УИД: 34RS0002-01-2024-003883-38
Дело№ 2-2555/2024
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
22 мая 2024 года г.Волгоград
Дзержинский районный суд г. Волгограда в составе:
председательствующего судьи Говорухиной Е.Н.,
помощника судьи Скуридиной А.В.,
при секретаре судебного заседания Гердаевой М.М.,
с участием помощника прокурора Сериковой Э.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Волгограде гражданское дело по иску прокурора Дзержинского района г.Волгограда, действующего в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Волгопромлизинг» об обязании совершить определенные действия,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Дзержинского района г.Волгограда в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ООО «Волгопромлизинг» об обязании совершить определенные действия.
Свои требования мотивирует тем, что прокуратурой Дзержинского района г.Волгограда проведена проверка исполнения соблюдения федерального законодательства в деятельности ООО «Волгопромлизинг».
Проверкой установлено, что на балансе ООО «Волгопромлизинг» находится электроустановка ПС 110/10/6 кВ «Моторная», являющаяся объектом топливно-энергетического комплекса.
Решением антитеррористической комиссии в Волгоградской области № 16 от 29 июня 2022 года указанный объект внесен в перечень объектов ТЭК, подлежащих категорированию.
27 июня 2022 года в адрес Комитета промышленной политики, торговли и топливно-энергетического комплекса Волгоградской области поступила заявка ООО «Волгопромлизинг» о проведении процедуры категорирования объекта ТЭК.
01 декабря 2022 года проведено категорирование и обследование объекта ТЭК: электроподстанция 110/10/6 кВ ПС «Моторная».
07 декабря 2022 года Комитетом в адрес ответчика направлено письмо о предоставлении комиссии по категории в срок до 131 января 2023 года проекта акта категорирования на здания, строения, сооружения и наружные установки, находящиеся на праве собственности или ином законном основании у ООО «Волгопромлизинг» для последующего согласования и подписания.
Вместе с тем, до настоящего времени субъекта ТЭК – ООО «Волгопромлизинг» проект акта категорирования объекта ТЭК в адрес Комитета не направлен.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, прокурор просит суд обязать ООО «Волгопромлизинг», конкурсного управляющего Сергиенко И.С. составить акт категорирования объекта топливно-энергетического комплекса: электроподстанция 110/10/6 кВ ПС «Моторная», акт обследования и направить для согласования всем членам комиссии по категорированию объекта топливно-энергетического комплекса;
на основании согласованного акта категорирования и акта обследования разработать и утвердить паспорт безопасности объекта топливно-энергетического комплекса: электроподстанция 110/10/6 кВ ПС «Моторная».
В судебном заседании помощник прокурора Дзержинского района г.Волгограда Серикова Э.М. исковые требования поддержал, настаивал на их удовлетворении в полном объёме.
Представитель ответчика ООО «Волгопромлизинг» в судебное заседание не явился, извещен своевременно и надлежащим образом, об уважительности причин неявки суд не уведомил.
Представитель третьего лица Комитет промышленной политики, торговли и топливно-энергетического комплекса Волгоградской области по доверенности Шишлянникова В.К., исковые требования прокурора поддержала и настаивала на их удовлетворении.
Согласно ст.6.1 ГПК РФ судопроизводство в судах и исполнение судебного постановления осуществляются в разумные сроки. Разбирательство дел в судах осуществляется в сроки, установленные ГПК РФ. Продление этих сроков допустимо в случаях и в порядке, которые установлены указанным Кодексом, но судопроизводство должно осуществляться в разумный срок.
Принимая во внимание то, что реализация участниками гражданского процесса своих прав не должна нарушать права и охраняемые законом интересы других лиц, исходя из необходимости соблюдения баланса интересов сторон, право истца на своевременное рассмотрение дела, суд с учётом мнения прокурора, представителей ответчиков, представителей третьих лиц, положений ст.167 ГПК РФ, определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Суд, выслушав прокурора, представителя 3-его лица, исследовав материалы гражданского дела и оценив доказательства в их совокупности, находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным. Суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.
В соответствии со ст. 210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания, принадлежащего ему имущества.
Пунктом 4 ст. 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-Ф3 «Об (далее - Закон № 35-Ф3) установлено, что организация или иной владелец объектов электросетевого хозяйства, к которым в надлежащем порядке технологически присоединены энергопринимающие устройства или объекты электроэнергетики, не вправе препятствовать передаче электрической энергии на указанные устройства или объекты и (или) от указанных устройств или объектов, в том числе заключению в отношении указанных устройств или объектов договоров купли-продажи электрической энергии, договоров энергоснабжения, договоров оказания услуг по передаче электрической энергии, и по требованию собственника или иного законного владельца энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики в установленные законодательством Российской Федерации сроки обязаны предоставить или составить документы, подтверждающие технологическое присоединение и (или) разграничение балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства и энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики и ответственности сторон за нарушение правил эксплуатации объектов электросетевого хозяйства. Указанное лицо в установленном порядке также обязано осуществлять по требованию гарантирующего поставщика (энергосбытовой, сетевой организации) действия по введению полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии такими энергопринимающими устройствами или объектами электроэнергетики и оплачивать стоимость потерь, возникающих на находящихся в его собственности объектах электросетевого хозяйства.
Согласно ст. 38 Закона № 35-ФЗ субъекты электроэнергетики и потребители электрической энергии, объекты электроэнергетики и энергопринимающие устройства которых подключены к системам противоаварийной и режимной автоматики и находятся под их воздействием, должны обеспечивать эксплуатацию принадлежащих им на праве собственности или ином предусмотренном законом основании систем противоаварийной и режимной автоматики, а также возможность реализации такого воздействия систем противоаварийной и режимной автоматики в соответствии с требованиями системного оператора или иных субъектов оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике и требованиями сетевых организаций.
В силу п. 6 ст. 3 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-Ф3 «О противодействии терроризму» (далее - Закон о противодействии терроризму) антитеррористическая защищенность объекта (территории) - это состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта.
В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 5 Закона о противодействии терроризму Правительство РФ устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).
Пунктом 13 ст. 2 Федерального закона № 256-Ф3 от 21.07.2011 «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» (далее - Закон № 256-Ф3) определено, что субъектами топливно-энергетического комплекса являются физические и юридические лица, владеющие на праве собственности или ином законном основании объектами топливно-энергетического комплекса, а также хозяйственные общества, по отношению к которым указанные юридические лица являются дочерними обществами.
Согласно ч. 1 ст. 5 Закона № 256-ФЗ предусмотрено, что для установления дифференцированных требований обеспечения безопасности антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса с учетом степени потенциальной опасности совершения акта незаконного вмешательства и его возможных социально-экономических последствий проводится категорирование объектов.
Категорирование объектов топливно-энергетического комплекса проводится комиссией по категорированию объектов топливно-энергетического комплекса (далее - комиссия по категорированию) в порядке и сроки, которые установлены Правительством Российской Федерации. По результатам данного категорирования объекту топливно-энергетического комплекса присваивается высокая, средняя или низкая категория опасности либо категория опасности не присваивается (ч. 2 ст. 5 Закона № 256-Ф3).
Порядок работы и состав комиссии по категорированию, исходные данные для проведения категорирования объекта, порядок и сроки его проведения, а также критерии категорирования объектов топливно-энергетического комплекса устанавливаются Правительством Российской Федерации (ч. 3 ст. 5 Закона № 256-ФЗ.
Согласно ст. 6 Закона № 256-Ф3 обеспечение безопасности объектов топливно-энергетического комплекса осуществляется субъектами топливно-энергетического комплекса, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Частью 2 ст. 8 ФЗ № 256-ФЗ предусмотрено, что на основании результатов категорирования объекта ТЭК составляется паспорт безопасности данного объекта в зависимости от степени его потенциальной опасности, а также на основании оценки достаточности инженерно-технических мероприятий, мероприятий по физической защите и охране объекта при террористических угрозах согласно требованиям, определенным Правительством Российской Федерации.
Пунктом 5 Положения об исходных данных для проведения категорирования объекта топливно-энергетического комплекса, порядке его проведения и критериях категорирования (далее - Положение), утвержденного постановлением Правительства РФ от 05.05.2012 № 459, для проведения категорирования объектов уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует перечень объектов, подлежащих категорированию.
Согласно п. 6, 7 Положения перечень объектов, подлежащих категорированию, рассматривается на заседании антитеррористической комиссии в субъекте Российской Федерации и утверждается высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), далее уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в течение 5 дней со дня утверждения перечня объектов, подлежащих категорированию, направляет субъектам топливно-энергетического комплекса уведомление о включении объекта в этот перечень с указанием сроков проведения категорирования объекта.
В соответствии с Положением о Комитете, утвержденным постановлением администрации Волгоградской области от 23.03.2020 № 162-п, Комитет промышленной политики, торговли и топливно-энергетического комплекса Волгоградской области формирует перечень объектов топливно-энергетического комплекса, подлежащих категорированию.
В соответствии с п. 8, 10 Положения для проведения процедуры категорирования создается комиссия по категорированию, которую возглавляет субъект ТЭК и в которую включаются: представители Министерства энергетики Российской Федерации, войск национальной гвардии Российской Федерации, других заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления (по согласованию); работники объекта, являющиеся специалистами в области основного технологического оборудования, технологической (промышленной) и пожарной безопасности, контроля за опасными веществами и материалами, учета опасных веществ и материалов, а также в области инженерно-технических средств охраны и защиты информации; представители режимно-секретного отдела и подразделения безопасности (в случае их наличия); представители структурного подразделения (работники) по гражданской обороне объекта, уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны.
Согласно п. 18 Положения по результатам работы комиссия присваивает категорию опасности обследуемому объекту в зависимости от степени его потенциальной опасности или подтверждает (изменяет) категорию опасности объекта в случаях, предусмотренных Правилами актуализации паспорта безопасности объекта топливно-энергетического комплекса, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 05.05.2012 № 460.
Решение комиссии оформляется актом, который является основанием для внесения субъектом топливно-энергетического комплекса в проект паспорта безопасности объекта данных об отнесении объекта к соответствующей категории опасности или подтверждения (изменения) категории опасности объекта (п. 19 Положения).
Согласно части 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что прокуратурой Дзержинского района г.Волгограда по заявлению Комитета промышленной политики, торговли и топливно-энергетического комплекса Волгоградской области проведена проверка исполнения соблюдения федерального законодательства в деятельности ООО «Волгопромлизинг».
Проверкой установлено, что на балансе ООО «Волгопромлизинг» находится электроустановка ПС 110/10/6 кВ «Моторная», являющаяся объектом топливно-энергетического комплекса.
Решением антитеррористической комиссии в Волгоградской области № 16 от 29 июня 2022 года указанный объект внесен в перечень объектов ТЭК, подлежащих категорированию.
27 июня 2022 года в адрес Комитета промышленной политики, торговли и топливно-энергетического комплекса Волгоградской области поступила заявка ООО «Волгопромлизинг» о проведении процедуры категорирования объекта ТЭК.
01 декабря 2022 года проведено категорирование и обследование объекта ТЭК: электроподстанция 110/10/6 кВ ПС «Моторная».
07 декабря 2022 года Комитетом в адрес ответчика направлено письмо о предоставлении комиссии по категории в срок до 131 января 2023 года проекта акта категорирования на здания, строения, сооружения и наружные установки, находящиеся на праве собственности или ином законном основании у ООО «Волгопромлизинг» для последующего согласования и подписания.
Однако, до настоящего времени ООО «Волгопромлизинг» проект акта категорирования объекта ТЭК в адрес Комитета не направлен. Доказательств обратно материалы дела не содержат.
Данные обстоятельства дела в ходе судебного разбирательства сторонами не оспариваются.
В соответствии с ч.1 ст.56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями ч.3 ст.123 Конституции Российской Федерации и ст.12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности и равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений.
В силу статьи 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Исходя из вышеприведённых норм права, оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения исковых требований прокурора к ООО «Волгопромлизинг» о понуждении ответственных лиц к составлению акта категорирования и обследования объекта ТЭК: электроподстанция 110/10/6 кВ ПС «Моторная», на основании которых разработать и утвердить паспорт безопасности данного объекта.
В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, в случае, если определённые действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок.
На основании ст. 206 ГПК РФ суд считает необходимым установить сроки для исполнения возложенной обязанности 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу.
При этом суд учитывает, что материалы дела не содержат доказательств, свидетельствующих о невозможности исполнения решения суда в указанный срок.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Дзержинского района г.Волгограда, действующего в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Волгопромлизинг» в лице конкурсного управляющего об обязании совершить определенные действия – удовлетворить.
Обязать ООО «Волгопромлизинг» в лице конкурсного управляющего Сергиенко Ирины Сергеевны в течение 10 (десяти) дней, со дня вступления решения суда в законную силу, составить акт категорирования объекта топливно-энергетического комплекса: электроподстанция 110/10/6 кВ ПС «Моторная», акт обследования и направить для согласования всем членам комиссии по категорированию объекта топливно-энергетического комплекса, на основании согласованного акта категорирования и акта обследования разработать и утвердить паспорт безопасности объекта топливно-энергетического комплекса: электроподстанция 110/10/6 кВ ПС «Моторная».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд через Дзержинский районный суд г. Волгограда в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Мотивированное решение в окончательной форме с учетом положения ч. 3 ст. 107 ГПК РФ изготовлено 29 мая 2024 года.
Судья Е.Н. Говорухина