Решение по делу № 2-4719/2024 от 12.07.2024

Дело № 2-4719/2024

УИД 55RS0001-01-2024-004797-25

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Омск                                              20 ноября 2024 года

Кировский районный суд г. Омска в составе

председательствующего судьи Беккер Т.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Ивановой Е.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к ФИО2 о признании протокола общего собрания собственников многоквартирного дома недействительным,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 (далее – ФИО1, истец) обратилась в суд с иском к ФИО2 (далее – ФИО2, ответчик) о признании протокола общего собрания собственников многоквартирного дома недействительным. В обоснование требований указав, что истцу стало известно о проводимом общем собрании собственников помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, оформленного протоколом б/н. Указанным протоколом приняты решения о применении тарифа на содержание и обслуживание жилья в размере от 22,80 до 23 рублей за 1 квадратный метр, а также о переходе на прямые расчеты по горячему водоснабжению напрямую в АО «ОмскРТС». Истец с принятыми решениями не согласна, полагает их незаконными.

На основании изложенного, истец просила признать недействительными решения общего собрания собственников МКД, расположенного по адресу: <адрес>, оформленного протоколом б/н в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, по вопросу , по вопросу в части принятия решения о внесении платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению путем заключения прямого договора с ресурсоснабжающей организацией АО «ОмскРТС».

Определением Кировского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены АО Омск РТС, ООО ОЭК, АО ОмскВодоканал, Управление федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия <адрес>.

Определением Кировского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ООО «Энергоавтоматика».

Истец ФИО5 в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом.

Представитель истца ФИО6, действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования поддержал, просил удовлетворить.

Ответчик ФИО2 в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом.

Представитель ответчика, третьего лица ООО «УК «Зеленый остров» ФИО7, действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала по доводам, изложенным в письменном отзыве.

Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Государственной жилищной инспекции <адрес>, АО Омск РТС, ООО ОЭК, АО ОмскВодоканал, Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия <адрес>, ООО «Энергоавтоматика» в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Выслушав участвующих при рассмотрении дела лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Из материалов дела следует, что ФИО1 является собственником <адрес>, расположенной в <адрес>.

В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по инициативе ФИО2 в форме очно-заочного голосования проведено собрание собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, оформленное протоколом -Э от ДД.ММ.ГГГГ.

В повестку дня общего собрания включены следующие вопросы, по которым приняты решения:

1. Проведение собрания в форме заочного голосования с использованием системы ГИС ЖКХ;

2. Определить местом принятия решения общего собрания собственников помещений в МКД и хранения копий протокола общего собрания в помещение по адресу <адрес>, <адрес>;

3. Выбрать в качестве управляющей организации ООО УК «Зеленый остров» ОГРН , ИНН/КПП ;

4. Утвердить условия и заключить договор управления многоквартирным домом, расположенным по адресу: <адрес> ООО УК «Зеленый остров» ОГРН ИНН/КПП , в том числе, утвердить перечни выполняемых работ и услуг, срок действия договора, формы и порядки отчетности управляющей компании сроком до ДД.ММ.ГГГГ с возможностью пролонгации. Распространить действие договора управления на период с ДД.ММ.ГГГГ;

5. Установить плату с ДД.ММ.ГГГГ за содержание и ремонт общего имущества МКД, расположенного по адресу: <адрес> размере 23 рубля 00 копеек за 1 кв.м. площади помещений, находящихся в собственности. Определить размер платы по договору управления с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ за содержание и ремонт общего имущества МКД, расположенного по адресу: <адрес> размере 22 рубля 80 копеек за 1 кв.м. площади помещений, находящихся в собственности.

6. Избрать ООО УК «Зеленый остров» ОГРН , ИНН/КПП ; в качестве лица, которое от имени собственников помещений МКД уполномочено на заключение договоров с ресурсоснабжающими организациями, а также договоров об использовании общего имущества, на подписание соглашений, получение денежных средств, предусмотренными соглашениями.

7. Определение порядка внесения платы собственниками помещений МКД за коммунальные услуги по теплоснабжению, горячему и холодному водоснабжению, электроэнергии, вывозу ТБО в соответствии со ст. 155 ч. 2 ЖК РФ, т.е. путем заключения прямых договоров с ресурсоснабжающими организациями, а также определить расчет ОДН МОП в соответствии с фактическим потреблением с даты заключения договора управления;

8. Определить продолжительность голосования по вопросам повестки дня общего собрания собственников помещений в МКД в форме заочного голосования с использованием системы ГИС ЖКХ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Обращаясь в суд с настоящими требованиями, истец ссылается на доводы о том, что решения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома в части решения по вопросу – установление тарифа на содержание общего имущества ввиду необоснованного занижения тарифа на содержание и ремонт общего имущества МКД, установленного оспариваемым протоколом, а также по вопросу в части принятия собственниками решения об определении порядка внесения платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению путем заключения прямых договоров с ресурсоснабжающей организацией АО «ОмскРТС», недействительны. ООО УК «Зеленый остров» имеет статус исполнителя коммунальной услуги по предоставлению горячего водоснабжения и в связи с этим невозможно заключение прямого договора оказания услуги с РСО.

В силу ч. 1 ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.

При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в этом доме (ч. 2.3 ст. 161 ЖК РФ).

Согласно ч. 7 ст. 156 ГК РФ размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 настоящего Кодекса, за исключением размера расходов, который определяется в соответствии с частью 9.2 настоящей статьи. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.

Аналогичные положения закреплены в п. п. 29, 31 постановления Правительства РФ от 13 августа 2006 года № 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность» (далее Правила № 491).

В пункте 16 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 июня 2017 года № 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности» разъяснено, что при разрешении споров, связанных с внесением платы за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, услуги и работы по управлению таким домом, следует учитывать, что утвержденный общим собранием собственников размер такой платы не может устанавливаться произвольно, должен обеспечивать содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства и отвечать требованиям разумности (ч. 1 ст. 156 ЖК РФ).

В п. 14 названного выше постановления Пленума Верховного Суда РФ обозначено, что под содержанием общего имущества в многоквартирном доме следует понимать комплекс работ и услуг, направленных на поддержание этого имущества в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома, безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность их имущества, доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом, постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг.

Предложения управляющей организации о перечне, объемах и качестве услуг и работ должны учитывать состав, конструктивные особенности, степень физического износа и технического состояния общего имущества, а также геодезические и природно-климатические условия расположения многоквартирного дома (п. 31 Правил).

Пункт 17 Правил № 491 устанавливает, что собственники помещений обязаны утвердить на общем собрании перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования.

В соответствии с пунктом 35 Правил № 491 указанные в пунктах 31 - 34 настоящих Правил размеры платы за содержание жилого помещения и размеры обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание общего имущества, должны быть соразмерны утвержденному перечню, объемам и качеству услуг и работ.

Таким образом, законодатель возлагает на собственников помещений первоочередную обязанность утверждения на общем собрании перечня услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования посредством определения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения с учетом предложений управляющей организации.

Согласно п. 10 Правил № 491, общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства РФ (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем, в частности: а) соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; б) безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; д) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам; е) поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома.

Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и Правила оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, устанавливаются Правительством РФ (п. 11.1 Правил).

Согласно п. 5 постановления Правительства РФ от 03 апреля 2013 года № 290 «О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения» (вместе с «Правилами оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме»), периодичность оказания услуг и выполнения работ, предусмотренных перечнем услуг и работ, определяется с учетом требований, установленных законодательством РФ. По решению собственников помещений в многоквартирном доме может устанавливаться более частая периодичность оказания услуг и выполнения работ, чем это предусмотрено законодательством РФ.

Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденный постановлением Правительства РФ от 03 апреля 2013 года № 290, включает в себя следующие разделы с подробной разбивкой каждого вида работ на отдельные пункты:

работы, необходимые для надлежащего содержания несущих конструкций (фундаментов, стен, колонн и столбов, перекрытий и покрытий, балок, ригелей, лестниц, несущих элементов крыш) и ненесущих конструкций (перегородок, внутренней отделки, полов) многоквартирных домов;

работы, необходимые для надлежащего содержания оборудования и систем инженерно-технического обеспечения, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме;

работы и услуги по содержанию иного общего имущества в многоквартирном доме, в том числе помещений, земельного участка, придомовой территории, вывозу жидких бытовых отходов, мест накопления твердых бытовых отходов, обеспечению требований пожарной безопасности, устранению аварий, восстановлению конструкций для обеспечения доступности помещений МКД инвалидам.

В подтверждение правомерности заявленных требований в части вопроса повестки дня стороной истца в материалы дела предоставлен размер платы за содержание 16-ти этажного жилого дом, расположенного по адресу: <адрес>, предлагаемый собственникам прежней управляющей компанией – УК «Омск-Комфорт», составляющий 31,62 рубль, и включающий в себя следующие виды услуг:

управление многоквартирным домом, в том числе организация работ по содержанию и ремонту общего имущества (5,25 руб.), организация работ по предоставлению коммунальных услуг потребителям в жилых помещениях (1,36 руб.), организация работ по предоставлению информации в электронном виде (0,21 руб.);

содержание общего имущества – работы, необходимые для надлежащего содержания несущих конструкций фундаментов, стен, колонн и столбов, перекрытий и покрытий, балок, ригелей, лестниц, несущих элементов крыш) и ненесущих конструкций (перегородок, утренней отделки, полов), в том числе проверка состояния, выявление повреждений (0,48 руб.), очистка кровли от снега и скалывание сосулек (0,05 руб.);

содержание общего имущества – работы, необходимые для надлежащего содержания оборудования и систем инженерно-технического обеспечения, входящих в состав общего имущества в МКД, в том числе работы, выполняемые в целях надлежащего содержания мусоропроводов, техническое обслуживание систем вентиляции, водоснабжения (холодного и горячего), отопления, водоотведения, электрооборудования, системы пожаротушения, дымоудаления (5,30 руб.), обслуживание общедомового прибора учета тепловой энергии (0,61 руб.), работы, выполняемые в целях надлежащего содержания лифтов (5,25 руб.), страхование лифтов (0,05 руб.), организация работ по расчету платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в МКД (0,88 руб.);

работы по содержанию помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, в том числе уборка помещений, входящих в состав общего имущества, влажная протирка подоконников, перил, дверей, мытье окон (2,96 руб.), дератизация, дезинсекция (0,15 руб.), очистка придомовой территории – в холодный период года - очистка от снега, да, наледи, посыпка песком, в теплый период года - подметание и уборка придомовой территории от мусора, вывоз и утилизация растительно-древесных (4,07 руб.), организация мест накопления отработанных ртутьсодержащих ламп и их передача в специализированные организации, имеющие лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию и размещению таких отходов (0,05 руб.), работы по обеспечению требований пожарной безопасности (0,01 руб.), обеспечение устранения аварий в соответствии с установленными предельными сроками на внутридомовых инженерных системах в многоквартирном доме, выполнение заявок населения (1,34 руб.);

текущий ремонт (2,63 руб.);

плата за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме (индивидуальный расчет);

содержание автоматически запирающихся устройств (0,51 руб.);

содержание коммуникационных сетей связи (0,46 руб.).

Вновь избранной управляющей компанией – ООО УК «Зеленый остров» представлен в материалы дела тариф на содержание управления МКД по адресу: <адрес> (приложение к договору), согласно которому величина платы за содержание помещения составляет 23 руб. за 1 кв.м общей площади жилого помещения в месяц, что включает в себя суммы за следующие виды услуг и работ:

управление многоквартирным домом – 4,56 руб., из которых 3,82 руб. – организация работ по содержанию и ремонту общего имущества, 0,52 руб. – организация работ по расчету платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в МКД, 0,22 руб. – организация работ по предоставлению информации в электронном виде;

работы, необходимые для надлежащего содержания несущих конструкций (фундаментов, стен, колонн и столбов, перекрытий и покрытий, балок, ригелей, лестниц, несущих элементов крыш) и ненесущих конструкций (перегородок, внутренней отделки, полов), в том числе проверку состояния, выявление повреждений – 0,27 руб., очистка кровли от снега и скалывание сосулек – 0,02 руб.;

работы, необходимые для надлежащего содержания оборудования и систем инженерно-технического обеспечения, входящих в состав общего имущества в МКД, в том числе работы, выполняемые в целях надлежащего содержания мусоропроводов (без указания размера платы), техническое обслуживание систем вентиляции, водоснабжения (холодного и горячего), отопления, водоотведения, электрооборудования (2,78 руб.), обслуживание общедомового прибора учета тепловой энергии (0,62 руб.), работы, выполняемые в целях надлежащего содержания систем внутридомового газового оборудования (без указания размера платы), работы, выполняемые в целях надлежащего содержания лифтов (3 руб.), страхование лифтов (0,05 руб.);

работы по содержанию помещений, входящих в состав общего имущества в МКД, в том числе уборка помещений, входящих в состав общего имущества, влажная протирка подоконников, перил, дверей, мытье окон (2,06 руб.), дератизация, дезинсекция (0,06 руб.), очистка придомовой территории (в холодный период года - очистка от снега, льда, наледи, посыпка песком, в теплый период года - подметание и уборка придомовой территории от мусора, очистка урн) уборка контейнерных площадок, уборка и выкашивание газонов (2,28 руб.), организация мест накопления отработанных ртутьсодержащих ламп и их передача в специализированные организации, имеющие лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию и размещению таких отходов (0,03 руб.), работы по обеспечению требований пожарной безопасности (0,22 руб.), обеспечение устранения аварий в соответствии с установленными предельными сроками на внутридомовых инженерных системах в МКД, выполнение заявок населения (2 руб.);

текущий ремонт (5,05 руб.);

плата за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в МКД (по факту потребления).

Сравнивая предложенные как ООО УК «Омск-Комфорт», так и ООО УК «Зеленый остров» тарифы на управление указанным выше МКД, суд полагает необходимым указать, что вознаграждение ООО УК «Омск-Комфорт» установлено в более высоком размере 6,82 руб. / кв.м., вместо предложенных ООО УК «Зеленый остров» - 4,56 руб. / кв.м., при этом статья на текущий ремонт ООО УК «Зеленый остров» установлена в размере 5,05 кв.м, в отличие от 2,63 руб., установленных прежней УК, что в совокупности со структурой установленного тарифа свидетельствует о том, что вновь избранная управляющая компания – ООО УК «Зеленый остров» действует в интересах собственников.

Поскольку у ООО УК «Зеленый остров» имеется механизированная техника для уборки помещений, траты на указанную статью составляют меньшую сумму по сравнению с соответствующей статьей ООО УК «Омск-Комфорт»; также ООО УК «Зеленый остров» не взимает плату с собственников за содержание автоматических запирающих устройств и коммуникационных сетей связи, поскольку данные расходы собственники несут самостоятельно, тогда как в тарифе ООО УК «Омск-Комфорт» данные расходы заложены и рассчитываются от квадратуры общей площади МКД.

Проанализировав положения Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства РФ от 03 апреля 2013 года № 290, сравнив регламентированные им пункты каждого из вида работ с положениями тарифа за содержание жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, являющегося приложением к договору, представленному ООО УК «Зеленый остров», суд приходит к выводу о соответствии обозначенных ООО УК «Зеленый остров» в структуре платы услуг указанному минимальному перечню, что свидетельствует о том, что размер платы за содержание и ремонт жилого помещения, установленный на общем собрании, позволит оказать услуги и работы для поддержания дома в состоянии, отвечающем санитарным и техническим требованиям, не является заниженным, включает минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме.

Представленные в материалы дела доказательства, в том числе бланки голосований по вопросам повестки дня общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, согласно которым в вопросе повестки содержится указание на утверждение условий договора управления МКД, в том числе перечня выполняемых работ и услуг, свидетельствуют о том, что при голосовании на общем собрании обсуждалась и структура платы, а не только её размер.

При изложенных обстоятельствах суд приходит к выводу о законности решения общего собрания собственников помещений МКД в части установления тарифа за содержание жилья по вопросу , ввиду наличия необходимого экономического обоснования того, что такой тариф позволяет обеспечить возможность содержания общего имущества, а также отсутствия со стороны ООО УК «Зеленый остров» каких-либо возражений относительно недостаточности указанного размера тарифа для оказания собственникам жилого дома, расположенного по адресу: в <адрес> всей совокупности предусмотренных договором управления услуг в надлежащем объеме и качестве.

При этом согласно п. 2 ст. 1 ГК РФ граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.

В соответствии с пунктами 1, 4 статьи 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора; условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422 ГК РФ).

В данной связи, поскольку ООО УК «Зеленый остров» самостоятельно предложено заключить договор на вышеназванных условиях оплаты, соответствующее решение собственниками дома принято на общем собрании с соблюдением необходимого кворума, управляющая компания, оказывающая услуги, не представляя возражений относительно оказания услуг по управлению МКД на определенных условиях, действует в рамках установленного принципа свободы договора.

Такими образом, исковые требования истца о признании недействительным решения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома по адресу: <адрес>, в части принятия решения по вопросу суд не находит подлежащими удовлетворению.

Разрешая требования истца о признании недействительным решения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома по адресу: <адрес> по вопросу в части принятия решения о внесении платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению путем заключения прямого договора с ресурсоснабжающей организацией АО «ОмскРТС», суд приходит к следующему.

Обращаясь с указанным требованием истец ссылается на наличие у ООО УК «Зеленый остров» статуса исполнителя коммунальной услуги по предоставлению горячего водоснабжения и невозможность в связи с этим заключения прямого договора поставки.

Ответчик, возражая против удовлетворения указанного требования, ссылается на те обстоятельства, что, несмотря на оборудование дома теплообменником для подогрева воды, в данном МКД имеется возможность перехода на открытую систему горячего водоснабжения, а именно: при низких температурах теплоносителя, при аварийных ситуациях, например, при выходе из строя насосов, ремонте теплообменника.

Из приложения к договору ресурсоснабжения (в целях содержания общего имущества в МКД) в редакции к дополнительному соглашению от ДД.ММ.ГГГГ (том 1 л.д. 240) следует, что объем потребления коммунального ресурса для МКД по <адрес> рассчитан исходя из норматива на подогрев холодной воды, объёма потребления тепловой энергии на подогрев холодной воды.

В силу положений пункта 13 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года № 354 (далее – Правила № 354), предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подпункте "б" пункта 10 данных Правил, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров (абзац первый).

Как установлено абзацем первым пункта 54 Правил № 354 при самостоятельном производстве исполнителем коммунальной услуги по отоплению (при отсутствии централизованного теплоснабжения) и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения) с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, расчет размера платы для потребителей за такую коммунальную услугу осуществляется исполнителем исходя из объема коммунального ресурса (или ресурсов), использованного в течение расчетного периода при производстве и предоставлении коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (далее - использованный при производстве коммунальный ресурс), и тарифа (цены) на использованный при производстве коммунальный ресурс

Исходя из положений пункта 4 статьи 2 Федерального Закона «О водоснабжении и водоотведении» от 07 декабря 2011 года № 416-ФЗ услуга горячего водоснабжения, включающая приготовление, транспортировку и подачу горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем горячего водоснабжения, в силу п. 19.1 ст. 2 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» может оказываться с использованием открытой системы теплоснабжения (горячего водоснабжения), то есть путем отбора горячей воды из тепловой сети или из сетей горячего водоснабжения, и закрытой системы горячего водоснабжения, то есть путем нагрева воды без отбора горячей воды из тепловой сети с использованием центрального теплового пункта, при этом открытые и закрытые системы функционируют в рамках централизованных систем горячего водоснабжения.

Исполнителем коммунальной услуги в многоквартирном доме могут являться ресурсоснабжающая организация, осуществляющая поставку соответствующего коммунального ресурса - в случае заключения с нею прямого договора с собственниками помещений в таком доме в порядке, предусмотренном пунктом 4.4 части 2 ст. 44, пунктом 1 части 1 ст. 157.2 ЖК РФ, а также управляющая организация - в случае заключения договора управления многоквартирным домом с собственниками помещений либо органом управления товариществом собственников жилья, жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива (часть 2 ст. 162 ЖК РФ, пункты 8 и 9 Правил № 354).

При отсутствии централизованной системы горячего водоснабжения в многоквартирном доме исполнителем коммунальной услуги является управляющая организация, что делает невозможным переход на прямые договоры с собственниками помещений в многоквартирном доме в части снабжения холодной водой для производства коммунальной услуги по горячему водоснабжению с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, которое непосредственно не используется ресурсоснабжающей организацией, предоставляющей коммунальную услугу в виде холодного водоснабжения.

К случаям, когда оказание коммунальных услуг собственникам помещений в многоквартирном доме осуществляется на основании прямых договоров с ресурсоснабжающими организациями, в силу ч. 9 ст. 157.2 ЖК РФ отнесены случаи, когда осуществляется непосредственное управление многоквартирным домом собственниками помещений МКД, когда собственниками помещений МКД не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, если отсутствуют договор ресурсоснабжения, заключенный между ресурсоснабжающей организацией и лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом.

В силу требований части 1 ст. 161, части 2 ст. 162 ЖК РФ эксплуатацию оборудования, входящего в состав общего имущества в многоквартирном доме и используемого для приготовления горячей воды, при управлении многоквартирным домом управляющей организацией осуществляет данная организация. В отношениях с ресурсоснабжающими организациями, поставляющими холодную воду и тепловую энергию для приготовления горячей воды, управляющая организация является абонентом (потребителем), а с собственниками помещений, учитывая предписание подпункта "б" пункта 4, абзаца второго подпункта "а" пункта 9 Правил № 354, - исполнителем коммунальной услуги.

Из материалов дела усматривается и сторонами не оспорено, что многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес> оборудован теплообменником для приготовления горячей воды, а собственниками жилых помещений заключен договор на управление общим имуществом с управляющей организацией.

Поскольку обстоятельств, предусмотренных ч. 9 ст. 157.2 ЖК РФ, в данном конкретном случае не имеется, теплообменник, установленный в подвале многоквартирного дома, относится к общему имуществу собственников жилых помещений в многоквартирном доме, обязанность по управлению указанным имуществом законодательно возложена на управляющую компанию, следовательно, исполнителем коммунальной услуги является управляющая организация, что делает невозможным переход на прямые договоры собственников помещений в многоквартирном доме с ресурсоснабжающими организациями в части снабжения холодной водой для производства коммунальной услуги по горячему водоснабжению с применением оборудования, входящего в состав общего имущества, и горячего водоснабжения.

Как следует из представленного в материалы дела экспертного заключения ООО «Межрегиональный Центр Энергоэффективности и нормирования» по делу № , проведенного в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с предоставленной проектной документацией приготовления горячей воды в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес> используется пластинчатый теплообменник, принцип действия которого основан на создании теплообменной поверхности за счет набора пластин с гофрированными сторонами, передаче тепла во время прохода сред через теплообменник, охлаждении пластины с обратной стороны нагреваемой средой (том 1 л.д. 41).

Суд также принимает во внимание отзыв ООО «Энергоавтоматика» о том, что индивидуальный тепловой пункт многоквартирного дома по адресу: <адрес>, корпус 3 смонтирован по независимой схеме и оборудован двумя теплообменниками для системы отопления и приготовления горячей воды. Узел учета тепловой энергии оборудован четырьмя расходомерами, учитывающими объем теплоносителя, приходящего по подаче и уходящего по обратке из дома, а также объем теплоносителя, добавленный во внутреннюю систему отопления (подпитка) и объем ГВС по открытой схеме (ГВС). Расходомер ГВС по открытой схеме учитывает объем теплоносителя, отобранного из центральной сети на нужды ГВС в период отсутствия циркуляции во внешних сетях и невозможности использовать теплообменник ГВС (обычно в период ремонта сетей). Из представленных отчетных справок видно, что расход по счетчику открытого ГВС отсутствует, а приготовление горячей воды производится на объекте, с использованием теплообменного устройства, входящего в состав имущества, без отбора горячей воды из внешней тепловой сети.

Как следует из положений п. 28 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ № 3 (2023), утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 15 ноября 2023 год, заключение между собственниками помещений в многоквартирном доме (в случае отсутствия в нем централизованного горячего водоснабжения) и ресурсоснабжающей организацией прямых договоров на поставку тепловой энергии для приготовления горячей воды законодательством не предусмотрено. Исчерпывающий перечень видов предоставляемых потребителям коммунальных услуг содержится в пункте 4 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года № 354. При этом предоставление коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в МКД осуществляется исполнителем коммунальных услуг, которым в соответствии с пунктом 9 Правил № 354 может выступать управляющая организация, товарищество или кооператив, созданные в МКД, или ресурсоснабжающая организация. В случае отсутствия в МКД централизованного горячего водоснабжения снабжение горячей водой потребителей в таком доме осуществляется исполнителем путем самостоятельного производства и предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в МКД (подпункт "б" пункта 4, пункт 54 Правил № 354).

В вышеназванном Обзоре указано, что действующее жилищное законодательство (пункт 4.4 части 2 ст. 44, пункт 1 части 1 ст. 157.2 ЖК РФ) предусматривает возможность перехода собственников и пользователей помещений в МКД на прямые договоры с ресурсоснабжающими организациями только в отношении строго определенного перечня коммунальных услуг (коммунальных ресурсов). Поскольку поставляемая в спорный МКД "тепловая энергия на подогрев воды" не относится к коммунальным услугам, а входящее в состав общего имущества собственников помещений в МКД оборудование не использовалось компанией для самостоятельного приготовления горячей воды (пункт 4 Правил № 354), вывод судов о том, что жилищное законодательство не устанавливает ограничений для перехода на прямые договоры собственников помещений с ресурсоснабжающими организациями в отношении МКД, не оборудованных централизованной системой ГВС, является ошибочным. Иной подход означал бы возложение на ресурсоснабжающую организацию в отсутствие какого-либо правового основания (договоров аренды, оказания услуг и т.п.) бремени содержания и ремонта внутридомового оборудования, с помощью которого приготовляется горячая вода, а также обязанностей по приобретению необходимой для оказания услуги по ГВС холодной воды и по контролю качества коммунальной услуги и его соответствия жилищному законодательству.

Как указано в поименованном выше Обзоре, из систематического толкования пункта 1 части 1 ст. 157.2 ЖК РФ, пунктов 4 и 54 Правил № 354 следует, что коммунальная услуга по ГВС в МКД с нецентрализованной системой ГВС может быть предоставлена только исполнителем, осуществляющим эксплуатацию относящегося к общему имуществу собственников помещений в МКД внутридомового оборудования, с помощью которого приготавливается горячая вода, и, следовательно, заключение собственниками помещений прямых договоров с ресурсоснабжающей организацией, поставляющей только один из необходимых для приготовления горячей воды компонентов (тепловую энергию), не допускается.

Таким образом, при том, что горячее водоснабжение многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес> осуществляется по закрытой схеме, горячая вода готовится посредством теплообменника, принятие решения о внесении платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению путём заключения прямого договора с ресурсоснабжающей организацией АО «ОмскРТС» является неправомерным.

(Приведенные выводы согласуются с правовой позицией, приведенной в Определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ по делу №

В указанной связи, оспариваемое решение общего внеочередного собрания собственников помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес> по вопросу , оформленное протоколом 1-Э от ДД.ММ.ГГГГ, надлежит признать недействительным.

В соответствии с положениями ст. 98 ГПК РФ, исходя из существа заявленных исковых требований, с учетом того, что судом удовлетворено одно из требований в отношении вопроса решения общего собрания, а одно оставлено без удовлетворения, с ФИО2 в пользу ФИО1 подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины в размере 150 руб.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

    В удовлетворении исковых требований ФИО1 о признании недействительным решения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома по адресу: <адрес>, оформленного протоколом 1-Э от ДД.ММ.ГГГГ, в части принятия решения по вопросу отказать.

    Признать недействительным решение общего собрания собственников помещений многоквартирного дома по адресу: <адрес>, оформленного протоколом 1-Э от ДД.ММ.ГГГГ, по вопросу в части принятия решения о внесении платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению путем заключения прямого договора с ресурсоснабжающей организацией АО «ОмскРТС».

    Взыскать с ФИО2 в пользу ФИО1 расходы по оплате государственной пошлины в размере 150 руб.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Кировский районный суд г. Омска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья                                               Т.А. Беккер

Решение в окончательной форме изготовлено 04 декабря 2024 года.

Копия верна

Решение (определение) не вступил (о) в законную силу

УИД 55RS0001-01-2024-004797-25

Подлинный документ подшит в материалах дела 2-4719/2024

хранящегося в Кировском районном суде г. Омска

Судья __________________________Беккер Т.А.

Секретарь_______________________

2-4719/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Овсянникова Альфия Зинатулловна
Ответчики
Шутова Татьяна Геннадьевна
Другие
ООО УК Зеленый остров
ООО Энергоавтоматика
Государственная жилищная инспекция по Оо
АО Омск РТС
АО Омскводоканал
ООО ОЭК
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Оо
Суд
Кировский районный суд г. Омск
Судья
Беккер Т.А.
Дело на странице суда
kirovcourt.oms.sudrf.ru
12.07.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
12.07.2024Передача материалов судье
17.07.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
17.07.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
31.07.2024Подготовка дела (собеседование)
31.07.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
05.08.2024Судебное заседание
18.09.2024Судебное заседание
03.10.2024Судебное заседание
29.10.2024Судебное заседание
07.11.2024Судебное заседание
18.11.2024Судебное заседание
20.11.2024Судебное заседание
04.12.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.12.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.11.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее