Решение от 19.05.2020 по делу № 8а-6997/2020 [88а-9182/2020] от 20.02.2020

ПЕРВЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

Дело № 2а-2594/2019

88а-9182/2020

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Саратов                                                                                              19 мая 2020 года

Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Баранова Г.В.

судей Васляева В.С., Гайдарова М.Б.,

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФИО1 на решение <адрес> городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам <адрес> областного суда от                          ДД.ММ.ГГГГ по административному делу по административному исковому заявлению ФИО1 к Совету депутатов городского поселения <адрес> <адрес> о признании незаконным решения от ДД.ММ.ГГГГ №, возложении обязанности устранить нарушения прав.

Заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Гайдарова М.Б., представителей административного ответчика Совета депутатов городского поселения <адрес> – ФИО6, действующей по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО7, действующего по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, возражавших против доводов кассационной жалобы, старшего прокурора четвертого отдела (кассационного) (с дислокацией в городе Саратове) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации ФИО11 полагавшей, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции

у с т а н о в и л а:

решением Совета депутатов городского поселения <адрес> <адрес> ДД.ММ.ГГГГ на основании представления прокурора <адрес> от                                   ДД.ММ.ГГГГ №, досрочно прекращены полномочия депутата ФИО1

ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением к Совету депутатов городского поселения <адрес> <адрес> о признании незаконным решения Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ №, возложении обязанности устранить нарушения прав.

В обоснование заявленных требований указал, что решение Совета депутатов нарушает положения Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ                «О противодействии коррупции», Федерального закона от 06 октября 2003 года                № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также Закона Московской области № 190/2017-ОЗ                «О порядке проверки достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение муниципальных должностей, должности руководителя администрации муниципального образования по контракту, лицами, замещающими муниципальные должности, и лицом, замещающим должность руководителя администрации муниципального образования по контракту, в <адрес>». Также административный истец заявил о нарушении процедуры проведения заседания Совета депутатов городского поселения <адрес> <адрес> по вопросу о досрочном прекращении полномочий административного истца в качестве депутата.

Решением <адрес> <адрес> от                           ДД.ММ.ГГГГ, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам <адрес> областного суда от                  ДД.ММ.ГГГГ, в удовлетворении административных исковых требований отказано.

В кассационной жалобе, поданной ДД.ММ.ГГГГ через <адрес> <адрес>, поступившей в Первый кассационный суд общей юрисдикции ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 просит отменить состоявшиеся судебные акты в связи с нарушением норм материального и процессуального права, направить дело на новое рассмотрение. Указывает, что представление прокурора не обладает силой принудительного исполнения, Совет депутатов мог выявить тот факт, что прокуратура произвольно провела проверку сведений в отношении ФИО1, так как прокурор провел проверку в отношении субъекта, который не является органом местного самоуправления, ни должностным лицом, без предварительного обращения в государственный орган, осуществляющий ведомственный контроль (надзор) за достоверностью сведений самостоятельно провел проверку. Ответчиком нарушена процедура рассмотрения представления прокурора о прекращении полномочий депутата. Позднее,                        ДД.ММ.ГГГГ, от ФИО1 поступили дополнительные пояснения к кассационной жалобе.

В судебном заседании участвуют представители административного ответчика Совета депутатов городского поселения <адрес> <адрес>, прокурор, которые не возражали против проведения судебного заседания в отсутствие административного истца.

От ФИО1 поступило письменное ходатайство об отложении судебного заседания в связи с невозможностью личного участия из-за ограничений, установленных в связи с карантином.

Суд, совещаясь на месте, отказал в удовлетворении ходатайства об отложении судебного заседания, поскольку проведение судебного заседания организовано с использованием видеоконференц-связь через <адрес> <адрес> по ходатайству заявителя; ФИО1 не предоставлено доказательств ограничения заявителю и его представителям явки в настоящее судебное заседание в <адрес>.

При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с учетом мнения явившихся лиц, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и дополнения к ней, заслушав представителей административного ответчика Совета депутатов городского поселения <адрес>, полагавших, что в удовлетворении кассационной жалобы следует отказать, прокурора, возражавшего против доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда приходит к следующему.

Основаниями для отмены или изменения судебного акта в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Таких нарушений судебными инстанциями допущено не было.

Частью 2 статьи 32 Конституции Российской Федерации гарантировано гражданам Российской Федерации право избирать и быть избранными в органы государственной власти.

Как следует из материалов дела и установлено судами, в феврале 2019 года <адрес> прокуратурой на основании поступившего обращения гражданки ФИО8 была проведена проверка достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, указанных депутатом Совета депутатов городского поселения <адрес> ФИО1 В ходе проверки было выявлено, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 являлся бенефициарным владельцем (доля 100%) международной коммерческой компании ФИО12, зарегистрированной по адресу:                         <адрес>, регистрационный №. Однако, в сведениях о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за отчетный период с                      ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в разделе 5 «Сведения о ценных бумагах. Акции и иное участие в коммерческих организациях и фондах. Иные ценные бумаги», сведения об участии в указанной международной коммерческой компании отсутствуют.

Данные обстоятельства подтверждаются материалами проверки межрайонной ИФНС России № по <адрес>, в том числе, решением от                            ДД.ММ.ГГГГ № о привлечении депутата ФИО1 к ответственности за налоговое правонарушение, предусмотренное Налоговым кодексом Российской Федерации, уведомлением об участии в иностранных организациях от ДД.ММ.ГГГГ, на которое имеется ссылка в решении налогового органа от ДД.ММ.ГГГГ.

В разделе № «Сведения об имуществе. Недвижимое имущество» и в разделе № «Сведения об обязательствах имущественного характера. Объекты недвижимого имущества, находящегося в пользовании» депутат ФИО1 не указал о каких-либо объектах недвижимости находящихся в собственности или в пользовании. В справке отражены только сведения о регистрации по месту жительства по адресу: <адрес>.

В связи с выявленными нарушениями законодательства о муниципальной службе и противодействии коррупции исполняющий обязанности <адрес> прокурора ФИО9 ДД.ММ.ГГГГ внес в адрес Совета депутатов городского поселения <адрес> представление                      № об устранении нарушений федерального законодательства в области противодействия коррупции путем рассмотрения вопроса о досрочном прекращении полномочий депутата Совета депутатов городского поселения <адрес> <адрес> ФИО1

По результатам рассмотрения представления доводы прокурора о нарушениях депутатом ФИО1 требований федерального законодательства при предоставлении сведений о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера нашли свое подтверждение, в связи с чем, Совет депутатов городского поселения <адрес> <адрес> ДД.ММ.ГГГГ принял решение № о досрочном прекращении полномочий депутата. За данное решение проголосовали 11 из 13 присутствующих депутатов (всего численный состав Совета депутатов –                        20 человек).

Отказывая в удовлетворении административных исковых требований ФИО1, суд первой инстанции, с выводами которого согласилась апелляционная инстанция, исходил из того, что депутатом Совета депутатов городского поселения <адрес> <адрес> ФИО1 предоставлены заведомо неполные и недостоверные сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Оспариваемое решение принято уполномоченным органом при наличии необходимого кворума и исходя из фактических обстоятельств дела. Отмечено, что суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, принимаемых (совершаемых) ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом.

Суд апелляционной инстанции отметил, что доводы административного истца о незаконности представления <адрес> прокуратуры от                           ДД.ММ.ГГГГ №, внесенного в Совет депутатов городского поселения <адрес> <адрес>, были предметом исследования и оценки <адрес> <адрес>, в том числе, при рассмотрении дела по административному иску ФИО10 к <адрес> прокуратуре об оспаривании вышеуказанного представления. Решение суда об отказе в удовлетворении требований к прокуратуре вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ. При внесении оспариваемого представления прокурор действовал в соответствии с предоставленными ему полномочиями, а несогласие административного истца с выводами, изложенными в представлении, не свидетельствует о нарушении прокурором конституционных прав административного истца.

Суд кассационной инстанции, в силу своей компетенции, установленной взаимосвязанными положениями статей 328 и 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении административного дела в кассационном порядке проверяет соответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела,    правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления. При этом, суд кассационной инстанции не вправе проверять законность судебных актов в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных актов, которые не обжалуются.

Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций.

Основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений установлены в Федеральном законе от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ).

Согласно части 4 статьи 12.1 Федерального закона № 273-ФЗ (в редакции Федерального закона от 03 ноября 2015 года № 303-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», вступившей в силу с                  04 ноября 2015 года) лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Такой порядок утвержден Указом Президента Российской Федерации от                18 мая 2009 года № 558 и предполагает, что сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера представляются по форме утвержденной Президентом Российской Федерации форме справки ежегодно, не позднее                       30 апреля года, следующего за отчетным. В свою очередь, форма справки утверждена Указом Президента Российской Федерации от 23 июня 2014 года № 460.

Согласно абзацу 17 части 1 статьи 2 Федерального закона от                            06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (здесь и далее – Федеральный закон                № 131-ФЗ в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений) к лицам, замещающим муниципальную должность, относятся депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, член избирательной комиссии муниципального образования, действующей на постоянной основе и являющейся юридическим лицом, с правом решающего голоса.

В соответствии с положениями части 10 статьи 40 Федерального закона                  № 131-ФЗ полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления прекращаются досрочно в случаях, прямо указанных в этой части, а также в иных случаях, установленных данным Федеральным законом и иными федеральными законами. В силу части 7.1 статьи 40 Федерального закона № 131-ФЗ депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, иное лицо, замещающее муниципальную должность, должны соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от                          25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами. Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, иного лица, замещающего муниципальную должность, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральным законом от 03 декабря 2012 года № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», Федеральным законом от 07 мая 2013 года № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами».

Согласно частям 4 и 5 статьи 12.1 Федерального закона № 273-ФЗ лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации; лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, нарушившие запреты, ограничения и обязанности, установленные частями 1 - 4.1 настоящей статьи, несут ответственность, предусмотренную федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Форма «Справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера» утверждена Указом Президента Российской Федерации от 23 июня 2014 года № 460.

В пунктах 135, 136 Методических рекомендаций разъяснен порядок заполнения подраздела 6.1 «Объекты недвижимого имущества, находящиеся в пользовании» раздела 6 «Сведения об обязательствах имущественного характера» соответствующей формы справки в 2018 году (за отчетный 2017 год), а именно в данном подразделе указывается недвижимое имущество (муниципальное, ведомственное, арендованное и т.п.), находящееся во временном пользовании (не в собственности) служащего (работника), его супруги (супруга), несовершеннолетних детей, а также основание пользования (договор аренды, фактическое предоставление и другие). При заполнении данного подраздела требуется указывать объекты недвижимого имущества, которые находятся в пользовании служащего (работника) и (или) членов его семьи на основании заключенных договоров (аренда, безвозмездное пользование и т.д.) или в результате фактического предоставления в пользование. Не требуется в справке одного из супругов указывать объекты недвижимости, находящиеся в собственности другого супруга, при условии, что эти объекты указаны в разделе 3.1 соответствующей справки.

По смыслу положений статей 3, 6-11 Федерального закона                                     «О противодействии коррупции», предусматривающих меры по профилактике коррупции, основные направления деятельности государственных органов и органов местного самоуправления по повышению эффективности противодействия коррупции, а также обязанность государственных и муниципальных служащих представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, уведомлять об обращениях в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений, о возникшем конфликте интересов, следует, что одним из способов противодействия коррупции является неукоснительное соблюдение законов.

Учитывая изложенные обстоятельства дела и нормы материального права, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что полномочия депутата прекращаются досрочно в случае несоблюдения им ограничений, запретов, неисполнения возложенных законом обязанностей, в том числе – за неисполнение обязанности по предоставлению сведений о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера своего супруга и несовершеннолетних детей. ФИО1 предоставил заведомо неполные и недостоверные сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за период с ДД.ММ.ГГГГ по                 ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем, в удовлетворении административных исковых требований отказано обоснованно.

Суд кассационной инстанции, в силу своей компетенции, установленной взаимосвязанными положениями статей 328 и 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении административного дела в кассационном порядке проверяет соответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела,    правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления. При этом, суд кассационной инстанции не вправе проверять законность судебных актов в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных актов, которые не обжалуются.

Доводы кассационной жалобы направлены на оспаривание обоснованности выводов судов об установленных обстоятельствах, иное толкование норм права, и не могут служить предусмотренными статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены судебных актов.

Ссылка в кассационной жалобе на нарушение порядка назначения заседания и процедуры принятия оспариваемого решения Советом депутатов несостоятельна, так как заседание <адрес> Совета депутатов назначено с извещением всех лиц в установленном порядке, в том числе депутатов Совета, представление прокурора рассмотрено с соблюдением установленного регламента. Данные доводы были предметом разбирательства судом первой и апелляционной инстанций и им дана правильная правовая и фактическая оценка.

Административное дело рассмотрено <адрес> <адрес> в соответствии со статьей 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по выбору административного истца ФИО1 в связи с чем, его довод о желании рассмотреть спор по месту своего жительства несостоятелен.

Кассационная жалоба не содержит оснований, предусмотренных статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, которые могли быть поводом к отмене оспариваемых судебных актов.

Суд кассационной инстанции, в силу своей компетенции, установленной взаимосвязанными положениями статей 328 и 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении административного дела в кассационном порядке проверяет соответствие выводов, изложенных в обжалованных судебных актах, обстоятельствам административного дела,    правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления. При этом суд кассационной инстанции не вправе проверять законность судебных актов в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных актов, которые не обжалуются.

Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции

о п р е д е л и л а:

░░░░░░░ <░░░░░> <░░░░░> ░░                                    ░░.░░.░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░1 - ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░

░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

8а-6997/2020 [88а-9182/2020]

Категория:
Гражданские
Истцы
Грудинин Павел Николаевич
Ответчики
Совет депутатов городского поселения Видное Ленинского муниципального района Московской области
Другие
Смирнова Светлана Владимировна
Суд
Первый кассационный суд общей юрисдикции
Судья
Желонкина Г.А.
Дело на сайте суда
1kas.sudrf.ru
07.04.2020Судебное заседание
28.04.2020Судебное заседание
19.05.2020Судебное заседание
19.05.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее