Докладчик: Карасовская А.В. № 33-1814/2024 (№ 2-391/2023)
42RS0016-01-2022-002994-82
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Кемерово 22 февраля 2024 года
Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе председательствующего Карасовской А.В.
судей: Бондарь Е.М., Долговой Е.В.
при секретаре Степанове И.А.
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Карасовской А.В. гражданское дело по апелляционной жалобе представителя администрации г. Новокузнецка – Гринь С.А. на решение Куйбышевского районного суда г. Новокузнецка от 15 августа 2023 года
по иску прокурора Куйбышевского района г. Новокузнецка к администрации г. Новокузнецка, администрации Куйбышевского района г. Новокузнецка о понуждении к совершению действий,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Куйбышевского района г. Новокузнецка обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к администрации г. Новокузнецка, администрации Куйбышевского района г. Новокузнецка о понуждении к совершению действий.
Требования, с учетом их неоднократного уточнения, мотивированы тем, что прокуратурой Куйбышевского района г. Новокузнецка установлено наличие в районе пер. … мостового сооружения, на которое сведения о строительстве, вводе в эксплуатацию, техническая документация отсутствуют. В реестре объектов муниципальной собственности Новокузнецкого городского округа данное мостовое сооружение не учитывается, право муниципальной собственности на него не зарегистрировано. Согласно акту осмотра моста от 12.07.2021, составленному Управлением дорожно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации г. Новокузнецка, Администрацией Куйбышевского района г. Новокузнецка, Управлением муниципальным имуществом Администрации г. Новокузнецка, установлено, что автомобильный мост через р. Бунгурка в районе дома по пер. …, построен из различных материалов, несущие металлические балки и береговые устои визуально находятся в удовлетворительном состоянии, деревянные прогоны поражены глубокой гнилью, бетонные сваи потеряли устойчивость, две железобетонные плиты ПАГ 18У ездового полотна имеют сетку трещин, в связи с чем, их несущая способность ограничена, габарит моста не соответствует требованиям нормативной документации, освещение и пешеходная зона отсутствуют, ограждение безопасности на подходах и на пролетном строении отсутствуют. Мост является искусственным дорожным сооружением для передвижения автомобилей и пешеходов, обеспечивает доступ к месту проживания неопределенного круга лиц, в составе имущества муниципальной казны и в Реестре объектов муниципальной собственности Новокузнецкого городского округа данный мост не учитывается. Мост имеет признаки бесхозяйной недвижимой вещи, его использование возможно для решения вопросов местного значения городского округа, его нахождение целесообразно в муниципальной собственности городского округа в соответствии со ст. 50 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
В соответствии с распоряжением Администрации г. Новокузнецка от 30.08.2021 № … «Об уполномоченном органе по организации мероприятий, направленных на содержание и обслуживание бесхозяйного искусственного дорожного сооружения на территории Новокузнецкого городского округа» на УДКХиБ администрации г. Новокузнецка, МБУ Новокузнецкого городского округа «Городское управление развития территории», КУМИ г. Новокузнецка возложены обязанности по организации мероприятий, направленных на содержание и обслуживание бесхозяйного искусственного дорожного сооружения «Мост автомобильный через р. Бунгурка в районе дома пер. …», до признания на него права муниципальной собственности Новокузнецкого городского округа; выполнение кадастровых работ по составлению технического плана для постановки Моста на государственный кадастровый учет; выполнению мероприятий по постановке Моста на учет в качестве бесхозяйной вещи путем внесения соответствующий записи в Единый государственный реестр недвижимости и обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности Новокузнецкого городского округа на него.
Мост автомобильный через р. Бунгурка в районе дома пер. … имеет общественную значимость – является единственной дорогой, чтобы добраться от остановки общественного транспорта жителям данного района с улиц …, жителей п. …. В этой связи, по данному сооружению постоянно, особенно в летнее время, передвигается значительное число человек, в том числе дети.
Учитывая установленное неудовлетворительное состояние моста, существует реальная угроза причинения вреда жизни и здоровью людей, в том числе несовершеннолетних, что является недопустимым.
Таким образом, проверкой установлены грубые нарушения вышеуказанных требований федерального законодательства в деятельности администрации города Новокузнецка, что повлекло длительное нарушение прав неопределенного круга лиц на безопасный проход и проезд по мосту автомобильному через р. Бунгурка в районе дома пер. ….
Кроме этого, по пер. … и близлежащим улицам, где расположено порядка 100 домов, а именно, улице …, отсутствует благоустроенная дорога, что создает трудности в передвижении транспорта и пешеходов, и что повлекло длительное нарушение прав неопределенного круга лиц на безопасный проход и проезд по пер. …, улицам …, в том числе через р. Бунгур в районе дома пер. ….
Просил признать незаконным бездействие администрации г. Новокузнецка, администрации Куйбышевского района г. Новокузнецка, выразившееся в неисполнении требований законодательства при организации прохода и проезда через мостовое сооружение через реку Бунгур в районе пер. …, переулку …, улицам …; обязать администрацию г. Новокузнецка, администрацию Куйбышевского района г. Новокузнецка выполнить работы по строительству мостового сооружения через реку Бунгур в районе пер. … обеспечивающего проход и проезд и соответствующего требованиям безопасности; обязать администрацию г. Новокузнецка администрацию Куйбышевского района г. Новокузнецка, выполнить работы по строительству подъездного пути, обеспечивающего проход и проезд к земельным участкам, расположенным по пер. …, улицам … от дома № … по пер. … до дома № … по ул. …, соответствующие нормативным требованиям; установить срок для выполнения работ до 01.10.2025 (л.д. 153-154 т. 1).
Решением Куйбышевского районного суда г. Новокузнецка от 15 августа 2023 года постановлено: Исковые требования прокурора Куйбышевского района г. Новокузнецка, к администрации г. Новокузнецка, администрации Куйбышевского района г. Новокузнецка о понуждении к совершению действий удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие администрации г. Новокузнецка, выразившееся в неисполнении требований законодательства при организации прохода и проезда через мостовое сооружение через реку Бунгур в районе пер. …, переулку …, улицам ….
Обязать администрацию г. Новокузнецка выполнить строительство мостового сооружения через реку Бунгур в районе пер. …, обеспечивающего проход и проезд, соответствующий требованиям безопасности.
Обязать администрацию г. Новокузнецка выполнить мероприятия по приведению грунтовых дорог улично-дорожной сети города обеспечивающих проход и проезд к земельным участкам, расположенным по переулку …, улицам … от дома № … по пер. … до дома № … по ул. … в соответствие с техническими требованиями, устанавливающими нормативы для безопасности дорожного движения.
Установить срок для выполнения работ до 01.10.2025.
В удовлетворении требований в остальной части отказать.
В апелляционной жалобе представитель администрации г. Новокузнецка - Гринь С.А. просит решение суда отменить как незаконное, необоснованное и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме, полагая, что администрация г. Новокузнецка является ненадлежащим ответчиком по делу, так как администрация г. Новокузнецка и районная администрация являются самостоятельными главными распорядителями бюджетных средств, финансирование данных органов осуществляется в соответствии с утвержденной бюджетной сметой в отношении каждого органа в соответствии с полномочиями. В Новокузнецком городском округе, создан территориальный орган, которому делегированы соответствующие полномочия, является главным распорядителем бюджетных средств. Деятельность районной администрации финансируется за счет средств бюджета Новокузнецкого городского округа. Администрацией г. Новокузнецка средства на вышеуказанные цели в бюджете не планируются и не выделяются, поскольку администрация города Новокузнецка указанную деятельность непосредственно не осуществляет.
Указывает, что истцом не представлено ни одного доказательств бездействия администрации. В данном случае бездействие отсутствует, поскольку в материалах дела имеются акты осмотра мостового сооружения, издано распоряжение администрации г. Новокузнецка от 30.08.2021 № … «Об уполномоченном органе по организации мероприятий, направленных на содержание и обслуживание бесхозяйного искусственного дорожного сооружения на территории Новокузнецкого городского округа», администрацией Куйбышевского района г. Новокузнецка выполняются мероприятия по ограничению доступа к мостовому сооружению по адресному ориентиру в районе дома № … по пер. …. Кроме того, по возникшей ситуации проводятся совещания, на которых рассматривается вопрос целесообразности строительства мостового сооружения. Также имеются акты осмотра спорного мостового сооружения, тем самым обеспечивая контроль за состоянием мостового сооружения.
Считает, что суд неправильно применил нормы материального права, имеет место применение закона, не подлежащего применению, а именно: «ПНСТ 247-2017. Предварительный национальный стандарт Российской Федерации. Экспериментальные технические средства организации дорожного движения. Типоразмеры дорожных знаков. Виды и правила применения дополнительных дорожных знаков. Общие положения» (утв. и введен в действие. Приказом Росстандарта от 31.10.2017 № 52-пнст) действовал с 01.11.2017 по 01.11.2020 года (Приказ Росстандарта от 31.10.2017 № 52-пнст) и в настоящее время документ утратил силу. Не подлежит применению «СП 42.13330.2016. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*» (утв. Приказом Минстроя России от 30.12.2016 № 1034/пр), так как он применяется при проектировании обширной территории населенных пунктов, территорий городов. Также считает не применимым «ГОСТ 31937-2011. Межгосударственный стандарт. Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния» (введен в действие Приказом Росстандарта от 27.12.2012 № 1984-ст), поскольку требования настоящего стандарта не распространяются на другие виды обследования и мониторинга технического состояния, а также на транспортные, гидротехнические и мелиоративные сооружения, магистральные трубопроводы, подземные сооружения и объекты, на которых ведутся горные работы и работы в подземных условиях, а также на работы, связанные с судебно-строительной экспертизой. Спорыми объектами, в данном случае, являются грунтовые дороги и мост.
Кроме того, вопреки выводам суда о том, что не представлено доказательств надлежащего состояния подъездных путей, их содержания, ответчиками предоставлялся муниципальный контракт на осуществление мероприятий по содержанию местных проездов.
Что касается вывода суда о том, что не представлено доказательств наличия иного пути для прохода и проезда на территорию частного сектора, то в материалы дела предоставлялась топрографическая карта, из которой видно, что имеется несколько вариантов объезда, предоставлялся акт осмотра, из которого наличие наличие иного моста, находящегося на обслуживании.
Относительно апелляционной жалобы, прокуратурой Куйбышевского района г. Новокузнецка принесены возражения.
В суде апелляционной инстанции прокурор Максимов Н.Ю. возражал против доводов апелляционной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о слушании извещены. Поскольку об уважительности причин неявки до начала судебного заседания не сообщили, в материалах дела имеются доказательства их надлежащего извещения о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции, судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов жалобы в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ), судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с положениями ч. 1 ст. 7, п. 26 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п. 3 ч. 3 ст. 8 и ч. 1 ст. 32 Градостроительного Кодекса Российской Федерации (далее ГрК РФ) утверждение правил землепользования и застройки городского округа относится к вопросам местного значения городского округа, по которым представительный орган местного самоуправления городского округа принимает муниципальные правовые акты.
Правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений (п. 8 ст. 1 ГрК РФ). Составной частью правил землепользования и застройки является карта градостроительного зонирования (п. 2 ч. 2 ст. 30 ГрК РФ), содержащая границы территориальных зон (ч. 4 ст. 30 ГрК РФ).
В состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами, в том числе, к следующим территориальным зонам: жилым; общественно-деловым; инженерных и транспортных инфраструктур…иным территориальным зонам (ст. 85 ГрК РФ).
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» одним из основных принципов обеспечения безопасности дорожного движения является приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности.
Частью 1 ст. 13 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся: утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, перечня автомобильных дорог необщего пользования местного значения (п. 5 ч. 1 ст. 13); осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения (п. 6 ч. 1 ст. 13).
Полномочия в области дорожной деятельности, установленные ч. 1 настоящей статьи, реализуются органами местного самоуправления сельских поселений в случае закрепления законом субъекта Российской Федерации за сельскими поселениями вопроса осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов сельских поселений, а в случае отсутствия такого закрепления реализуются органами местного самоуправления муниципальных районов (ч. 2 ст. 13).
Указанные полномочия органа местного самоуправления обеспечивают реализацию провозглашенных в Конституции РФ целей социальной политики РФ, предопределяющих обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования.
Дорожная деятельность в силу ч. 6 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» включает деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
В ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» закреплено, что автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог (п. 1);
дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог (п. 6);
владельцы автомобильных дорог - исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), физические или юридические лица, владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации. В случаях и в порядке, которые предусмотрены федеральным законом, полномочия владельца автомобильных дорог вправе осуществлять Государственная компания «Российские автомобильные дороги» в отношении автомобильных дорог, переданных ей в доверительное управление (п. 7);
реконструкция автомобильной дороги - комплекс работ, при выполнении которых осуществляется изменение параметров автомобильной дороги, ее участков, ведущее к изменению класса и (или) категории автомобильной дороги либо влекущее за собой изменение границы полосы отвода автомобильной дороги (п. 9);
капитальный ремонт автомобильной дороги - комплекс работ по замене и (или) восстановлению конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и (или) их частей, выполнение которых осуществляется в пределах установленных допустимых значений и технических характеристик класса и категории автомобильной дороги и при выполнении которых затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги и не изменяются границы полосы отвода автомобильной дороги (п. 10);
ремонт автомобильной дороги - комплекс работ по восстановлению транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильной дороги, при выполнении которых не затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги (п. 11);
содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (п. 12);
Автомобильные дороги в зависимости от их значения подразделяются на: автомобильные дороги федерального значения; автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения; автомобильные дороги местного значения; частные автомобильные дороги. Автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского и сельского поселений являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского поселения может утверждаться органом местного самоуправления городского поселения. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения сельского поселения может утверждаться органом местного самоуправления муниципального района, если законом субъекта Российской Федерации вопрос осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения не отнесен к числу полномочий, закрепленных за сельским поселением (ч. 1, ч. 9 ст. 5 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» ).
Статьей 16 Закона об автомобильных дорогах № 257-ФЗ установлено, что проектирование, строительство, реконструкция, капитальный ремонт автомобильных дорог осуществляются в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Федеральным законом от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» и настоящим Федеральным законом.
В соответствии с п. 4 ст. 6 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» к полномочиям местного самоуправления поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения, ежегодное (до 1 июля года, следующего за отчетным) утверждение перечней аварийно-опасных участков дорог и разработка первоочередных мер, направленных на устранение причин и условий совершения дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов городского поселения при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах населенных пунктов городского поселения в целях обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
Согласно пункту 3.37 СП 42.13330.2016 «Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*», утвержденного приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 30.12.2016 № 1034/пр, улично-дорожная сеть - это система объектов капитального строительства, включая улицы и дороги различных категорий и входящие в их состав объекты дорожно-мостового строительства (путепроводы, мосты, туннели, эстакады и другие подобные сооружения), предназначенные для движения транспортных средств и пешеходов, проектируемые с учетом перспективного роста интенсивности движения и обеспечения возможности прокладки инженерных коммуникаций, границы улично-дорожной сети закрепляются красными линиями. Территория, занимаемая улично-дорожной сетью, относится к землям общего пользования транспортного назначения.
Судом установлено, и следует из материалов дела, что прокуратурой Куйбышевского района г. Новокузнецка в ходе проведенной проверки установлено наличие в районе пер. … мостового сооружения через реку Бунгур (Бунгурка), которое находится в неудовлетворительном состоянии, его техническое состояние не соответствует требованиям строительных норм, технических регламентов и требованиям безопасности, что объективно подтверждается представленным в материалы дела заключением строительной экспертизы (л.д. 16-44 т. 1), которое ответчиками не оспаривалось и доказательств иного технического состояния мостового сооружения не представлено. Кроме того, данное обстоятельство подтверждается: топографическими съемками от 08.07.2021, от 27.07.2023 (л.д. 14, 145 т. 1), генеральным планом (л.д. 223 т. 1), представленными сторонами фотографиями спорной территории (л.д. 156-177 т. 1), актами осмотра/обследования от 12.07.2021, от 23.05.2023, составленными совместно с представителями КУМИ, администрации Куйбышевского района г. Новокузнецка, Комитета градостроительства и земельных ресурсов администрации г. Новокузнецка, УДКХиБ администрации г. Новокузнецка (л.д. 15, 194 т. 1), объяснениями сторон и третьих лиц в судебных заседаниях.
Распоряжением Главы г. Новокузнецка от 30.08.2021 № … на УДКХиБ администрации г. Новокузнецка, МБУ НГО «Городское управление развитие территории», КУМИ г. Новокузнецка были возложены обязанности по организации мероприятий направленных на содержание и обслуживание искусственного дорожного сооружения «Мост автомобильный через р. Бунгурка в районе ул. …» (л.д. 11 т. 1). При этом контроль за исполнением указанного распоряжения на первого заместителя главы города (л.д. 12 т.1).
Данных о исполнении указанного распоряжения, равно как и о его отмене материалы дела не содержат.
Разрешая заявленные исковые требования и удовлетворяя их в части, дав оценку совокупности представленным по делу доказательствам в соответствии с правилами ст. 67 ГПК РФ, суд первой инстанции пришел к выводу о невыполнении ответчиком требований Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в части осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильной дороги местного значения и обеспечения безопасности дорожного движения на ней, что нарушает право неопределенного круга лиц, проживающего, работающего, учащихся в указанных населенных пунктах на безопасность дорожного движения, на защиту от чрезвычайных ситуаций. Определяя в порядке ст. 204 ГПК РФ срок, в течение которого следует ответчику исполнить решение суда, суд с учетом выполнения необходимых для этого работ посчитал возможным установить срок 01.10.2025.
Судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы. Выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, администрация г. Новокузнецка является надлежащим ответчиком по заявленным требованиям, поскольку в силу положений ст. ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 13, 34, 37 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», ст. 6 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», п. 5 ст. 6 Устава Новокузнецкого городского округа, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения отнесено к компетенции Администрации г. Новокузнецка.
Также, являются несостоятельными доводы апелляционной жалобы о недоказанности факта бездействия со стороны Администрации г. Новокузнецка, выразившееся в неисполнении требований законодательства при организации прохода и проезда через мостовое сооружение через реку Бунгур в районе пер. …, переулку …, улицам …, поскольку судом достоверно установлено, а также подтверждено материалами дела, что несмотря на наличие Распоряжения главы г. Новокузнецка от 30.08.2021 № … по организации мероприятий, направленных на содержание и обслуживание бесхозяйного искусственного дорожного сооружения на территории Новокузнецкого городского округа (Мост автомобильный через р. Бунгурка в районе дома пер. …), объективно, каких-либо мер, обеспечивающих проход и проезд, соответствующий требованиям безопасности, а также проведения мероприятий по приведению грунтовых дорог обеспечивающих проход и проезд к земельным участкам, расположенным по переулку …, улицам … от дома № … по пер. … до дома № … по ул. … в соответствие с техническими требованиями, устанавливающими нормативы для безопасности дорожного движения.
При этом, судом верно отмечено, что факт невключения мостового сооружения, а также дороги по ул. …, пер. … в реестр муниципальной собственности, в перечень автомобильных дорог г. Новокузнецка, не свидетельствует о их непринадлежности городу, поскольку фактически указанные дороги являются элементами улично-дорожной сети, которые имеют функционал схожий с автомобильными дорогами, поскольку используются неопределенным кругом лиц для прохода и проезда к домовладениям, земельным участкам, что сторонами не оспаривалось.
Как указано в п. 3.37 СП 42.13330 «СНиП 2.07.01-89* Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» улично-дорожная сеть (УДС) это система объектов капитального строительства, включая улицы и дороги различных категорий и входящие в их состав объекты дорожно-мостового строительства (путепроводы, мосты, туннели, эстакады и другие подобные сооружения), предназначенные для движения транспортных средств и пешеходов, проектируемые с учетом перспективного роста интенсивности движения транспорта и обеспечения возможности прокладки инженерных коммуникаций. Границы УДС закрепляются красными линиями. Территория, занимаемая УДС, относится к землям общего поль░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░ (░░░░░), ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░. ░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░ ░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░.
░░ ░░░░░░░░░ ░░. 45 ░░░ ░░, ░░. ░░. 26, 27 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 17.01.1992 № 2202-1 «░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░. ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░, ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░ ░░░. …, ░░. … ░░ ░░░░ № … ░░ ░░░. … ░░ ░░░░ № … ░░ ░░. … ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░ ░░░, ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░. 6 ░░. 3 ░░ № 257-░░ «░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░», ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ – ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ (░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░), ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░) ░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░.
░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░, ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░; ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░. 328 ░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░
░░░░░░░░░░:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░ ░░ 15 ░░░░░░░ 2023 ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░.░. - ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░░░░
░░░░░: ░.░. ░░░░░░░
░.░. ░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 22.02.2024.