Дело № 2-176/18
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 апреля 2018 года г. Советск
Советский городской суд Калининградской области
в составе:
председательствующего судьи Буряченко Т.С.,
при секретаре Мишиной Ю.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гребенкина Михаила Викторовича к Министерству финансов Российской Федерации и отделу полиции МО МВД России «Советский» Калининградской области о взыскании компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Гребенкин М.В. обратился в суд с названным выше иском к Министерству финансов Российской Федерации и межмуниципальному отделу Министерства внутренних дел России «Советский» Калининградской области (далее по тексту – МО МВД России «Советский»), в котором просит взыскать с МО МВД России «Советский» в его пользу в качестве компенсации морального вреда 120 000 рублей. В обоснование исковых требований Гребенкин М.В. указал, что 26 мая 2014 года рано утром около дома, расположенного по адресу: <адрес> он был задержан сотрудниками отдела полиции города Советска, доставлен в наручниках в отдел полиции г. Советска, и там помещен в специальную камеру «Обезьянник», где просидел до обеда примерно с 06-00 часов утра. Далее был незаконно передан в руки сотрудников уголовного розыска полиции г. Немана Калининградской области. Полагал, что 26 мая 2014 года сотрудники отдела полиции г. Советска задержали его незаконно и необоснованно, поскольку в уголовном розыске он не находился, в полицию его никто повестками не вызывал, обязательство о явке с него не бралось. По г. Неману он также в розыске не числился. Таким образом, фактически задержали умышленно по вымышленному розыску, в котором он не был. Кроме того, перед тем, как поместить в специальную камеру «Обезьянник» изъяли вещи, не дали позвонить родным. Указал, что до обеда просидел в указанной камере без воды, без сигарет, в условиях, не соответствующих требованиям ФЗ №103, ст. 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 04 ноября 1950 года, участником которой является РФ, ст. 14 Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания от 10 декабря 1984 года участником которой является РФ, ст. 21 Конституции Российской Федерации, поскольку в камере «Обезьянник» не было санузла, воды, вешалок, освещение очень тусклое, не имелось вентиляции, стола, санитарное состояние ужасное, что унижало его человеческое достоинство. Стены грязные, все в окурках от сигарет, кругом горелые спички, плевки и т.д. кроме того, с момента задержания сотрудники полиции обязаны были предоставить возможность обеспечить его адвокатом через родных, либо предоставить бесплатно. Сотрудники отдела полиции города Советска незаконно передали его в руки сотрудников уголовного розыска МО МВД России «Неманский», при этом не отразили информации о нем в специальном журнале информации, скрывали данный факт. В связи с чем, он испытывал страх, сильную душевную боль, волнение, переживания, испытывал нравственные и моральные страдания, что сравнимо с пытками. Просил взыскать с ответчиков в счет возмещения компенсации морального вреда 120 000 рублей.
В судебном заседании, проведенном с использованием видоеконференц-связи, истец Гребенкин М.В. поддержал заявленные требования в полном объеме и просил удовлетворить их. Дополнительно пояснил, что камера, в которую его поместили после задержания, находится в самой дежурной части. От сотрудников отдела полиции отгорожена металлической решеткой. Освещение имелось, но было общее на всю дежурную часть. Специального света над камерой не было. Окна в помещении были, но расположены далеко от камеры, отсутствовала вентиляции. По каким причинам его задержали, не понятно, поскольку в розыске он не числился. Полагал, что незаконно, поскольку на него были выставлены только ориентировки. После незаконно передали сотрудникам отдела полиции МО МВД России «Неманский», где по ложному обвинению был осужден в 2015 году Неманским городским судом. В журнал учета доставленных не внесли. В связи с чем, были грубо нарушены его права.
Представитель ответчика Министерства финансов Российской Федерации в лице представителя Управления Федерального казначейства РФ по Калининградской области, ответчиком – межмуниципальным отделом МВД России «Советский» извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения настоящего гражданского дела, в судебное заседание не явились. Возражения на иск Гребенкина М.В. не представили.
В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело без участия представителя ответчика Министерства финансов Российской Федерации, представителя ответчика - межмуниципального отдела МВД России «Советский».
Исследовав доказательства по делу и дав им оценку в соответствии со статёй 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГПК РФ), суд приходит к следующему.
Согласно пункту 1 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1068 ГК РФ юридическое лицо либо гражданин возмещает вред, причиненный его работником при исполнении трудовых (служебных, должностных) обязанностей.
Статья 1069 ГК РФ предусматривает возмещение вреда, причиненного гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления.
Пунктом 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Истец в иске указывает, что 26 мая 2014 года был незаконно задержан сотрудниками отдела полиции МО МВД России «Советский» и доставлен в отдел полиции, где содержался в специальном приемнике «Обезьяннике» в условиях унижающих его честь и достоинство, в результате чего истцу причинен моральный вред.
Согласно сведениям, представленным МО МВД России «Советский», следует, что Гребенкин М.Ю. 26 мая 2014 года в ИВС МО МВД России «Советский» не значился.
Вместе с тем, в ходе изучения материалов надзорного производства 202ж/2012, представленного по запросу суда прокуратурой города Советска, следует, что Гребенкин М.Ю. находился в оперативном розыске сотрудниками оперативного подразделения МО МВД России «Неманский», и 26 мая 2014 года доставлен сотрудниками МО МВД России «Советский» в отдел полиции, после чего 26 мая 2014 года передан сотрудникам МО МВД России «Неманский». Однако, сведения о доставлении Гребенкина М.Ю. в МО МВД России «Советский» 26 мая 2014 года в Книге учета доставленных в дежурную часть отсутствуют.
Данный факт был отражен в представлении прокурора города Советска, направленным в адрес начальника МО МВД России «Советский» 25 декабря 2014 года.
По результатам проведения служебной проверки майор полиции ФИО6 привлечен к дисциплинарной ответственности за нарушение Приказа МВД России от 30 апреля 2012 года №389 «Об утверждении Наставления о порядке исполнения обязанностей и реализации прав полиции в дежурной части территориального органа МВД России после доставления граждан».
В соответствии с частью первой статьи 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Пунктом 1 статьи 150 ГК РФ к числу нематериальных благ, принадлежащих гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемых и непередаваемых иным способом, отнесены в том числе жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, свобода передвижения.
Таким образом, посягательство на эти нематериальные блага может быть основанием для компенсации морального вреда, причиненного вследствие этого гражданину.
При этом право на свободу и личную неприкосновенность относится к числу основных конституционных прав, произвольное вторжение в осуществление которого недопустимо.
В силу положений статьи 22 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность (часть 1). Арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов (часть 2).
Пункт «с» части 1 статьи 5 Европейской конвенции «О защите прав человека и основных свобод», вступившей в силу для РФ 05 мая 1998 года, предусматривает арест или задержание лица, произведенные с тем, чтобы оно предстало перед компетентным органом по обоснованному подозрению в совершении правонарушения или в случае, когда имеются основания полагать, что необходимо предотвратить совершение им правонарушения или помешать скрыться после его совершения.
Согласно пункта 9 части 1 статьи 12 Федерального закона от 7 февраля 2011 года №3-ФЗ «О полиции» на полицию возлагаются обязанности, в том числе исполнять в пределах своих полномочий письменные поручения органа дознания о производстве следственных действий, проведении оперативно-розыскных мероприятий, задержании лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, о производстве иных процессуальных действий, оказывать содействие в их осуществлении.
В соответствии с пунктом 8.3 Наставления о порядке исполнения обязанностей и реализации прав полиции в дежурной части территориального органа МВД России после доставления граждан, утвержденного Приказом МВД России №389 от 30 апреля 2012 года факт доставления в дежурную часть территориального органа МВД России регистрируется оперативным дежурным в Книге учета лиц, доставленных в дежурную часть территориального органа МВД России. В книгу, согласно пункту 1 Правил ведения книги учета лиц, доставленных в дежурную часть, территориального органа МВД России заносятся сведения о лицах, доставленных сотрудниками полиции в дежурную часть, независимо от вида и степени общественной опасности правонарушения, срока их пребывания в территориальном органе МВД России и принятого в отношении них решения.
Как было установлено, сотрудниками отдела полиции МО МВД России «Советский» Гребенкин М.Ю. 26 мая 2014 года доставлен в отдел полиции и впоследствии передан сотрудникам отдела полиции МО МВД России «Неманский».
26 мая 2014 года Гребенкин М.Ю. с участием защитника Нафеева М.А. задержан по подозрению в совершении преступлений, предусмотренных п. 2а,в,г» ч. 2 ст. 161, п. «г» ч. 2 ст. 161 УК РФ в 14-30 часов следователем отделения по Неманскому району СО МО МВД России «Неманский». 28 мая 2014 года в отношении подозреваемого Гребенкина М.Ю. Неманским городским судом избрана мера пресечения в виде заключения под стражу.
Согласно сведениям, представленным ИЦ УМВД России по Калининградской области, Гребенкин М.Ю. 10 февраля 2015 года осужден Неманским городским судом за совершение преступлений, предусмотренных п. «г» ч. 2 ст. 161, ч. 3 ст. 162 УК РФ и ему назначено наказание с учетом правил, предусмотренных ч. 3 ст. 69 УК РФ в виде лишения свободы сроком 8 лет 6 месяцев с отбыванием наказания в ИК строго режима. Срок наказания исчисляется с 26 мая 2014 года, т.е. с момента задержания.
Из показаний истца Гребенкина М.Ю. также следует, что он был задержан 26 мая 2014 года по подозрению в совершении выше указанных преступлений и по состоянию на момент рассмотрения данного гражданского дела отбывает наказание по приговору Неманского городского суда. Срок задержания с 26 мая 2014 года зачтен в срок отбывания наказания.
Сведений о том, что задержание 26 мая 2014 года признавалось незаконным, в материалы дела представлено не было.
Таким образом, отсутствие сведений в Книге учета доставленных в дежурную часть не означает, что задержание было незаконным и нарушало требования статьи 22 Конституции Российской Федерации.
В части ненадлежащего содержания в специальном приемнике в МО МВД России «Советский» в период времени с 06-00 часов утра до 14-00 часов дня 26 мая 2014 года, судом разъяснялось истцу обязанность предоставления доказательств, подтверждающих данное обстоятельство. Однако каких-либо доказательств в подтверждение своих требований истец не представил.
Из пояснений истца следует, что данная камера находилась в помещении дежурной части и отделена от основанного помещения металлической клеткой. В указанном помещении имеются окна, свет. В указанном помещении также находятся сотрудники полиции.
Поскольку истцом доказательств незаконности действий сотрудников полиции при задержании истца и доставлении его в отдел полиции не установлена, а равно доказательств бесчеловечного обращения и ненадлежащего содержания при задержании представлено не было, суд полагает, что требования истца о взыскании компенсации морального вреда удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░ «░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 120 000 ░░░░░░, ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ ░.░.░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ 24 ░░░░░░ 2018 ░░░░.
░░░░░ ░.░.░░░░░░░░░