составленный с нарушениями закона протокол.
Изложенное свидетельствует о том, что в ходе производства по делу об административном правонарушении административным органом не были созданы необходимые условия для обеспечения процессуальных гарантий прав лица, привлекаемого к административной ответственности, предусмотренных статьями 28.2, 25.1 КоАП РФ, что повлекло нарушение права Адуллиной Э.Д. на защиту.
Таким образом, при составлении протокола об административном правонарушении допущены существенные процессуальные нарушения требований КоАП РФ, которые влекут признание данного протокола недопустимым доказательством.
Согласно ч. 4 ст. 1.5 КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Таким образом, с учетом положений названной выше нормы, отсутствие объективных данных, подтверждающих извещение Адуллиной Э.Д. о дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении по настоящему делу на ..., не позволяют сделать вывод о соблюдении должностным лицом требований части 4 статьи 28.2 КоАП РФ при составлении протокола об административном правонарушении в отношении Адуллиной Э.Д. в ее отсутствие.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 29.4 КоАП РФ на стадии подготовки дела к рассмотрению протокол об административном правонарушении, составленный с нарушением требований статьи 28.2 названного Кодекса, подлежал возвращению составившему его должностному лицу для устранения недостатков.
Протокол об административном правонарушении для устранения недостатков возвращен не был, недостатки протокола не устранялись.
При этом обращаю внимание, что такая возможность утрачена, возвращение протокола для устранения недостатков после начала рассмотрения дела об административном правонарушении нормами КоАП РФ не предусмотрена, устранение указанного нарушения на стадии рассмотрения дела и жалоб невозможно.
По смыслу положений статей 29.1, 29.4 КоАП РФ стадия подготовки дела к рассмотрению не может быть возобновлена после рассмотрения дела по существу. Данное дело по существу было рассмотрено ... (также в отсутствие Адуллиной Э.Д. и сведений о надлежащем ее извещении), что исключает возможность возвращения протокола об административном правонарушении для устранения недостатков.
Допущенное нарушение требований КоАП РФ является существенным, повлияло на всесторонность, полноту и объективность рассмотрения дела, а также законность принятого постановления.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений: об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
С учетом установленных обстоятельств, указанных выше правовых норм, постановление должностного лица по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 15.33.2 КоАП РФ, в отношении Адуллиной Э.Д. от ..., вынесенное заместителем начальника отдела государственной инспекции труда в ... - главным государственным инспектором труда .. о привлечении Адуллиной Э.Д. к административной ответственности по части 2 статьи 15.33.2 КоАП РФ подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушении прекращению в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ, судья
Р Е Ш И Л :
жалобу Адуллина Э.Д. удовлетворить.
Постановление заместителя начальника отдела государственной инспекции труда в ... - главного государственного инспектора труда .. ...-И/12-60353-И/45-82 от ... о привлечении Адуллина Э.Д. к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 15.33.2 КоАП РФ – отменить, производство по делу прекратить в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Татарстан в течение десяти суток через Набережночелнинский городской суд Республики Татарстан.
Судья: подпись Касимуллин Р.Ш.