УИД 11RS0001-01-2022-002307-27 Дело № 2а-4634/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Прилеповой Н.Н.,
при помощнике Клыковой Г.А.,
с участием представителя административного ответчика ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми, УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России Шомысовой Л.Н., представителя административного ответчика ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России Гиниатулина Е.Ш.,
рассмотрев 04 июля 2022 года в открытом судебном заседании в г.Сыктывкаре административное дело по административному исковому заявлению Южакова Александра Сергеевича к Российской Федерации в лице ФСИН России, ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми, УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России, ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России о признании действий незаконными, выразившихся в нарушении условий содержания в ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми, взыскании компенсации за ненадлежащие условия содержания в исправительном учреждении,
установил:
Южаков А.С. обратился в суд с административным исковым заявлением (с учётом дополнений и уточнений) к Российской Федерации в лице ФСИН России, ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми о признании незаконными действий (бездействия), выразившихся в нарушении условий содержания, взыскании компенсации за нарушение условий содержания в исправительных учреждениях в размере 2 000 000 рублей.
К участию в деле в качестве соответчиков привлечены УФСИН России по Республике Коми, ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России, ФСИН России.
В обоснование требований к ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми административный истец указал, что с февраля 2014 года по 31.07.2020, с 15.07.2021 по настоящее время административный истец отбывал наказание в ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми. Во всех отрядах условия содержания не соответствовали требованиям законодательства, поскольку присутствовала переполненность жилых помещений, на стенах и потолке присутствовала плесень, грибок, отсутствовала принудительная приточно-вытяжная вентиляция. Доступ к холодному и горячему водоснабжению отсутствовал, либо был ограничен. Довольно продолжительный период времени принятие душа составляло 1 раз в неделю. Лейки для помывки не всегда в рабочем состоянии. Одежда, вещи, отданные в стирку, были плохо постиранными. В банном помещении антисанитария. Туалетные комнаты не были оборудованы кабинками. Медицинское обслуживание оказывалось несвоевременно и некачественно. Расписание приема к врачу нарушалось, отсутствовали лекарства. Пища была некачественная. Количество умывальных раковин и унитазов не соответствовало количеству осужденных. Ремонт в жилых помещениях, санитарных узлах, умывальных комнатах отсутствовал. В банно-прачечном комплексе отсутствовала стиральная машина для стирки инфицированного белья. В помещениях медицинской части покрытие стен имело дефекты, что не позволяет проводить влажную уборку. В столовой целостность покрытия пола была нарушена, на стенах на 1/3 площади отсутствовала штукатурка, имелись следы протекания. В варочной и моечном цехах столовой на стенах и потолке имелась плесень. Производственные цеха столовой не были подключены и обеспечены горячим водоснабжением. Работники столовой при мытье посуды не использовали дезинфицирующие средства. Работники столовой не проходили своевременно медицинские осмотры, а также обязательную вакцинацию против гриппа и ОРВИ. Указывая на нарушение условий содержания, административный истец просит взыскать в его пользу денежную компенсацию.
В судебном заседании административный истец Южаков А.С. участия не принимал, извещен надлежащим образом, о проведении судебного заседания с его участием посредством ВКС не просил.
Представитель административных ответчиков ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми, УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России Шомысова Л.Н. возражала на удовлетворении требований.
Представитель административного ответчика ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России Гиниатулин Е.Ш. с требованиями не согласился.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом, в судебное заседание не явились.
Судом дело рассмотрено при имеющейся явке лиц.
Выслушав лиц, участвующих в судебном заседании, исследовав письменные материалы дела, в том числе медицинскую карту Южакова А.С., оценив представленные в дело доказательства и установленные по делу обстоятельства в соответствии с требованиями ст. 84 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Федеральным законом от 27.12.2019 №494-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения в Федеральный закон от 15.07.1995 №103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», УИК РФ, КАС РФ в части введения положений о праве на получение компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении.
Так, в соответствии со ст. 12.1 УИК РФ, лицо, осуждённое к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, имеет право обратиться в суд в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение (ч. 1). Компенсация за нарушение условий содержания осуждённого в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих (ч. 2).
Согласно ст. 4 Федерального закона от 27.12.2019 № 494-ФЗ, финансовое обеспечение выплаты компенсации за нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении осуществляется за счёт средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели.
В соответствии с положениями ст. 227.1 Кодекса административного судопроизводства РФ лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении (ч. 1).
Требование о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении рассматривается судом одновременно с требованием об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих по правилам, установленным настоящей главой, с учётом особенностей, предусмотренных настоящей статьей (ч. 3).
При рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с частью 1 настоящей статьи, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия (ч. 5).
Компенсация за нарушение условий содержания осуждённого в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя с учётом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих.
Частью 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации допускается возможность ограничения федеральным законом прав человека и гражданина как средство защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии со ст. 99 УИК РФ норма жилой площади в расчете на одного осужденного к лишению свободы в исправительных колониях не может быть менее двух квадратных метров; осужденным предоставляются индивидуальные спальные места и постельные принадлежности. Они обеспечиваются одеждой по сезону с учетом пола и климатических условий, индивидуальными средствами гигиены (как минимум мылом, зубной щеткой, зубной пастой (зубным порошком), туалетной бумагой, одноразовыми бритвами (для мужчин), средствами личной гигиены (для женщин).
Минимальные нормы питания и материально-бытового обеспечения осужденных устанавливаются Правительством Российской Федерации. За счет средств предприятий, привлекающих к труду осужденных, им может быть организовано дополнительное питание сверх установленных норм. Нормы вещевого довольствия осужденных утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний. Осужденные, не работающие по не зависящим от них причинам, осужденные, не получающие пенсии, обеспечиваются питанием и предметами первой необходимости за счет государства.
Как следует из материалов дела и установлено судом, административный истец отбывает наказание в ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми, куда прибыл 07.02.2014, содержался до 31.08.2020, а также с 30.07.2021 по настоящее время.
В период времени с 07.02.2014 по 21.01.2015, а также с 30.07.2021 по настоящее время содержится в отряде № 7, с 21.01.2015 по 31.08.2020 – в отряде № 8.
Так в периоды с 07.02.2014 по 21.01.2015, с 30.07.2021 по 09.02.2022 (день подачи иска) административный истец содержался в отряде № 7, где площадь спальных помещений составляла 220 кв.м. (85,4 кв.м., 66,4 кв.м., 68,2 кв.м.), площадь комнаты воспитательной работы составляла 52,4 кв.м., также в пользовании осужденных имелись иные помещения. В период 07.02.2014 по 21.01.2015 в отряде № 7 содержалось от 109 до 117 человек, в период с 30.07.2021 по 09.02.2022 – от 60 до 64 человек.
Таким образом, норма площади на одного человека в указанный период соответствовала требованиям ст. 99 УИК РФ, поскольку составляла более 2 кв.м. на человека.
В период с 21.01.2015 по 31.08.2020 административный истец содержался в отряде №8, где площадь спальных помещений составляла 192,8 кв.м. (69,2 кв.м., 70,4 кв.м., 53,2 кв.м.), площадь комнаты воспитательной работы составляла 49,5 кв.м., также в пользовании осужденных находились иные помещения.
В указанный период в отряде №8 содержалось от 64 до 121 человека, что с учетом площади спальных помещений и комнаты воспитательной работы, свидетельствует о том, что норма площади на одного человека, предусмотренная ст. 99 УИК РФ соблюдалась.
Проверяя доводы административного истца о нарушении нормы количества унитазов и умывальников в отрядах, судом установлено следующее.
Приказом ФСИН России от 27.07.2006 № 512 «Об утверждении номенклатуры, норм обеспечения и сроков эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода (имущества) для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы» установлена расчетная величина количества умывальников и унитазов на осужденных: 1 умывальник на 10 осужденных и 1 унитаз на 15 осужденных (приложение 2 к Приказу ФСИН России от 27.07.2006 № 512).
В отряде №7 в период содержания административного истца количество унитазов составляло 2, 3 писсуара, 4 напольных унитаза, 6 керамических умывальников, 1 металлический умывальник, 1 ножная раковина, что с учетом количества человек содержащихся в отряде свидетельствует о том, что норма количества умывальников нарушалась.
В отряде № 8 количество унитазов составляло 2, 3 писсуара, 4 напольных унитаза, 6 керамических умывальников, 1 металлическая раковина, что также свидетельствует о нарушении нормы количества умывальников.
Также установлено, что горячая вода в здания, где расположены отряды, подведена в феврале 2020 года.
Вместе с тем, приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 20.10.2017 № 1454/пр утвержден и введен в действие Свод правил «308.1325800.2017. Свод правил. Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования (в двух частях)»
Пунктом 19.2.1 главы 19 приведенного Свода правил предусмотрено, что здания ИУ должны быть оборудованы хозяйственно-питьевым и противопожарным водопроводами, горячим водоснабжением, канализацией и водостоками согласно требованиям СП 30.13330, СП 31.13330, СП 32.13330, СП 118.13330, (4), а также других действующих нормативных документов.
В соответствии с пунктом 19.2.5 Свода Правил подводку холодной и горячей воды следует предусматривать к санитарно-техническим приборам, требующим обеспечения холодной и горячей водой (умывальникам, раковинам, мойкам (ваннам), душевым сеткам и т.п.).
Требования о подводке горячей воды к умывальникам и душевым установкам во всех зданиях были предусмотрены также Инструкцией по проектированию исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Минюста Российской Федерации (далее - Инструкция СП 17-02), утвержденной Приказом Минюста Российской Федерации от 02.06.2003 № 130-ДСП, утратившей силу на основании приказа Минюста России от 22.10.2018 № 217-ДСП.
Согласно пункту 8.1.1 СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», утвержденных Постановлением Главного государственного врача Российской Федерации от 10.06.2010 № 64, в жилых зданиях предусмотрено хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, а также канализация и водостоки.
В силу положений Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
С учетом выше приведенных положений законодательства, обеспечение помещений исправительных учреждений горячим водоснабжением является обязательным.
С учетом изложенного судом, принимаются во внимание доводы административного истца об отсутствии горячего водоснабжения при содержании в ФКУ ИК-25 в отрядах, поскольку горячая вода до 2020 года действительно отсутствовала.
Следовательно, нарушение прав административного истца отсутствием горячего водоснабжения в исправительном учреждении имело место в течение 6 лет.
Проверяя доводы административного истца о санитарно-эпидемиологическом состоянии помещений отрядов, судом установлено, что отопление и горячее водоснабжение зданий ФКУ ИК-25 осуществляется от собственной котельной. Для контроля температуры в помещениях на стенах закреплены термометры. Подача холодной воды в ФКУ ИК-25 на жилые и производственные нужды осуществляет централизовано ОАО №Сыктывкарский ...», который подает эту воду и в город ..., и ... для населения.
Качество воды, поступающей в водопроводные сети учреждения, соответствует требованиям СанПин 2.1.4.1074-01 и ГН 2.1.5.1315-03. В соответствии с обязательными ежемесячными лабораторными анализами, проводимой химической - бактериологической лабораториями ОАО «...» вода, поступающая в водопроводные сети учреждения, в том числе отряды, банно-прачечный комплекс соответствуют требованиям СанПин 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода...» и ГН 2.1.5.1315-03 «ПДК химических веществ в воде водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно - бытового водопользования». Сотрудниками медчасти ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России ежемесячно производится отбор воды из водопроводной системы учреждения на бактериологические показатели. Результаты анализов соответствует всем требованиям.
В отрядах, где проживают осужденные, воздухообмен осуществляется естественным путем, через оконные и дверные проемы, внутристенные вытяжные каналы, наличие принудительной вытяжной вентиляции в отрядах законодательством не предусмотрено, что соответствует требованиям СП308.1325800.2017 «Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования (в двух частях)», согласно которым во всех спальных комнатах и спальных помещениях, одноместных помещениях безопасного места, камерах, палатах зданий медицинского назначения следует предусматривать: приточную вентиляцию с механическим или естественным побуждением, при этом естественный приток воздуха обеспечивается через регулируемые оконные створки, фрамуги, форточки, клапаны или другие устройства, в том числе автономные стеновые воздушные клапаны с регулируемым открыванием; вытяжную вентиляцию с механическим или естественным побуждением. Удаление воздуха естественным путем следует предусматривать через внутристенные вытяжные каналы.
Также ежегодно со специализированной организацией заключаются договора на проведение дератизации на объектах учреждения, что подтверждается представленными суду договорами. Дератизация проводится в жилых, коммунально-бытовых и административных зданиях, а именно: столовая, общежития для осужденных, здание ШИЗО ПКТ, медицинская часть, овощехранилище, продовольственный и вещевой склад, пекарня и других.
При этом сами осуждённые согласно п. 16 абз. 11 гл. 3 приказа Минюста России от 16.12.2016 № 295 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений» (далее Правила) также обязаны содержать в чистоте и опрятности жилые помещения, спальные и рабочие места, прикроватные тумбочки, одежду, по установленному образцу заправлять постель (приложение № 3), следить за состоянием спальных мест, тумбочек и вещевых сумок в помещениях отрядов, где хранятся их личные вещи, наличием прикроватных табличек (приложение № 4), индивидуальных табличек на вещевых сумках, тумбочках и индивидуальных местах (ячейках) для хранения продуктов питания, соответствием описей личных вещей осужденных в вещевых сумках их содержимому, хранить продукты питания и посуду в комнатах для приема пищи, предметы индивидуального пользования - в помещениях для хранения личных вещей повседневного пользования (умывальные и письменные принадлежности, литературу в количестве до 5 книг, за исключением учебников осужденных, проходящих обучение в образовательных организациях, журналов, газет, табачные изделия не более 2 пачек сигарет, спички - 1 коробки, средства гигиены могут храниться в прикроватных тумбочках).
Все спальные помещения отрядов обеспечены одноместными кроватями двухъярусными металлическими (на два спальных места, с прикроватными тумбами (1 на двоих), табуретами в полном объеме. Естественное освещение спальных помещений обеспечивается окнами.
Также установлено, что в ФКУ ИК-25 проводятся ежегодные текущие работы по ремонту зданий и помещений, согласно Приказа Минюста России от 28.09.2001 № 276 «Об утверждении инструкции по технической эксплуатации зданий и сооружений учреждений уголовно-исполнительной системы».
Туалеты организованы в виде запираемых кабинок, в которых установлены унитазы и чаши Генуя. В умывальной комнате установлены умывальники и раковины для мытья ног.
Отсутствуют нарушения прав Южакова А.С. со стороны исправительного учреждения, связанных с ограничением количества помывок в бане.
Осуществление помывки осужденных в бане в настоящее время регламентируется пунктом 21 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных Приказом Минюста от 16.12.2016 № 295, в соответствии с которым помывка осужденных в бане осуществляется не менее двух раз в семь дней с еженедельной сменой нательного и постельного белья.
Распорядок дня на основе примерного распорядка дня осужденных утверждается приказом начальника исправительного учреждения, доводится до сведения администрации и осужденных и размещается в общедоступных местах в виде наглядной информации (пункт 22 Правил).
До вступления в силу данного Приказа помывка в бане осужденных осуществлялась не реже одного раза в семь дней. Указанная периодичность была установлена пунктом 5.1 Инструкции по организации государственного санитарно-эпидемиологического надзора за банно-прачечным обеспечением осужденных, утвержденной Приказом Минюста от 08.11.2001 № 18/29-395.
В душевых банно-прачечного комплекса установлено 8 душевых леек и 5 водоразборных кранов, которые находятся в исправном состоянии, ремонтируются по мере необходимости.
Водоснабжение сетей отопления и горячего водоснабжения бани-прачечной осуществляется от собственной котельной. В 2017 году произведен капитальный ремонт здания «Баня-прачечная», а именно произведены работы по усилению и восстановлению фундаментов и наружных стен и внутренних перегородок, отремонтировано покрытие кровли, внутренние сети отопления, горячего и холодного водоснабжения, водоотведения, электроснабжения и вентиляции помещений №10, №11, №12, №13 (тамбур, раздевалка, душевая, санузел) заменены, и проведены отделочные работы.
В банно-прачечном комбинате учреждения предусмотрена централизованная стирка вещевого довольствия и постельного белья, которая производится в прачечном отделении БПК сертифицированными средствами. Кроме того, в общежитии, где проживает Южаков А.С., установлена бытовая стиральная машинка, где у административного истца также имеется возможность постирать свои вещи.
Таким образом, помещения ФКУ ИК-25 содержатся и обслуживаются, согласно Приказа Министерства Юстиции РФ № 276 от 28.09.2001 «Об утверждении инструкции по технической эксплуатации зданий и сооружений учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации».
Питание осужденных содержащихся в 1-8 отряды осуществляется в столовой поотрядно по времени, согласно распорядка дня осужденных.
Санитарное состояние всех помещений соответствует требованиям СанПин. Ежегодно заключаются государственные контракты (договоры) со специализированной организацией на проведение работ по дератизации и дезинсекции объектов учреждения. Попадание насекомых в пищу исключено, подобных фактов не было зафиксировано.
Моющими и дез.средствами столовая учреждения обеспечена в достаточном количестве.
Согласно представленным медицинским книжкам сотрудниками ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми, выполняющих трудовые функции в столовой, медицинский осмотр пройден.
Питание осуждённых в ФКУ ИК-25 организовано, согласно с нормами питания постановления Правительства РФ от 11.04.2005 № 205 «О минимальных нормах питания и материально-бытового обеспечения осуждённых к лишению свободы, а также о нормах питания и материально - бытового обеспечения подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений находящихся в следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний, в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел Российской Федерации и пограничных органов федеральной службы безопасности, лиц, подвергнутых административному аресту задержанных лиц в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации на мирное время» и приказа Минюста Российской Федераций от 17.09.2018 № 189 «Об установлении повышенных норм питания, рационов питания и норм замены одних продуктов питания другими применяемых при организации осуждённых к лишению свободы, а также подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний на мирное время». Приём пищи производится по распорядку дня, утверждённому начальником учреждения. При этом, пища готовится отдельно три раза в сутки по утверждённым раскладкам. Согласно меню-раскладкам и меню-требованиям в рационе питания осуждённых присутствуют блюда из мяса и рыбы. Меню-раскладки осуществляется с учётом разнообразия приготовляемых блюд, а также калорийности. При отсутствии одних видов продовольствия производится замена другими в соответствии с постановление Правительства № 205. Качество приготовления пищи удовлетворительное калорийность в норме, разнообразие блюд поддерживается.
Ежедневно медицинский работник и оперативный дежурный учреждения снимают пробу пищи с соответствующей записью в журнале «Контроля за качеством пищи».
Доводы административного истца о том, что в период содержания в ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми медицинская помощь в медсанчасти низкого качества, суд признает не состоятельными, исходя из следующего.
В силу части 6 статьи 12 УИК РФ осужденные имеют право на охрану здоровья, включая получение первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических или стационарных условиях в зависимости от медицинского заключения.
Как следует из медицинской справки старшего врача отдела ОЛПР ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России, составленной по результатам изучения медицинских документов в отношении административного истца, осужденный Южаков А.С. наблюдается работниками филиала МСЧ-11 с февраля 2014 года по июнь 2021 года, в отношении него осуществляется медицинская помощь при его обращениях, устанавливаются диагнозы и назначается соответствующее лечение, проводятся медицинские исследования.
Таким образом, фактов не обеспечения административного истца медицинской помощью при содержании в ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми, судом не установлено.
С учетом установленных в рамках рассмотрения дела ряда нарушений, суд приходит к выводу о том, что содержание административного истца в условиях, не соответствующих установленным нормам, повлекло нарушение его прав, гарантированных законом, и само по себе является достаточным для того, чтобы причинить страдания и переживания в степени, превышающей неизбежный уровень страданий, присущий ограничению свободы, что в соответствии с приведенными выше правовыми нормами является основанием для удовлетворения заявленных требований о признании действий (бездействия) и присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о нарушении прав административного истца действиями (бездействиями) исправительного учреждения ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми, что выразилось в не обеспечении истца горячим водоснабжением, нарушением нормы количества умывальник, как то предусмотрено требованиями действующего законодательства.
При рассмотрении судом требования о присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении интересы Российской Федерации представляет главный распорядитель средств федерального бюджета в соответствии с ведомственной принадлежностью органа (учреждения), обеспечивающего условия содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении (ч. 4 ст. 227.1 КАС РФ).
В соответствии с пп. 12.1 п. 1 ст. 158 Бюджетного кодекса РФ главный распорядитель средств федерального бюджета отвечает соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств и согласно пункту 3 указанной статьи выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному правовому акту.
Согласно подп. 6 п. 7 Положения о Федеральной службе исполнения наказания, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1314, ФСИН России осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций.
Таким образом, надлежащим административным ответчиком по выплате компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении является ФСИН России.
При вынесении решения по настоящему делу, судом учитываются разъяснения, изложенные в п. 14 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.05.2019 № 13 «О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации», согласно которым при удовлетворении иска о возмещении вреда в порядке, предусмотренном статьей 1069 ГК РФ, в резолютивной части решения суд указывает на взыскание вреда с Российской Федерации в лице главного распорядителя бюджетных средств за счет казны Российской Федерации.
Принимая во внимание требования Южакова А.С., фактические обстоятельства настоящего дела, наличие установленных по делу ненадлежащих условий содержания административного истца в ФКУ ИК-25, характер и степень нарушения норм и правил содержания, продолжительность нарушения прав истца и значимость последствий для него, а также требования разумности и справедливости, суд, определяя размер компенсации, полагает возможным определить размер такой компенсации равной сумме 80 000 рублей, подлежащей взысканию с Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний за счет средств казны Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175 - 180, 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление Южакова Александра Сергеевича к ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России, УФСИН России, ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России о признании действий незаконными, выразившихся в нарушении условий содержания в ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми, взыскании компенсации за ненадлежащие условия содержания в исправительном учреждении, удовлетворить частично.
Признать незаконными действия ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми, выразившееся в ненадлежащем обеспечении условий содержания Южакова Александра Сергеевича в исправительном учреждении.
Взыскать с Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний за счет средств казны Российской Федерации в пользу Южакова Александра Сергеевича компенсацию за нарушение условий содержания в размере 80 000 (восемьдесят тысяч) рублей.
Исполнение решения в части взыскания денежных средств произвести путем безналичного перевода на счет Южакова Александра Сергеевича по следующим реквизитам:
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
В удовлетворении требований Южакова Александра Сергеевича к ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми, УФСИН России по Республике Коми, ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России о взыскании компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении - отказать.
Решение суда в части удовлетворения требования о присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении подлежит немедленному исполнению в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.
Апелляционная жалоба на решение суда может быть подана в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Н.Н. Прилепова
Мотивированное решение изготовлено ** ** **.