Решение по делу № 2а-876/2018 от 19.10.2018

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

02 ноября 2018 года <адрес>

Заводской районный суд <адрес> Республики в составе:

председательствующего судьи Дауркина И.В.,

при секретаре ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело а-876/18 по административному исковому заявлению ОсмаевойЯхиДзеудиновны об оспаривании действий должностных лиц ИЦ МВД по ЧР об отказе в выдаче справки о реабилитации,

установил:

ФИО1 обратилась в суд с данным административным исковым заявлением к МВД по ЧР, указывая, что её родители: отец – Мунаев Зияудин 1929 г.р., мать – Тепаева Меди 1931 г.р. подверглись политическим репрессиям, проживали в <адрес> Казахской ССР, где ДД.ММ.ГГГГ родилась истица. На обращение в ИЦ МВД по ЧР о выдаче ей справки о реабилитации, однако ответом от ДД.ММ.ГГГГ за в этом ей было отказано. Просит признать незаконными действиями и отменить решение ИЦ МВД по ЧР об отказе в выдаче справки о реабилитации и обязать административного ответчика выдать справку о реабилитации ФИО1.

В судебном заседании ФИО1 заявленные требования поддержала в полном объеме и просила их удовлетворить по изложенным в административном иске основаниям. Дополнительно пояснила, что до высылки в Казахскую ССР, ФИО8 жил в <адрес>, а ФИО9 проживала в <адрес>. Познакомились и вступили в гражданский брак уже на спецпоселении в <адрес>, откуда вернулись в ЧИАССР (<адрес>) где-то в августе 1957 года. О жизни того времени знает немного и то слов родителей.

В судебном заседании представитель административного ответчика ФИО4 с иском не согласился, в обоснование представил письменный отзыв.

Выслушав объяснения административного истца и представителя административного ответчика, показания свидетелей, изучив предоставленные материалы, оценив предоставленные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции РФ решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Согласно ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 602 "О дополнительных мерах по реабилитации жертв политических репрессий" установлено, что заявления граждан о реабилитации, которые, будучи детьми, находились вместе с родителями в местах лишения свободы, в ссылке, высылке, на спецпоселении, рассматриваются в порядке и в сроки, установленные Законом Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий".

Согласно ст. 1 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О реабилитации жертв политических репрессий» политическими репрессиями признаются различные меры принуждения, применяемые государством по политическим мотивам, в том числе в виде выселения групп населения из мест проживания, направления в ссылку, высылку и на спецпоселение, а также иное лишение или ограничение прав и свобод лиц, признававшихся социально опасными для государства или политического строя по классовым, социальным, национальным, религиозным или иным признакам, осуществлявшееся по решениям судов и других органов, наделявшихся судебными функциями, либо в административном порядке органами исполнительной власти и должностными лицами и общественными организациями или их органами, наделявшимися административными полномочиями.

В соответствии со ст.1.1 данного Закона РФ подвергшимися политическим репрессиям и подлежащими реабилитации признаются: дети, находившиеся вместе с репрессированными по политическим мотивам родителями или лицами, их заменявшими, в местах лишения свободы, в ссылке, высылке, на спецпоселении; дети, оставшиеся в несовершеннолетнем возрасте без попечения родителей или одного из них, необоснованно репрессированных по политическим мотивам.

Статья 6 Закона РФ "О реабилитации жертв политических репрессий" предусматривает, что заявления о реабилитации могут быть поданы самими репрессированными, а равно любыми лицами или общественными организациями. Заявления подаются по месту нахождения органа или должностного лица, принявшего решение о применении репрессий, либо по месту жительства заявителя, в отношении лиц, указанных в пункте "в" ст. 3 настоящего Закона, - в органы внутренних дел. Органы внутренних дел по заявлениям заинтересованных лиц или общественных организаций устанавливают факт применения ссылки, высылки, направления на спецпоселение, привлечения к принудительному труду в условиях ограничения свободы и иных ограничений прав и свобод, установленных в административном порядке, и составляют заключение и выдают справку о реабилитации или сообщают об отказе в выдаче такой справки.

Решение органов внутренних дел об отказе в выдачесправки ореабилитацииможет быть обжаловано в суд в порядке, предусмотренном для обжалования неправомерных действий органов государственного управления и должностных лиц, ущемляющих права граждан. Следовательно установление факта применения политической репрессии судами действующим законодательством не предусмотрено (ст.7 Закона).

По заявлениям заинтересованных лиц или общественных организаций о признании подвергшимися политическим репрессиям и подлежащими реабилитации лиц, указанных в статье 1.1 настоящего Закона, либо пострадавшими от политических репрессий детей, супругов, родителей репрессированных лиц, указанных в статье 2.1 настоящего Закона, органы прокуратуры и внутренних дел проверяют материалы уголовных и административных дел, составляют заключения и выдают справки о признании лиц подвергшимися политическим репрессиям и подлежащими реабилитации либо пострадавшими от политических репрессий или сообщают об отказе в их выдаче соответственно: органы прокуратуры - в случаях, когда репрессии осуществлялись по решениям судов и внесудебных органов; органы внутренних дел - в случаях, когда репрессии осуществлялись в административном порядке органами исполнительной власти, должностными лицами, общественными организациями или их органами, наделявшимися административными полномочиями. Решения оботказеввыдачесправок о признании лиц подвергшимися политическим репрессиям и подлежащими реабилитациилибо пострадавшими от политических репрессий могут быть обжалованы в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" (ст. 8.1 Закона РФ "О реабилитации жертв политических репрессий").

Предоставление государственной услуги по выдаче справок о реабилитации жертв политических репрессий регламентировано Административным регламентом, утвержденным приказом МВД России от 23.11.2011г .

Непосредственное предоставление государственной услуги осуществляется Информационными центрами территориальных органов МВД России на региональном уровне, в частности Информационным центром МВД по ЧР. (п. 11 Административного регламента).

Действие Административного регламента распространяется на лиц, которые по политическим мотивам были подвергнуты в административном порядке ссылке, высылке, направлению на спецпоселение, привлечению к принудительному труду в условиях ограничения свободы, в том числе в «рабочих колоннах НКВД», а также иным ограничениям прав и свобод (далее - репрессированные); детей, находившихся вместе с репрессированными по политическим мотивам родителями или лицами, их заменявшими, в местах лишения свободы, в ссылке, высылке, на спецпоселении, а также детей, оставшихся в несовершеннолетнем возрасте без попечения родителей или одного из них, необоснованно репрессированных по политическим мотивам (п.п. 2, 2.1, 2.2).

В соответствии с п. 2.3 Административного регламента Министерства внутренних дел по республикам, главные управления, управления Министерства внутренних дел РФ по иным субъектам Российской Федерации, которые в соответствии с Законом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий» на основании архивных документов устанавливают факт применения политической репрессии в административном порядке, составляют заключение и выдают справку о реабилитации либо сообщают об отказе в выдаче такой справки, а также выносят заключение о признании реабилитированным, заключение об отказе в признании реабилитированным (о соответствии либо противоречии законодательству Российской Федерации документов о реабилитации или признании лиц пострадавшими от политических репрессий, выданных в государствах - бывших союзных республиках СССР) по запросам соответствующих ведомств.

В соответствии с п.48 и подп.48.1 Административного регламента ИЦ, принявший заявление к исполнению, проводит проверку факта применения политической репрессии к конкретному лицу по учетам и архивным материалам территориальных органов МВД России на региональном уровне, государственных и иных органов, осуществляющих архивное хранение, а также соответствующих органов государств - бывших союзных республик СССР.

В соответствии с подпунктом 48.2 Административного регламента справка оформляется также лицам, указанным в пункте 2.2 Административного регламента, в случае: документального подтверждения факта принятия решения о применении репрессий по политическим мотивам в административном порядке к родителям или лицам, их заменявшим; реабилитации родителей или одного из них; документального подтверждения сроков нахождения родителей или одного из них в ссылке, высылке, на спецпоселении; документального подтверждения факта рождения (свидетельство о рождении) заявителя в период нахождения его родителей или одного из них в ссылке, высылке, на спецпоселении.

Согласно п.п. 48.3, 49 Административного регламента при отсутствии архивных документальных материалов, подтверждающих факт применения репрессии в административном порядке, осуществляется подготовка мотивированного письма об отказе в выдаче справки о реабилитации. По материалам проверки о применении репрессии сотрудник ИЦ, участвующий в предоставлении государственной услуги, составляет заключение о реабилитации или об отказе в реабилитации. Заключение о реабилитации или об отказе в реабилитации лица: подписывают три должностных лица - непосредственный исполнитель, начальник отдела (отделения) реабилитации и начальник ИЦ; утверждает руководитель соответствующего территориального органа МВД России на региональном уровне; заверяется гербовой печатью.

Частями 8 и 9 ст.226 КАС РФ предусмотрено, что при проверке законности указанных решений, действий (бездействия) суд выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи в полном объеме. Если иное не предусмотрено настоящим кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, в том числе нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные правоотношения.

Согласно ст.62 КАС РФ, ч.11 ст.226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в п. 1 и п. 2 ч. 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Судом установлено, что согласно свидетельства о рождении (повторное) ОсмаеваЯхаДзеудиновна (до замужества – Тепаева) родилась ДД.ММ.ГГГГ году в <адрес> Кахзахской ССР, а не в <адрес>, как указано в исковом заявлении. Мать – Тепаева Меди ( сведения об отчестве, дате рождения и национальности – отсутствуют). Графа об отце – не заполнена.

Между тем факт рождения административного истца на территории Казахской ССР не является достаточным доказательством применения политической репрессии в отношении него или его родителей.

Иных надлежащих и достаточных доказательств, с достоверностью свидетельствующих о проживании родителей административного истца на территории ЧИАССР, применение в отношении их политической репрессии по национальному признаку в виде ссылки, высылки, направления на спецпоселение, нахождения там, снятии с учета спецпоселения и иных ограничений по спецпоселению, а также доказательств рождения административного истца в условиях высылки (специпоселения), каких-либо архивных материалов, свидетельствующих об обратном, суду не представлено.

В судебном заседании в качестве свидетелей допрошены ФИО10 ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО11 ДД.ММ.ГГГГ г.р., которые показали, что истица родилась в Казахской СССР, куда её родители были сосланы по национальному признаку, проживали там до возвращении в Чечню в 1957 года. Когда с родителей сняли режим спецпоселения, в том числе на момент рождения ФИО5, свидетели не знают.

В представленном в суд ответе начальника ИЦ МВД по ЧР ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ указано, что на основании п.1 Указа Президиума ВС СССР от ДД.ММ.ГГГГ «О снятии ограничений по спецпоселениюс чеченцев, ингушей, карачаевцев и членов их семей, выселенных в период Велико Отечественной войны", все лица вышеуказанных национальностей были сняты с учета спецпоселения и освобождены из под административного надзора, а также, в ходе проведенной проверки установлено, что «в архивных материалах ИЦ МВД по Чеченской Республике, Архивного Управления Правительства Чеченской Республики» отсутствует информация о сроках снятия с учета спецпоселения родителей истца, в связи с чем невозможно установить факт рождения в период нахождения его родителей на спецпоселении.

Закон содержит исчерпывающий перечень оснований для реабилитации детей, находившихся вместе с репрессированными по политическим мотивам родителями, а для установления факта применения в отношении ФИО1 политических репрессий уполномоченный орган внутренних дел, исходя из буквального толкования нормы права, устанавливает совокупность двух фактов: нахождение родителя в местах лишения свободы, в ссылке, высылке, на спецпоселении, подтвержденное документально; нахождение ребенка вместе с репрессированным родителем.

При этом, суд принимает во внимание положение п.2 Указа Президиума Верховного Совета СССР от ДД.ММ.ГГГГ, которое предусматривало, что, снятие ограничений с чеченцев по спецпоселению не влечет за собой возвращения им имущества, конфискованного при выселении, и что они не имеют право возвращаться в места, откуда были высланы. Данные ограничения фактически были сняты лишь Указом Президиума ВС СССР N 149/14 от ДД.ММ.ГГГГ "О восстановлении Чечено-Ингушской АССР в составе РСФСР". Данный Указ утвержден Законом N 78 от ДД.ММ.ГГГГ "Об утверждении Указов Президиума Верховного Совета СССР о восстановлении национальной автономии балкарского, чеченского ингушского, калмыцкого и карачаевского народов".

При таких обстоятельствах, у суда есть основания считать, что фактически репрессивные ограничения в отношении чеченцев по свободному их перемещению, выбору места постоянного проживания, запрет возвращаться в места, откуда они были высланы, сохранялся до ДД.ММ.ГГГГ. В связи с чем, семья Тепаевой (ФИО1) Я.Д. могла находиться на спецпоселении до указанной даты, а истица (ФИО7) родилась ДД.ММ.ГГГГ в условиях полного снятия ограничений для репрессированных.

Доводы истицы о том, что ограничения непосредственно затрагивали и права ФИО1, как дочери репрессированных по политическим мотивам, с рождения вместе с родителями и другими детьми проживала на спецпоселении августа 1957 и только с этой даты ее родителям разрешили покинуть временное жилье спецпоселения и их семья переехала в Чечню, суд не может принять во внимание, поскольку в ходе рассмотрения дела суду не представлено объективных и достоверных доказательств того, что к родителям административного истца после ДД.ММ.ГГГГ продолжали применяться ограничения прав и свобод вплоть до рождения заявителя – ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ гр., и указанные ограничения имели распространение на истицу.

Учитывая изложенное, принимая во внимание отсутствие информации о том, что родители административного истца на момент её рождения находились на спецпоселении, руководствуясь положениями ст. 1.1 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий", суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения административных исковых требований о признаниинезаконнымотказа МВД по ЧР в выдаче ФИО1 справки о реабилитации и обязании административного ответчика ей справку о реабилитации, поскольку оспариваемыйотказ принят в соответствии с законом, в пределах полномочий МВД по ЧР, права и свободы административного истца указанным решением не были нарушены.

Учитывая вывод суда об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований о признаниинезаконнымотказа ИЦ МВД по ЧР в выдачеФИО1 справки ореабилитации, суд также не находит оснований для взыскания с административного ответчика в пользу административного истца судебных расходов.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ, суд

решил:

В удовлетворении заявленных требований ФИО1 – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Чеченской Республики через Заводской районный суд <адрес> в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.

Текст мотивированного решения изготовлен ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий И.В.Дауркин

2а-876/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
Осмаева Яха Дзеудиновна
Ответчики
МВД по ЧР
Суд
Шейх-Мансуровский районный суд г. Грозный Чеченской Республики
Дело на странице суда
zavodskoy.chn.sudrf.ru
19.10.2018Регистрация административного искового заявления
19.10.2018Передача материалов судье
22.10.2018Решение вопроса о принятии к производству
22.10.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.10.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
02.11.2018Судебное заседание
02.11.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.11.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.11.2018Дело оформлено
06.03.2019Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее