Советский районный суд г. Махачкалы
дело №
УИД 05RS0№
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 08 июля 2021 года дело №
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:
председательствующего Сатыбалова С.К.,
судей Гасановой Д.Г. и Алиевой Э.З.,
при секретаре судебного заседания Султановой А.М.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя ответчика Алимагомедовой А.М. на решение Советского районного суда г. Махачкалы от <дата>, которым постановлено:
«Исковое заявление Нурмагомедова Арсена Гамзатовича к МКУ «Управление по реализации программы «Ветхое аварийное жилье» и улучшению жилищных условий» г. Махачкалы о признании решения об отказе в постановке Нурмагомедова А.Г. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении незаконным и обязании поставить на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении с <дата>, с момента обращения в многофункциональный центр удовлетворить.
Признать решение МКУ «Управление по реализации программы «Ветхое аварийное жилье» об отказе в постановке Нурмагомедова А.Г. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении от <дата> незаконным.
Обязать МКУ «Управление по реализации программы «Ветхое аварийное жилье» поставить Нурмагомедова Арсена Гамзатовича на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении с <дата>, с момента обращения в многофункциональный центр».
Заслушав доклад судьи Гасановой Д.Г., объяснение представителя истца Курбановой М.Ч., просившей решение суда оставить без изменения, судебная коллегия
установила:
Представитель Нурмагомедова Арсена Гамзатовича по доверенности Курбанова М.Ч. обратилась в суд с иском к МКУ «Управление по реализации программы «Ветхое аварийное жилье» и улучшению жилищных условий» г. Махачкалы о признании решения об отказе в постановке Нурмагомедова А.Г. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении незаконным и обязании поставить на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении с <дата>, с момента обращения в многофункциональный центр.
В обоснование иска указал, что в марте 2020 года Нурмагомедов А.Г. подал в МФЦ заявление о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, по категории «малоимущая семья». Иных помещений для проживания истца не имеется, что подтверждается справкой за № от <дата>, выданной БТИ о том, что за Нурмагомедовым А.Г. никаких объектов недвижимости не значится, также это видно из уведомления об отсутствии в ЕГРН сведений о регистрации за заявителем какой-либо недвижимости.
МКУ «Управление по реализации программы «Ветхое аварийное жилье» и улучшению жилищных условий», г Махачкала, в лице заместителя начальника Управления Алиева М. Г. отказал заявителю в постановке его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, мотивируя свой отказ тем, что якобы пакет документов представленных МФЦ не соответствует перечню документов, установленному закону.
Просит признать незаконным отказ МКУ «Управление по реализации программы «Ветхое аварийное жилье» и улучшению жилищных условий», г Махачкала в постановке на учет незаконным и обязать поставить на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении с <дата>, с момента обращения в многофункциональный центр.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе представитель ответчика Алимагомедова А.М. подан просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований Нурмагомедова А.Г.
В обоснование жалобы указывает, что решение суда является необоснованным и противоречащим требованиям действующего законодательства, а потому подлежит отмене по следующим основаниям.
Согласно ст. 52 Жилищного кодекса РФ, состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии.
С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, кроме документов, получаемых по межведомственным запросам органом, осуществляющим принятие на учет. Гражданину, подавшему заявление о принятии на учет, выдается расписка в получении от заявителя этих документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим принятие на учет, а также с указанием перечня документов, которые будут получены по межведомственным запросам.
Законом республики Дагестан от <дата> № «О порядке ведения органами местного самоуправления учета малоимущих граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма в Республике Дагестан» (далее - Закон РД №) установлен порядок ведения органами местного самоуправления учета малоимущих граждан, признанных в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами и законами Республики Дагестан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Закон Республики Дагестан от <дата> № «О порядке признания граждан малоимущими для предоставления жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма» (далее - Закон РД №), устанавливает порядок признания граждан малоимущими для предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи.
В соответствии с части 2 статьи 3 Закона РД № указано, какие документы прилагаются к заявлению о постановке на учет.
<дата> Нурмагомедов А.Г. обратился в МФЦ по Советскому району города Махачкала, по <адрес>, с заявлением о постановке его на учет как малоимущего гражданина, однако при этом необходимые документа к заявлению не приложены.
Приложенный им перечень документов не соответствует требованиям части 2 статьи 3 Закона РД №.
В частности, отсутствует: 1) справка о зарегистрированных по месту жительства лицах, выдаваемая соответствующей жилищно-эксплуатационной организацией, жилищным или жилищно-строительным кооперативом, либо выписка из домовой книги по месту регистрации; 2) документы, подтверждающие право пользования жилым помещением, занимаемым заявителем и членами его семьи (договор, ордер, решение о предоставлении жилого помещения и другое); 3) справка о зарегистрированных по месту жительства лицах, выдаваемая соответствующей жилищно-эксплуатационной организацией, жилищным или жилищно-строительным кооперативом, либо выписка из домовой книги по месту регистрации. Кроме того, вместо решения о признании гражданина малоимущим, принимаемая органом местного самоуправления согласно Закону РД №, представлена справка, выданная Управлением социальной защиты населения города Махачкалы.
Выводы суда о незаконности отказа в постановке на учет Нурмагомедова А.Г. основаны на информации о том, что отказ был дан только на основании отсутствия справки о составе семьи. Вместе с тем судом не установлено, имелись ли у заявителя иные необходимые документы согласно части 2 статьи 3 Закона РД №, и действительно ли Нурмагомедов А.Г. был признан малоимущим согласно требованиям Закона РД №.
Кроме того, решение о включении в списки нуждающихся принимается постановлением Главы администрации города Махачкалы и Управление не уполномочено единолично принимать решения о постановке граждан на учет нуждающихся в жилом помещении, в связи, с чем исполнение требований решения суда в части постановки Нурмагомедова А.Г. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении с <дата> Управлением самостоятельно является неисполнимым требованием.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились истец Нурмагомедов А.Г., представитель ответчика МКУ «Управление по реализации программы «Ветхое аварийное жилье», представитель третьего лица МФЦ в РД, надлежащим образом судом извещены.
В соответствии с ч.3 ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствии нее явившихся лиц.
Проверив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав мнение лиц, участвующих в деле, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела усматривается, что <дата> Нурмагомедов А.Г. подал в МФЦ заявление о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, по категории «малоимущая семья».
<дата> заместитель начальника МКУ «Управление по реализации программы «Ветхое аварийное жилье» и улучшению жилищных условий», г Махачкала, отказал заявителю в постановке его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, мотивируя свой отказ тем, что якобы пакет документов представленных МФЦ не соответствует перечню документов, установленному закону.
Удовлетворяя исковые требования истца, признавая незаконным отказ МКУ «Управление по реализации программы «Ветхое аварийное жилье» и улучшению жилищных условий» г. Махачкала в постановке на учет незаконным, обязав ответчика поставить Нурмагомедова А.Г. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении с <дата>, с момента обращения в многофункциональный центр, суд исходил из того, что истцом при подаче заявления о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, были представлены все необходимые документы, ответчик необоснованно ему отказал в постановке на учет.
Судебная коллегия не может согласиться с указанными выводами суда по следующим основаниям.
Согласно ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Как разъяснил Пленум ВС РФ и ВАС РФ в п. 6 Постановления от <дата> "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой ГК РФ", основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина, обратившегося в суд с соответствующим требованием.
Согласно ст. 52 Жилищного кодекса РФ, состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии.
Согласно ч. 1 ст. 54 ЖК РФ, отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если:
1) не представлены предусмотренные частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса документы;
2) представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях;
3) не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок.
Законом республики Дагестан от <дата> № «О порядке ведения органами местного самоуправления учета малоимущих граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма в Республике Дагестан» (далее -Закон РД №) установлен порядок ведения органами местного самоуправления учета малоимущих граждан, признанных в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами и законами Республики Дагестан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Закон Республики Дагестан от <дата> № «О порядке признания граждан
малоимущими для предоставления жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма» (далее - Закон РД №), устанавливает порядок признания граждан малоимущими для предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи.
В соответствии с части 2 статьи 3 Закона РД № к заявлению о постановке на учет прилагаются:
копия паспорта или иного документа, удостоверяющего личность заявителя и членов его семьи;
документы, подтверждающие состав семьи (свидетельство о рождении, свидетельство о заключении брака, решение об усыновлении (удочерении), судебное решение о признании членом семьи и другое);
решение о признании гражданина малоимущим;
справка о зарегистрированных по месту жительства лицах, выдаваемая соответствующей жилищно-эксплуатационной организацией, жилищным или жилищно-строительным кооперативом, либо выписка из домовой книги по месту регистрации;
документы, подтверждающие право пользования жилым помещением, занимаемым заявителем и членами его семьи (договор, ордер, решение о предоставлении жилого помещения и другое);
выписка из технического паспорта жилого помещения с поэтажным планом (при наличии) и экспликацией;
справка органов государственной регистрации о наличии или отсутствии жилых помещений на праве собственности по месту постоянного жительства членов семьи, представляемая каждым дееспособным членом семьи заявителя.
Из заявления, истца о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, по категории «малоимущая» от <дата> видно, что к заявлению им придложены следующие документы: Заявление на предоставление услуги; Копия паспорта;
Доверенность на представителя; Справка о признании семьи малоимущей; Снилсы; Справка о составе семьи;Справка БТИ на всех членов семьи; Уведомление об отсутствии в ЕГРН запрашиваемых сведений; Копия домовой книги; Копия технического паспорта; Сведения о состоянии ИЛС;12.Ответ ПФР; 13.Ответ с ФНС; Копия ЦЗН; Копия ИНН.
Из приведенного заявления истца следует, что к заявлению истца не приложено решение органа местного самоуправления о признании истца малоимущим; справка о зарегистрированных по месту жительства лицах, выдаваемая соответствующей жилищно-эксплуатационной организацией, жилищным или жилищно-строительным кооперативом, либо выписка из домовой книги по месту регистрации; документы, подтверждающие право пользования жилым помещением, занимаемым заявителем и членами его семьи (договор, ордер, решение о предоставлении жилого помещения и другое); справка о зарегистрированных по месту жительства лицах, выдаваемая соответствующей жилищно-эксплуатационной организацией, жилищным или жилищно-строительным кооперативом, либо выписка из домовой книги по месту регистрации.
При изложенных обстоятельствах пакет документов представленных истцом в МФЦ не соответствует перечню документов, установленному вышеуказанным законом.
Ответчиком обоснованно истцу было отказано в поставке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, по категории «малоимущая семья».
Вывод суда о том, что истцом при обращении в МФЦ был предоставлен необходимый пакет документов, опровергается материалами дела, из которых следует, что в установленном законом порядке решением органа местной власти истец даже не был признан малоимущим.
При изложенных обстоятельствах, судом решение МКУ «Управление по реализации программы «Ветхое аварийное жилье» об отказе в постановке Нурмагомедова А.Г. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении от <дата> незаконным признано необоснованно, решение суда подлежит отмене с принятием по делу нового решения об отказе Нурмагомедову А.Г. в удовлетворении исковых требований о признании решения об отказе в постановке Нурмагомедова А.Г. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении незаконным и обязании поставить на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении с <дата>, с момента обращения в многофункциональный центр.
На основании изложенного, и руководствуясь ст. ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Советского районного суда г. Махачкалы от <дата> отменить.
Принять по делу новое решение.
В удовлетворении исковых требований Нурмагомедова Арсена Гамзатовича к МКУ «Управление по реализации программы «Ветхое аварийное жилье» и улучшению жилищных условий» г. Махачкалы» о признании решения об отказе в постановке. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении незаконным и обязании поставить на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении с <дата>, с момента обращения в многофункциональный центр, - отказать.
Председательствующий
Судьи