ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
3 июля 2020 года пгт. Таксимо
Судья Муйского районного суда Республики Бурятия Будаева В.М., рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ в отношении Серяковой Т.Н., родившейся ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, <данные изъяты>, проживающей по адресу: <адрес>,
УСТАНОВИЛ:
22 июня 2020 года по адресу: <адрес>, при проверке документов установлена гражданка <данные изъяты> Серякова Т.Н. , которая прибыла на территорию Российской Федерации 25 марта 2001 года и по настоящее время находится на территории Российской Федерации без документов, подтверждающих право на пребывание на территории Российской Федерации. Своими действиями (бездействиями) Серякова Т.М. нарушила п. 2 ст. 5 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", тем самым совершила административное правонарушение, предусмотренное ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ.
В судебном заседании Серякова Т.М. вину в совершении административного правонарушения признала, суду пояснила, что прибыла на территорию Российской Федерации в 2001 году на заработки. Через непродолжительное время оказалась в трудной жизненной ситуации, без средств к существованию, в связи с чем не выехала из Российской Федерации в установленный срок. В настоящее время желает принять гражданство Российской Федерации, необходимо время для оформления документов. Просит не назначать наказание в виде административного выдворения.
Начальник МП Отд МВД по Муйскомиу району Цыренова С.В. суду пояснила, что Серякова Т.М. до окончания срока пребывания на территории Российской Федерации с какими-либо документами на продление срока не обращалась, сведений не имеется. Паспорт Серяковой Т.Н. недействительный. Считает возможным назначить наказание в виде штрафа без административного выдворения.
Суд, выслушав участников судебного разбирательства, исследовав материалы дела об административном правонарушении, приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1.1 ст. 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния.
На основании п. 2 ст. 5 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации, за исключением случаев, когда на день истечения указанных сроков ему продлены срок действия визы или срок временного пребывания, либо ему выданы новая виза, или разрешение на временное проживание, или вид на жительство, либо у него приняты заявление и иные документы, необходимые для получения им разрешения на временное проживание в порядке, предусмотренном статьей 6.1 настоящего Федерального закона, либо федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции (далее - федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции), принято ходатайство работодателя или заказчика работ (услуг) о привлечении иностранного гражданина к трудовой деятельности в качестве высококвалифицированного специалиста или заявление работодателя или заказчика работ (услуг) о продлении срока действия разрешения на работу, выданного такому высококвалифицированному специалисту в соответствии со статьей 13.2 настоящего Федерального закона.
Согласно копии паспорта гражданина Украины Серякова Т.Н. родилась ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>. Паспорт выдан ДД.ММ.ГГГГ.
Из показаний Серяковой Т.Н., начальника МП Отд МВД по Муйскомиу району Цыреновой С.В., установлено, что гражданка <данные изъяты> Серякова Т.Н. прибыла на территорию Российской Федерации в 2001 г. Срок ее пребывания на территории Российской Федерации истек, разрешение на дальнейшее пребывание на территории РФ не получено, данных не имеется. По истечении срока временного пребывания на территории Российской Федерации гражданка <данные изъяты> Серякова Т.Н. не выехала за пределы Российской Федерации.
Своими действиями (бездействиями) Серякова Т.Н. нарушила требования действующего федерального законодательства, регулирующего режим пребывания и проживания иностранных граждан на территории Российской Федерации.
Виновность Серяковой Т.Н. в совершении указанного административного правонарушения доказана собранными по делу доказательствами, исследованными судом: <данные изъяты>
Действия Серяковой Т.Н. суд квалифицирует по ч.1.1 ст. 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях как нарушение иностранным гражданином режима пребывания в Российской Федерации, выразившееся в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если это действие не содержит признаков уголовно наказуемого деяния.
Оснований для прекращения производства по делу и освобождения Серяковой Т.Н. от административной ответственности судом не установлено.
При назначении административного наказания суд учитывает характер совершенного административного правонарушения, личность виновной, её имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность.
В качестве обстоятельств, смягчающих административную ответственность, суд учитывает признание вины, раскаяние в содеянном, пожилой возраст, тяжелое материальное положение, нахождение в тяжелой жизненной ситуации.
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, предусмотренных ст. 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судом не установлено.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, сформулированной в Постановлении от 15 июля 1999 года N 11-П, конституционными требованиями справедливости и соразмерности предопределяется дифференциация публично-правовой ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении тех или иных мер государственного принуждения. В развитие данной правовой позиции Конституционный Суд РФ в Постановлении от 27 мая 2008 года N 8-П указал, что меры, устанавливаемые в уголовном законе в целях защиты конституционно значимых ценностей, должны определяться исходя из требования адекватности порождаемых ими последствий (в том числе для лица, в отношении которого они применяются) тому вреду, который причинен в результате преступного деяния, с тем, чтобы обеспечивались соразмерность мер уголовного наказания совершенному преступлению, а также баланс основных прав индивида и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от преступных посягательств.
Приведенные правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации могут быть распространены и на сферу административной ответственности.
В Постановлении от 14 февраля 2013 г. N 4-П Конституционный Суд Российской Федерации также признал, что устанавливаемые в законодательстве об административных правонарушениях правила применения мер административной ответственности должны не только учитывать характер правонарушения, его опасность для защищаемых законом ценностей, но и обеспечивать учет причин и условий его совершения, а также личности правонарушителя и степени его вины, гарантируя тем самым адекватность порождаемых последствий (в том числе для лица, привлекаемого к ответственности) тому вреду, который причинен в результате административного правонарушения, не допуская избыточного государственного принуждения и обеспечивая баланс основных прав индивида (юридического лица) и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от административных правонарушений; иное - в силу конституционного запрета дискриминации и выраженных в Конституции Российской Федерации идей справедливости и гуманизма - было бы несовместимо с принципом индивидуализации ответственности за административные правонарушения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 19 марта 2003 г. N 3-П, от 13 марта 2008 г. N 5-П, от 27 мая 2008 г. N 8-П, от 13 июля 2010 г. N 15-П, от 17 января 2013 г. N 1-П и др.).
При назначении административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации по ч. 1.1 ст. 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья должен исходить из действительной необходимости применения к иностранному гражданину или лицу без гражданства такой меры ответственности, а также из ее соразмерности целям административного наказания, с тем, чтобы обеспечить достижение справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства. При этом конкретные обстоятельства, связанные с совершением административного правонарушения подлежат оценке в соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, согласно которым при назначении административного наказания иностранному гражданину или лицу без гражданства учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие или отягчающие административную ответственность (ч. 2 ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Согласно ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод каждый имеет право на уважение его личной и семейной жизни, его жилища и его корреспонденции. Не допускается вмешательство со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц.
Судом установлено, что Серякова Т.Н. родилась на территории Российской Федерации, находится в трудной жизненной ситуации, без средств к существованию, нуждается в помощи.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание выраженную в Постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации правовую позицию о возможности с учетом конкретных обстоятельств дела назначения лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, административного наказания, не предусмотренного санкцией соответствующей статьи КоАП РФ, учитывая положения Конвенции о защите прав человека и основных свобод, также принимая во внимание данные о личности правонарушителя, конкретные обстоятельства дела, характер совершенного правонарушения, наличие обстоятельств, смягчающих административную ответственность, отсутствие отягчающих вину обстоятельств, а также отсутствие на территории <данные изъяты> жилья, родственников, неудовлетворительное состояние здоровья, проживание близких родственников на территории РФ, суд полагает возможным назначить в отношении Серяковой Т.Н. наказание в виде административного штрафа в размере 2000 рублей без административного выдворения за пределы Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 29.7, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
ПОСТАНОВИЛ:
Признать Серякову Т.Н. виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.1 ст.18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 2000 (двух тысяч) рублей без административного выдворения за пределы Российской Федерации.
Административный штраф подлежит уплате не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу по следующим реквизитам:
УФК по Республике Бурятия (МВД по Республике Бурятия) на р/с № 40101810600000010002 в Отделение –НБ Республики Бурятия г. Улан-Удэ, БИК 048142001, ИНН 0323055529, КПП 032601001, ОКТМО по территориальности, лицевой счет 04021086640, КБК 188 1 16 40000 01 6020 140, УИН 18891039990042082223.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Бурятия в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья Будаева В.М.