Гражданское дело № 2-6901/2018
66RS0001-01-2018-007134-15
Мотивированное решение составлено 12.12.2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Екатеринбург 07.12.2018
Верх-Исетский районный суд г. Екатеринбурга Свердловской области в составе председательствующего судьи Абрашкиной Е.Н., при секретаре Семерневой К.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Макеева Ивана Андреевича к Администрации г. Екатеринбурга, АО УК «Микрорайон Волгоградский», Администрации Верх-Исетского района г. Екатеринбурга, Управлению социальной политики по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга, Некоммерческой организации Региональный фонд содействия капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области о возложении обязанности обеспечить доступ к жилому помещению, установить пандус, произвести демонтаж порогов, взыскании компенсации морального вреда
УСТАНОВИЛ:
Макеев И.А. обратился в суд с иском к Администрации г. Екатеринбурга, АО УК «Микрорайон Волгоградский», Администрации Верх-Исетского района г. Екатеринбурга, Управлению социальной политики по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга, Некоммерческой организации Региональный фонд содействия капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области, в котором просит обязать Администрацию г. Екатеринбурга в течение двух месяцев с момента вступления в законную силу решения суда произвести работы, направленные на обеспечение беспрепятственного доступа истцу к жилому помещению – <адрес>: установить специальный пандус на лестнице входной группы в подъезде <адрес>произвести демонтаж порогов дверных проемов, расположенных в наружной двери, внутри подъезда по ходу движения к лифтовой кабине, взыскать компенсацию морального вреда в размере 100 000 руб.
В обоснование иска указано, что истец является инвалидом I группы, в связи с чем, за пределами жилого помещения, в котором проживает, вынужден передвигаться посредством использования кресла-коляски.
В нарушение СНИП «Доступность зданий сооружений для маломобильных групп населения», утвержденных постановлением Горстроя РФ от 16.07.2001 № 73, многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, не оборудован специальным пандусом для беспрепятственного доступа инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата, в том числе, передвигающихся на креслах-колясках.
По мнению истца, установленные при входе в подъезд на лестницы швеллера не являются альтернативным решением для замены пандуса, так как данные швеллера с учетом высоты крыльца и угла подъема (шесть ступеней, высота каждой ступени-15 см., а ширина-30 см.) не дают возможности произвести Макееву И.А. самостоятельно спуск или подъем, в связи с чем у истца отсутствует беспрепятственный доступ к его жилому помещению и объектам социальной инфраструктуры. Кроме того, наружная дверь подъезда имеет порог высотой более 17см., внутри подъезда по ходу движения к лифтовой кабине имеются еще три дверных проема с высотой порогов от 3-ех до 6-и сантиметров. Размеры данных порогов также не позволяют истцу доехать на кресло-коляске к лифту и осуществить подъем к месту своего проживания.
Полагая, что данные обстоятельства нарушают законные права и интересы истца, он обратился в суд с настоящим иском.
В судебном заседании представители истца поддержали исковые требования с учетом заявленного уточнения, просили удовлетворить.
Представитель ответчика Администрации города Екатеринбурга, исковые требования не признал в полом объеме, представил отзыв на исковое заявление в соответствии с которым полагает, что у Администрации города Екатеринбурга отсутствуют полномочия на осуществление работ по переоборудованию общего имущества многоквартирного дома для беспрепятственного доступа маломобильных групп населения к жилым помещениям.
Представитель ответчика Управления социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга (далее –Управление), представил отзыв, полагает, что не является надлежащим ответчиком по настоящему спору, так как обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения возлагается на собственников зданий и сооружений.
Представитель ответчика Администрации Верх-Исетского района города Екатеринбурга в удовлетворении исковых требований просил отказать в полном объеме, представил отзыв согласно которому полагает, что исковые требования не подлежат удовлетворения в связи с отсутствием доказательств обращения истца к муниципальной комиссии по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах с целью решения спорного вопроса.
Представитель ответчика АО «Микрорайон Волгоградский», представил отзыв на исковое заявление, в котором указал на то, что является ненадлежащим ответчиком по настоящему делу, поскольку у управляющей компании нет полномочий на осуществление реконструкции входной группы, так как решение данного вопроса входит в компетенцию Некоммерческой организации Региональный фонд содействия капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области. При этом, согласно имеющейся информации, капитальный ремонт дома, расположенного по адресу: <адрес> запланирован в 2039-2041 г.г., какое-либо решение по вопросу ремонта дома общим собранием собственников помещений многоквартирного дома не принималось.
Представитель ответчика Некоммерческой организации Региональный фонд содействия капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области, извещенный о дате и месте проведения судебного заседания надлежащим образом и своевременно, в судебное заседание не явился, о причинах неявки суду не сообщил.
Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав доказательства по делу, суд приходит к следующему.
В соответствии п.1. ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее ФЗ № 181-ФЗ), федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам.
Согласно справки МСЭ-2012 № от ДД.ММ.ГГГГ, истец является инвалидом I группы по общему заболеванию, инвалидность установлена бессрочно.
Согласно абз.2. ч.2. Постановления Правительства РФ от 09.07.2016 N 649 "О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов" (вместе с "Правилами обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме") (далее-Постановление Правительства № 649) доступность для инвалида жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, обеспечивается посредством приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида. Под указанным приспособлением понимается изменение и переоборудование жилого помещения инвалида в зависимости от особенностей ограничения жизнедеятельности, обусловленного инвалидностью лица, проживающего в указанном помещении, а также общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, для обеспечения беспрепятственного доступа инвалида к жилому помещению.
Как установлено судом, истец постоянно проживает в жилом помещении многоквартирного жилого дома, расположенном по адресу: <адрес>.
В соответствии с п. «а» ч. 4 Постановления Правительства № 649 обследование жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, осуществляется в целях оценки приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида, а также оценки возможности их приспособления с учетом потребностей инвалида в зависимости от особенностей ограничения жизнедеятельности, обусловленного инвалидностью лица, проживающего в таком помещении (далее - обследование), в том числе ограничений, вызванных стойкими расстройствами двигательной функции, сопряженными с необходимостью использования кресла-коляски, иных вспомогательных средств передвижения.
Исходя из Акта обследования объектов социальной инфраструктуры №1 Управления от 10.02.2015, специалистами было обследованы здание и помещения общего пользования, расположенные по указанному адресу.
В ходе проведения обследования, специалистами Управления было установлено, что вход дома оборудован крыльцом, состоящим из шести ступеней высотой 15 см., шириной 30 см. Компетентными лицами было указано, что на лестнице установлены швеллера, однако, данная конструкция не является альтернативным решением для замены ими пандуса, так как у кресел-колясок по техническим характеристикам могут быть установлены колеса на различной ширине. Так же было установлено, что наружная дверь подъезда имеет порог 17 см., внутри подъезда по ходу движения к лифтовой кабине имеются еще три дверных проема с высотой порогов от 3-ех до 6-и см.
Таким образом, суд приходит к выводу о подтверждённости нарушений прав истца на беспрепятственный доступ к жилому помещению.
По результатам проведенного обследования жилого дома специалистами было дано заключение о наличии возможности для переоборудования придомовой территории и установке пандуса, устранении всех порогов дверных проемов, необходимости оборудования съездов на транспортный проезд в соответствии с нормами действующего законодательства.
Факт отсутствия беспрепятственного доступа Макеева И.А. в жилое помещение ответчиками также не оспаривается.
Согласно п. 3 ст. 26 Федерального закона от 01.12.2014 N 419-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов", положения части первой статьи 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (в редакции настоящего Федерального закона) в части обеспечения доступности для инвалидов объектов связи, социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, транспортных средств применяются с 1 июля 2016 года исключительно ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию указанным объектам и средствам.
То есть законодатель поставил под условие обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур только ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию указанным объектам и средствам.
В соответствии с ч. 8 ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", в случаях, если существующие объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур невозможно полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов, собственники этих объектов до их реконструкции или капитального ремонта должны принимать согласованные с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории поселения, муниципального района, городского округа, меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги либо, когда это возможно, обеспечить предоставление необходимых услуг по месту жительства инвалида или в дистанционном режиме.
Определениями Конституционного Суда Российской Федерации КС РФ от 13.05.2010 N 689-О-О, от 24.10.2013 г. N 1632-О, предусматривающими, что вытекающая из норм федерального законодательства публичная обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения возлагается, в частности, на собственников зданий и сооружений.
В данном случае жилой дом является многоквартирным и находится на балансе Администрации г. Екатеринбурга в собственности которой находится несколько помещений в данном доме.
Довод о том, что сведения о включении к муниципальную собственности данного многоквартирного дома отсутствуют не свидетельствует об обратном, доказательств наличия иного балансодержателя суду также не представлено.
Принимая во внимание такие обстоятельства, суд приходит к выводу о том, обязанность по обеспечению доступа к жилому помещению в данном конкретном случае подлежит возложению на Администрацию г. Екатеринбурга. При этом, последняя в рамках административных ресурсов и взаимодействия может привлечь с целью исполнения судебного акта и соблюдения прав инвалидов иные органы и и учреждения.
Ссылка Администрации г. Екатеринбурга и Управления на то, что производство реконструкции и переоборудования мест общего пользования многоквартирных домой не относится к их компетенции, а относится к полномочиям НКО Региональный фонд содействия капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области, не может быть принят судом ввиду следующего.
В статье 7 Конституции Российской Федерации закреплено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (часть 1); в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (часть 2).
Улучшение условий жизни инвалидов как одной из самых социально уязвимых категорий населения входит в число приоритетных задач, определенных в посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 26 мая 2004 года и от 25 апреля 2005 года.
Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры является одной из важнейших целевых задач Федеральной целевой программы "Социальная поддержка инвалидов на 2006 - 2010 годы", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации 29 декабря 2005 года N 832.
Как указывалось судом ранее, в соответствии со статьей 15 ФЗ № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).
Согласно положениям указанного Федерального закона к объектам социальной инфраструктуры отнесены и жилые здания.
В соответствии с Постановлением Правительства Свердловской области от 19.01.2017 № 10-ПП, утвержден порядок предоставления специальных устройств, приспособлений, технических средств реабилитации, которые могут быть переданы Управлением по договору в безвозмездное пользование, при этом, техническая установка таких приспособлений не предусматривается.
Учитывая, что Управление имеет полномочия лишь на предоставление специальных устройств, приспособлений и технических средств реабилитации, НКО Региональный фонд содействия капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области не обладает полномочиями в сфере предоставления и обеспечения беспрепятственного доступа маломобильным группам населения, у АО «Микрорайон Волгоградский» нет полномочий на осуществление реконструкции входной группы и общего имущества собственников многоквартирного дома, суд отказывает в удовлетворении требований к заявленным лицам.
Рассматривая исковые требования к ответчику Администрации Верх-Исетского района г.Екатеринбурга суд также не находит оснований для их удовлетворения, так как законодателем предусмотрено возложение обязанности по обследованию и выявлению жилых помещений, занимаемых инвалидами и семьями, имеющими детей-инвалидов на органы местного самоуправления, в связи с чем, суд отказывает в удовлетворении требований, заявленных к данному органу, и удовлетворяет в части, заявленной к Администрации г. Екатеринбурга.
Согласно ч.6 Постановления Правительства № 649 установлено, что обследование жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, входящих в состав муниципального жилищного фонда, а также частного жилищного фонда, осуществляется муниципальными комиссиями по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов, создаваемыми органами местного самоуправления (далее - муниципальная комиссия). Указанное обследование проводится в соответствии с планом мероприятий, утвержденным органом местного самоуправления соответствующего муниципального образования.
В целях реализации положений Постановления Правительства № 649, Администрацией г. Екатеринбурга 21.09.2018 было издано Постановление № 2349, которым утвержден План мероприятий по приспособлению жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, входящих в состав муниципального и частного жилищных фондов, с учетом потребностей инвалидов и обеспечению условий их доступности для инвалидов, согласно которому, среди прочего, на муниципальную комиссию возлагается обязанность по выявление жилых помещений, входящих в состав муниципального и частного жилищных фондов муниципального образования «город Екатеринбург», занимаемых инвалидами и семьями, имеющими детей-инвалидов, и используемых для их постоянного проживания, и общего имущества в многоквартирном доме, в котором расположены указанные жилые помещения, в том числе путем обобщения и анализа информации, содержащейся в обращениях граждан и организаций.
Указанным правовым актом не предусмотрен обязательный заявительный характер со стороны заинтересованных лиц (маломобильных групп населения) для проведения такого выявления и обследования жилых помещений, занимаемых инвалидами и семьями, имеющими детей-инвалидов, и используемых для их постоянного проживания и общего имущества в многоквартирном доме.
Более того, указанный порядок обследования обязателен вне зависимости от относимости жилых помещений, занимаемых инвалидами и семьями, имеющими детей-инвалидов, к муниципальному или же частному жилищному фонду муниципального образования « город Екатеринбург», в связи с чем суд не принимает довод представителя Администрации г. Екатеринбурга о том, что данное лицо является ненадлежащим ответчиком по рассматриваемому спору и по этому основанию.
Таким образом, суд удовлетворяя заявленные требования к Администрации г.Екатеринбурга в части обеспечения беспрепятственного доступа Макеева И.А. в спорную квартиру, указывает на то, что порядок реализации обеспечения беспрепятственного доступа истцу может быть различным, но в пределах строительных норм и правил. При невозможности исполнения судебного акта по техническим причинам, ответчик не лишен возможности изменить порядок и способ исполнения судебного решения.
Рассматривая исковое требование о взыскании компенсации морального вреда, суд приходит к следующему.
Абзац десятый статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации в качестве одного из способов защиты гражданских прав предусматривает возможность потерпевшей стороны требовать компенсации морального вреда.
В соответствии со статьей 151 Гражданского кодекса Российской Федерации суд может возложить на нарушителя обязанность компенсации морального вреда, причиненного гражданину действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага.
Согласно Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.1994 N 10 "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда" суду следует устанавливать, чем подтверждается факт причинения потерпевшему нравственных или физических страданий, при каких обстоятельствах и какими действиями (бездействием) они нанесены, степень вины причинителя, какие нравственные или физические страдания перенесены потерпевшим, в какой сумме он оценивает их компенсацию и другие обстоятельства, имеющие значение для разрешения конкретного спора.
Кроме того, в соответствии с действующим законодательством одним из обязательных условий наступления ответственности за причинение морального вреда является вина причинителя. Исключение составляют лишь случаи, прямо предусмотренные законом.
Учитывая, что суду не представлены доказательства наличия виновных действий (бездействия) ответчика Администрации г. Екатеринбурга, причинения физических и/или нравственных страданий истцу, суд отказывает истцу в удовлетворении заявленного требования.
Учитывая вышеизложенное, суд удовлетворяет требования в части возложения на Администрацию г. Екатеринбурга обязанности по обеспечению беспрепятственного доступа Макеева Ивана Андреевича к жилому помещению по адресу г. Екатеринбург, <адрес>
Иных требований на рассмотрение суда не заявлено.
Руководствуясь ст. ст. 12, 55, 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
исковое заявление Макеева Ивана Андреевича к Администрации г. Екатеринбурга, АО УК «Микрорайон Волгоградский», Администрации Верх-Исетского района г. Екатеринбурга, Управлению социальной политики по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга, Некоммерческой организации Региональный фонд содействия капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области о возложении обязанности обеспечить доступ к жилому помещению, установить пандус, произвести демонтаж порогов, взыскании компенсации морального вреда – удовлетворить частично.
Возложить на Администрацию г. Екатеринбурга обеспечить беспрепятственный доступ Макеева Ивана Андреевича к жилому помещению по адресу г. Екатеринбург, <адрес>
В удовлетворении остальной части иска – отказать.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме с подачей жалобы через Верх-Исетский районный суд г. Екатеринбурга Свердловской области.
Судья Абрашкина Е.Н.