Дело № 2-1229/2021
11RS0004-01-2021-002117-34
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Печорский городской суд Республики Коми в составе:
председательствующего судьи Филипповой И.В.
при секретаре Колесниковой Р.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Печора 17 ноября 2021 года дело по иску Поповой А.Г. к администрации МР «Печора» о признании незаконным бездействия, возложении обязанности принять решение об изъятии земельного участка и жилого помещения для муниципальных нужд, взыскании судебных расходов,
У С Т А Н О В И Л:
Истец обратилась в суд с иском к администрации МР «Печора» о признании незаконным бездействия, возложении обязанности принять решение об изъятии земельного участка и жилого помещения для муниципальных нужд, в обоснование заявленных требований указав, что является собственником жилого помещения – **********. Актом межведомственной комиссии № 20 от 25.07.2017 многоквартирный ********** Республики Коми признан аварийным и подлежащим сносу сроком исполнения. До настоящего времени указанный дом не снесен. В адрес истца администрацией МР «Печора» было направлено требование, в котором предлагалось в срок до **.**.** совместно с другими собственниками жилых помещений, осуществить снос многоквартирного дома, расположенного по адресу: **********. Жилой дом расположен на земельном участке с кадастровым номером 11:12:1702005:2458.
Истец просит признать бездействие администрации МР «Печора» в части невыполнения предварительной процедуры, предусмотренной ч. 10 ст. 32 ЖК РФ по направлению органом местного самоуправления собственникам жилых помещений ********** в ********** требования о сносе аварийного дома – незаконным, обязать администрацию МР «Печора» принять решение об изъятии для муниципальных нужд земельного участка, предоставленного для обслуживания многоквартирного дома по адресу: **********, и ********** нем, взыскать понесенные истцом судебные расходы.
Определением Печорского городского суда Республики Коми от **.**.** прекращено производство по делу по иску Поповой А.Г. к администрации МР «Печора» о признании бездействия в части невыполнения предварительной процедуры, предусмотренной ч. 10 ст. 32 ЖК РФ по направлению органом местного самоуправления собственникам жилых помещений ********** в ********** требования о сносе аварийного дома – незаконным.
В судебном заседании истец на исковых требованиях о возложении на администрацию МР «Печора» обязанности принять решение об изъятии для муниципальных нужд земельного участка, предоставленного для обслуживания многоквартирного дома по адресу: **********, и ********** нем, взыскании судебных расходов, настаивала.
В судебном заседании представитель ответчика, действующий на основании доверенности, исковые требования не признал в полном объеме.
Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены КУМС МР «Печора», Зайцев А.Ю., Овечкина Т.С., Зайцева И.А., Вахтина М.В., Иваненко В.С.
В судебном заседании третьи лица Вахтина М.В., Иваненко В.С. исковые требования истца поддержали.
Дело рассматривалось в отсутствие неявившихся участников процесса, извещенных о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом.
Выслушав пояснения явившихся участников процесса, обозрев материалы надзорного производства Печорской межрайонной прокуратуры № 1516ж-19, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно статье 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище; органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище; малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В ходе судебного разбирательства установлено следующее:
Попова А.Г. является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: **********, на основании договора купли-продажи квартиры от 06.11.1997.
Согласно поквартирной карточки Попова А.Г. имеет регистрацию по ********** с **.**.** по настоящее время.
Актом межведомственной комиссии муниципального района «Печора» № 20 от 25.07.2017 по обследованию многоквартирного жилого ********** общее техническое состояние здания в целом оценивается как аварийное техническое состояние, а именно имеются нарушения требований пожарной безопасности, ухудшение технических характеристик ограждающих конструкций здания, которые привели к изменению параметров микроклимата жилых помещений, не позволяющих обеспечить соблюдение санитарно - эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, а именно внутренняя температура ниже допустимой, повышенная влажность, наличие плесени, грибка, что создает угрозу жизни и здоровью человека. Проведение капитального ремонта, включая замену инженерных сетей и выполнения мероприятия по повышению тепловой эффективности ограждающих конструкций - стен, чердачного перекрытия, - экономически нецелесообразно.
Согласно заключению межведомственной комиссии муниципального района «Печора» № 20 от 25.07.2017 многоквартирный ********** в ********** ********** признан аварийным и подлежащим сносу.
Распоряжением администрации МР «Печора» от 29 сентября 2017 года № 1105-р многоквартирный ********** ********** признан аварийным и подлежащим сносу, срок сноса многоквартирного дома и отселения определен до 01.03.2021.
До настоящего времени указанный многоквартирный жилой дом не снесен.
В адрес истца 08.04.2021 администрацией МР «Печора» было направлено требование, в котором предлагалось в срок до 31.12.2022 совместно с другими собственниками жилых помещений, осуществить снос многоквартирного дома, расположенного по адресу: **********. Требование не исполнено. Срок исполнения требования от 08.04.2021 не истек.
Жилой ********** ********** Коми в муниципальную адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда» на 2019-2024 годы» не включен.
Решение об изъятии земельного участка и жилых помещений, расположенных по адресу: Республика Коми, **********, в том числе жилых помещений, в т.ч. принадлежащего на праве собственности истцу, ответчиком администрацией МР «Печора» не принято.
В соответствии со ст.14 Жилищного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.
Пунктом 49 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47 предусмотрено, что к компетенции органа местного самоуправления относится принятие решения и издание распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Как следует из ч.10 ст.32 Жилищного кодекса РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.
В соответствии со ст.279 Гражданского кодекса РФ изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством.
Решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, определяемыми в соответствии с земельным законодательством. Правообладатель земельного участка должен быть уведомлен о принятом решении об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в соответствии с земельным законодательством. Сроки, размер возмещения и другие условия, на которых осуществляется изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд, определяются соглашением об изъятии земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости для государственных или муниципальных нужд (далее - соглашение об изъятии). В случае принудительного изъятия такие условия определяются судом.
В силу пп.3 п.1 ст.56.2 Земельного кодекса РФ изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основании решений органов местного самоуправления - в случае изъятия земельных участков для муниципальных нужд, в том числе для размещения объектов местного значения.
Согласно пп.4 п.2 ст.56.3 Земельного кодекса РФ принятие решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях, не предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, должно быть обосновано решением о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (в случае изъятия земельного участка в связи с признанием расположенного на таком земельном участке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции).
Как следует из п.4 указанной нормы, изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется по решениям уполномоченных органов исполнительной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 56.2 настоящего Кодекса, которые принимаются по их собственной инициативе.
В соответствии с положениями п.3,6 ч.1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства. Обязанность органа местного самоуправления по незамедлительному обеспечению граждан жильем в связи с расселением из аварийного дома наступает с момента принятия решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный жилой дом для муниципальных нужд, которое принимается в случае неисполнения собственниками сноса или реконструкции дома в установленный в требовании срок. Решение об изъятии земельного участка и об изъятии каждого жилого помещения в доме влечет обязанность органа местного самоуправления незамедлительно произвести выкуп жилых помещений в многоквартирном аварийном доме, за исключением тех, которые принадлежат на праве собственности муниципальному образованию. Сроки для принятия такого решения законом не установлены, но с учетом степени аварийности дома и опасности для продолжения проживания в нем граждан, сроки принятия такого решения должны быть объективно обусловленными.
Непринятие уполномоченным органом действий, направленных на изъятие аварийного жилья для муниципальных нужд, нарушает права граждан.
Обязанность органа местного самоуправления принять соответствующее решение, а также уведомить о нем собственника жилых помещений в разумный срок непосредственно после признания дома аварийным и подлежащим сносу усматривается из системного толкования ст.32 Жилищного кодекса РФ.
Из п.5 ст.56.7 Земельного кодекса РФ следует также обязанность органа местного самоуправления определить выкупную цену изымаемого жилого помещения, сроки и другие условия выкупа.
Распоряжением администрации МР «Печора» от 11.06.2020 № 463-р внесены изменения в распоряжение администрации МР «Печора» от 29.09.2017 № 1105-р «О признании многоквартирных домов аварийными, подлежащими сносу». Указанным распоряжением продлен срок сноса многоквартирного жилого ********** в ********** до 31.12.2023.
Вместе с тем, объективного обоснования причин увеличения срока сноса и отселения до 31.12.2023 в материалах дела не имеется.
С момента признания многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу прошло значительное время.
Отсутствие в законе срока, в течение которого земельный участок должен был изъят, не может освобождать орган местного самоуправления от исполнения возложенной на него обязанности.
Доводы ответчика об отсутствии денежных средств, необходимых для определения размера возмещения за изымаемые земельный участок и жилые помещения, в связи с дефицитом бюджета МО МР «Печора» являются несостоятельными и не принимаются судом.
Согласно отчету АО «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» Филиал по Республике Коми от 2017 общее состояние здания - многоквартирный ********** в ********** **********, согласно ГОСТ 31937-2011, оценивается как аварийное техническое состояние. Здание не может считаться пригодным для проживания. Проведение капитального ремонта, включая замену инженерных сетей и выполнения мероприятия по повышению тепловой эффективности ограждающих конструкций - стен, чердачного перекрытия, экономически не целесообразно. Рекомендовано снять здание с баланса и снести.
Иного жилого помещения, находящегося у истца в собственности, либо пользовании не имеется.
В судебном заседании истец пояснила, что фактически вынуждена проживать в жилом помещении – ********** по **********, не смотря на то, что проживать в квартире опасно для жизни и здоровья. Обстоятельства невозможности проживания в жилом ********** в ********** подтвердили третьи лица Вахтина М.В., Иваненко В.С.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что требование истца подлежит удовлетворению.
По правилам ст. 206 ГПК РФ суд вправе устанавливать срок исполнения судебного решения.
С учетом конкретных обстоятельств дела, учитывая, что ответчиком своевременных мер к принятию решения об изъятии недвижимого имущества не принято, суд находит, что разумным сроком для устранения допущенных нарушений является срок - один месяц со дня вступления решения суда в законную силу для принятия решения об изъятии недвижимого имущества.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Обязать администрацию муниципального района «Печора» в течение одного месяца с момента вступления в законную силу решения суда принять решение об изъятии для муниципальных нужд земельного участка по адресу: ********** **********, и расположенного в указанном доме жилого помещения по адресу: **********, принадлежащего на праве собственности Поповой А.Г..
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Печорский городской суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.
В окончательной форме решение изготовлено 19 ноября 2021 года.
Председательствующий: судья И.В. Филиппова