Дело № 2-3955/2017 20 октября 2017 года
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Северодвинский городской суд Архангельской области в составе:
председательствующего судьи Зайнулина А.В.
при секретаре Белове А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Северодвинского городского суда гражданское дело по иску Булейко ФИО17, Щербакова ФИО18, Копосова ФИО19, Титова ФИО20, Чернякова ФИО21, Брезицкого ФИО22, Ященко ФИО23, Тебелева ФИО24, Королькова ФИО25 к войсковой части 77360-И, Федеральному казенному учреждению «Объединенное стратегическое командование Северного флота» о признании незаконными действий по неточному учету фактически отработанного рабочего времени и по несвоевременной оплате фактически отработанного времени, возложении обязанности произвести расчет и оплатить часы сверхурочной работы и взыскании компенсации морального вреда,
установил:
Булейко ФИО26, Щербаков ФИО27, Копосов ФИО28, Титов ФИО29, Черняков ФИО30, Брезицкий ФИО31, Ященко ФИО32, Тебелев ФИО33, Корольков ФИО34 обратились с исковым заявлением к войсковой части 77360-И, Федеральному казенному учреждению «Объединенное стратегическое командование Северного флота» (далее – ФКУ «ОСК Северного флота») о признании незаконными действий по неточному учету фактически отработанного рабочего времени и по несвоевременной оплате фактически отработанного времени, возложении обязанности произвести расчет и оплатить часы сверхурочной работы и взыскании компенсации морального вреда.
В обоснование требований указали, что работают в войсковой части 77360-И в должности <данные изъяты>. В апреле 2017 года истцам стало известно, что коллективный договор, заключенный между работодателем (войсковой частью77360-И) и работниками на 2014 - 2017 года, прекратил свое действие. Указанным коллективным договором предусматривался суммированный учет рабочего времени истцов, с учетным периодом один год. Истцы полагают, что в отсутствие коллективного договора, учетный период должен составлять один месяц. Однако, работодатель продолжает производить учет рабочего времени исходя из учетного периода равного одному году. Согласно расчетным листкам за март, апрель, май 2017 года периоды времени отработанные истцами превышают нормальное число рабочих часов за месяц, в связи с этим, истцы полагают, что работодатель обязан оплатить им часы, отработанные сверх нормы за каждый месяц. Учитывая изложенное, истцы просят признать незаконными действия ответчика по неточному учету фактически отработанного рабочего времени за период трудовых отношений, начиная с 05.03.2017 по день вынесения решения судом, признать незаконными действия ответчика по несвоевременной оплате фактически отработанного времени за период трудовых отношений, начиная с 05.03.2017 по день вынесения решения судом, возложить на ответчика обязанность произвести расчет и оплатить часы сверхурочной работы за отработанное истцами время за период трудовых отношений, начиная с 05.03.2017 по день вынесения решения судом, и взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 10000 рублей в пользу каждого истца.
Истцы Булейко М.П., Щербаков А.Н., Копосов В.В., Титов В.А., ЧерняковС.Б., Брезицкий О.В., Ященко О.Г., Тебелев Д.И., Корольков Е.Г. в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Представитель истцов Титов И.А. в судебном заседании поддержал заявленные требования по доводам, изложенным в исках.
Представитель ответчика войсковой части 77360-И Меркурьева М.Ю., представитель ответчика ФКУ «ОСК Северного флота» Корюкин А.В. в судебном заседании просили отказать в удовлетворении исковых требований, по доводам, изложенным в возражениях, представленных в суд..
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено судом при имеющейся явке.
Выслушав представителей истцов и ответчиков, исследовав материалы настоящего гражданского дела, суд приходит к следующему.
Судом сторонам в соответствии со ст. 114 ГПК РФ предлагалось представить в суд все имеющиеся у них доказательства по делу, указывалось на последствия непредставления доказательств, а также разъяснялись положения ст. 56 ГПК РФ о том, что каждая сторона должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В судебном заседании установлено, что войсковая часть 77360-И является административно-хозяйственной единицей Вооруженных Сил и относится к Министерству обороны Российской Федерации. Указанная войсковая часть в соответствии с приложением № 2 к приказу Министра обороны Российской Федерации ..... подлежит охране ведомственной охраной Министерства обороны Российской Федерации от противоправных посягательств.
Истцы на основании заключенных с ними трудовых договоров являются работниками войсковой части 77360-И и осуществляют трудовую деятельность в должности - <данные изъяты>.
В войсковой части 77360-И круглосуточную охрану от противоправных посягательств осуществляют караулы отряда военизированной охраны. Истцы входят в состав <данные изъяты>
В силу ст. 91 Трудового кодекса РФ рабочее время - время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации относятся к рабочему времени.
Согласно ст. 99 Трудового кодекса РФ сверхурочная работа - работа, выполняемая работником по инициативе работодателя за пределами установленной для работника продолжительности рабочего времени: ежедневной работы (смены), а при суммированном учете рабочего времени - сверх нормального числа рабочих часов за учетный период.
В соответствии с п.п. 5.6, 5.7 Правил внутреннего трудового распорядка гражданского персонала войсковой части 77360-И, являющихся приложением к коллективному договору на 2014 – 2017 года, в подразделениях, где по условиям производства (работы) или при выполнении отдельных видов работ не может быть соблюдена установленная для данной категории работников ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, допускается ведение суммированного учета рабочего времени. В отрядах, командах военизированной охраны войсковой части 77360-И учетным периодом считается соответствующий календарный год.
В спорный период (с 05.03.2017 по 20.10.2017) истцы выполняли свои трудовые обязанности по сменному графику, в отношении них применялся суммированный учет рабочего времени, с учетным периодом один календарный год.
В соответствии со ст. 104 Трудового кодекса РФ, когда по условиям производства (работы) у индивидуального предпринимателя, в организации в целом или при выполнении отдельных видов работ не может быть соблюдена установленная для данной категории работников (включая работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда) ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, допускается введение суммированного учета рабочего времени с тем, чтобы продолжительность рабочего времени за учетный период (месяц, квартал и другие периоды) не превышала нормального числа рабочих часов. Учетный период не может превышать один год, а для учета рабочего времени работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, - три месяца.
В соответствии со ст. 152 Трудового кодекса РФ сверхурочная работа оплачивается за первые два часа работы не менее чем в полуторном размере, за последующие часы - не менее чем в двойном размере.
Из указанных норм законодательства следует, что определение количества отработанного сверхурочно времени при суммированном учете рабочего времени производится по итогам учетного периода.
Следовательно, для истцов в спорный период был установлен суммированный учет рабочего времени с учетным периодом один календарный год, в связи с этим, определение количества отработанного истцами сверхурочного времени за период с 05.03.2017 по 20.10.2017 должно быть произведено по истечение 2017 года, которое при наличии такого времени должно оплачиваться в 2018 году.
Учитывая изложенное, право истцов на оплату сверхурочной работы по состоянию на 20.10.2017 не нарушено.
При этом, судом отклоняется довод истцов о том, что с 05.03.2017 прекратил действия коллективный договор на 2014 – 2017 года, приложением к которому являются правила внутреннего трудового распорядка, устанавливающие учетный период для суммированного учета рабочего времени, продолжительностью один год.
Согласно ст. 43 Трудового кодекса РФ коллективный договор заключается на срок не более трех лет и вступает в силу со дня подписания его сторонами либо со дня, установленного коллективным договором.
Стороны имеют право продлевать действие коллективного договора на срок не более трех лет.
В п. 1.4 Коллективного договора на 2014-2017 года установлено, что данный договор заключен сроком на 3 года и вступает в силу со дня подписания его сторонами. Стороны имеют право продлить действие коллективного договора на срок не более трех лет.
Коллективный договор на 2014-2017 года подписан сторонами 04.03.2014. Следовательно, трехлетний срок его действия истекал 03.03.2017. При этом, дополнительным соглашением от 16.06.2017 стороны данного коллективного договора решили продлить его действие до 25.10.2017. Таким образом на спорный период распространяют свое действие положения указанного коллективного договора, в том числе устанавливающие учетный период для суммированного учета рабочего времени, продолжительностью один год.
При таких обстоятельствах у суда отсутствуют основания для признания незаконными действия ответчика по неточному учету фактически отработанного рабочего времени за период трудовых отношений, начиная с 05.03.2017 по день вынесения решения судом, признания незаконными действий ответчика по несвоевременной оплате фактически отработанного времени за период трудовых отношений, начиная с 05.03.2017 по день вынесения решения судом, возложения на ответчика обязанности произвести расчет и оплатить часы сверхурочной работы за отработанное истцами время за период трудовых отношений, начиная с 05.03.2017 по день вынесения решения судом. Учитывая, что нарушений трудовых прав истцов со стороны ответчиков не установлено, то оснований для взыскания в пользу истцов компенсации морального вреда не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
решил:
в удовлетворении исковых требований Булейко ФИО35, Щербакова ФИО36, Копосова ФИО37, Титова ФИО38, Чернякова ФИО39, Брезицкого ФИО40, Ященко ФИО41, Тебелева ФИО42, Королькова ФИО43 к войсковой части 77360-И, Федеральному казенному учреждению «Объединенное стратегическое командование Северного флота» о признании незаконными действий по неточному учету фактически отработанного рабочего времени и по несвоевременной оплате фактически отработанного времени, возложении обязанности произвести расчет и оплатить часы сверхурочной работы и взыскании компенсации морального вреда, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Архангельском областном суде через Северодвинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий |
А.В. Зайнулин |