Решение по делу № 2-337/2024 от 22.01.2024

Дело № 2-337/2024

УИД: 23RS0036-01-2022-005009-48

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

город Тихорецк                  27 мая 2024 года

Тихорецкий городской суд Краснодарского края в составе

председательствующего судьи Гончаровой О.Л.,

секретаря судебного заседания Юрченко Ю.И.,

c участием представителя ответчика – Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Краснодарскому краю Павлють Т.А., действующей на основании доверенности -юр от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сафроновой Светланы Алексеевны к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Краснодарскому краю о признании незаконным действий по отказу в перерасчете размера установленной пенсии,

установил:

Исковые требования мотивированы тем, что Сафронова С.А. является лицом, имеющим право на установление страховой пенсии в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 28.12.2013 №400-Ф3 «О страховых пенсиях», виду того, что является матерью ребенка – инвалида Иващенко С.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, имеет продолжительность периодов работы, включая иные периоды до 2015 года – 24 года 19 дней, общий стаж до 2002 года составил 17 лет 3 месяца. Уведомление о возникновения права на получение страховой пенсии ГУ – УПФ Российской Федерации в муниципальном образовании Тихорецкий район Краснодарского края (межрайонное) было направлено лишь ДД.ММ.ГГГГ, то есть по истечению более чем 5 лет с момента возникновения такого права. в ноябре 2021 года Сафроновой С.А. в адрес ответчика было направлено заявление о перерасчете досрочной страховой пенсии со дня возникновения права на такую выплату. ДД.ММ.ГГГГ истцу направлен отказ в назначении досрочной страховой пенсии в связи с тем, что она впервые обратилась с заявлением о назначении страховой пенсии по старости ДД.ММ.ГГГГ. При этом уведомление о необходимости обращения в территориальный орган было направлено в адрес истца в рамках проведения заблаговременной работы в отношении лиц, которые приобретают право на страховую пенсию по старости на общих основаниях с июля 2021 года. Не согласившись с отказом о перерасчете досрочной страховой пенсии, Сафронова С.А. просила признать незаконными действия ответчика по неудовлетворению требований истца о перерасчете размера установленной страховой пенсии, обязать произвести перерасчет размера установленной Сафроновой С.А. страховой пенсии со дня возникновения права истца на такую выплату, а именно за период с июня 2015 года по июнь 2022 года и выплатить задолженность в соответствии с расчетом в размере 872 837,88 рублей. С учетом уточнения исковых требований, истец просила признать незаконным бездействия отдела МО Тихорецкий район ГУ – ОПФР по Краснодарскому краю по несвоевременному уведомлению о возникновения права на назначение страховой пенсии, по не направлению ответа на заявление о перерасчете пенсии, признать пропуск срока на подачу заявления на досрочную пенсию допущенными по уважительной причинам, независящим от Сафроновой С.А., восстановить пропущенный срок на подачу заявления на досрочную пенсию.

В судебное заседание истец Сафронова С.А. не явилась, о времени и месте рассмотрения дела надлежаще извещалась судом по адресам места жительства и регистрации. О причинах неявки суд не уведомила.

Представитель ответчика – ОСФР по Краснодарскому краю Павлють Т.А. в судебном заседании возражала против доводов истца, указывая, что с заявлением о назначении страховой пенсии по старости Сафронова С.А. впервые обратилась ДД.ММ.ГГГГ. До указанной даты по информационным системам общего пользования обращений в территориальный орган по вопросам установления пенсии не зарегистрировано. Решением от ДД.ММ.ГГГГ , Сафроновой С.А. была назначена досрочная страховая пенсия по старости с ДД.ММ.ГГГГ, с даты обращения. В связи с тем, что обращение Сафроновой С.А. за пенсией последовало позднее возникновения права на указанную пенсию, при исчислении размера страховой пенсии по старости и размера фиксированной выплаты Сафроновой С.А. применены повышающие коэффициенты в размере 1,29 (индивидуальный пенсионный коэффициент) и 1,21 (к фиксированной выплате). Уведомление о необходимости обращения в территориальный орган было направлено в адрес истца в рамках проведения заблаговременной работы. Оснований для более раннего приглашения Сафоновой С.А. для проведения заблаговременной работы не имелось, в связи с не достижением установленного возраста. Обязанность ПФР для вызова гражданина для проведения заблаговременной работы действующим законодательством не предусмотрена, но гражданин вправе обратиться в ПФР по данному вопросу. Обращение на заблаговременную подготовку документов возможно двумя способами: через работодателя, если он заключил Соглашение об электронном информационном взаимодействии с территориальным органом Пенсионного фонда; лично гражданином в территориальный орган по месту своего жительства. Законодательно не закреплена обязанность Пенсионного фонда уведомлять каждого гражданина о возникновении права на пенсию, что подтверждается Определением Конституционного суда Российской Федерации от 19 июля 2016 года № 1598-О. ДД.ММ.ГГГГ Сафронова С.А. обратилась с заявлением о перерасчете досрочной страховой пенсии со дня возникновения права на такую выплату, Отделением ПФР по Краснодарскому краю в адрес заявителя направлен ответ от ДД.ММ.ГГГГ №С-20657-3620/21722-21, который получен Сафроновой С.А. ДД.ММ.ГГГГ. По указанным основаниям просила отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

Выслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела, оценив доказательства в их совокупности по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд принимает во внимание следующее.

В соответствии со статьей 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1), государственные пенсии устанавливаются законом (часть 2).

Согласно части 1 статьи 37 Конституции Российской Федерации граждане, реализовавшие конституционное право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, имеют право на социальное обеспечение, формы и виды которого зависят от особенностей их трудовой деятельности.

Закрепляя в законе правовые основания назначения пенсий, их размеры, порядок исчисления и выплаты, законодатель определил как общие условия назначения пенсий, так и особенности приобретения права на пенсию, включая установление для некоторых категорий граждан льготных условий назначения трудовой пенсии в зависимости от ряда объективно значимых обстоятельств, характеризующих, в частности, трудовую деятельность (специфика условий труда и профессии и т.д.).

Основания и порядок назначения пенсии, реализация права на получение пенсии, определены Федеральным законом № 166-ФЗ от 15.12.2001 «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и Федеральным законом № 400-ФЗ от 28.12.2013 «О страховых пенсиях» (далее - Федеральный закон № 400).

В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона № 400-ФЗ, право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).

    Согласно пункту 1 части 1 статьи 32 Федерального закона № 400-ФЗ, страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим гражданам: женщинам, родившим пять и более детей и воспитавшим их до достижения ими возраста 8 лет, достигшим возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж не менее 15 лет; одному из родителей инвалидов с детства, воспитавшему их до достижения ими возраста 8 лет: мужчинам, достигшим возраста 55 лет, женщинам, достигшим возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж соответственно не менее 20 и 15 лет; опекунам инвалидов с детства или лицам, являвшимся опекунами инвалидов с детства, воспитавшим их до достижения ими возраста 8 лет, страховая пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждые один год и шесть месяцев опеки, но не более чем на пять лет в общей сложности, если они имеют страховой стаж не менее 20 и 15 лет соответственно мужчины и женщины (в ред. Федерального закона от 03.10.2018 № 350-ФЗ).

    Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, положения статьи 22 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях», предусматривая сроки, с которых назначается пенсия, наделяют гражданина свободой действий по реализации (отказу от реализации) права на пенсионное обеспечение и способствуют своевременному обращению граждан за назначением пенсии (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 22.12.2015 №2920-О, от 24.04.2018 №948-О).

Возможность обращения за страховой пенсией ранее возникновения права на нее предусмотрена для страховых пенсий по старости. В силу пункта 13 Правил обращения за страховой пенсией, утвержденных Приказом Минтруда от 05.08.2021 №546н, заявление о назначении пенсии по старости может быть принято территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации и до наступления пенсионного возраста гражданина, но не ранее чем за месяц до достижения соответствующего возраста (аналогичная норма содержалась и в пункте 19 Правил от 17.11.2014 № 884н).

В силу разъяснений, содержащихся в абз. 2 пункта 32 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 № 30, если истец в установленном законом порядке обращался в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, за назначением пенсии, однако в этом ему было необоснованно отказано, суд вправе обязать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, назначить истцу пенсию со дня его обращения с заявлением в указанный орган, либо с более раннего срока, если это установлено ФЗ «О трудовых пенсиях». Указанные положения применяются судами и применительно к части 1 статьи 22, так как настоящий Федеральный закон содержит норму, аналогичную ранее существовавшему Закону о трудовых пенсиях.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Сафронова Светлана Алексеевна, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является матерью Ищенко Святослава Вячеславовича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, что подтверждается справкой о рождении №А-01432 от ДД.ММ.ГГГГ, справкой о заключении брака от ДД.ММ.ГГГГ, выданными отделом ЗАГС Тихорецкого района управления ЗАГС Краснодарского края (т. 1 л.д. 28, 30).

Иващенко Святославу Вячеславовичу, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, установлена группа инвалидности «ребенок-инвалид», что подтверждается справками МСЭ , , 959766 (т.1 л.д.23-25).

    У Сафроновой С.А., являвшейся матерью ребенка-инвалида, досрочно возникло право на получение пенсии по старости на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», по достижению возраста 50 лет, то есть с ДД.ММ.ГГГГ. Однако с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в пенсионный орган она не обращалась.

ДД.ММ.ГГГГ ГУ УПФ Российской Федерации в муниципальном образовании Тихорецкий район Краснодарского края (межрайонное) в рамках проведения заблаговременной работы в отношении лиц, которые приобретают право на страховую пенсию по старости на общих основаниях с 2021 года, в адрес Сафроновой С.А. было направлено уведомление о необходимости обращения в территориальный пенсионный орган.

С заявлением о назначении страховой пенсии по старости Сафронова С.А. впервые обратилась ДД.ММ.ГГГГ.

Решением от ДД.ММ.ГГГГ государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда РФ в муниципальном образовании Тихорецкий район Краснодарского края (межрайонное) Сафроновой С.А. с даты обращения, то есть с ДД.ММ.ГГГГ, была назначена страховая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 32 Федерального закона №400-ФЗ.

При этом, поскольку обращение Сафроновой С.А. за пенсией последовало позднее возникновения права на указанную пенсию, в соответствии с положениями части 15 статьи 15 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ, размер досрочной страховой пенсии по старости и размер фиксированной выплаты исчислен Сафроновой С.А. с применением повышающих коэффициентов (1,29 - индивидуальный пенсионный коэффициент, 1,21 - к фиксированной выплате).

Сафроновой С.А. в адрес ГУ – УПФ Российской Федерации в муниципальном образовании Тихорецкий район Краснодарского края (межрайонное) было направлено заявление о перерасчете досрочной страховой пенсии за период с момента возникновения такового права, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ ГУ-ОПФ РФ по Краснодарскому краю истцу направлен ответ на обращение, в котором ей разъяснено, что страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Уведомление о необходимости обращения в территориальный орган было направлено в адрес Сафроновой С.А. в рамках проведения заблаговременной работы в отношении лиц, которые приобретают право на страховую пенсию по старости на общих основаниях с 2021 года. При приеме документов для проведения заблаговременной работы и было установлено ее право на назначение досрочной страховой пенсии по старости по категории «мать ребенка инвалида с детства». В связи с отсутствием обращения в территориальный орган Пенсионного фонда с заявлением о назначении пенсии, оснований для назначения Сафроновой С.А. досрочной страховой пенсии по старости с более ранних сроков не имеется.

Согласно части 1 статьи 22 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ, страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Из содержания части 2 статьи 22 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ, днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем.

Таким образом, основанием для назначения пенсии является не только достижение возраста, установленного в законе, но и факт обращения за пенсией, то есть подача заявления в территориальный орган пенсионного фонда.

В соответствии с частью 6 статьи 21 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17.11.2014 №884н утверждены Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами «О страховых пенсиях», «О накопительной пенсии» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее - Правила № 884н).

Пунктом 22 Правил № 884н установлено, что территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации при приеме заявления об установлении пенсии, в частности: дает оценку содержащимся в документах сведениям, их соответствия данным индивидуального (персонифицированного) учета, а также правильности оформления документов; проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи документов и достоверность содержащихся в документах сведений, а также их соответствие сведениям, содержащимся в индивидуальном лицевом счете застрахованного лица; запрашивает документы (сведения), находящиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в случае если такие документы не представлены заявителем по собственной инициативе.

Пунктом 23 Правил № 884н определено, что решения и распоряжения об установлении или об отказе в установлении пенсии принимаются территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований Сафроновой С.А., поскольку исходя из выше приведенных нормативных положений, назначение и выплата страховой пенсии по старости осуществляется территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации, который разъясняет гражданам законодательство Российской Федерации по вопросам, отнесенным к его компетенции; принимает заявление о назначении страховой пенсии по старости со всеми документами и дает оценку правильности их оформления; дает лицу, обратившемуся за страховой пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно, предоставляет возможность предоставить недостающие документы; в случае непредставления заявителем по собственной инициативе необходимых для назначения страховой пенсии документов пенсионный орган осуществляет их запрос в государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных им организациях, в распоряжении которых находятся такие документы; проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи представленных документов; принимает решения о назначении страховой пенсии по старости или об отказе в ее назначении на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех представленных гражданами и полученных самим пенсионным органом документов.

Истцом не представлено сведений о том, что ею ранее, до ДД.ММ.ГГГГ, предоставлялись в отдел УПФР в МО Тихорецкий район Краснодарского края (межрайонное) сведения о наличии ребенка-инвалида, а также были обращения с заявлением о назначении ей досрочной страховой пенсии по старости по пункту 1 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ.

Доказательств наличия препятствий в подаче письменного заявления с приложением необходимых документов к ответчику и доказательств об отказе в принятия заявления истца с документами, подтверждающими право на досрочную пенсию как родителю ребенка-инвалида, а также доказательств уважительности причин пропуска срока обращения с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости, истцом не представлено.

Таким образом, нарушений пенсионных прав истца пенсионным органом не допущено, в связи с чем, заявленные в иске требования удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

решил:

В удовлетворении исковых требований Сафроновой Светланы Алексеевны к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Краснодарскому краю о признании незаконным бездействия по несвоевременному уведомлению о возникновения права на назначение страховой пенсии, по не направлению ответа на заявление о перерасчете пенсии, признании пропуска срока на подачу заявления на досрочную пенсию допущенными по уважительной причинам, независящим от Сафроновой С.А., о восстановлении пропущенного срока на подачу заявления на досрочную пенсию, - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке путем подачи апелляционной жалобы в Краснодарский краевой суд через Тихорецкий городской суд в течение месяца со дня его принятия
в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 31 мая 2024 года.

Судья Тихорецкого

городского суда: Гончарова О.Л.

2-337/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Сафронова Светлана Алексеевна
Ответчики
Отделение фонда пенсионного и социального страхования РФ по КК
Отделеине фонда пенсионного и социального страхования РФ по Краснодарскому краю
Суд
Тихорецкий городской суд Краснодарского края
Судья
Гончарова Оксана Леонидовна
Дело на сайте суда
tixoreck-gor.krd.sudrf.ru
22.01.2024Регистрация административного искового заявления и принятие его к производству
22.01.2024Передача материалов судье
23.01.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.01.2024Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
01.02.2024Предварительное судебное заседание
21.02.2024Предварительное судебное заседание
20.03.2024Предварительное судебное заседание
17.04.2024Судебное заседание
14.05.2024Судебное заседание
27.05.2024Судебное заседание
31.05.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.07.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.05.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее