Судья Асташкина О.В. Дело <данные изъяты>а-5839/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Московского областного суда
в составе: председательствующего Вороновой М.Н.,
судей Варламовой Е.А., Елизаровой М.Ю.,
при секретаре Подкопаевой М.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании 18 февраля 2019 года апелляционную жалобу ТСЖ «Ивановское» на решение Истринского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> по делу по административному исковому заявлению ТСЖ «Ивановское» к Главному управлению государственного строительного надзора <данные изъяты> (Отдел надзора за строительством <данные изъяты>) о признании незаконными акта проверки от <данные изъяты> и предписания об устранении нарушений при строительстве, реконструкции объекта капитального строительства от <данные изъяты> <данные изъяты>.
Заслушав доклад судьи Вороновой М.Н.,
установила:
ТСЖ «Ивановское» обратилось в суд с административным исковым заявлением к Главному управлению государственного строительного надзора <данные изъяты> (Отдел надзора за строительством <данные изъяты>) о признании незаконными акта проверки от <данные изъяты> и предписания от 23.03.2018 <данные изъяты> об устранении нарушений при строительстве, реконструкции объекта капитального строительства.
Требования мотивировало тем, что в оспариваемом акте проверки указано, что проверка является внеплановой, в то время как в телеграмме, уведомляющей товарищество о предстоящей проверке, указано, что проверка плановая, следовательно, ТCЖ «Ивановское» было введено в заблуждение относительно вида проверки. Распоряжение о проведении проверки в адрес товарищества не направлялось, о проведении проверки уведомили за один рабочий день, в связи с чем представитель товарищества был лишен возможности присутствовать на проверке. Кроме того, акт проверки и предписание составлены при недоказанности нарушения истцом положений статьи 51 ГрК РФ, - материалы проверки не содержат безусловных сведений о том, что истец осуществлял строительство, реконструкцию очистных сооружений; обстоятельства, отражённые в акте проверки и предписании, являются недоказанными, а потому указанные документы незаконны.
Решением Истринского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> административный иск оставлен без удовлетворения.
В апелляционной жалобе ТСЖ «Ивановское» просит об отмене данного решения, ссылаясь на неправильную оценку судом фактических обстоятельств дела и представленных доказательств.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о месте и времени апелляционного рассмотрения дела извещались надлежащим образом. Учитывая положения ч. 6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия пришла к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Разрешая возникший спор, суд первой инстанции установил, что на основании распоряжения <данные изъяты> от <данные изъяты> Отделом надзора за строительством № <данные изъяты> в отношении ТСЖ «Ивановское» в период с <данные изъяты> по <данные изъяты> проводилась внеплановая документарная проверка фактов, изложенных в обращении департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по ЦФО от <данные изъяты> и касающихся соблюдения ТСЖ «Ивановское» обязательных требований, установленных законодательством, при строительстве очистных сооружений по адресу: <данные изъяты>, д. Ивановское.
О предстоящей проверке ТСЖ «Ивановское» было уведомлено телеграммой <данные изъяты>, представитель ТСЖ на проверку не явился.
По результатам проверки проверяющие составили Акт проверки от <данные изъяты>, в котором отразили, что не представлено полученное в установленном порядке разрешение на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства – очистных сооружений, чем нарушены требования части 2 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ (л.д. 15-16).
В этот же день в адрес ТСЖ «Ивановское» вынесено предписание <данные изъяты>, в котором товариществу предписано в срок до <данные изъяты> устранить выявленные нарушения, о чем уведомить <данные изъяты> через портал государственных и муниципальных услуг <данные изъяты> (л.д. 17-18).
В соответствии с частью 4 статьи 54 ГрК РФ государственный строительный надзор осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного строительного надзора, за строительством, реконструкцией иных, кроме указанных в части 3 настоящей статьи, объектов капитального строительства, если при их строительстве, реконструкции предусмотрено осуществление регионального государственного строительного надзора.
При этом в силу части 5 указанной выше статьи к отношениям, связанным с осуществлением государственного строительного надзора, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от <данные изъяты> N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" с учетом следующих особенностей организации и проведения проверок:
1) проверки проводятся без формирования ежегодного плана проведения плановых проверок;
2) проверки проводятся на основании поступивших в орган государственного строительного надзора, в числе прочего, обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, включая извещения, направляемые лицами, осуществляющими строительство в соответствии с частью 3 статьи 53 настоящего Кодекса, информации от органов государственной власти (должностных лиц органа государственного надзора), органов местного самоуправления, включая извещения, направляемые лицами, осуществляющими строительство в соответствии с частью 3 статьи 53 настоящего Кодекса, из средств массовой информации о фактах произошедшей аварии, нарушений технических регламентов, иных нормативных правовых актов и проектной документации при выполнении работ в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства, в том числе нарушений обязательных требований к применяемым строительным материалам, если такие нарушения создают угрозу причинения вреда жизни, здоровью людей, окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу либо повлекли причинение такого вреда.
По результатам проведенной проверки органом государственного строительного надзора составляется акт, являющийся основанием для выдачи лицу, осуществляющему строительство, предписания об устранении выявленных нарушений. В предписании указываются вид нарушения, ссылка на нормативный правовой акт, технический регламент, проектную документацию, требования которых нарушены, а также устанавливается срок устранения выявленных нарушений (часть 6 статьи 54 ГрК РФ).
Исследовав обстоятельства дела, оценив представленные доказательства, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что проверка в отношении ТСЖ «Ивановское» проведена и предписание вынесено уполномоченным органом в пределах своей компетенции, в соответствии с положениями статьи 54 ГрК РФ и требованиями Федерального закона от <данные изъяты> N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", Положения об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от <данные изъяты> <данные изъяты>.
Отклоняя требование административного истца о признании незаконным акта проверки от <данные изъяты>, суд первой инстанции правомерно учел, что данный акт не содержит распорядительно-властных предписаний, влекущих для товарищества какие-либо юридические последствия, соответственно прав и интересов истца данный акт не нарушает, - он лишь фиксирует факты, выявленные при проверке.
В силу части 2 статьи 51 ГрК РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
По имеющейся у административного ответчика информации, именно ТСЖ «Ивановское» с помощью сторонней организации в 2017 году осуществило строительство локальных очистных сооружений в <данные изъяты> для нужд членов данного ТСЖ; при этом разрешение на строительство либо реконструкцию объекта капитального строительства у товарищества отсутствует.
В ходе проверки ТСЖ «Ивановское» не представило проверяющему органу доказательств наличия у товарищества разрешения на строительство (реконструкцию) спорных очистных сооружений либо подтверждающих тот факт, что никакого отношения товарищество к построенным в <данные изъяты> очистным сооружениям, в том числе к септику «Ялма 750», не имеет, сохранение данных сооружений в сферу интересов товарищества не входит.
Следует отметить, что в силу части 12 статьи 16 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, проверка которых проводилась, в случае несогласия с фактами, выводами, предложениями, изложенными в акте проверки, либо с выданным предписанием об устранении выявленных нарушений в течение пятнадцати дней с даты получения акта проверки вправе представить в соответствующие орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля в письменной форме возражения в отношении акта проверки и (или) выданного предписания об устранении выявленных нарушений в целом или его отдельных положений; при этом юридическое лицо, индивидуальный предприниматель вправе приложить к таким возражениям документы, подтверждающие обоснованность таких возражений, или их заверенные копии либо в согласованный срок передать их в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля.
При таких данных суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что оспариваемое предписание вынесено компетентным должностным лицом уполномоченного органа, исходя из обстоятельств дела и требований закона, с соблюдением установленной процедуры, прав и интересов ТСЖ «Ивановское» не нарушает.
Судебная коллегия, соглашаясь с выводами суда, не находит оснований к отмене постановленного по делу решения об отклонении заявленного административного иска: судом при разрешении спора правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, применен закон, подлежащий применению, выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам и представленным доказательствам.
Доводы апелляционной жалобы ТСЖ «Ивановское» не опровергают правомерность обжалуемого судебного акта, поскольку направлены на переоценку фактических обстоятельств дела, собранных доказательств и выводов суда первой инстанции.
Руководствуясь статьями 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Истринского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> оставить без изменения, апелляционную жалобу ТСЖ «Ивановское» - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи