ПЕРВЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД
ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
Дело № 2а-2594/2019
88а-9182/2020
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Саратов 19 мая 2020 года
Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Баранова Г.В.
судей Васляева В.С., Гайдарова М.Б.,
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФИО1 на решение <адрес> городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам <адрес> областного суда от ДД.ММ.ГГГГ по административному делу по административному исковому заявлению ФИО1 к Совету депутатов городского поселения <адрес> <адрес> о признании незаконным решения от ДД.ММ.ГГГГ №, возложении обязанности устранить нарушения прав.
Заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Гайдарова М.Б., представителей административного ответчика Совета депутатов городского поселения <адрес> – ФИО6, действующей по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО7, действующего по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, возражавших против доводов кассационной жалобы, старшего прокурора четвертого отдела (кассационного) (с дислокацией в городе Саратове) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации ФИО11 полагавшей, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
у с т а н о в и л а:
решением Совета депутатов городского поселения <адрес> <адрес> ДД.ММ.ГГГГ на основании представления прокурора <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, досрочно прекращены полномочия депутата ФИО1
ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением к Совету депутатов городского поселения <адрес> <адрес> о признании незаконным решения Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ №, возложении обязанности устранить нарушения прав.
В обоснование заявленных требований указал, что решение Совета депутатов нарушает положения Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также Закона Московской области № 190/2017-ОЗ «О порядке проверки достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение муниципальных должностей, должности руководителя администрации муниципального образования по контракту, лицами, замещающими муниципальные должности, и лицом, замещающим должность руководителя администрации муниципального образования по контракту, в <адрес>». Также административный истец заявил о нарушении процедуры проведения заседания Совета депутатов городского поселения <адрес> <адрес> по вопросу о досрочном прекращении полномочий административного истца в качестве депутата.
Решением <адрес> <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам <адрес> областного суда от ДД.ММ.ГГГГ, в удовлетворении административных исковых требований отказано.
В кассационной жалобе, поданной ДД.ММ.ГГГГ через <адрес> <адрес>, поступившей в Первый кассационный суд общей юрисдикции ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 просит отменить состоявшиеся судебные акты в связи с нарушением норм материального и процессуального права, направить дело на новое рассмотрение. Указывает, что представление прокурора не обладает силой принудительного исполнения, Совет депутатов мог выявить тот факт, что прокуратура произвольно провела проверку сведений в отношении ФИО1, так как прокурор провел проверку в отношении субъекта, который не является органом местного самоуправления, ни должностным лицом, без предварительного обращения в государственный орган, осуществляющий ведомственный контроль (надзор) за достоверностью сведений самостоятельно провел проверку. Ответчиком нарушена процедура рассмотрения представления прокурора о прекращении полномочий депутата. Позднее, ДД.ММ.ГГГГ, от ФИО1 поступили дополнительные пояснения к кассационной жалобе.
В судебном заседании участвуют представители административного ответчика Совета депутатов городского поселения <адрес> <адрес>, прокурор, которые не возражали против проведения судебного заседания в отсутствие административного истца.
От ФИО1 поступило письменное ходатайство об отложении судебного заседания в связи с невозможностью личного участия из-за ограничений, установленных в связи с карантином.
Суд, совещаясь на месте, отказал в удовлетворении ходатайства об отложении судебного заседания, поскольку проведение судебного заседания организовано с использованием видеоконференц-связь через <адрес> <адрес> по ходатайству заявителя; ФИО1 не предоставлено доказательств ограничения заявителю и его представителям явки в настоящее судебное заседание в <адрес>.
При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с учетом мнения явившихся лиц, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и дополнения к ней, заслушав представителей административного ответчика Совета депутатов городского поселения <адрес>, полагавших, что в удовлетворении кассационной жалобы следует отказать, прокурора, возражавшего против доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебного акта в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Таких нарушений судебными инстанциями допущено не было.
Частью 2 статьи 32 Конституции Российской Федерации гарантировано гражданам Российской Федерации право избирать и быть избранными в органы государственной власти.
Как следует из материалов дела и установлено судами, в феврале 2019 года <адрес> прокуратурой на основании поступившего обращения гражданки ФИО8 была проведена проверка достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, указанных депутатом Совета депутатов городского поселения <адрес> ФИО1 В ходе проверки было выявлено, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 являлся бенефициарным владельцем (доля 100%) международной коммерческой компании ФИО12, зарегистрированной по адресу: <адрес>, регистрационный №. Однако, в сведениях о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за отчетный период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в разделе 5 «Сведения о ценных бумагах. Акции и иное участие в коммерческих организациях и фондах. Иные ценные бумаги», сведения об участии в указанной международной коммерческой компании отсутствуют.
Данные обстоятельства подтверждаются материалами проверки межрайонной ИФНС России № по <адрес>, в том числе, решением от ДД.ММ.ГГГГ № о привлечении депутата ФИО1 к ответственности за налоговое правонарушение, предусмотренное Налоговым кодексом Российской Федерации, уведомлением об участии в иностранных организациях от ДД.ММ.ГГГГ, на которое имеется ссылка в решении налогового органа от ДД.ММ.ГГГГ.
В разделе № «Сведения об имуществе. Недвижимое имущество» и в разделе № «Сведения об обязательствах имущественного характера. Объекты недвижимого имущества, находящегося в пользовании» депутат ФИО1 не указал о каких-либо объектах недвижимости находящихся в собственности или в пользовании. В справке отражены только сведения о регистрации по месту жительства по адресу: <адрес>.
В связи с выявленными нарушениями законодательства о муниципальной службе и противодействии коррупции исполняющий обязанности <адрес> прокурора ФИО9 ДД.ММ.ГГГГ внес в адрес Совета депутатов городского поселения <адрес> представление № об устранении нарушений федерального законодательства в области противодействия коррупции путем рассмотрения вопроса о досрочном прекращении полномочий депутата Совета депутатов городского поселения <адрес> <адрес> ФИО1
По результатам рассмотрения представления доводы прокурора о нарушениях депутатом ФИО1 требований федерального законодательства при предоставлении сведений о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера нашли свое подтверждение, в связи с чем, Совет депутатов городского поселения <адрес> <адрес> ДД.ММ.ГГГГ принял решение № о досрочном прекращении полномочий депутата. За данное решение проголосовали 11 из 13 присутствующих депутатов (всего численный состав Совета депутатов – 20 человек).
Отказывая в удовлетворении административных исковых требований ФИО1, суд первой инстанции, с выводами которого согласилась апелляционная инстанция, исходил из того, что депутатом Совета депутатов городского поселения <адрес> <адрес> ФИО1 предоставлены заведомо неполные и недостоверные сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Оспариваемое решение принято уполномоченным органом при наличии необходимого кворума и исходя из фактических обстоятельств дела. Отмечено, что суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, принимаемых (совершаемых) ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом.
Суд апелляционной инстанции отметил, что доводы административного истца о незаконности представления <адрес> прокуратуры от ДД.ММ.ГГГГ №, внесенного в Совет депутатов городского поселения <адрес> <адрес>, были предметом исследования и оценки <адрес> <адрес>, в том числе, при рассмотрении дела по административному иску ФИО10 к <адрес> прокуратуре об оспаривании вышеуказанного представления. Решение суда об отказе в удовлетворении требований к прокуратуре вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ. При внесении оспариваемого представления прокурор действовал в соответствии с предоставленными ему полномочиями, а несогласие административного истца с выводами, изложенными в представлении, не свидетельствует о нарушении прокурором конституционных прав административного истца.
Суд кассационной инстанции, в силу своей компетенции, установленной взаимосвязанными положениями статей 328 и 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении административного дела в кассационном порядке проверяет соответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления. При этом, суд кассационной инстанции не вправе проверять законность судебных актов в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных актов, которые не обжалуются.
Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций.
Основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений установлены в Федеральном законе от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ).
Согласно части 4 статьи 12.1 Федерального закона № 273-ФЗ (в редакции Федерального закона от 03 ноября 2015 года № 303-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», вступившей в силу с 04 ноября 2015 года) лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Такой порядок утвержден Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 года № 558 и предполагает, что сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера представляются по форме утвержденной Президентом Российской Федерации форме справки ежегодно, не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным. В свою очередь, форма справки утверждена Указом Президента Российской Федерации от 23 июня 2014 года № 460.
Согласно абзацу 17 части 1 статьи 2 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (здесь и далее – Федеральный закон № 131-ФЗ в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений) к лицам, замещающим муниципальную должность, относятся депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, член избирательной комиссии муниципального образования, действующей на постоянной основе и являющейся юридическим лицом, с правом решающего голоса.
В соответствии с положениями части 10 статьи 40 Федерального закона № 131-ФЗ полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления прекращаются досрочно в случаях, прямо указанных в этой части, а также в иных случаях, установленных данным Федеральным законом и иными федеральными законами. В силу части 7.1 статьи 40 Федерального закона № 131-ФЗ депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, иное лицо, замещающее муниципальную должность, должны соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами. Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, иного лица, замещающего муниципальную должность, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральным законом от 03 декабря 2012 года № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», Федеральным законом от 07 мая 2013 года № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами».
Согласно частям 4 и 5 статьи 12.1 Федерального закона № 273-ФЗ лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации; лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, нарушившие запреты, ограничения и обязанности, установленные частями 1 - 4.1 настоящей статьи, несут ответственность, предусмотренную федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Форма «Справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера» утверждена Указом Президента Российской Федерации от 23 июня 2014 года № 460.
В пунктах 135, 136 Методических рекомендаций разъяснен порядок заполнения подраздела 6.1 «Объекты недвижимого имущества, находящиеся в пользовании» раздела 6 «Сведения об обязательствах имущественного характера» соответствующей формы справки в 2018 году (за отчетный 2017 год), а именно в данном подразделе указывается недвижимое имущество (муниципальное, ведомственное, арендованное и т.п.), находящееся во временном пользовании (не в собственности) служащего (работника), его супруги (супруга), несовершеннолетних детей, а также основание пользования (договор аренды, фактическое предоставление и другие). При заполнении данного подраздела требуется указывать объекты недвижимого имущества, которые находятся в пользовании служащего (работника) и (или) членов его семьи на основании заключенных договоров (аренда, безвозмездное пользование и т.д.) или в результате фактического предоставления в пользование. Не требуется в справке одного из супругов указывать объекты недвижимости, находящиеся в собственности другого супруга, при условии, что эти объекты указаны в разделе 3.1 соответствующей справки.
По смыслу положений статей 3, 6-11 Федерального закона «О противодействии коррупции», предусматривающих меры по профилактике коррупции, основные направления деятельности государственных органов и органов местного самоуправления по повышению эффективности противодействия коррупции, а также обязанность государственных и муниципальных служащих представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, уведомлять об обращениях в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений, о возникшем конфликте интересов, следует, что одним из способов противодействия коррупции является неукоснительное соблюдение законов.
Учитывая изложенные обстоятельства дела и нормы материального права, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что полномочия депутата прекращаются досрочно в случае несоблюдения им ограничений, запретов, неисполнения возложенных законом обязанностей, в том числе – за неисполнение обязанности по предоставлению сведений о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера своего супруга и несовершеннолетних детей. ФИО1 предоставил заведомо неполные и недостоверные сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем, в удовлетворении административных исковых требований отказано обоснованно.
Суд кассационной инстанции, в силу своей компетенции, установленной взаимосвязанными положениями статей 328 и 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении административного дела в кассационном порядке проверяет соответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления. При этом, суд кассационной инстанции не вправе проверять законность судебных актов в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных актов, которые не обжалуются.
Доводы кассационной жалобы направлены на оспаривание обоснованности выводов судов об установленных обстоятельствах, иное толкование норм права, и не могут служить предусмотренными статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены судебных актов.
Ссылка в кассационной жалобе на нарушение порядка назначения заседания и процедуры принятия оспариваемого решения Советом депутатов несостоятельна, так как заседание <адрес> Совета депутатов назначено с извещением всех лиц в установленном порядке, в том числе депутатов Совета, представление прокурора рассмотрено с соблюдением установленного регламента. Данные доводы были предметом разбирательства судом первой и апелляционной инстанций и им дана правильная правовая и фактическая оценка.
Административное дело рассмотрено <адрес> <адрес> в соответствии со статьей 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по выбору административного истца ФИО1 в связи с чем, его довод о желании рассмотреть спор по месту своего жительства несостоятелен.
Кассационная жалоба не содержит оснований, предусмотренных статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, которые могли быть поводом к отмене оспариваемых судебных актов.
Суд кассационной инстанции, в силу своей компетенции, установленной взаимосвязанными положениями статей 328 и 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении административного дела в кассационном порядке проверяет соответствие выводов, изложенных в обжалованных судебных актах, обстоятельствам административного дела, правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления. При этом суд кассационной инстанции не вправе проверять законность судебных актов в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных актов, которые не обжалуются.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
о п р е д е л и л а:
░░░░░░░ <░░░░░> <░░░░░> ░░ ░░.░░.░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░1 - ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░
░░░░░