Дело № 2а-525/2020
36RS0022-01-2020-000717-20
РЕШЕНРР•
РМЕНЕМ Р РћРЎРЎРЙСКОЙ ФЕДЕРАЦРР
с. Новая Усмань «29» мая 2020 года
Новоусманский районный суд Воронежской области в составе:
председательствующей судьи Н.Г. Чевычаловой,
при секретаре Г.А. Сухоруковой,
рассмотрев РІ открытом судебном заседании РІ помещении СЃСѓРґР° административное дело РїРѕ РёСЃРєСѓ РћРћРћ В«РРЅРёРєРѕРјРїВ» Рє заместителю старшего судебного пристава Новоусманского Р РћРЎРџ Воронежской области Ганигиной Р.Р•. Рѕ признании незаконными Рё необоснованными действий (бездействий) судебного пристава – исполнителя, обязании устранить нарушения,
РЈРЎРўРђРќРћР’РР›:
РћРћРћ В«РРЅРёРєРѕРјРїВ» обратилось РІ СЃСѓРґ СЃ административным исковым заявлением Рє судебному приставу – исполнителю Новоусманского Р РћРЎРџ Воронежской области Р¤РРћ4, РІ котором РїСЂРѕСЃРёС‚: действия (бездействие) судебного пристава – исполнителя, выразившиеся РІ РЅРµ обращении взыскания РЅР° имущество РїРѕ месту жительства должника, РЅРµ получении объяснения должника РїРѕ исполнению решения СЃСѓРґР°, РЅРµ получении ответа РёР· Росреестра Рѕ недвижимом имуществе, РЅРµ произведении процедуры принудительного РїСЂРёРІРѕРґР° должника, незаконными Рё обязании принять РІСЃРµ необходимые меры Рє полному исполнению исполнительных документов РїРѕ исполнительному производству в„–-РРџ РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ РіРѕРґР° ( Р».Рґ. 5-6).
Определением Новоусманского районного СЃСѓРґР° Воронежской области РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ произведена замена административного ответчика СЃ судебного пристава – исполнителя Р¤РРћ4 РЅР° заместителя старшего судебного пристава Новоусманского Р РћРЎРџ Воронежской области Ганигину Р.Р•. (Р».Рґ.39).
Р’ обоснование заявленного РёСЃРєР° истец РћРћРћ В«РРЅРёРєРѕРјРїВ» указал, что РЅР° исполнении РІ Новоусманском Р РћРЎРџ находится исполнительное производство в„–-РРџ РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ РІ отношении Чернышова Сергея Александровича, ДД.РњРњ.ГГГГ РіРѕРґР° рождения, Рѕ взыскании задолженности РїРѕ кредитному РґРѕРіРѕРІРѕСЂСѓ РІ размере 226 610,09 СЂСѓР±. Однако, требования, содержащиеся РІ исполнительном документе судебным приставом – исполнителем РЅРµ исполнены. Судебным приставом – исполнителем Новоусманского Р РћРЎРџ РЅРµ предприняты РІСЃРµ меры принудительного воздействия РЅР° должника, предусмотренные ФЗ «Об исполнительном производстве», Р° именно: РЅРµ произведён арест имущества РїРѕ месту жительства должника, РЅРµ получен ответ РёР· Росреестра Рѕ недвижимом имуществе должника, РЅРµ произведён принудительный РїСЂРёРІРѕРґ последнего.
Рстец, полагает, что действия (бездействия) административного ответчика РїРѕ исполнительному производству в„–-РРџ РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ РЅРѕСЃСЏС‚ незаконный Рё необоснованный характер, влекут освобождение должника РѕС‚ обязанности исполнения решения СЃСѓРґР°.
Вышеуказанные обстоятельства послужили основанием для обращения административного истца с настоящими исковыми требованиями( л.д. 5-6).
Р’ судебное заседание административный истец РћРћРћ В«РРЅРёРєРѕРјРїВ» СЏРІРєСѓ своего представителя РЅРµ обеспечил. Рћ времени Рё месте рассмотрения дела административный истец извещён надлежащим образом. Р’ РёСЃРєРѕРІРѕРј заявлении заявил ходатайство Рѕ рассмотрении дела РІ отсутствие представителя (Р».Рґ. 6 РѕР±СЂ.). Ходатайств РѕР± отложении судебного заседания СЃСѓРґСѓ РЅРµ поступило.
Административный ответчик – заместитель старшего судебного пристава Новоусманский Р РћРЎРџ Воронежской области Ганигина Р.Р•. РІ судебное заседание, будучи надлежащим образом извещённой Рѕ времени Рё месте судебного разбирательства, РЅРµ явилась. РћР± уважительсноти причин неявку СЃСѓРґСѓ сообщено РЅРµ было. Ходатайств РѕР± отложении судебного зхаседания РЅРµ поступило.
Заинтересованные лица: представители Новоусманского РОСП, УФССП России по Воронежской области, и Чернышов С.А., будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились. Сведений об уважительности причин неявки, как и ходатайств об отложении дела, суду не поступило.
Суд считает возможным в соответствии с правилами, установленными статьями 150 и 152 КАС РФ, рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, не сообщивших об уважительных причинах неявки и не просивших об отложении слушания дела.
Рзучив материалы дела, СЃСѓРґ РїСЂРёС…РѕРґРёС‚ Рє следующему выводу.
В силу требований п. 1 ст. 121 Федерального закона «Об исполнительном производстве» от 02.10.2007 года № 229-ФЗ постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.
Частью 1 статьи 218 КАС РФ предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с частью 9 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
РР· смысла статей 218, 227 Кодекса административного судопроизводства Р Р¤ следует, что для принятия СЃСѓРґРѕРј решения Рѕ признании действий (бездействий) незаконными необходимо наличие РґРІСѓС… условий - это несоответствие действия (бездействия) закону Рё нарушение прав Рё СЃРІРѕР±РѕРґ административного истца, обратившегося РІ СЃСѓРґ СЃ соответствующим требованием
В пунктах 5, 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2013 года № 21 «О применении судами общей юрисдикции Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года и Протоколов к ней» указано: как следует из положений Конвенции и Протоколов к ней в толковании Европейского Суда, под ограничением прав и свобод человека (вмешательством в права и свободы человека) понимаются любые решения, действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, а также иных лиц, вследствие принятия или осуществления (неосуществления) которых в отношении лица, заявляющего о предполагаемом нарушении его прав и свобод, созданы препятствия для реализации его прав и свобод.
При этом в силу части 3 статьи 55 Конституции РФ, положений Конвенции и Протоколов к ней любое ограничение прав и свобод человека должно быть основано на федеральном законе; преследовать социально значимую, законную цель (например, обеспечение общественной безопасности, защиту морали, нравственности, прав и законных интересов других лиц); являться необходимым в демократическом обществе (пропорциональным преследуемой социально значимой, законной цели).
Несоблюдение одного из этих критериев ограничения представляет собой нарушение прав и свобод человека, которые подлежат судебной защите в установленном законом порядке.
Согласно статье 2 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
Статьей 4 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» установлено, что исполнительное производство осуществляется на принципах: 1) законности; 2) своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения; 3) уважения чести и достоинства гражданина; 4) неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи; 5) соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения.
В соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 118-ФЗ «О судебных приставах» (с изменениями) судебный пристав обязан использовать предоставленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций.
В силу части 1 статьи 64 ФЗ от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с настоящим Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе, примерный перечень которых содержится в данной статье.
Мерами принудительного исполнения являются действия, указанные в исполнительном документе, или действия, совершаемые судебным приставом-исполнителем в целях получения с должника имущества, в том числе денежных средств, подлежащего взысканию по исполнительному документу.
При этом из смысла закона следует, что принятие решений о видах и последовательности исполнительных действий относится к усмотрению судебного пристава-исполнителя; несогласие взыскателя с избранными должностным лицом исполнительными действиями, их последовательностью, не является основанием для вывода о незаконном бездействии судебного пристава-исполнителя.
Как разъяснено в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 17 ноября 2015 г. № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в установленные частями 1 - 6 статьи 36 Закона об исполнительном производстве сроки; неисполнение требований исполнительного документа в срок, предусмотренный названным Законом, само по себе не может служить основанием для вывода о допущенном судебным приставом-исполнителем незаконном бездействии.
Бездействие судебного пристава-исполнителя может быть признано незаконным, если он имел возможность совершить необходимые исполнительные действия и применить необходимые меры принудительного исполнения, направленные на полное, правильное и своевременное исполнение требований исполнительного документа в установленный законом срок, однако не сделал этого, чем нарушил права и законные интересы стороны исполнительного производства.
Бремя доказывания наличия уважительных причин неисполнения исполнительного документа в установленный законом срок возлагается на судебного пристава-исполнителя (абз. 5 п. 15).
Р’ судебном заседании установлено, что ДД.РњРњ.ГГГГ РЅР° основании исполнительного документа - судебного приказа РјРёСЂРѕРІРѕРіРѕ СЃСѓРґСЊРё судебного участка в„– РІ Новоусманском судебном районе <адрес> РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ Рѕ взыскании задолженности РїРѕ кредитному РґРѕРіРѕРІРѕСЂСѓ в„–CCSRO0033035 РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ РІ размере 223 890 СЂСѓР±. 64 РєРѕРї. Рё уплаченной госпошлины РІ размере 2 719 СЂСѓР±. 45 РєРѕРї. СЃ должника Р¤РРћ2, ДД.РњРњ.ГГГГ РіРѕРґР° рождения, РІ пользу взыскателя РћРђРћ РђРљР‘ «РОСБАНК» (Р».Рґ. 52-53), судебным приставом – исполнителем Р¤РРћ6 было возбуждено исполнительное производство в„–-РРџ (Р».Рґ. 49-51).
Определением РјРёСЂРѕРІРѕРіРѕ СЃСѓРґСЊРё судебного участка в„– РІ Новоусманском судебном районе <адрес> была произведена замена взыскателя СЃ РџРђРћ «РОСБАНК» РЅР° его правопреемника – РћРћРћ В«РРЅРёРєРѕРјРїВ».
Как усматривается РёР· содержания представленных административным ответчиком материалов исполнительного производства в„–, РІ С…РѕРґРµ проведения исполнительных действий судебным приставом-исполнителем были направлены запросы РІ Р“РБДД, налоговые органы, различные кредитные организации Рѕ счетах РІ банке, управление Росреестра, операторам СЃРІСЏР·Рё, РІ Управление Пенсионного фонда Р Р¤, РІ ГУМВ РњР’Р” Р РѕСЃСЃРёРё, центр занятости населения, Управление ЗАГС, Управление ФМС Р РѕСЃСЃРёРё, что подтверждается представленными административным ответчиком: СЃРІРѕРґРєРё РїРѕ исполнительному производству в„–-РРџ РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ РїРѕ состоянию РЅР° ДД.РњРњ.ГГГГ (Р».Рґ. 54-57), РєРѕРїРёР№ вышеуказанных административным ответчиком запросов Рё ответов РЅР° РЅРёС…, РІ том числе РёР· Управления Росреестра (Р».Рґ. 58-76).
Постановлениями от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ обращено взыскание на заработную плату и иные доходы должника (об обращении взыскания на заработную плату); постановлениями судебного пристава-исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ обращено взыскание на денежные средства должника, находящиеся в банке или иной кредитной организации.
На основании постановления о запрете на совершение действий по регистрации от ДД.ММ.ГГГГ объявлен запрет на совершение регистрационных действий, действий по исключению из Госреестра, а также регистрации ограничений и обременений в отношении имущества должника ( л.д. 77).
Согласно актов совершения исполнительных действий – осуществлен выход к месту жительства должника от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 78-80).
В силу части 1 статьи 64 Федеральный закон от дата № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с настоящим Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе, перечень которых содержится в данной статье; их перечень не является исчерпывающим.
РСЃС…РѕРґСЏ РёР· изложенного, обстоятельствами, имеющими значение для настоящего дела, является соблюдение судебным приставом-исполнителем СЃСЂРѕРєРѕРІ совершения исполнительных действий, примерный перечень которых установлен СЃС‚. 64 Федерального закона РѕС‚ дата в„– 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», РёС… полнота, эффективность Рё достаточность, осуществление контроля Р·Р° С…РѕРґРѕРј исполнительного производства, включая контроль Р·Р° получением запрошенных судебным приставом-исполнителем сведений РІ РїРѕСЂСЏРґРєРµ Рї. 2 С‡. 1 СЃС‚. 64 указанного Закона, выяснение причины, РїРѕ которым решение СЃСѓРґР° РЅРµ представляется возможным исполнить. Указанные обстоятельства должны быть доказаны судебным приставом-исполнителем.
Таким образом, судебный пристав-исполнитель обязан организовать реальное исполнение, реализуя при этом необходимую совокупность прав, предоставленных ему законом. В противном случае есть все основания расценивать его дальнейшее поведение как бездействие и непринятие всей совокупности установленных законом исполнительных действий и мер для правильного и своевременного исполнения судебных актов, нарушение конституционного принципа исполнимости судебного акта, который не может быть поставлен под сомнение.
Анализируя представленные сторонами материалы, суд приходит к выводу о том, что судебным приставом-исполнителем на протяжении длительного времени по настоящее время, предпринимались меры для исполнения требований исполнительного документа исполнительного производства и, при совершении исполнительных действий применительно к данному исполнительному производству им был использован весь перечень полномочий, предоставленных законом судебному приставу-исполнителю, в связи с чем, принимая во внимание вышеизложенные положения закона, разъяснения вышестоящей судебной инстанции, содержащихся в нем правовых норм и фактические обстоятельства дела, суд приходит к выводу о необоснованности доводов административного истца в части исковых требований о допущенных судебным приставом-исполнителем незаконном действий (бездействий) по исполнительному производству.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШРР›:
Административный РёСЃРє РћРћРћ В«РРЅРёРєРѕРјРїВ» Рє заместителю старшего судебного пристава Новоусманского Р РћРЎРџ Воронежской области Ганигиной Р.Р•. Рѕ признании незаконными Рё необоснованными действий (бездействий) судебного пристава – исполнителя, обязании устранить нарушения, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд через Новоусманский районный суд Воронежской области в течение 1 месяца со дня принятия решения суда.
В окончательной форме решение суда изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья: Н.Г. Чевычалова