БЕЛГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
31RS0008-01-2022-001220-89 33-32/2024 (33-4992/2023)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
28 мая 2024 года г. Белгород
Судебная коллегия по гражданским делам Белгородского областного суда в составе:
председательствующего Филипчук С.А.,
судей Черных Н.Н., Горбач И.Ю.
при секретаре Суворовой Ю.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Михнева В.С. к Михневу Н.П., Шатохину С.В., Луниной Т.В., Белгородской области в лице Управления Архитектуры и градостроительной политики Белгородской области, Министерству имущественных и земельных отношений, муниципальному образованию Губкинский городской округ Белгородской области в лице администрации Губкинского городского округа, ГУП «Архитектурно-планировочное бюро» об установлении границ земельного участка
по апелляционной жалобе Михнева В.С.
на решение Губкинского городского суда Белгородской области от 5 июля 2023 года.
Заслушав доклад судьи Черных Н.Н., объяснения представителя истца – Свешникова Д.Н., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя ответчика Луниной Т.В., Михнева Н.П. – Киблер И.Н., возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Михнев В.С. обратился в суд с иском к Михневу Н.П., Луниной Т.В., Шатохину С.В., Белгородской области в лице Управления Архитектуры и градостроительной политики Белгородской области, Министерству имущественных и земельных отношений, муниципальному образованию Губкинский городской округ Белгородской области в лице администрации Губкинского городского округа, ГУП «Архитектурно-планировочное бюро», в котором просил признать недействительными результаты межевания земельного участка и исключить из ЕГРН сведения о координатах характерных точек границ земельного участка с кадастровым номером №, площадью 3529 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, принадлежащего Михневу Н.П.;
признать недействительными результаты межевания земельного участка и исключить из ЕГРН сведения о координатах характерных точек границ земельного участка с кадастровым номером №, площадью 2500 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, принадлежащего Луниной Т.В.;
признать недействительными результаты межевания земельного участка и исключить из ЕГРН сведения о координатах характерных точек границ земельного участка с кадастровым номером №, площадью 3000 кв.м, расположенного по адресу <адрес>, принадлежащего Луниной Т.В.;
признать недействительными результаты межевания земельного участка и исключить из ЕГРН сведения о координатах характерных точек границ земельного участка с кадастровым номером №, площадью 2000 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, принадлежащего Шатохину С.В.;
частично признать недействительными результаты межевания населенного пункта с. Истобное Губкинского городского округа Белгородской области и внести изменения в сведения ЕГРН о координатах характерных точек границ населенного пункта <адрес>:
- исключить из ЕГРН следующие координаты характерных точек границ <адрес>:
Обозначение характерных точек границы | X | Y |
1.1.255 | 455196,99 | 2168867,66 |
1.1.256 | 455329,46 | 2168995,86 |
1.1.257 | 455046,14 | 2168934,18 |
1.1.258 | 455131,94 | 2168799,17 |
1.1.259 | 455464,57 | 2169129,85 |
- включить в ЕГРН следующие координаты характерных точек границ <адрес>:
Обозначение характерных точек границы | X | Y |
н1 | 454970,69 | 2169047,20 |
н2 | 455060,10 | 2169111,65 |
Н3 | 455072,97 | 2169091,41 |
н4 | 455090,54 | 2169054,08 |
н5 | 455134,12 | 2169000,89 |
Н6 | 455112,48 | 2168983,26 |
н7 | 455181,49 | 2168911,56 |
н8 | 455185,45 | 2168906,98 |
н9 | 455316,83 | 2169030,00 |
н10 | 455377,52 | 2169096,34 |
н11 | 455393,50 | 2169084,64 |
н12 | 455456,94 | 2169139,69 |
обязать Управление архитектуры и градостроительства Белгородской области внести изменения в генеральный план Губкинского городского округа, исключив из него следующие координаты границ <адрес>, а именно:
Обозначение характерных точек границы | -X | Y |
455196,99 | 2168867,66 | |
- | 455329,46 | 2168995,86 |
- | 455046,14 | 2168934,18 |
- | 455131,94 | 2168799,17 |
- | 455464,57 | 2169129,85 |
обязать Управление архитектуры и градостроительства Белгородской области внести изменения в генеральный план Губкинского городского округа, включив в него следующие координаты границ <адрес>, а именно:
Обозначение характерных точек границы | X | Y |
_- | 454970,69 | 2169047,20 |
- | 455060,10 | 2169111,65 |
- | 455072,97 | 2169091,41 |
- | 455090,54 | 2169054,08 |
- | 455134,12 | 2169000,89 |
- | 455112,48 | 2168983,26 |
- | 455181,49 | 2168911,56 |
- | 455185,45 | 2168906,98 |
- | 455316,83 | 2169030,00 |
- | 455377,52 | 2169096,34 |
- | 455393,50 | 2169084,64 |
- | 455456,94 | 2169139,69 |
В обоснование заявленных требований ссылался на то, что он является участником общей долевой собственности на земельный участок сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером №, площадью 629,4 га, расположенный по адресу: <адрес>, в границах АОЗТ «Истобнянское» (ранее АОЗТ «Россия»). Размер доли в праве составляет 4,75 га.
Согласно подготовленному кадастровым инженером Путивцевым К.А. проекту межевания от 22.08.2022 в результате выдела из исходного земельного участка образуется 1 многоконтурный земельный участок, состоящий из двух контуров. Однако в ходе подготовки проекта межевания выяснилось, что на исходный земельный участок с кадастровым номером № накладываются земли населенного пункта - села Истобное, а также земельных участков с кадастровыми номерами №, №, №, №.
Из пояснительной записки к проекту межевания следует, что при его составлении были определены границы земель общей долевой собственности АОЗТ «Россия». По данным проекта перераспределения земель №298 от 16.07.1992, а также по сведениям дежурной кадастровой карты Росреестра были определены границы земель населенного пункта с. Истобное. При сопоставлении указанных границ с границей населенного пункта с. Истобное, внесенных в ЕГРН, кадастровым инженером была выявлена реестровая ошибка, заключающаяся в неверном определении границы населенного пункта с. Истобное.
В результате допущенной реестровой ошибки были поставлены на государственный кадастровый учет земельные участик с кадастровыми номерами №, №, №, №, которые относятся к категории земель «земли населенных пультов» и расположены на землях сельскохозяйственного назначения в границах земельного участка с кадастровым номером №.
Выявленная реестровая ошибка препятствует проведению кадастровых работ по выделу земельной доли истца в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером №. В связи с чем, истец лишен возможности произвести выдел земельного участка сельскохозяйственного назначения в счет принадлежащей ему земельной доли, что существенным образом нарушает его право собственности.
Решением Губкинского городского суда Белгородской области от 05.07.2023 в удовлетворении исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе истец просит решение отменить, вынести новое об удовлетворении исковых требований. Ссылается на неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, нарушение норм материального и процессуального права.
В суд апелляционной инстанции не явились истец Михнев В.С., ответчики Лунина Т.В., Михнев Н.П., Шатохина С.В., представители администрации Губкинского городского округа, управления архитектуры и градостроительной политики Белгородской области, министерства имущественных и земельных отношений Белгородской области, ГУП «Архитектурное-планировочное бюро», третьи лица Кретов А.С., представитель управления Росреестра по Белгородской области в лицу Межмуниципального отдела по Губкинскому и Корочанскому районам, о времени и месте проведения судебного заседания извещены своевременно и надлежащим образом.
Проверив материалы дела по правилам ч.1 ст.327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, Михнев В.С. является участником общей долевой собственности (4,75 га) на земельный участок сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером №, площадью 629,4 га, расположенный по адресу: <адрес>, в границах АОЗТ «Истобнянское».
По заказу истца кадастровым инженером П.К.А. 22.08.2022 подготовлен проект межевания в результате выдела из исходного земельного участка одного многоконтурного земельного участка, состоящего из двух контуров.
В обоснование заявленных требований Михнев В.С. ссылался на то, что кадастровым инженером установлено, что на исходный земельный участок с кадастровым номером № накладываются земли населенного пункта – села Истобное, а также земельные участки с кадастровым номером №, принадлежащим Михневу Н.П., с кадастровым номером № и кадастровым номером №, принадлежащих Луниной Т.В., а также с кадастровым номером №, принадлежащим Шатохину С.В.
Согласно пояснительной записке к проекту межевания, при его составлении были определены границы земель общей долевой собственности АОЗТ «России». По данным проекта перераспределения земель №№ от 16.07.1992, а также по сведениям дежурной кадастровой карты Росреестра были определены границы населенного пункта с.Истобное. При сопоставлении указанных границ с границей населенного пункта с.Истобное, внесенных в ЕГРН, кадастровым инженером выявлена реестровая ошибка, заключающаяся в неверном определении границы населенного пункта с.Истобное.
Истец утверждал, что в результате допущенной реестровой ошибки неправильно поставлены на государственный кадастровый учет земельные участки с кадастровыми номерами №, №, №, №.
Согласно материалам дела, названные земельные участки относятся к категории земель «земли населенных пунктов», вид разрешенного использования – для ведения личного хозяйства, сведения о земельных участках имеют статус «актуальные, ранее учтенные».
Сторона ответчиков ссылалась на то, что данные земельные участки расположены в границах населенного пункта с.Истобное, и что нашел свое подтверждение факт длительного пользования и владения этими участками.
Представитель администрации Губкинского городского округа полагал, что истцом не предоставлено доказательств подтверждающих, что выделяемая доля из земельного участка с кадастровым номером № расположена в исправшиваемых границах.
Учитывая, что юридически значимым обстоятельством при рассмотрении настоящего спора является установление факта наложения (пересечения) границ спорных земельных участков, а также необходимость выяснения нахождения земельного участка, образуемого в счет земельной доли Михнева В.С. по проекту межевания от 22.08.2022, в границы земельного участка с кадастровым номером №, судом апелляционной инстанции была назначена по делу судебная землеустроительная экспертиза, производство которой поручалось экспертам ООО «<данные изъяты>».
Согласно экспертному заключению от 19.01.2024, проект перераспределения земель АОЗТ «Россия», утвержденный решением главы администрации Губкинского района от 16.07.1992 №298, является первоначальным документом в период проведения земельной реформы по распределению земель колхоза на общую долевую собственность членов колхоза, собственность сельских советов, собственность крестьянско–фермерских хозяйств.
Экспертами установлено, что земельный участок был поставлен на государственный кадастровый учет без определения координат характерных точек границ на основании сведений об общей площади сельскохозяйственных угодий АОЗТ «Истобнянское» в соответствии с постановлением главы администрации местного самоуправления г. Губкина и Губкинского района от 28.06.2002 № 705, протоколом общего собрания АОЗТ «Истобнянское» Губкинского района Белгородской области от 24.01.2001 и проектом перераспределения земель АОЗТ «Истобнянское».
Проект по перераспределению земель АОЗТ «Россия» Губкинского района Белгородской области, подготовленный Белгородским филиалом Центрально–Черноземного государственного проектного института по землеустройству от 1992 года, состоит из пояснительной записки и чертежа проекта, выполненного на основании планово–картографических материалов 1:10000 (далее – Проект от 1992 года).
Экспертами по результатам применения программного комплекса АРГО 7 путем совмещения чертежа проекта АОЗТ «Россия» 1:10000 со сведениями ЕГРН, а также полученной растровой подложки, представленной чертежом проекта АОЗТ «Россия», с применением картометрического и аналитического методов, дали утвердительный ответ, что определить местоположение границ земельного участка с кадастровым номером № на основании сведений, содержащихся в проекте перераспределения земель АОЗТ «Россия», утвержденном решением главы администрации Губкинского района от 16.07.1992 №298, возможно.
Данное обстоятельство позволило экспертам сделать вывод, что земельный участок, образуемый в счет земельной доли Михнева В.С. по проекту межевания от 22.08.2022, попадает в границы земельного участка с кадастровым номером №. Согласно чертежу проекта перераспределения земель АОЗТ «Россия» от 1992 года контур образуемого земельного участка <данные изъяты> расположен на пашне, контур <данные изъяты>) – на пастбище.
Вместе с тем, экспертами отмечено, что в проекте АОЗТ «Россия» от 1992 года отсутствуют сведения об угловых точках границы, дирекционных углах и горизонтальных прохождениях между точками, также отсутствует координатная сетка. В связи с чем, анализ на предмет соответствия границы с. Истобное в сведениях ЕГРН чертежу передачи земель в ведение сельсовета проводился только в части визуальной конфигурации прохождения границ.
Кроме того, экспертами также указано, что дежурная кадастровая схема с.<адрес> от 1997 года не содержит координат, линейных размеров, дирекционных углов либо привязку границ к местности. Отображение границ земельных участков на дежурной кадастровой схеме является условным, схематичным, координатная сетка отсутствует.
Картографическая часть дежурной кадастровой схемы представлена для исследования в качестве сфотографированных и отсканированных частей бумажных листов большого формата, в которых имеются деформации (сгибы, разрывы) и не обеспечено перекрытие листов для корректного соединения.
Учитывая значительное низкое качество представленного картографического материала, анализ на предмет соответствия границы с. Истобное в сведениях ЕГРН дежурной кадастровой схеме экспертами также проводился только в части визуальной конфигурации прохождения границ.
В результате анализа сведений ЕГРН и границ образуемого земельного участка <данные изъяты>, образуемого в счет земельной доли Михнева В.С. по проекту межевания от 22.08.2022, установлено пересечение границ контура <данные изъяты>
– с границами земельного участка с кадастровым номером №. Площадь пересечения – 2993,38 кв.м,
– с границами земельного участка с кадастровым номером № Площадь пересечения – 2500 кв.м,
– с границами земельного участка с кадастровым номером №. Площадь пересечения – 3000 кв.м,
– с границами земельного участка с кадастровым номером №. Площадь пересечения – 1459,20 кв.м,
– с границами контура №2 многоконтурного земельного участка с кадастровым номером №. Площадь пересечения – 3210,08 кв.м,
– с границами контура №3 многоконтурного земельного участка с кадастровым номером №. Площадь пересечения – 1319,60 кв,
– с границами <адрес> (реестровый номер №). Площадь пересечения – 40698 кв.м.
Контур образуемого земельного участка :101:ЗУ1(2) пересечений с земельными участками и границей <адрес> не имеет.
Экспертное заключение в полном объеме отвечает требованиям ст.86 ГПК РФ, определяющей порядок подготовки экспертных заключений. Оно содержит подробное описания произведенных исследований, сделанные выводы и научно обоснованные ответы на поставленные вопросы. Эксперты обладают специальными познаниями, имеют большой стаж работы, прямо или косвенно эксперты в исходе дела не заинтересованы, отводов экспертам не заявлено. Само заключение является полным, мотивированным, аргументированным. Оснований не доверять выводам судебного эксперта у суда не имелось.
Указанное заключение экспертизы признается судебной коллегией относимым и допустимым доказательством.
Таким образом, установлено, что земельные участки с кадастровыми номерами №, №, №, № находятся в пределах границ <данные изъяты>, имеют категорию земель «земли населенных пунктов», и их границы соответствуют сведениям в ЕГРН.
При этом, соответствие границы с. Истобное в сведениях ЕГРН чертежу передачи земель в ведение сельсовета и дежурной кадастровой схеме экспертами проводился только в части визуальной конфигурации прохождения границ, ввиду отсутствия в проекте АОЗТ «Россия» от 1992 года сведений об угловых точках границы, дирекционных углах и горизонтальных прохождениях между точками.
Кроме того, необходимо учитывать, что Проект по перераспределению земель АОЗТ «Россия» не являются документом территориального планирования.
Судебная коллегия принимает во внимание, отношения, связанные с территориальным планированием, градостроительным зонированием, планировкой территории регламентируются Градостроительным кодексом Российской Федерации.
Генеральный план городского округа является документом территориального планирования муниципального образования, который утверждается представительным органом местного самоуправления городского округа (п.1 ч.3 ст.8, п.3 ч.1 ст.18, ч.1 ст.24 ГК РФ).
Согласно п.26 ч.1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст.24 ГрК РФ утверждение генерального плана относится к вопросам местного значения городского округа.
Участие граждан и объединений в осуществлении градостроительной деятельности согласно п.5 ст.2 ГрК РФ относится к основным принципам законодательства об указанной деятельности.
Исходя из основных принципов градостроительного законодательства, требующих обязательного учета мнения населения при принятии градостроительных решений, Градостроительный кодекс Российской Федерации предусматривает проведение общественных обсуждений или публичных слушаний по ряду вопросов градостроительной деятельности с участием заинтересованных лиц, чьи законные интересы могут быть затронуты в связи с реализацией на территории, применительно к которой осуществляется подготовка проекта, того или иного градостроительного решения (статьи 5.1, 45 и 46).
Пунктом 5 статьи 28 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки, проектам планировки территории, проектам межевания территории, проектам правил благоустройства территорий, проектам, предусматривающим внесение изменений в один из указанных утвержденных документов, проектам решений о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, проектам решений о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, вопросам изменения одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки предусмотрено проведение публичных слушаний или общественных обсуждений в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности.
В силу ч.11 ст.85 ЗК РФ земельные участки в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах - земельные участки, занятые пашнями, многолетними насаждениями, а также зданиями, сооружениями сельскохозяйственного назначения, - используются в целях ведения сельскохозяйственного производства до момента изменения вида их использования в соответствии с генеральными планами населенных пунктов и правилами землепользования и застройки.
В соответствии с п.3 ч.1 ст.7 Федерального закона от 21.12.2004 №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, связанных с установлением или изменением черты населенных пунктов.
На основании ч.1 ст.8 Федерального закона «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.
Согласно п.1 ст.84 ЗК РФ установлением или изменением границ населенных пунктов является утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования.
Порядок подготовки и утверждения генерального плана поселения, а также внесения в него изменений определен нормами градостроительного и земельного законодательства.
В силу п.2 ч.2 ст.25 ГрК РФ проект генерального плана подлежит согласованию с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в границах которого находится поселение, в случае, если предусматривается в соответствии с указанным проектом включение в границы населенных пунктов (в том числе образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения, земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения или исключение из границ этих населенных пунктов земельных участков, которые планируется отнести к категории земель сельскохозяйственного назначения.
Необходимыми приложениями к проекту генерального плана являются протоколы публичных слушаний по указанным проектам и заключение о результатах таких публичных слушаний.
Генеральный план утверждается представительным органом местного самоуправления и подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещается на официальном сайте поселения.
Предъявленные требования истца сводятся к изменению границ муниципального образования, которое осуществляется законом субъекта Российской Федерации по инициативе населения, органов местного самоуправления, органов государственной власти субъекта Российской Федерации, федеральных органов государственной власти в соответствии с настоящим Федеральным законом. Инициатива населения об изменении границ муниципального образования реализуется в порядке, установленном федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта Российской Федерации для выдвижения инициативы проведения местного референдума. Инициатива органов местного самоуправления, органов государственной власти об изменении границ муниципального образования оформляется решениями соответствующих органов местного самоуправления, органов государственной власти. Закон субъекта Российской Федерации об изменении границ муниципального образования не должен вступать в силу в период избирательной кампании по выборам органа местного самоуправления данного муниципального образования, в период кампании местного референдума (ч.1 ст.12 Федеральный закон от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).
В связи с чем, судом изменение границ городского округа осуществлено быть не может, поэтому истец избрал неверный способ защиты.
Полагая возможным согласиться с итоговым выводом суда первой инстанции, судебная коллегия исходя из вышеизложенного, полагает необходимым решение суда от 05.07.2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Руководствуясь ст.ст.327-329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Губкинского городского суда Белгородской области от 5 июля 2023 года по гражданскому делу по иску Михнева В.С. (СНИЛС <данные изъяты>) к Михневу Н.П. (СНИЛС <данные изъяты>), Шатохину С.В. (СНИЛС <данные изъяты>), Луниной Т.В. (СНИЛС <данные изъяты>), Белгородской области в лице Управления Архитектуры и градостроительной политики Белгородской области (ИНН 3123021084), Министерству имущественных и земельных отношений Белгородской области (ИНН 3123103668), муниципальному образованию Губкинский городской округ Белгородской области в лице администрации Губкинского городского округа (ИНН 3127050181), государственному унитарному предприятию «Архитектурно-планировочное бюро» (ИНН 3123017338) об установлении границ земельного участка оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Белгородского областного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Первый кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев со дня вынесения апелляционного определения путем подачи кассационной жалобы (представления) через Губкинский городской суд Белгородской области.
Мотивированный текст изготовлен 18 июня 2024 года.
Председательствующий
Судьи