№ 2-1084/2023
86RS0004-01-2021-006986-42
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Сургут 01 марта 2023 года
Сургутский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в составе:
председательствующего судьи Разиной О.С.,
при секретаре судебного заседания ФИО2,
с участием:
истца ФИО1,
представителя ответчика ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Управлению Федеральной службы судебных приставов по ХМАО-Югре о восстановлении нарушенного права на переход в органы принудительного исполнения,
установил:
ФИО1 обратился в суд с иском к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре о признании за ним права на переход в органы принудительного исполнения в порядке, предусмотренном статьей 92 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 328-ФЗ, на вакантную по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ должность начальника отделения – старшего судебного пристава отделения судебных приставов по городу Сургуту <адрес>-Югры, утвержденную приказом Федеральной службы судебных приставов от ДД.ММ.ГГГГ №, равнозначную ранее замещаемой должности.
В обоснование иска указал, что с ДД.ММ.ГГГГ он проходил службу в Управлении Федеральной службы судебных приставов по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре. На основании приказа №-к служебный контракт № от ДД.ММ.ГГГГ с ним расторгнут с ДД.ММ.ГГГГ. Решением Сургутского городского суда <адрес>-Югры от ДД.ММ.ГГГГ увольнение признано незаконным, он восстановлен в ранее занимаемой должности. В период рассмотрения в суде гражданского дела о восстановлении на службе ДД.ММ.ГГГГ вступил в силу Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 328-ФЗ «О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», которым предусмотрено отнесение службы в Федеральной службе судебных приставов к государственной службе нового вида – государственная служба в органах принудительного исполнения. Также предусмотрен упрощенный (льготный) порядок перехода на службу в органы принудительного исполнения. В установленный законом срок по причине незаконного увольнения он был лишен возможности подать заявление и поступить на службу в органы принудительного исполнения. В связи с восстановлением на службе у него возникло право на переход в органы принудительного исполнения в порядке, предусмотренном статьей 92 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №328-ФЗ. В ноябре 2020 года им в отдел кадров Управления Федеральной службы судебных приставов по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре подан пакет документов и заявление о желании продолжить службу в органах принудительного исполнения. После повторного обращения с заявлением в его адрес ДД.ММ.ГГГГ от ответчика поступило уведомление о необходимости предоставления заявления по форме о приеме на службу для вновь поступающих. Данное уведомление и действия ответчика он считает незаконными, так как он не является вновь поступающим на службу.
Полагая, что увольнение приказом Управления Федеральной службы судебных приставов по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре №-к от ДД.ММ.ГГГГ по пункту 11 части 1 статьи 33 Федерального законно от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», признанное в судебном порядке незаконным, препятствовало своевременной реализации им права, предусмотренного статьей 92 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №328-ФЗ на переход на службу в органы принудительного исполнения на равнозначную ранее занимаемой должность, после восстановления в судебном порядке на государственной гражданской службе его право должно быть реализовано, ФИО1 обратился в суд.
С учетом увеличения размера исковых требований от ДД.ММ.ГГГГ, истец просит восстановить срок для применения переходных положений, предусмотренный ст. 92 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №-Ф3 «О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в целях рассмотрения документов ФИО1 для назначения на должность в органах принудительного исполнения в Российской Федерации.
Возложить на УФССП России по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре обязанность направить в ФССП России для разрешения вопроса о назначении ФИО1 на должность начальника отделения судебных приставов по <адрес> УФССП по ХМАО-Югре, а в случае отсутствия вакантной должности начальника отделения судебных приставов по <адрес> УФССП по ХМАО-Югре - на аналогичную должность УФССП России по ХМАО-Югре, вакантную на момент вступления решения суда в законную силу:
заявление о изъявлении желании поступить на службу в органы принудительного исполнения;
Результаты проверки достоверности сообщенных гражданином сведений: о наличии (отсутствии) судимости, о привлечении к уголовной и административной ответственности, о проверке сведений, препятствующих поступлению гражданина в органы принудительного исполнения Российской Федерации, сведения о проверки подлинности диплома;
Результаты химико-токсикологических исследований;
Результаты проверки уровня физической подготовки;
Результаты медицинского освидетельствования (обследования);
Результаты профессионального психологического отбора;
Перечисленные документы направить в течение 30 дней с момента вступления настоящего решения в законную силу.
В судебном заседании истец исковые требования поддержал в полном объеме, настаивал на их удовлетворении, пояснил, что просит восстановить его право на переход на службу в органы принудительного исполнения в упрощенном порядке на любую вакантную должность начальника отделения судебных приставов УФССП России по ХМАО-Югре, какая будет вакантна на момент вступления решения в законную силу. При этом истец осознает, что вакантных должностей на указанный период может и не быть.
Представитель ответчика в судебном заседании с исковыми требованиями не согласился, просил в их удовлетворении отказать.
Выслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Судом установлено, что на основании приказа №-к от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ назначен на должность федеральной государственной гражданской службы заместителя начальника отдела – судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов отдела судебных приставов по городу Лянтору <адрес>-Югры (л.д. 60-63 том 1).
С ДД.ММ.ГГГГ на основании приказа №-к ФИО1 назначен на должность федеральной государственной гражданской службы начальника отдела – старшего судебного пристава отдела судебных приставов по городу Сургуту <адрес>-Югры, ДД.ММ.ГГГГ с ФИО1 заключен служебный контракт №.
На основании приказа Управления Федеральной службы судебных приставов по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре №-к от ДД.ММ.ГГГГ служебный контракт от ДД.ММ.ГГГГ № с ФИО1 расторгнут в соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 33 Федерального законно от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», он освобожден от замещаемой должности федеральной государственной гражданской службы начальника отдела – старшего судебного пристава отдела судебных приставов по городу Сургуту <адрес>-Югры и уволен с федеральной государственной гражданской службы ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 64 том 1).
Решением Сургутского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ, с учетом определения суда об исправлении описки от ДД.ММ.ГГГГ, увольнение ФИО1 признано незаконным, он восстановлен на службе в прежней должности с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 81-85 том 1).
Приказом Управления Федеральной службы судебных приставов по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре от ДД.ММ.ГГГГ №-к ФИО1 восстановлен в должности государственного гражданского служащего начальника отдела – старшего судебного пристава отдела судебных приставов по городу Сургуту <адрес>-Югры (л.д. 65).
В период рассмотрения в суде указанного гражданского дела, с ДД.ММ.ГГГГ вступил в силу Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 328-ФЗ «О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», которым урегулированы правоотношения, связанные с поступлением на службу в органы принудительного исполнения, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) сотрудника.
ДД.ММ.ГГГГ Федеральной службой судебных приставов утверждено новое штатное расписание, которое вступило в действие с ДД.ММ.ГГГГ. Ранее действовавшие должности государственной гражданской службы, в том числе и занимаемая истцом должность, сокращены.
Вышеприведенным законом предусмотрены переходные положения, регулирующие переход действующих государственных гражданских служащих в органы принудительного исполнения в период до ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 был уведомлен о сокращении его должности, поскольку в связи со вступлением в силу ДД.ММ.ГГГГ Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 328-ФЗ «О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты от ДД.ММ.ГГГГ № 328-ФЗ» Федеральная служба судебных приставов перешла на иной вид государственной службы. Предложены вакантные должности государственной гражданской службы (л.д. 78-80 том 1).
Стороной ответчика не оспаривается, что должности в органах принудительного исполнения в Российской Федерации, истцу предложены не были, ввиду не прохождения ФИО1 порядка перехода ФССП на иной вид государственной службы завершен.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 назначен на должность федеральной государственной гражданской службы заместителя начальника отдела правового обеспечения УФССП по ХМАО-Югре, о чем вынесен приказ №-к от ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании ФИО1 пояснил, что согласился на указанную должность, поскольку не желал остаться без средств к существованию, однако рассчитывал на наличие у него права на переход в органы принудительного исполнения в Российской Федерации, в рамках ст. 92 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 328-ФЗ.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился к директору ФССП с заявлениями о принятии его в органы принудительно исполнения РФ на должность начальника отделения судебных приставов по <адрес> УФССП по ХМАО-Югре, ДД.ММ.ГГГГ вновь обратился с указанным заявлением, в качестве желаемой должности указал должность начальника отделения судебных приставов по <адрес> УФССП по ХМАО-Югре (л.д. 34,35 том 1).
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 направлен ответ о необходимости предоставить в отдел государственной гражданской службы и кадров УФССП по ХМАО-Югре заявления о приеме на работу в органы принудительного исполнения РФ установленного образца. К письму приложен образец заявления (л.д. 36,37).
В судебном заседании представитель ответчика ФИО3 пояснил, что указанный ответ относился к заявлениям ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ, поскольку упрощенный порядок перехода принятия истца на службу в органы принудительного исполнения завершен, истцу предложено обратился с заявлением на общих основаниях.
Распоряжением Федеральной службы судебных приставов России от ДД.ММ.ГГГГ N 76-р с целью реализации положений Федерального закона N 328-ФЗ на руководителей территориальных органов Федеральной службы судебных приставов России - главных судебных приставов субъектов Российской Федерации возложена обязанность по образованию оперативных штабов в возглавляемых территориальных органах в срок до ДД.ММ.ГГГГ, с включением в состав оперативного штаба наиболее опытных руководителей структурных подразделений и отделов аппарат управления территориального органа Федеральной службы судебных приставов России и проведением заседания оперативного штаба еженедельно (л.д. 188-194).
Таким образом, деятельность по переходу федеральных государственных гражданских служащих, изъявивших желание поступить на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации, осуществлялась посредством деятельности оперативного штаба УФССП России по ХМАО-Югре, уполномоченного рассматривать документы государственных гражданских служащих (л.д. 195-202).
ДД.ММ.ГГГГ, распоряжением №-р, распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ №-р «Об оперативном штабе ФССП» признано утратившим силу, ДД.ММ.ГГГГ признано утратившим силу распоряжение ССП по ХМАО-Югре от ДД.ММ.ГГГГ № «Об оперативном штабе УФССП по ХМАО-Югре» (л.д. 203, 204-205).
Анализируя представленные доказательства, суд приходит к выводу, что переход действующих государственных гражданских служащих в органы принудительного исполнения действовали в период с ДД.ММ.ГГГГ (дата вступления в законную силу ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 328-ФЗ) и до ДД.ММ.ГГГГ (ст. 92 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 328-ФЗ), однако в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (дата вынесения решения Сургутского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ о восстановлении на службе в прежней должности с ДД.ММ.ГГГГ) истец был незаконно уволен со службы, а следовательно были нарушены права ФИО1 на упрощенный переход в органы принудительного исполнения, он не имел возможности реализовать право льготного перехода в органы принудительного исполнения.
Именно действия ответчика, незаконно уволившего истца, повлекли невозможность обратиться с заявлением о назначении на должность в органы принудительного исполнения в течение переходного периода.
После восстановления его на службе ответчиком вновь допущено нарушение приведенных норм права, также не предоставлена возможность реализовать право поступления на службу в органы принудительного исполнения на должность судебного пристава-исполнителя. Шестимесячный срок назначения на должности в органах принудительного исполнения, предусмотренный частью 3 статьи 92 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 328-ФЗ, истек по вине ответчика, нарушавшего служебные права истца.
Установив указанные обстоятельства, суд приходит к выводу о предоставлении ФИО1 возможности реализовать свое право на поступление на службу в органы принудительного исполнения в рамках реализуемой ответчиком процедуры сокращения должности гражданской службы в государственном органе в связи с переходом на новый вид службы, восстановив срок для применения переходных положений, предусмотренный ст. 92 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 328-ФЗ «О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Довод представителя ответчика об отсутствии полномочий по реализации положений ст. 92 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 328-ФЗ, в связи с упразднением оперативного штаба Управления, суд признает несостоятельным, поскольку восстановление нарушенного права не может быть поставлено в зависимость от организационных мероприятий по его реализации.
Кроме того, суд учитывает наличие у ответчика возможности организации и проведения мероприятий, предусмотренных алгоритмом действий на I и II этапах переходного периода, что следует из пояснений представителя ответчика, согласно которым ответчик и на сегодняшний день проводит указанные мероприятия, для вновь принимаемых на службу сотрудников, но не в рамках переходных положений.
Утвержденным алгоритмом действий на I и II этапах переходного периода, предписан ряд действий, срок для реализации которых установлен с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ
Истец в заявленных требованиях просит возложить на ответчика обязанность направить в ФССП России для разрешения вопроса о назначении ФИО1 на должность начальника отделения судебных приставов по <адрес> УФССП по ХМАО-Югре, а в случае отсутствия вакантной должности начальника отделения судебных приставов по <адрес> УФССП по ХМАО-Югре - на аналогичную должность УФССП России по ХМАО-Югре, вакантную на момент вступления решения суда в законную силу:
заявление о изъявлении желании поступить на службу в органы принудительного исполнения;
Результаты проверки достоверности сообщенных гражданином сведений: о наличии (отсутствии) судимости, о привлечении к уголовной и административной ответственности, о проверке сведений, препятствующих поступлению гражданина в органы принудительного исполнения Российской Федерации, сведения о проверки подлинности диплома;
Результаты химико-токсикологических исследований;
Результаты проверки уровня физической подготовки;
Результаты медицинского освидетельствования (обследования);
Результаты профессионального психологического отбора;
Перечисленные документы направить в течение 30 дней с момента вступления настоящего решения в законную силу.
Указанные требования, ввиду установленного судом нарушенного прав истца, подлежат удовлетворению, в формулировках определенных алгоритмом действий на I и II этапах, по своему смыслу и содержанию дублирующих требования истца.
Таким образом, суд приходит к выводу об удовлетворении требований истца о возложении на УФССП России по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре обязанность осуществить комплекс действий на I и II этапах переходного периода согласно разработанному алгоритму действий (за исключением п. 44 алгоритма действий II этапа, поскольку данные действия уже совершены ответчиком), в течение трех месяцев десяти дней со дня вступления настоящего решения в законную силу, в том числе направить в ФССП России подготовленные в рамках комплекса действий заявление об изъявлении желания ФИО1 поступить на службу в органы принудительного исполнения на вакантную должность начальника отделения судебных приставов УФССП России по ХМАО-Югре, согласно штатному расписанию, актуальному на период с течение 20 календарных дней (в формулировке истца - вакантную на момент вступления решения суда в законную силу).
Удовлетворяя требования истца частично, суд изменяет сроки исполнения отдельных действий, предусмотренных алгоритмом, исходя из сроков указанных в алгоритмах действий I и II этапов, поскольку согласно исковым требования и пояснениям истца, его требования имеют под собой одну цель – совершение ответчиком действий направленных на реализацию истцом права на переход в органы принудительного исполнения в порядке, предусмотренном статьей 92 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №328-ФЗ. Требования истца направить в ФССП России для разрешения вопроса о назначении ФИО1 на должность начальника отделения судебных приставов по <адрес> УФССП по ХМАО-Югре, а в случае отсутствия вакантной должности начальника отделения судебных приставов по <адрес> УФССП по ХМАО-Югре - на аналогичную должность УФССП России по ХМАО-Югре, суд расценивает как желание поступления на службу на вакантную должность начальника отделения судебных приставов УФССП России по ХМАО-Югре, согласно штатному расписанию, что также соответствует пояснениям истца, данных им в судебном заседании.
При этом доводы представителя ответчика о том, что истец не изъявлял желания несения службы в органах принудительного исполнения Российской Федерации в должности начальника отделения судебных приставов по <адрес>, а общался с заявлением на аналогичную должность в <адрес> и <адрес>, суд оставляет без внимания, поскольку согласно пояснениям истца, обратившись с заявлением о службе в <адрес> и <адрес>, он получил предложение об обращении с заявлением на общих основаниях. Таким образом истцу стала понятна позиция ответчика, о том, что ему фактически отказывают в реализации его права на переход в органы принудительного исполнения в упрощенном порядке.
Обращаться в заявлением о принятии на службу на аналогичную должность в ином городе, при такой позиции ответчика не имело смысла, кроме того, ему было известно, что должность начальника отделения судебных приставов по <адрес> на тот период уже не являлась вакантной, с ДД.ММ.ГГГГ на указанную должность назначена ФИО4
Суд соглашается с указанной позицией истца, кроме того, суд учитывает, при реализации права истца на переход в упрощенном порядке, истец вправе был подать заявление об изъявлении желания на любую должность в органах принудительного исполнения.
При этом вопрос об удовлетворении заявленных требований и принятии истца на службу, остается в исключительной компетенции работодателя.
При установленных обстоятельствах, суд приходит к выводу об удовлетворении требований истца частично.
Иных требований суду не заявлено.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования ФИО1 к Управлению Федеральной службы судебных приставов по ХМАО-Югре о восстановлении нарушенного права на переход в органы принудительного исполнения, удовлетворить частично.
Восстановить срок для применения переходных положений, предусмотренный ст. 92 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 328-ФЗ «О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в целях рассмотрения документов ФИО1 для назначения на должность в органах принудительного исполнения в Российской Федерации.
Возложить на УФССП России по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре обязанность осуществить комплекс действий на I и II этапах переходного периода согласно разработанному алгоритму действий (за исключением п. 44 алгоритма действий II этапа), в течение трех месяцев десяти дней со дня вступления настоящего решения в законную силу, в том числе направить в ФССП России подготовленные в рамках комплекса действий заявление об изъявлении желания ФИО1 поступить на службу в органы принудительного исполнения на вакантную должность начальника отделения судебных приставов УФССП России по ХМАО-Югре, согласно штатному расписанию, актуальному на период с течение 20 календарных дней, со дня вступления настоящего решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи жалобы через Сургутский городской суд.
Мотивированное решение составлено 09 марта 2023 г.
Судья подпись О.С.Разина