Дело 2-2412/2017 год
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
25 декабря 2017 года <адрес>
Центральный районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Каралаш З.Ю.,
при секретаре ФИО3,
с участием представителей ответчиков Министерства труда и социальной защиты Республики Крым ФИО5, Департамента труда и социальной защиты населения Администрации <адрес> ФИО6,ГУП РК «Вода Крыма» Ушачёва В.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Министерству труда и социальной защиты Республики Крым, Департаменту труда и социальной защиты населения Администрации <адрес>, ГУП РК «Крымтеплокоммунэнерго», ГУП РК «Вода Крыма», ГУП РК «Крымгазсети», третье лицо ФИО4, о признании действий неправомерными, возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд к ответчикам с указанным исковым заявлением.
В исковом заявлении истец указал, что является лицом начальствующего состава органов Министерства внутренних дел, ставший инвалидом вследствие заболевания, полученного во время исполнения служебных обязанностей по ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы, имел статус инвалида войны, что подтверждается удостоверением ветерана войны – инвалида войны, выданного УТСЗН <адрес> ДД.ММ.ГГГГ В соответствии с п. п. 4, 5 ст. 13 Закона Украины «О статусе ветеранов войны, гарантиях их социальной защиты» истцу и членам его семьи, проживающим совместно с ним в частности, его супруге ФИО4 была предоставлена стопроцентная льгота по квартирной плате и оплате коммунальных услуг.
ДД.ММ.ГГГГ в УТСЗН <адрес> истцом поданы заявления и все необходимые документы подтверждающие его статус и право на меры социальной поддержки. В УТСЗН <адрес> ФИО1 было сообщено, что льготы по оплате жилого помещения и коммунальных услуг останутся в неизменном объеме по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ и на ДД.ММ.ГГГГ а именно 100 процентные льготы по квартирной плате и 100 процентные льготы по оплате коммунальных услуг на двоих человек – истцу и его супруге.
Льготы в указанном объеме на двоих человек предоставлялись в течение 2015-2016 годов и в первом квартале 2017 года, в феврале 2017 года Департаментом труда и социальной защиты населения Администрации <адрес> истцу было выдано удостоверение серии ИВ № «О праве на меры социальной поддержки согласно ч. 3 (1) ст. 8 Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗРК/2014.
В исковом заявлении истцом указано, что ему как инвалиду войны до ДД.ММ.ГГГГ имевшему на ДД.ММ.ГГГГ право на льготы предоставляется право на дополнительные меры социальной поддержки, в частности компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг. Меры социальной поддержки по оплате жилых помещений и коммунальных услуг предоставляются лицам, проживающим в жилых помещениях независимо от вида жилищного фонда, а также членам семей, совместно с ним проживающим. Меры социальной поддержки по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 и его супруге предоставлялись до первого квартала 2017 года. До апреля 2017 г. истец добросовестно ежемесячно оплачивал начисленные поставщиками услуг суммы, а льготы предоставлялись на двоих человек.
Департамент труда и социальной защиты населения Администрации <адрес> письмом от ДД.ММ.ГГГГ № в целях урегулирования вопроса предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг уведомил коммунальные организации о том, что ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ скидка по оплате жилого помещения распространяется на двух человек, по оплате коммунальных услуг на одного человека. Просил произвести перерасчет.
ГУП РК «Крымтеплокоммунэнерго» письмом от ДД.ММ.ГГГГ № сообщило истцу, что перерасчет осуществлен с ДД.ММ.ГГГГ, что привело к начислению за март 2017 г. с учетом перерасчета 5272,59 рублей, письмом от ДД.ММ.ГГГГ № сообщило, что перерасчет произведен уже с ДД.ММ.ГГГГ и с учетом перерасчета, начислено за апрель 2017 года сумму в размере 22466,17 рублей.
ГУП РК «Вода Крыма» письмом от ДД.ММ.ГГГГ №.2 сообщило, что начисление за услуги водоснабжения и водоотведения до апреля 217 года производилось на четырех человек с учетом стопроцентных льгот «Инвалид войны» на двоих человек. Перерасчет выполнен с ДД.ММ.ГГГГ согласно данным Департамента труда и социальной защиты населения Администрации <адрес>, предоставленным в адрес ГУП РК «Вода Крыма» в апреле 2017 года.
ГУП РК «Крымгазсети» в письме от ДД.ММ.ГГГГ № сообщает, что осуществило перерасчет с ДД.ММ.ГГГГ а информация о том, что льгота на члена семьи не предоставляется получена ГУП РК «Крымгазсети» в январе 2017 года по Реестрам электронного обмена с Департаментом труда и социальной защиты населения <адрес>.
Из писем коммунальных организаций следует, что в течение 2015-2016 годов истцу предоставлялись меры социальной поддержки, как инвалиду войны в объеме стопроцентной скидки по оплате коммунальных услуг на двоих человек, истцом указано, что он является добросовестным плательщиком по счетам коммунальных организаций за поставляемые услуги, но действиями Департамента труда и социальной защиты населения Администрации <адрес> превращен в должника.
Министерство труда и социальной защиты населения Республики Крым письмом от 31.05.20107 г. №, 103/2017/16-16/02-1851 сообщает, что истец имеет право на меры социальной поддержки в соответствии с Законом РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и Законом Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗРК «Об особенностях установления мер социальной защиты (поддержки) отдельным категориям граждан, проживающих на территории Республики Крым, согласно которым льгота по оплате коммунальных услуг на членов семей граждан из числа военнослужащих, ставших инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при исполнении иных обязанностей военной службы, связанных с ликвидацией последствий Чернобыльской катастрофы, не распространяется.
Совет министров Республики Крым в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ признает статус истца как инвалида войны, а Министерство труда и социальной защиты населения Республики Крым в письме от ДД.ММ.ГГГГ признает, что Департамент труда и социальной защиты населения Администрации <адрес> является правопреемником УТСЗН <адрес>.
С одной стороны Совет министров Республики Крым в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ № признает статус истца как инвалида войны по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ и ежегодно в соответствии со статусом инвалида войны выплачивает денежную выплату ко Дню Победы, с другой стороны Департамент труда и социальной защиты населения Администрации <адрес> в письме от ДД.ММ.ГГГГ №Б-934-05/01-16 признавая статус инвалида войны по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ не признает статус инвалида войны при назначении мер социальной поддержки с ДД.ММ.ГГГГ в сохраненном объеме, который был предоставлен до ДД.ММ.ГГГГ
Просит суд признать действия Министерства труда и социальной защиты Республики Крым, Департамента труда и социальной защиты населения Администрации <адрес> по уменьшению с ДД.ММ.ГГГГ инвалиду войны ФИО1 объема мер социальной поддержки по оплате коммунальных услуг, который был предоставлен ДД.ММ.ГГГГ, неправомерными. Обязать Министерство труда и социальной защиты Республики Крым, Департамент труда и социальной защиты населения Администрации <адрес> предоставить инвалиду войны ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг в объеме, который был предоставлен до ДД.ММ.ГГГГ, а именно скидку в размере ста процентов по оплате коммунальных услуг на двоих человек – инвалиду войны ФИО1 и члену семьи, совместно с ним проживающему, ФИО4 Обязать ГУП РК «Крымтеплокомунэнерго», ГУП РК «Вода Крыма», ГУП РК «Крымгазсети» произвести с ДД.ММ.ГГГГ перерасчет начислений за предоставленные коммунальные услуги ФИО1 с учетом скидки в размере ста процентов по оплате предоставленных услуг на двоих человек – инвалиды войны ФИО1 и члену семьи совместно с ним проживающему, ФИО4
В судебное заседание истец не явился, о месте и времени судебного заседания уведомлен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
В судебном заседании представитель Министерства труда и социальной защиты Республики Крым ФИО5 исковые требования не признал, суду пояснил, что на основании законодательства действующего на территории Автономной Республики Крым по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 пользовался льготами на жилищно-коммунальные услуги в размере ста процентов как инвалид войны 3 группы на основании удостоверения, выданного ему ДД.ММ.ГГГГ управлением труда и социальной защиты населения <адрес>, серия Б № и справки МСЭ серия КР 12-05 № с формулировкой причины инвалидности «Заболевание связано с исполнением служебных обязанностей в связи с аварией на Чернобыльской АЭС». Льготы распространялись и на его супругу ФИО4 При определении статуса инвалида Великой Отечественной войны и инвалида боевых действий и выдаче гражданам соответствующих удостоверений необходимо руководствоваться ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №5-ФЗ «О ветеранах» и Перечнем государств, городов, территорий и периоды ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации, являющимся дополнением к данному закону. Меры социальной поддержки инвалидам Великой Отечественной войны и инвалидам боевых действий должны предоставляться на основании имеющихся право подтверждающих документов, в том числе справки федерального государственного учреждения медико-социальной экспертизы, подтверждающей факт установления и инвалидности вследствие причин, обозначенных в ст. 4 Закона №5-ФЗ. В справке медико-социальной экспертизы, предоставленной ФИО1 в Департамент для назначения мер социальной поддержки, указана причина инвалидности: «Заболевание связано с исполнением служебных обязанностей в связи с аварией на Чернобыльской АЭС». С ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с п. 2 ст. 13 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» истцу назначена и предоставляется компенсация расходов по оплате жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов. В соответствии с действующим законодательством РФ и Республики Крым с ДД.ММ.ГГГГ меры социальной поддержки по оплате содержания жилых помещений в размере 100 процентов предоставлялись ФИО1 и членам семьи совместно с ним проживающим, по оплате коммунальных услуг меры социальной поддержки в размере ста процентов предоставлялись только ФИО1 В связи с чем, предприятиями, предоставляющими услуги, произведены перерасчеты, с целью возврата излишне выплаченных бюджетных средств.
Кроме того, из дополнительно представленных Министерством труда и социальной защиты Республики Крым возражений на иск, следует, что ФИО1 пользуется мерами социальной поддержки на основании выданного ему удостоверения гражданина, получившего или перенесшего лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием катастрофы на Чернобыльской АЭС ставшего инвалидом в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. Инвалидность у ФИО1 наступила вследствие повреждения здоровья, полученного во время прохождения службы в органах внутренних дел а не при исполнении им служебных обязанностей в районах боевых действий. Если инвалидность наступила вследствие увечья или заболевания, полученных при защите Родины, в том числе в связи с пребыванием на фронте, прохождением военной службы на территориях других государств, где велись боевые действия, или при исполнении иных обязанностей военной службы, причина инвалидности определяется с формулировкой «военная травма». Поскольку меры социальной поддержки, предоставляемые инвалидам войны, в силу п. 3 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «О ветеранах» распространяются на граждан, ставших инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы, то есть при наличии формулировки инвалидности «военная травма» на граждан, инвалидность которых обусловлена катастрофой на Чернобыльской АЭС, данные льготы не распространяются.
Представитель Департамента труда и социальной защиты населения Администрации <адрес> ФИО6 в судебном заседании исковые требования не признала, поддержала возражения представленные суду в письменном виде из которых следует, что ФИО1 до ДД.ММ.ГГГГ пользовался льготами на жилищно – коммунальные услуги в размере 100% как инвалид войны 3 группы на основании удостоверения выданного ДД.ММ.ГГГГ Управлением труда и социальной защиты населения <адрес> серия Э № в соответствии со справкой МСЭ серия КР 12-05 № с формулировкой причины инвалидности – «Заболевание связано с исполнением служебных обязанностей по ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС», в том числе на супругу ФИО4
Из личного дела ФИО1 следует, что ФИО1 определены льготные категории, по которым возможно предоставление мер социальной поддержки в сохраненном объеме, а именно: «ЧАЭС –инвалиды вследствие радиационного воздействия» и «Граждане из числа военнослужащих, ставших инвалидами вследствие ранения, контузии. Увечья или заболевания. Полученных при исполнении иных обязанностей военной службы, связанных с ликвидацией последствий Чернобыльской катастрофы, ядерных аварий, ядерных испытаний с участием в военных учениях с применением ядерного оружия, другим поражением ядерными материалами лиц, привлеченных в состав формирований Гражданской обороны, ставших инвалидами вследствие заболеваний, связанных с ликвидацией последствий Чернобыльской катастрофы». Предоставление мер социальной поддержки гражданам указанных льготных категорий регламентированы Законом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-I «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и Законом Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ № – ЗРК/2014 «Об особенностях установления мер социальной защиты (поддержки) отдельным категориям граждан, проживающих на территории Республики Крым».
В соответствии с п. 2 ст. 13 Закона № ФИО1 гарантируется компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов платы за наем и (или) платы за содержание жилого помещения. В том числе проживающим совместно с ним членам семьи.
Согласно п. 6 ст.3 Закона № – ЗРК/2014 ФИО1 предоставляются дополнительные меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату коммунальных услуг в размере 50 процентов платы за наем и(или) платы за содержание жилого помещения, в том числе членам семей военнослужащих, ставших инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при исполнении иных обязанностей военной службы, связанных с ликвидацией последствий Чернобыльской катастрофы, ядерных аварий, ядерных испытаний с участием в военных учениях с применением ядерного оружия, другим поражением ядерными материалами, совместно с ними проживающим.
Скидка по оплате жилищно-коммунальных услуг основному держателю льгот сохранена в размере 100 % нормами действующего законодательства, за исключением скидки по оплате коммунальных услуг на членов семьи заявителя, которая действующим законодательством с ДД.ММ.ГГГГ не предусмотрена. Департамент с ДД.ММ.ГГГГ осуществляет выдачу удостоверений о праве на меры социальной поддержки согласно постановлению Совета министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении положения о выдаче удостоверения о праве на меры социальной поддержки» В связи с тем, что выдача специальных удостоверений о праве на льготы выше оговоренной льготной категории граждан не предусмотрена Постановлением №, Министерством труда и социальной защиты Республики Крым даны разъяснения о том, что гражданам из числа военнослужащих, ставшими инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при исполнении иных обязанностей военной службы, связанных с ликвидацией последствий Чернобыльской катастрофы, ядерных аварий, ядерных испытаний, с участием в военных учениях с применением ядерного оружия, другим поражением материалами, претендующими на получение удостоверения о праве на меры социальной поддержки, выдаются удостоверения серии ИВ, так как лица указанной категории имеют удостоверение «Инвалид войны», выданное им в соответствии с законодательством, действующим на территории Республики Крым по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ С учетом данного разъяснении, ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ выдано удостоверение серии ИВ, но в связи с тем, что он не отнесен к льготной категории предусмотренной п. 3 (1) ст. 8 Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗРК/2014 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан и лиц, проживающих на территории Республики Крым», а именно лица ставшие инвалидами вследствие военных действий гражданской и Великой Отечественной войны или ставшие инвалидами от указанных причин в послевоенные годы, ему не могут быть предоставлены меры социальной поддержки, предусмотренные для данной категории лиц. Кроме того, обстоятельства получения инвалидности ФИО1 не позволяют отнести его к гражданам указанным в п. 3 3(1) ст. 8 Закона №-ЗРК/2014. Предоставление социальных гарантий ФИО1 осуществляется в максимально допустимом объеме в рамках действующего законодательства.
Представитель ответчика ГУР РК «Вода Крыма» в судебном заседании Ушачёв В.С. исковые требования не признал, поддержал представленные письменные возражения по существу иска из которых следует, что льгота ФИО1 предоставлялась в соответствии с Законом РФ № от ДД.ММ.ГГГГ «О социальной защите граждан. подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и Законом Республики Крым № от ДД.ММ.ГГГГ «Об особенностях установления мер социальной защиты (поддержки) отдельным категориям граждан, проживающих на территории Республики Крым». Согласно поступившему в адрес ГУП РК «Вода Крыма» письму Департамента труда и социальной защиты населения Администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ в целях урегулирования вопроса предоставлвения мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ скидка по оплате жилого помещения распространяется на двух человек, по оплате коммунальных услуг на одного человека. В связи с этим Департамент труда и социальной защиты населения Администрации <адрес> просит ГУП РК «Вода Крыма» произвести перерасчет и предоставление льгот привести в соответствие с действующим законодательством, а излишне перечисленные бюджетные средства связанные с перерасчетом прошлых лет, подлежат возврату на расчетный счет органа труда и социальной защиты населения. ГУП РК «Вода Крыма» представляло к возмещению расчеты предоставленной меры социальной поддержки с учетом двух лиц до марта 2017 года. В апреле 2017 года был произведен перерасчет за услуги водоснабжения и водоотведения за 2017 год, а именно с ДД.ММ.ГГГГ. а также перерасчет за 2015-2016 г.г. на двоих человек с учетом 100% льготы «Инвалиды, вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» на одного человека, который повлек за собой доначисление по лицевому счету абонента ФИО1
Представитель ответчика ГУП РК «Крымтеплокоммунэнерго» в судебное заседание не явился. о месте и времени судебного заседания уведомлен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в его отсутствие, представил письменное возражение по делу из которого следует, что в вопросах связанных с получателями мер социальной поддержки, ГУП РК «Крымтеплокоммунэнерго» руководствуется Постановлением Совета министров <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении порядка электронного обмена информацией с предприятиями – поставщиками услуг». В ходе сверки без данных с Департаментом труда и социальной защиты населения Администрации <адрес> было установлено, что ФИО1 положена мера социальной поддержки по оплате коммунальных услуг со скидкой в размере 100% на одного человека в соответствии с законом РФ от ДД.ММ.ГГГГ № – I «О социальной защите граждан подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». В связи с тем, что ГУП РК «Крымтеплокоммунэнерго» представляло к возмещению меры социальной поддержки с учетом двух лиц до марта 2017 года, в марте 2017 года был произведен перерасчет за 2017 года, а в апреле 2017 года перерасчет за 2015-2016 г.г. который повлек за собой доначисление оп лицевому счету абонент ФИО8ФИО7 перечисленные денежные средства были возвращены на расчетный счет Департамента труда и социальной защиты населения администрации <адрес> в бюджет согласно постановлению Совета министров РК № от ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель ГУП РК «Крымгазсети» в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания уведомлен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил, письменных пояснений по существу спора не представил.
Третье лицо не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора ФИО4 в судебное заседание не явилась, о месте времени судебного заседания уведомлена надлежащим образом, просила о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Суд в соответствии со ст.167 ГПК РФ определил рассмотреть дело при данной явке лиц.
Суд, заслушав лиц участвующих в деле, изучив материалы дела, приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что Управлением труда и социальной защиты населения <адрес> совета <адрес> ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 выдано удостоверение № инвалида 3 группы имеющего право на льготы установленные законодательством Украины для ветеранов войны – инвалидов войны.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 выдано удостоверение серии Б № получившего или перенесшего лучевую болезнь и другие заболевания связанные с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, ставшего инвалидом.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 выдано удостоверение серии ИВ № о праве на меры социальной поддержки согласно части 3(1) статьи 8 Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗРК/2014.
Согласно справке МСЭК серии КР 12-05 № от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения является инвали<адрес> группы бессрочно. Заболевание связано с исполнением служебных обязанностей по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС.
Из письма Департамента труда и социальной защиты населения Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в адрес ГУП РК «Крымэнерго», ГУП РК «Крымгазсети», ГУП РК «Вода Крыма», ГУП РК «Крымтеплокоммунэнерго», МУП «Центральный жилсервис» сообщено, что ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения зарегистрированный по адресу <адрес>. с ДД.ММ.ГГГГ скидка по оплате жилого помещения. Просят произвести перерасчет и предоставление льгот привести в соответствие с действующим законодательство
Из письма ГУП РК «Крымгазсети» на имя ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в январе 2017 года Симферопольское управление по эксплуатации газового хозяйства ГУП РК «Крымгазсети» получило по Реестрам электронного обмена с Департаментом труда и социальной защиты населения Администрации <адрес> сведения о том, что по адресу <адрес> мера социальной поддержки «Инвалиды вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в размере 100% скидки с ДД.ММ.ГГГГ предоставляется на одного человека. За период январь – 2016 года – январь 2017 года произведен возврат излишне перечисленных бюджетных средств за 1 человека.
Из письма Министерства труда и социальной защиты <адрес> на имя ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что согласно заключению медико – социальной экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ причиной установленной ФИО1 инвалидности является заболевание, получено при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) в связи с аварией на Чернобыльской АЭС, в связи с чем выдано удостоверение от ДД.ММ.ГГГГ серии Б №) получившего или перенесшего лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием ставшего инвалидом. ФИО1 имеет право на предоставление мер социальной поддержки по оплате жилищно – коммунальных услуг щза счет средств федерального бюджета в соответствии с п. 13 ст.14 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № – I «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вслещдствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и дополнительно за счет средств бюджета Республики Крым в соответствии с ч. 6 ст.3 Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ № – ЗРК/2014 «Об особенностях установления мер социальной защиты (поддержки) отдельным категориям граждан. проживающих по территории Республики Крым» как гражданин из числа военнослужащих, ставших инвалидами вследствие ранения, контузий, увечий или заболевания полученных при исполнении иных обязанностей военной службы, связанных с ликвидацией последствий Чернобыльской катастрофы, ядерных аварий, ядерных испытаний с участием в военных учениях с применением ядерного оружия, другим поражением ядерными материалами лиц. Привлеченных в состав формирований Гражданской обороны, ставших инвалидами вследствие заболеваний связанных с ликвидацией последствий Чернобыльской катастрофы». По вопросу сохранения ФИО1 выплат ко дню Победы сообщено. что в соответствии с Порядком денежной выплаты ветеранам войны и жертвам нацистских преследований, утв. Постановлением Совета министров РК от ДД.ММ.ГГГГ № прав на денежную выплату имеют ветераны войны и жертвы нацистских преследований, проживающие на территории Республики Крым и состоявшие на учете в органах труда и социальной защиты населения муниципальных образований Республики Крым по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ статус которым установлен в соответствии с законодательством действовавшем на территории Республики Крым по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. Кроме того, сообщено, что удостоверение о праве на меры социальнойл поддержки серии ИВ выдается гражданам из числа военнослужащих, ставших инвалидами вследствие ранения, контузий, увечий или заболевания полученных при исполнении иных обязанностей военной службы, связанных с ликвидацией последствий Чернобыльской катастрофы, ядерных аварий, ядерных испытаний с участием в военных учениях с применением ядерного оружия, другим поражением ядерными материалами лиц, привлеченных в состав формирований Гражданской обороны, ставших инвалидами вследствие заболеваний связанных с ликвидацией последствий Чернобыльской катастрофы, с целью реализации их права на льготный проезд в пределах Республики Крым.
Письмом Министерства труда и социальной защиты Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ № в адрес начальников департаментов (управлений) труда и социальной защиты населения администрации муниципальных образований Республики Крым указано на необходимость обеспечить выдачу удостоверения о праве на меры социальной поддержки серии ИВ гражданам пострадавшим от Чернобыльской катастрофы, имеющим удостоверение «инвалид войны» по законодательству Украины, с учетом исправлений в бланке удостоверения (исключения ссылки на Закон Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ № – ЗРК/2014 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан и лиц, проживающих на территории Республики Крым»).
Согласно ч. 3 ст.11 Федерального конституционного закона от ДД.ММ.ГГГГ N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", размеры пенсий, пособий (в том числе единовременных), компенсаций и иных видов социальных выплат, а также гарантий, установленных в денежной форме отдельным категориям граждан и лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, не могут быть ниже размеров пенсий, пособий (в том числе единовременных), компенсаций и иных видов социальных выплат, а также гарантий, установленных в денежной форме и выплачиваемых этим категориям граждан и лиц по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. При изменении порядка и условий реализации льгот, предоставлявшихся этим категориям граждан и лиц до ДД.ММ.ГГГГ в натуральной форме, а также порядка и условий осуществления выплат, производимых до указанной даты, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия их предоставления не могут быть ухудшены. Размеры пенсий, пособий (в том числе единовременных), компенсаций и иных видов социальных выплат, а также гарантий, установленных в денежной форме, приводятся в соответствие с размерами таких социальных выплат и гарантий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в течение переходного периода. При изменении органами государственной власти Республики Крым и города федерального значения Севастополя в пределах своих полномочий порядка и условий реализации льгот, предоставлявшихся отдельным категориям граждан и лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, до ДД.ММ.ГГГГ в натуральной форме, а также порядка и условий осуществления выплат, производимых до указанной даты, может предусматриваться необходимость предоставления таких льгот и осуществления таких выплат с учетом критерия нуждаемости. Указанные изменения принимаются органами государственной власти Республики Крым и города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения, до ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии со статьей 12 Федерального конституционного закона от ДД.ММ.ГГГГ N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют документы, в том числе подтверждающие гражданское состояние, образование, право собственности, право пользования, право на получение пенсий, пособий, компенсаций и иных видов социальных выплат, право на получение медицинской помощи, а также таможенные и разрешительные документы (лицензии, кроме лицензий на осуществление банковских операций и лицензий (разрешений) на осуществление деятельности некредитных финансовых организаций), выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами <адрес>, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не предусмотрено статьей 12.2 настоящего Федерального конституционного закона, а также если иное не вытекает из самих документов или существа отношения.
Статьей 23 Федерального конституционного закона от ДД.ММ.ГГГГ N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" предусмотрено, что законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом.
Особенности правового регулирования отношений, связанных с предоставлением мер социальной защиты (поддержки), а также выплат по обязательному социальному страхованию отдельным категориям граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживавших по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ на территории Республики Крым или территории города федерального значения Севастополя, определены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 421-ФЗ "Об особенностях правового регулирования отношений, связанных с предоставлением мер социальной защиты (поддержки), а также выплат по обязательному социальному страхованию отдельным категориям граждан, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя".
В соответствии с частями 1, 2 статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 421-ФЗ "Об особенностях правового регулирования отношений, связанных с предоставлением мер социальной защиты (поддержки), а также выплат по обязательному социальному страхованию отдельным категориям граждан, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" реализация прав на получение мер социальной защиты (поддержки) в натуральной или денежной форме, а также получение выплат по обязательному социальному страхованию осуществляется гражданами с ДД.ММ.ГГГГ в порядке, размерах, объеме и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации, с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом, на основании документов, подтверждающих соответствующий статус гражданина, который был установлен законодательством, действовавшим на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя до ДД.ММ.ГГГГ.
Документы, являющиеся основанием для предоставления гражданам мер социальной защиты (поддержки) в соответствии с настоящим Федеральным законом и составленные на украинском языке, принимаются без перевода на русский язык. Документы, подтверждающие право на получение мер социальной защиты (поддержки) и выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым либо Республики Крым, государственными и иными официальными органами <адрес> либо города федерального значения Севастополя, могут быть заменены на документы, являющиеся основанием для предоставления мер социальной защиты (поддержки), предусмотренных законодательством Российской Федерации. Замена указанных документов осуществляется на основании обращения гражданина в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1532 утверждены Правила замены документов, подтверждающих право на получение мер социальной защиты (поддержки) и выданных государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым либо Республики Крым, государственными и иными официальными органами <адрес> либо города федерального значения Севастополя, на документы, являющиеся основанием для предоставления мер социальной защиты (поддержки), предусмотренных законодательством Российской Федерации (далее - Правила).
Согласно пунктам 2, 3 Правил, замена подтверждающих документов осуществляется на основании обращения отдельных категорий граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживавших по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ на территории Республики Крым или территории города федерального значения Севастополя (далее - граждане). Замена подтверждающих документов производится по месту жительства на территории Российской Федерации на основании заявления, представленного гражданином (представителем гражданина) в органы (организации), уполномоченные на выдачу соответствующего документа, являющегося основанием для предоставления мер социальной защиты (поддержки), предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от ДД.ММ.ГГГГ N 826-О, положение статьи 12 Федерального конституционного закона от ДД.ММ.ГГГГ N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", предусматривая признание без дополнительных условий действия на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя выданных государственными и иными официальными органами Украины, Автономной Республики Крым и <адрес> документов, в том числе являющихся основанием для возникновения правоотношений по предоставлению социальной защиты, обеспечивает интеграцию Республики Крым и города федерального значения Севастополя в Российскую Федерацию в части правового регулирования социальной защиты населения.
Действуя во взаимосвязи с положениями статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 421-ФЗ "Об особенностях правового регулирования отношений, связанных с предоставлением мер социальной защиты (поддержки), а также выплат по обязательному социальному страхованию отдельным категориям граждан, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя", оно направлено на реализацию с ДД.ММ.ГГГГ права граждан на получение мер социальной защиты (поддержки) в натуральной или денежной форме, в порядке, размерах, объеме и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации, на основании документов, подтверждающих соответствующий статус гражданина, который был установлен законодательством, действовавшим на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя до ДД.ММ.ГГГГ.
В рамках такого правового регулирования гражданам также предоставляется возможность замены ранее выданных документов на документы российского образца в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, который предполагает необходимость представления в этих целях документов, содержащих сведения об обстоятельствах, событиях и фактах, подтверждающих статус гражданина (принадлежность его к льготной категории) и наличие предусмотренных законодательством Российской Федерации оснований предоставления ему мер социальной защиты (поддержки) (подпункт "г" пункта 4 Правил замены документов, подтверждающих право на получение мер социальной защиты (поддержки) и выданных государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым либо Республики Крым, государственными и иными официальными органами <адрес> либо города федерального значения Севастополя, на документы, являющиеся основанием для предоставления мер социальной защиты (поддержки), предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Принимая во внимание вышеизложенное, реализация прав граждан на получение мер социальной защиты (поддержки) в соответствии с законодательством Российской Федерации на основании документов, выданных государственными и иными официальными органами Украины, осуществляется путем предоставления гражданам, проживающим на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя, возможности замены документов украинского образца на документы российского образца, являющиеся основанием для предоставления мер социальной защиты (поддержки), предусмотренных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с положениями ст.13,14 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»№ от ДД.ММ.ГГГГ гражданам получившим или перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы, гарантируется компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов.
В соответствии с п. 6 ст.3 Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ № – ЗРК/2014 «Об особенностях установления мер социальной защиты (поддержки) отдельным категориям граждан, проживающих на территории Республики Крым», гражданам из числа военнослужащих, ставших инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при исполнении иных обязанностей военной службы, связанных с ликвидацией последствий Чернобыльской катастрофы, ядерных аварий, ядерных испытаний, с участием в военных учениях с применением ядерного оружия, другим поражением ядерными материалами, лиц, привлеченных в состав формирований Гражданской обороны, ставших инвалидами вследствие заболеваний, связанных с ликвидацией последствий Чернобыльской катастрофы, предоставляется компенсация расходов на оплату коммунальных услуг в размере 50 процентов.
В соответствии со статьей 1 и 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы.
Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 5-ФЗ "О ветеранах" устанавливает правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации.
Статья 4 указанного закона определяет перечень лиц, которые отнесены к инвалидам Великой Отечественной войны и инвалидам боевых действий. Меры социальной поддержки, предоставляемые инвалидам войны, в силу указанного закона, распространяются на граждан, ставших инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной травмы (служебных обязанностей), то есть при наличии формулировки инвалидности "военная травма", на граждан, инвалидность которых обусловлена катастрофой на Чернобыльской АЭС, данные льготы не распространяются.
Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 421-ФЗ "Об особенностях правового регулирования отношений, связанных с предоставлением мер социальной защиты (поддержки), а также выплат по обязательному социальному страхованию отдельным категориям граждан, проживающих на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя", не содержит норм о распространении Федерального закона N 5-ФЗ, согласно которому статус инвалида войны распространяется на инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы.
Судом по делу установлено, что ФИО1 предоставляются льготы, предусмотренные Законом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-I «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и Законом Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ № – ЗРК/2014 «Об особенностях установления мер социальной защиты (поддержки) отдельным категориям граждан, проживающих на территории Республики Крым».
Из разъяснений данных в п. 20 Обзора законодательства и судебной практики Верховного суда Российской Федерации за третий квартал 2006 года», утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ следует, что действующим законодательством формулировки причин инвалидности разграничены в зависимости от основания, с которым связано повреждение здоровья.
Поскольку меры социальной поддержки, предоставляемые инвалидам войны, в силу п. 3 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ "О ветеранах" (с последующими изменениями) распространяются на граждан, ставших инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), то есть при наличии формулировки инвалидности "военная травма", на граждан, инвалидность которых обусловлена катастрофой на Чернобыльской АЭС, данные льготы не распространяются.
Довод истца о том, что в соответствии с ч. 3 ст.11 ФКЗ от ДД.ММ.ГГГГ № «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя», ему должны быть сохранены ранее предоставляемые льготы до ДД.ММ.ГГГГ, а именно истцу и его супруге как члену семьи, проживающему вместе с истцом на основании статуса инвалида войны, который подтверждается удостоверением ветерана войны – инвалида войны, выданным ДД.ММ.ГГГГ УТСЗН <адрес> - 100 процентные льготы по квартирной плате и 100процентыне льготы по оплате коммунальных услуг, является необоснованным, поскольку в указанной норме речь идет о размерах пенсий, пособий (в том числе единовременных), компенсаций и иных видов социальных выплат, а также гарантий, установленных в денежной форме, тогда как получаемая истцом по законодательству Украины льгота установлена в процентом отношении и ее размер зависит от статуса лица имевшего на нее право.
Суд соглашается с доводами ответчиков о том, что в связи с тем, что истец не отнесен к льготной категории предусмотренной п. 3 (1) ст. 8 Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗРК/2014 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан и лиц, проживающих на территории Республики Крым», а именно лица ставшие инвалидами вследствие военных действий гражданской и Великой Отечественной войны или ставшие инвалидами от указанных причин в послевоенные годы, ему не могут быть предоставлены меры социальной поддержки, предусмотренные для данной категории лиц, а обстоятельства получения инвалидности ФИО1 не позволяют отнести его к гражданам указанным в п. 3 3(1) ст. 8 Закона №-ЗРК/2014.
Учитывая, что истец пользуется мерами социальной поддержки как инвалид заболевание которого связано с исполнением служебных обязанностей по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, оснований для распространения льготы по оплате коммунальных услуг на члена семьи истца в силу требований Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ № ЗРК «Об особенностях установления мер социальной защиты (поддержки) отдельным категориям граждан, проживающих на территории Республики Крым», суд не находит, в связи с чем отсутствуют основания для признания действий Министерства труда и социальной защиты Республики Крым, Департамента труда и социальной защиты населения Администрации <адрес> по уменьшению с ДД.ММ.ГГГГ истцу объема мер социальной поддержки по оплате коммунальных услуг, незаконными.
Не подлежит удовлетворению исковое требование о возложении обязанности на ГУП РК «Крымтеплокоммунэнерго», ГУП РК «Вода Крыма», ГУП РК «Крымгазсети» произвести с ДД.ММ.ГГГГ перерасчет начислений за предоставленные коммунальные услуги ФИО1 с учетом скидки в размере ста процентов по оплате предоставленных услуг на двоих человек – инвалиды войны ФИО1 и члену семьи совместно с ним проживающему, ФИО4, поскольку в соответствии с Приложением 2 к постановлению Совета министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ № «О Порядке предоставления отдельным категориям граждан Республики Крым мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, на приобретение твердого топлива и сжиженного газа и Порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг жителям Республики Крым», излишне перечисленные жилищно-коммунальным организациям бюджетные средства подлежат возврату на расчетный счет органа труда и социальной защиты населения.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
В удовлетворении требований ФИО1 к Министерству труда и социальной защиты Республики Крым, Департаменту труда и социальной защиты населения Администрации <адрес>, ГУП РК «Вода Крыма», ГУП РК «Крымтеплокоммунэнерго», ГУП РК «Крымгазсети» о признании действия Министерства труда и социальной защиты Республики Крым, Департамента труда и социальной защиты населения Администрации <адрес> по уменьшению с ДД.ММ.ГГГГ инвалиду войны ФИО1 объема мер социальной поддержки по оплате коммунальных услуг, который был предоставлен ДД.ММ.ГГГГ, неправомерными, возложении обязанности на Министерство труда и социальной защиты Республики Крым, Департамент труда и социальной защиты населения Администрации <адрес> предоставить инвалиду войны ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг в объеме, который был предоставлен до ДД.ММ.ГГГГ, а именно скидку в размере ста процентов по оплате коммунальных услуг на двоих человек – инвалиду войны ФИО1 и члену семьи, совместно с ним проживающему, ФИО4, возложении обязанности на ГУП РК «Крымтеплокоммунэнерго», ГУП РК «Вода Крыма», ГУП РК «Крымгазсети» произвести с ДД.ММ.ГГГГ перерасчет начислений за предоставленные коммунальные услуги ФИО1 с учетом скидки в размере ста процентов по оплате предоставленных услуг на двоих человек – инвалиду войны ФИО1 и члену семьи совместно с ним проживающему, ФИО4, отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Крым через Центральный районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: З.Ю. Каралаш
Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ.