Решение по делу № 2-1111/2020 от 16.06.2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Тулун                                     31 июля 2020 г.

Тулунский городской суд Иркутской области в составе:

председательствующего судьи – Татаринцевой Е.В.,

при секретаре – Пласкеевой Е.Л.,

с участием:

истца – Политаева Н.Н.,

представителя истца – Политаевой Л.В., действующей на основании доверенности *** от ......, сроком действия один год,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1111/2020 по иску Политаева Н.Н. к Министерству сельского хозяйства Иркутской области об установлении факта гибели посевов,

установил:

Политаев Н.В. обратился в суд с исковым заявлением к Министерству сельского хозяйства Иркутской области (далее – министерство) об установлении факта гибели посевов.

В обоснование заявленных исковых требований он указал, что ему принадлежали посевы сельскохозяйственных культур и посадки многолетних насаждений по адресу: ****.

В результате паводка, вызванного дождями, пошедшими в июне 2019 г., посевы сельскохозяйственных культур погибли. Земельный участок, на котором он высаживал сельскохозяйственне культуры, занимает .......... соток. Однако в ...... г. ему выдали компенсацию за утрату посевов на площади .......... соток, а за остальные .......... соток сельская администрация сведения не подала.

Кроме того, в результате паводка пострадали постройки для содержания сельскохозяйственных животных, а именно, для сеновал для сена и стайка.

Установление факта гибели посевов ему необходимо для получения компенсации и единовременной материальной помощи, утверждённой постановлением Правительства Иркутской области от 17 июля 2019 г. № 560-пп, в редакции от 30 июля 2019 г. № 588-пп.

Просил: установить факт гибели посевов площадью .......... соток в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 г. на территории Иркутской области, а также установить неприглядность сельскохозяйственные построек

Представитель министерства, надлежащим образом извещённого о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился. Суд находит возможным рассмотреть дело в соответствии с ч. 4 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

В судебном заседании истец Политаев Н.Н. заявленные исковые требования поддержал в полном объёме. Суду пояснил, что денежные средства были получены им за утрату картофеля на площади .......... соток. За утрату посевов на всей площади (.......... соток) он не получил.

Представитель истца Политаеа Л.В. исковые требования также поддержала. Суду пояснила, что проживают они на центральной улице, которая была полностью затоплена. Они получили компенсацию за утрату посевов на площади .......... соток, однако утрачены были посевы сельскохозяйственных культур на площади .......... соток. У них была больная площадь, на которой находились: две теплицы, кусты, сеновал, стайка.

В представленных в суд возражениях на иск министерство указало, что в соответствии с п. 6 Порядка № 560 получатель должен был обратиться в министерство с заявлением и перечисленными в данном пункте документами для предоставления компенсации и (или) единовременной материальной помощи в срок до 15 ноября 2019 г. При этом суд полномочиями по восстановлению данного срока не наделён.

Согласно акту обследования посевов и посадок сельскохозяйственных культур, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации природного характера, от ...... *** у Политаева Н.Н. установлена гибель посевов сельскохозяйственных культур на площади .......... соток (из них .......... соток в связи с гибелью картофеля, .......... сотка – овощей), о чём имеется собственноручная подпись Политаева Н.Н.

Ни Законом Иркутской области № 92-оз, ни Порядком № 560, не предусмотрена компенсация за непригодность сельскохозяйственных построек для хранения сена.

Кроме того, истцу предоставлена компенсация в связи с гибелью посевов сельскохозяйственных культур на площади .......... соток из федерального бюджета в размере 9 870 рублей, и областного бюджета в сумме 46 130 рублей, включая единовременную выплату в размере 20 000 рублей. в связи с увеличением размера единовременной выплаты с 20 000 рублей до 35 000 рублей, истцу произведена доплата единовременной выплаты в размере 15 000 рублей.

Просило в удовлетворении заявленных исковых требований отказать в полном объёме.

Выслушав истца, его представителя, свидетелей, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 72 (часть 1, п. «з») Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» определены общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ).

Согласно ст. 2 названного закона правовое регулирование отношений в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций основывается на общепризнанных принципах и нормах международного права и осуществляется названным законом, принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут принимать муниципальные правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи с защитой населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Как указано в п. «в» ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ, Президент Российской Федерации определяет в соответствии со ст. 80 Конституции Российской Федерации и федеральными законами основные направления государственной политики и принимает иные решения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера (пп. а п. 1 ст. 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ).

В силу п. 1 ст. 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций; на медицинское обслуживание, компенсации и социальные гарантии за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций; на получение компенсаций и социальных гарантий за ущерб, причиненный их здоровью при выполнении обязанностей в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с п. 1 ст. 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (п. 2 этой же статьи закона).

Указом Губернатора Иркутской области от 27 июня 2019 г. № 134-уг «О введении режима чрезвычайной ситуации на территории Иркутской области» на территории Иркутской области с 13 часов 00 минут 27 июня 2019 г. введён режим чрезвычайной ситуации для территориальной подсистемы Иркутской области единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и установлен региональный (межмуниципальный) уровень реагирования.

Постановлением администрации Аршанского сельского поселения от 26 июня 2019 г. № 27-пг на территории Аршанского сельского поселения с 20 часов 00 минут 26 июня 2019 г. до особого распоряжения введён режим функционирования «Чрезвычайная ситуация».

Указом Президента Российской Федерации от 3 июля 2019 г. № 316 «О мерах по ликвидации последствий наводнений на территории Иркутской области» наводнение на территории Иркутской области признано чрезвычайной ситуацией федерального характера и установлен особый уровень реагирования (п. 1).

Постановлением Правительства Иркутской области от 17 июля 2019 г. № 560-пп было утверждено Положение о порядке и условиях предоставления отдельным категориям граждан компенсации в связи с гибелью, утратой (повреждением) в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области, принадлежащих им посевов сельскохозяйственных культур, посадок многолетних насаждений, сельскохозяйственных животных, сельскохозяйственных строений (сооружений), предназначенных для содержания сельскохозяйственных животных (за исключением пчелосемей), а также единовременной материальной помощи (далее – Положение).

Право на получение компенсаций и единовременной материальной помощи, согласно п. 4 Положения, имеют граждане, осуществляющие деятельность в сфере сельского хозяйства, которым причинен ущерб в связи с гибелью принадлежащих им посевов, сельскохозяйственных животных, утратой (повреждением) сооружений в результате паводка (при совместном осуществлении несколькими гражданами деятельности в сфере сельского хозяйства – один из граждан, совместно осуществляющих деятельность в сфере сельского хозяйства, по согласованию между ними) (далее - получатели), относящиеся к следующим категориям:

1) граждане, ведущие личное подсобное хозяйство;

2) граждане, ведущие садоводство, огородничество для собственных нужд;

3) граждане, ведущие дачное хозяйство и являющиеся членами дачных некоммерческих объединений граждан, созданных до дня вступления в силу Федерального закона от 29 июля 2017 г. № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;

4) граждане, которым принадлежат земельные участки для индивидуального жилищного строительства;

5) граждане, являющиеся собственниками жилого помещения либо постоянно проживающие в жилом помещении, расположенном на земельном участке, фактически используемом ими для осуществления деятельности в сфере сельского хозяйства, а также граждане, являвшиеся собственниками жилого помещения либо постоянно проживавшие в жилом помещении, разрушенном в результате паводка, располагавшемся на земельном участке, фактически используемом ими для осуществления деятельности в сфере сельского хозяйства

Пунктом 5 Положения определено, что компенсация и единовременная материальная помощь предоставляются получателю в следующих размерах:

1) компенсация предоставляется:

в связи с гибелью посевов в размере 4 500 рублей за каждые 0,01 гектара пострадавших посевов, но не более 67 500 рублей;

в связи с утратой сооружений – исходя из следующих предельных значений с учетом количества мест для содержания сельскохозяйственных животных (за исключением пчелосемей), на которое сооружение было рассчитано, определяемое как общее количество сельскохозяйственных животных (за исключением пчелосемей), принадлежащих получателю (получателю и членам семьи) по состоянию на дату составления документа, указанного в абзаце первом пункта 15 настоящего Положения, и сельскохозяйственных животных (за исключением пчелосемей), принадлежавших получателю (получателю и членам семьи) и погибших в результате паводка, или с учетом количества мест для содержания сельскохозяйственных животных (за исключением пчелосемей), на которое сооружение было рассчитано, установленного решением суда, указанным в пункте 16 настоящего Положения:

при содержании коров - 16 000 рублей;

при содержании крупного рогатого скота (за исключением коров), лошадей - 14 000 рублей за одно место для содержания крупного рогатого скота (за исключением коров), лошадей, но не более чем за два места;

при содержании средних сельскохозяйственных животных (свиней овец, коз) - 6 000 рублей за одно место для содержания средних сельскохозяйственных животных (свиней овец, коз), но не более чем за пять мест;

при содержании мелких сельскохозяйственных животных (кроликов, сельскохозяйственной птицы) - 3 000 рублей за одно место для содержания мелких сельскохозяйственных животных (кроликов, сельскохозяйственной птицы), но не более чем 10 мест;

в связи с повреждением сооружений - в размере, определенном сметой на восстановление поврежденного в результате паводка сооружения (далее - смета), но не более размеров, предусмотренных абзацами десятым – тринадцатым настоящего подпункта;

2) единовременная материальная помощь предоставляется в размере 35 000 рублей.

Аналогичные положения предусмотрены ст. 4 Закона Иркутской области от 8 октября 2019 г. № 93-ОЗ «О дополнительных мерах социальной поддержки граждан, пострадавших в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области».

Согласно п. 3 Положения компенсации и единовременная материальная помощь являются социальными выплатами и предоставляются в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных до министерства на соответствующий финансовый год на цели, указанные в пункте 1 настоящего Положения.

Исполнительным органом государственной власти Иркутской области, уполномоченным на предоставление компенсаций и единовременной материальной помощи является министерство сельского хозяйства Иркутской области (п. 2 Положения).

Из материалов дела усматривается, что Политаев Н.Н. является собственником земельного участка, расположенного по адресу: ****, право собственности на который зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости ......

По данным Единого государственного реестра недвижимости от ...... на кадастровый учёт поставлен земельный участок по адресу: ****, площадью .......... кв.м.

Согласно записям в похозяйственной книге за .......... г. площадь земельного участка, занятого посевами, составляет .......... га.

Заявлением без даты, Политаев Н.Н. обратился в министерство за предоставлением субсидий в целях возмещения (компенсации) ущерба (по прямым затратам) сельскохозяйственных товаропроизводителей, причинённого в результате чрезвычайной ситуации природного характера на территории Иркутской области, в котором указал, что причинённый ему ущерб составляет 9 870 рублей.

...... комиссией по обследованию посевов и посадок сельскохозяйственных культур, пострадавших чрезвычайной ситуации природного характера от ...... *** было произведено обследование владельца личного подсобного хозяйства – Политаева Н.Н., по результатам которого составлен акт гибели картофеля на площади .......... соток и овощей на площади .......... сотка. Общая сумма материального ущерба составила 36 000 рублей.

В заявлении на предоставление компенсации и (или) единовременной материальной помощи в связи с гибелью, утратой (повреждением) посевов сельскохозяйственных культур, посадок многолетних насаждений, сельскохозяйственных животных, строений (сооружений), предназначенных для содержания сельскохозяйственных животных (за исключением пчелосемей), в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 219 г. на территории Иркутской области, Политаев Н.Н. указал, что ему был причинён ущерб в связи с гибелью сельскохозяйственных культур на площади 8 соток. Данных об утрате (повреждении) строений (сооружений), предназначенных для содержания сельскохозяйственных животных, указанное заявление не содержит.

В соответствии с выпиской из реестра от ...... *** на основании платежного поручения от ...... *** Политаеву Н.Н. была выплачена компенсация в размере 9 870 рублей из средств федерального бюджета.

Согласно выписке из реестра от ...... *** и на основании платежного поручения от ...... *** Политаеву Н.Н. за утрату посевов за счёт средств областного бюджета было выплачено 46 130 рублей.

Как следует из выписки из реестра от ...... ***, Политаеву Н.Н. на основании платежного поручения от ...... *** было выплачено 15 000 рублей.

Таким образом, министерством произведены все выплаты на основании поданных Политаевым Н.Н. заявлений о предоставлении компенсации в связи с утратой посевы сельскохозяйственных культу, и доказательств того, что истец обращался с иными заявлениями в адрес министерства Политаевым Н.Н. и его представителем Политаевой Л.В. в суд в соответствии с ч. 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не представлено.

Доводы Политаева Н.Н. о том, что в результате паводка у него были уничтожены посевы на площади .......... соток, не принимаются судом, поскольку согласно выписке из похозяйственной книги, выданной Администрацией Аршанского сельского поселения ...... ***, на земельном участке, по адресу: ****, площадью .......... га, принадлежащем Политаеву Н.Н., по состоянию на дату оформления выписки (......) посеяно картофелем .......... га, овощами – .......... га.

В соответствии с п. 12 Положения факт гибели в результате паводка посевов (в том числе их площадь) подтверждается документом, устанавливающим факт гибели в результате паводка посевов (с указанием их площади), выданным органом местного самоуправления муниципального района, городского округа Иркутской области или созданной им комиссией, группой по результатам проведенного ими обследования посевов, погибших в результате паводка (в случае, если указанные обследования проводились органом местного самоуправления муниципального района, городского округа Иркутской области или созданной им комиссией, группой) (для предоставления единовременной материальной помощи установление площади посевов не является обязательным).

Документ, указанный в абзаце первом настоящего пункта, получатель вправе представить в министерство. В случае непредставления получателем указанного документа министерство самостоятельно запрашивает его (сведения, содержащиеся в нем) в органе местного самоуправления муниципального района, городского округа Иркутской области или созданной им комиссии, группе.

Как указано в п. 13 Положения, в случае, если сведения, содержащиеся в похозяйственной книге, о площади земельного участка личного подсобного хозяйства, занятого посевами, не соответствуют сведениям о площади земельного участка личного подсобного хозяйства, занятого посевами, погибшими в результате паводка, содержащимся в актах, указанных в абзаце первом пункта 12 настоящего Положения, при предоставлении компенсации министерством учитываются сведения, содержащиеся в указанных актах.

Таким образом, нормативным актом субъекта Российской Федерации определено, что факт гибели посевов подтверждается документом, выданным органом местного самоуправления или созданной им комиссией.

В соответствии с со ст. 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определёнными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.

По указанным основаниям не принимаются судом как недопустимые показания свидетеля К. и Е.

В силу п. 15 Положения факт утраты (повреждения) в результате паводка сооружения подтверждается документом, устанавливающим факт утраты (повреждения) в результате паводка сооружения, а также количество и вид сельскохозяйственных животных (за исключением пчелосемей), принадлежащих получателю (получателю и членам семьи) по состоянию на дату составления указанного документа, выданным органом местного самоуправления муниципального района, городского округа Иркутской области или созданной им комиссией, группой, по результатам проведенного ими обследования сооружения, утраченного (поврежденного) в результате паводка (в случае, если указанные обследования проводились органом местного самоуправления муниципального района, городского округа Иркутской области или созданной им комиссией, группой) (для предоставления единовременной материальной помощи установление количества сельскохозяйственных животных не является обязательным).

Выплата компенсации за утрату сооружений носит заявительный порядок, однако, как указывалось выше, Политаев Н.Н. с заявлением о выплате компенсации за утрату им сельскохозяйственных сооружений не обращался, поскольку в заявлении о предоставлении денежных выплат не указал о факте повреждения сельскохозяйственных сооружений.

Кроме того, факт утраты сооружений подтверждается документом, выданным органом местного самоуправления района или созданной им комиссией. Доказательств составления соответствующего акта истцом и его представителем в суд не представлено.

При этом нормативное регулирование о выплате денежных средств за утрату сеновала отсутствует.

Согласно п. 6 Положения для предоставления компенсаций и (или) единовременной материальной помощи получатель представляет в министерство (путем личного обращения или через организации почтовой связи) в срок до 15 ноября текущего года документы, указанные в п. 6 Положения.

Срок, установленный данной нормой, является пресекательным.

Согласно ч. 1 ст. 264 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, регламентирующей дела, рассматриваемые судом в порядке особого производства, суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан и организаций.

На основании п. 6 ч. 2 ст. 264 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд рассматривает дела об установлении других имеющих юридическое значение фактов.

В силу ст. 265 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, или при невозможности восстановления утраченных документов.

В соответствии со ст. 267 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в заявлении об установлении факта, имеющего юридическое значение, должно быть указано, для какой цели заявителю необходимо установить данный факт, а также должны быть приведены доказательства, подтверждающие невозможность получения заявителем надлежащих документов или невозможность восстановления утраченных документов.

Согласно статьи 123 (часть 3) Конституции Российской Федерации, ч. 1 ст. 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, при этом каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом (ч. 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Доказательств того, что Политаев Н.Н. до ...... обращался с заявлением об утрате посевов на площади .......... соток с приложением соответствующих документов, но данные документы были утрачены, истцом и его представителем в суд не представлено.

Таким образом, исковые требования Политаева Н.Н. не подлежат удовлетворению.

Частью 1 ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 – 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

решил:

в удовлетворении исковых требований Политаева Н.Н. к Министерству сельского хозяйства Иркутской области об установлении факта гибели посевов отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Тулунский городской суд Иркутской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий                        Е.В. Татаринцева

Решение принято судом в окончательной форме 4 августа 2020 г.

2-1111/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Полетаев Николай Николаевич
Ответчики
Министерство Сельского хозяйства Иркутской области
Другие
Политаева Людмила Владимировна
Суд
Тулунский городской суд Иркутской области
Судья
Татаринцева Елена Васильевна
Дело на странице суда
tulunsky.irk.sudrf.ru
16.06.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
16.06.2020Передача материалов судье
19.06.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
19.06.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.06.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.07.2020Судебное заседание
31.07.2020Судебное заседание
04.08.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
31.07.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее