Дело №2-809/2024
УИД 04RS0020-01-2024-000947-09
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
5 сентября 2024 года г. Северобайкальск
Северобайкальский городской суд Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Дроздовой Ю.А. при секретаре Резеленчук С.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Кочемасовой Л.М. к Администрации МО «Северо-Байкальский район» о признании права состоять в списке граждан, имеющих право на получение жилищной субсидии в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, возложении обязанности восстановить в списке граждан, имеющих право на получение жилищной субсидии в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей,
УСТАНОВИЛ:
Кочемасова Л.М. обратилась в суд с иском к Администрации МО «Северо-Байкальский район», мотивируя заявленные требования тем, что истец включена в список граждан, выезжающих (выехавших) из районов Крайнего Севера и приравненных в ним местностей и имеющих право на получение социальной выплаты в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».
Однако письмом ответчика от 11.06.2024 №1561 истец уведомлена об исключении из упомянутого списка по причине получения социальной выплаты на приобретение жилья на территории Республики Бурятия в соответствии с подпрограммой «Развитие жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия Государственной программы Республики Бурятия «Развитие строительного и жилищно-коммунального комплексов Республики Бурятия», утвержденной постановлением Республики Бурятия от 02.08.2013 № 424.
Указанное обстоятельство свидетельствует о нарушении (оспаривании) ответчиком жилищных прав истца. Приобретение гражданином в собственность жилого помещения не является основанием для исключения его из списка лиц, имеющих право на получение социальной выплаты для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Гражданин может быть исключен из указанного списка лишь в том случае, когда был обеспечен жилым помещением за пределами района Крайнего Севера (приравненных к ним местностей), соответствующим нормам предоставления жилых помещений.
Истец вправе состоять в списке граждан, имеющих право на получение социальной выплаты в соответствии с Законом о жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, поскольку в установленном порядке включена в названный список, по прежнему проживает и работает в п. Новый Уоян Северо-Байкальского района Республики Бурятия, в другую местность на постоянное место жительства не выезжала.
Социальная выплата, полученная истцом в целях переселения из ветхого и аварийного жилого фонда, по своей природе отличается от жилищной субсидии, предусмотренной Законом о жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
Кроме того, условием выдачи государственного жилищного сертификата гражданину, проживающему в жилом помещении, принадлежащем ему и (или) членам его семьи на праве собственности без установленных обременений, является данное им и подписанное всеми совершеннолетними членами его семьи обязательство о безвозмездном отчуждении этого жилого помещения в государственную или муниципальную собственность.
Истец в случае получения жилищной субсидии обязана сдать жилое помещение, принадлежащее на праве собственности в публичную собственность. В случае отчуждения жилого или жилых помещений, принадлежащих на праве собственности, размер предоставляемой жилищной субсидии в силу части 4 статьи 6 Закона о жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, будет уменьшен на сумму, полученную по договору, предусматривающему отчуждение жилого помещения, либо на величину кадастровой стоимости жилого помещения.
Таким образом, истец до настоящего времени не обеспечена государством жилым помещением за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, на данные цели жилищную субсидию не получала, поэтому вправе получить единовременную социальную выплату для приобретения жилого помещения в соответствии с Законом о жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
Просит суд:
- признать за истцом право состоять в списке граждан, имеющих право на получение жилищной субсидии в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2002 №125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», с даты постановки на учет, то есть с 29.05.1997 г.;
- обязать ответчика восстановить истца в списке граждан, имеющих право на получение жилищной субсидии в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», с даты постановки на учет, то есть с 29.05.1997 г.
В судебное заседание истец Кочемасова Л.М. не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, направила в суд заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Представитель истца по доверенности Груздев В.В. в судебном заседании отсутствовал, извещен надлежащим образом, направил в суд заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие. Ранее, принимая участие в судебном заседании, заявленные требования поддержал по доводам изложенным в иске. Суду пояснил, что с 29 мая 1997 г. истец была включена по в списки граждан, имеющих право на получение жилищной субсидии в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей». Значилась в списке до того момента, пока не получила компенсационную выплату. Ответчик считает, что истец не имеет право получить выплату, данная позиция ошибочна, поскольку противоречит действующему законодательству. Кочемасова Л.М. до настоящего времени проживает в Северо-Байкальском районе, то обстоятельство что она получила выплату в связи с переселением и ветхого аварийного фонда не умоляет ее право на получение выплаты по выезду из районов Крайнего севера.
Представитель ответчика Администрации МО «Северо-Байкальский район» в судебное заседание не явился, будучи извещенным о времени и месте рассмотрения дела, согласно имеющемуся в материалах дела заявлению просил о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Представитель третьего лица Министерства строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия в суд не явился, извещен надлежащим образом.
С учетом надлежащего извещения участников процесса, на основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ст. 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что истец Кочемасова Л.М. по состоянию на 01.01.2024 г. состояла в списке граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей по муниципальному образованию «Северо-Байкальский район» в категории «пенсионеры» под номером 15, в общем списке граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей по Республике Бурятия в категории «пенсионеры» под номером 45 с датой постановки на учет 29.05.1997 г., с выездом в Московскую область.
Кочемасова Л.М. включена в вышеуказанные списки ввиду наличия у нее права, подтвержденного соответствующими документами (период проживания, стаж работы).
Также из материалов дела усматривается, что Кочемасова Л.М. проживает по адресу <адрес>. Собственником данного жилого помещения является К.Е.А. (дочь истца).
На основании акта и заключения межведомственной комиссии Администрации МО «Северо-Байкальский район» №189 от 28.05.2018 г. жилой многоквартирный дом по адресу <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу. Из данных документов следует, что на момент обследования комиссией установлена деформация фундамента, значительная степень биологического повреждения фундамента, деформация несущих конструкций, в связи с нарушением технологии строительства, эксплуатационные характеристики здания снижены до предельного уровня.
Признание дома по месту жительства Кочемасовой Л.М. аварийным и подлежащим сносу явилось основанием для включения жилого помещения в перечень жилых помещений, подлежащих переселению в рамках Муниципальной программы МО «Северо-Байкальский район» «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда в зона Байкало-Амурской магистрали на территории муниципального образования «Северо-Байкальский район» на период 2022-2025 г.г.».
Осуществление мероприятий указанной программы осуществлялось в соответствии с Государственной программы Республики Бурятия «Развитие строительного и жилищно-коммунального комплексов Республики Бурятия», утвержденной Постановлением Правительства республики Бурятия № 424 от 02.08.2013, предусматривающей софинансирование местного бюджета из средств федерального и республиканского бюджетов.
По результатам рассмотрения учётного дела Кочемасвой Л.М., сформированного в связи с участием её в программе по переселению как члена семьи собственника аварийного и подлежащего сносу жилья, по адресу <адрес>, жилищной комиссией по вопросам переселения граждан из ветхого и аварийного жилья администрации МО «Северо-Байкальский район» 27 мая 2024 года принято решение №14 о предоставлении К.Е.А. и членам ее семьи в составе матери Кочемасовой Л.М. социальной выплаты в соответствии с п. 2.4 Приложения №1 к Подпрограмме 2 «Развитие жилищного строительства в Республике Бурятия» «Государственной программы Республики Бурятия, утвержденной Постановлением правительства Республики Бурятия № 424 от 02.08.2013 в размере 3 731 070 руб.
31 мая 2024 года Администрацией МО «Северо-Байкальский район» К.Е.А. и члену ее семьи Кочемасовой Л.М. выдано свидетельство о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилья на территории Республики Бурятия на вышеуказанную сумму, сроком действия до 3 марта 2025 г.
Платежным поручением №571272 от 11.06.2024 г. МКУ «Финансовое управление администрации МО «Северо-Байкальский район» произведено перечисление К.Е.А.. денежных средств социальной выплаты на приобретение жилого помещения в суме 3 731 070 руб., часть средств из которых являлись средствами Федерального бюджета Российской Федерации, бюджета Республики Бурятия, подлежащими выплате истцу, как члену семьи собственника, в соответствии с положениями утвержденной Постановлением правительства Республики Бурятия № 424 от 02.08.2013.
Сведений об использовании средства полученной К.Е.А. социальной выплаты на дату рассмотрения дела не имеется.
31 июля 2024 года Администрацией МО «Северо-Байкальский район был представлен в Министерство строительства и модернизации ЖКК РБ уточняющий список граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей по муниципальному образованию «Северо-Байкальский» район, Кочемасова Л.М. из него исключена.
Как следует из представленных документов указанный список был составлен на основании проведенной администрацией в период 2024 года работы по формированию списка, подтвердивших свое участие в процессных мероприятиях, по результатам которого было установлено, что Кочемасова Л.М. получила социальную выплату на приобретение жилья на территории Республики Бурятия в соответствии с подпрограммой 2 «Развитие жилищного-коммунального комплекса Республики Бурятии», государственной программы Республики Бурятия «Развитие строительного и жилищно-коммунального комплексов Республики Бурятия», утвержденной Постановлением правительства РБ № 424 от 02.08.2013 г.
При формировании списка и решении вопроса об исключении в него Кочемасовой Л.М. администрация основывалась на подпункте г) пункта 22 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации комплекса процессных мероприятий Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 № 15, согласно которому основанием для отказа в признании гражданина участником процессных мероприятий является реализации ранее права на улучшение жилищных условий или обеспечение жилым помещением с использованием социальной выплаты или субсидии, предоставленных за счет средств федерального бюджета.
Согласно ст.1 Федерального закона от 25.10.2002г. № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего севера и приравненных к ним местностей не позднее 1 января 1992 г., имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее десяти календарных лет и состояли по месту жительства на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Для целей настоящего Федерального закона не обеспеченными жилыми помещениями для постоянного проживания на территории Российской Федерации, расположенными за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, признаются граждане при соблюдении следующих требований: гражданин, выезжающий из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, и (или) члены его семьи не являются собственниками жилых помещений, расположенных за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, либо являются собственниками жилых помещений, расположенных за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, при условии обеспеченности общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной органом местного самоуправления в соответствии со статьей 50 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, исходя из приведенных указанных положений закона, условиями, влияющими на право получения жилищной субсидии по упомянутому Федеральному закону являются: отсутствие у лиц, претендующих на субсидию, других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или, если жилые помещения имеются, то указанные лица должны являться нуждающимися в улучшении жилищных условий.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.12.2002 № 879 утверждено Положение порядка регистрации и учета граждан Российской Федерации, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на предоставление за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение или строительство жилых помещений в соответствии с № 125-ФЗ.
Согласно подп. «а» п. 21 Положения, граждане снимаются с учета имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, в случае получения социальной выплаты для приобретения жилья заявителем или членом его семьи.
Как установлено судом и следует из материалов дела, субсидия, полученная Кочемасовой Л.М., включенной в состав членов семьи собственника жилого помещения, в целях переселения из ветхого и аварийного жилого фонда по своим условиям, отличается от жилищной субсидии, предусмотренной Федеральным законом «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» от 25.10.2002г. №125-ФЗ.
При этом, приобретаемое жилое помещение по муниципальной программе «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда в зоне БАМа на территории МО «Северо-Байкальский район» должно находиться исключительно на территории Республики Бурятия.
Сведений о выезде Кочемасовой Л.М. за пределы п. Новый Уоян Северо-Байкальского района Республики Бурятия в настоящее время не имеется. Суд приходит к выводу, что цель переселения из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей на данный момент не достигнута.
Факт предоставления истице субсидии по муниципальной целевой программе не исключает получения ею субсидии по вышеназванному федеральному закону, которым гарантирована поддержка гражданам при переселении из районов Крайнего Севера. Сумма полученная истцом за отчужденное жилое помещение подлежит учету при расчете размера субсидии в соответствии со ст. 6 Федеральный закон от 25.10.2002 №125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».
Из материалов дела следует, что Кочемасова Л.М. не имеет жилья за пределами местности приравненной к районам Крайнего Севера в связи с изложенным истец имеет право состоять в списке граждан, выезжающих из местности, приравненной к районом Крайнего Севера на территории МО «Северо-Байкальский район» в соответствии с положениями Федерального, предоставляемой на основании №125-ФЗ, исключение истца из данного списка по состоянию на 1 августа 2024 года являлось не законным.
Таким образом, Кочемасова Л.М. подлежит восстановлению в списке граждан, имеющих право на получение жилищной субсидии в соответствии с Федеральным законом «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».
На основании изложенного, и руководствуясь ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Признать за Кочемасовой Л.М. (<данные изъяты>) право состоять в списке граждан, имеющих право на получение жилищной субсидии в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», с даты постановки на учет, с 29.05.1997 г.
Обязать Администрацию МО «Северо-Байкальский район» восстановить Кочемасову Л.М. (<данные изъяты>) в списке граждан выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей по муниципальному образованию «Северо-Байкальский район», имеющих право на получение жилищной субсидии в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», с даты постановки на учет, с 29.05.1997 г.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия путем подачи апелляционной жалобы через Северобайкальский городской суд Республики Бурятия в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Ю.А. Дроздова
Решение принято в мотивированной форме 18 сентября 2024 года.