Решение по делу № 2-1857/2022 от 12.01.2022

Дело № 2-1857/2022

Решение

Именем Российской Федерации

24 мая 2022 года г. Гатчина

Гатчинский городской суд Ленинградской области в составе:

председательствующего судьи Шумейко Н.В.,

с участием прокурора Цветковой А.С.,

при секретаре Павловой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ленинградского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к АО «Коммунальные системы Гатчинского района» об обязании совершить определенные действия,

установил:

Ленинградский межрайонный природоохранный прокуроробратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц с иском к АО «Коммунальные системы Гатчинского района» об обязании разработать проект санитарно-защитной зоны и получить санитарно-эпидемиологическое заключение по нему в срок не позднее шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу. В обоснование иска прокурор указал, что АО «Коммунальные системы Гатчинского района» расположено по адресу: <адрес>. Основным видом деятельности является производство, передача и распределение пара и горячей воды, кондиционирование воздуха. В ходе проведения надзорных мероприятий Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека установлено, что у предприятия АО «Коммунальные системы Гатчинского района» не выдержана санитарно-защитная зона и не получено санитарно-эпидемиологическое заключение в отношении проекта санитарно-защитной зоны. Выявленные нарушения создают реальную угрозу ухудшения состояния окружающей среды и санитарно-эпидемиологической обстановки, а также заболевания населения, чем нарушаются права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду и среду обитания, предусмотренные статьей 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», статьей 8 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

Представитель Ленинградской межрайонной природоохранной прокуратурыЦветкова А.С. в судебном заседании поддержала исковые требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика ФИО4 исковые требования не признала, указав, что те нормы и правила, на которые ссылается прокурор, имеют отношения к вновь вводимым в эксплуатацию объектам, затраты на проведение указанных прокурором мероприятий должны быть заложены в тариф, по которому осуществляется продаж услуг, реально исполнить решение суда возможно в 2023-2025 годах, поскольку требуется финансирование (л.д. 184-186).

Представители третьих лиц Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в Ленинградской области и Комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, направили в суд отзывы, в которых требования прокурора полагали обоснованными, ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие.

Суд, выслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии со статьей 42 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.

На основании пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ), атмосферный воздух в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, а также воздух в рабочих зонах производственных помещений, жилых и других помещениях (далее - места постоянного или временного пребывания человека) не должен оказывать вредное воздействие на человека.

Пунктом 1 статьи 30 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» предусмотрено, что юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны внедрять наилучшие доступные технологии, малоотходные и безотходные технологии в целях снижения уровня загрязнения атмосферного воздуха; планировать и осуществлять мероприятия по улавливанию, утилизации, обезвреживанию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сокращению или исключению таких выбросов; осуществлять учет выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников, проводить производственный контроль за соблюдением установленных нормативов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

Согласно пункту 4 статьи 20 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ, органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, граждане, индивидуальные предприниматели, юридические лица в соответствии со своими полномочиями обязаны осуществлять меры по предотвращению и снижению загрязнения атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека, обеспечению соответствия атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека санитарным правилам.

При разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, проектов планировки общественных центров, жилых районов, магистралей городов, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон, а также при проектировании, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, консервации и ликвидации промышленных, транспортных объектов, зданий и сооружений культурно- бытового назначения, жилых домов, объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства и иных объектов (далее - объекты) должны соблюдаться санитарные правила (часть 2 статьи 12 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ).

Санитарно-защитные зоны устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор. Положение о санитарно-защитных зонах утверждается Правительством Российской Федерации.

В силу части 2 статьи 21 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ, содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.

Согласно пункту 3 статьи 16 Федерального закона от 04.05.1999 № 96 «Об охране атмосферного воздуха», в целях охраны атмосферного воздуха в местах проживания населения устанавливаются санитарно-защитные зоны организаций. Размеры таких санитарно-защитных зон определяются на основе расчетов рассеивания выбросов загрязняющих веществ в атмосферном воздухе и в соответствии с санитарной классификацией организаций.

В силу пункта 2.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» (далее - СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03), в целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным законом от 30.03.1999 № 52-ФЗ, вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования (санитарно-защитная зона (СЗЗ)), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.

Согласно пункту 2.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, ориентировочный размер санитарно-защитной зоны промышленных производств и объектов разрабатывается последовательно: расчетная (предварительная) санитарно­защитная зона, выполненная на основании проекта с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физического воздействия на атмосферный воздух (шум, вибрация, ЭМП и др.); установленная (окончательная) - на основании результатов натурных наблюдений и измерений для подтверждения расчетных параметров.

В силу пункта 3.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 проектирование санитарно­защитных зон осуществляется на всех этапах разработки градостроительной физического воздействия (ПДУ), а также по биологическим факторам, обеспечивающим их безопасность для здоровья человека.

В соответствии с пунктом 71 СанПиН 2.1.3684-21, эксплуатация объектов, являющихся источниками химического, физического, биологического воздействия на среду обитания человека (источники воздействия), создающих с учетом фона по указанным факторам ПДК (ОБУВ) и (или) ПДУ, превышающие гигиенические нормативы на границе санитарно-защитной зоны или на территориях и объектах, указанных в пункте 70 Санитарных правил, осуществляется их правообладателями при условии разработки и реализации санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, направленных на снижение уровней воздействия до ПДК (ОБУВ), ПДУ на границе санитарно-защитной зоны или на указанных территориях, объектах.

Санитарно-защитные зоны устанавливаются в случаях и порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 73 указанного СанПиН, хозяйствующие субъекты, эксплуатирующие источники воздействия, обязаны:

- в целях подтверждения соблюдения гигиенических нормативов обеспечивать проведение лабораторных исследований на границе санитарно­защитной зоны с учётом характеристик производственных процессов и метеорологических характеристик окружающей среды в объеме и с периодичностью, определенными программой производственного контроля;

- проводить работы по обоснованию безопасности для человека новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания и разрабатывать методы контроля за факторами среды обитания;

- информировать население, органы местного самоуправления, территориальный орган федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, обо всех случаях аварийных ситуаций, аварийных и внеплановых выбросах в атмосферный воздух, представляющих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения, и принятых мерах по их устранению.

В соответствии с пунктом 3 статьи 20 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ, нормативы предельно допустимых выбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в воздух, проекты санитарно-защитных зон утверждаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии указанных нормативов и проектов санитарным правилам.

В развитие пункта 2 статьи 12 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ Правительством Российской Федерации утверждено Постановление Правительства РФ от 03.03.2018 № 222 «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон», согласно которому правообладатели объектов капитального строительства, введенных в эксплуатацию до дня вступления в силу настоящего постановления, в отношении которых подлежат документации, проектов строительства, реконструкции и эксплуатации отдельного промышленного объекта и производства и/или группы промышленных объектов и производств.

Размеры и границы санитарно-защитной зоны определяются в проекте санитарно-защитной зоны. Разработка проекта санитарно-защитной зоны для объектов I-III класса опасности является обязательной. Обоснование размеров санитарно-защитной зоны осуществляется в соответствии с требованиями, изложенными в настоящих правилах.

Размер санитарно-защитной зоны и рекомендуемые минимальные разрывы устанавливаются в соответствии с главой VII и приложениями 1-6 к санитарным правилам.

Согласно пункту 2.10 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, размер санитарно-защитной зоны для предприятий I и II класса опасности может быть изменен Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации или его заместителем в порядке, установленном данными правилами.

В соответствии с пунктом 4.2. указанных правил, установление, изменение размеров установленных санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств I и II класса опасности осуществляется Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации.

Ориентировочный размер санитарно-защитной зоны должен быть обоснован проектом санитарно-защитной зоны с расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха (с учетом фона) и уровней физического воздействия на атмосферный воздух и подтвержден результатами натурных исследований и измерений (в ред. Изменения № 2, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 06.10.2009 № 61).

Согласно пункту 5.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, в санитарно-защитной зоне не допускается размещать: жилую застройку, включая отдельные жилые дома, ландшафтно-рекреационные зоны, зоны отдыха, территории курортов, санаториев и домов отдыха, территорий садоводческих товариществ и коттеджной застройки, коллективных или индивидуальных дачных и садово-огородных участков, а также других территорий с нормируемыми показателями качества среды обитания; спортивные сооружения, детские площадки, образовательные и детские учреждения, лечебно-профилактические и оздоровительные учреждения общего пользования.

Постановлением Главного государственного санитарного врача России от 28.01.2021 № 3 указанный СанПиН признан утратившим силу с 01.01.2022.

В соответствии с пунктом 66 новых СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно- эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» (далее - СанПиН 2.1.3684-21), атмосферный воздух должен отвечать гигиеническим нормативам по предельно допустимым концентрациям загрязняющих веществ (максимальным или минимальным их значениям) (ПДК), ориентировочным безопасным уровням воздействия (ОБУВ), предельно допустимым уровням установлению санитарно-защитные зоны, обязаны провести исследования (измерения) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта и представить в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (ее территориальные органы) заявление об установлении санитарно-защитной зоны с приложением к нему документов, предусмотренных п. 14 Правил, утвержденных настоящим постановлением, в срок не более одного года со дня вступления в силу настоящего постановления.

В соответствии с пунктом 14 Правил, к заявлению об установлении или изменении санитарно-защитной зоны прилагаются:

а) проект санитарно-защитной зоны;

б) экспертное заключение о проведении санитарно-эпидемиологической экспертизы в отношении проекта санитарно-защитной зоны.

Судом установлено, что АО «Коммунальные системы Гатчинского района» (ИНН , КПП , ОГРН ) расположено по адресу: 188360<адрес>. Основным видом деятельности является является производство, передача и распределение пара и горячей воды, кондиционирование воздуха (ОКВЭД 35.30).

Под выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух действующим законодательством понимается поступление вещества из источника в атмосферу (Межгосударственный стандарт ГОСТ 17.2.1.04-77 «Охрана природы. Атмосфера. Источники и метеорологические факторы загрязнения. Промышленные выбросы. Термины и определения»).

При осуществлении деятельности АО «Коммунальные системы Гатчинского района» производит загрязнение атмосферного воздуха, который должен отвечать гигиеническим нормативам по предельно допустимым концентрациям загрязняющих веществ.

В ходе проведения надзорных мероприятий Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека установлено, что у предприятия АО «Коммунальные системы Гатчинского района» не выдержана санитарно-защитная зона и не получено санитарно-эпидемиологическое заключение в отношении проекта санитарно-защитной зоны, что подтверждается отсутствием записи в реестре санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии (несоответствии) видов деятельности (работ, услуг) требованиям государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.

Выявленные нарушения создают реальную угрозу ухудшения состояния окружающей среды и санитарно-эпидемиологической обстановки, а также заболевания населения, чем нарушаются права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду и среду обитания, предусмотренные статьей 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», статьей 8 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

Доводы представителя ответчика о том, что вышеуказанные нормы и правила не применимы к ранее введенным в эксплуатацию объектам, а затраты на проведение указанных прокурором мероприятий должны быть заложены в тариф, по которому осуществляется продаж услуг, основаны на ошибочном толковании норм материального права и не являются основанием для отказа в удовлетворении требований прокурора, в связи с нижеследующим.

Создание санитарно-защитных зон предусмотрено положениями Градостроительного кодекса РФ, Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха", Правила установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2018 № 222 (далее - Постановление № 222).

Вышеназванные нормативные правовые акты устанавливают обязанность правообладателей объектов капитального строительства, введенных в эксплуатацию до дня вступления в силу Постановления № 222, в отношении которых подлежат установлению санитарно-защитные зоны, провести исследования (измерения) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта и представить в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (ее территориальные органы) заявление об установлении санитарно-защитной зоны с приложением к нему проекта санитарно-защитной зоны, экспертного заключения о проведении санитарно-эпидемиологической экспертизы в отношении проекта санитарно-защитной зоны, в срок не более одного года со дня вступления в силу Постановления № 222.

При этом действующим законодательством РФ исполнение обязанности по установлению санитарно-защитной зоны, в том числе, подготовке проекта санитарно-­защитной зоны, экспертного заключения о проведении санитарно-эпидемиологической экспертизы в отношении проекта санитарно-защитной зоны, не ставится в зависимость от включения соответствующих расходов на их подготовку в тариф организации, осуществляющий регулируемые виды деятельности с использованием таких объектов.

При таких обстоятельствах, исковые требования подлежат удовлетворению, срок исполнения решения суда, исходя из доводов прокурора, суд полагает возможным установить не позднее шести месяцев с момента вступления настоящего решения в законную силу, поскольку невозможность исполнения решения суда в указанный срок ответчиком не доказана.

Поскольку прокурор при подаче иска был освобожден от уплаты государственной пошлины, в силу закона, с ответчика в бюджет, в силу статьи 103 ГПК РФ, подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 300 руб.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ,

решил:

обязать АО «Коммунальные системы Гатчинского района» разработать проект санитарно-защитной зоны и получить санитарно-эпидемиологическое заключение по нему в срок не позднее шести месяцев с момента вступления настоящего решения в законную силу.

Взыскать с АО «Коммунальные системы Гатчинского района» в бюджет Гатчинского муниципального района Ленинградской области государственную пошлину в сумме 300 руб.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Ленинградский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Гатчинский городской суд Ленинградской области.

Судья:

Решение в окончательной форме

принято 27.05.2022

2-1857/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
Ленинградский межрайонный природоохранный прокурор
Ответчики
АО "Коммунальные системы Гатчинского района"
Другие
Комитет по тарифам и ценовой политике Ленинградской области
Управление Роспортребнадзора по ЛО
Суд
Гатчинский городской суд Ленинградской области
Судья
Шумейко Наталья Викторовна
Дело на сайте суда
gatchinsky.lo.sudrf.ru
12.01.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
12.01.2022Передача материалов судье
13.01.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
13.01.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.01.2022Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
15.03.2022Предварительное судебное заседание
24.05.2022Судебное заседание
27.05.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.06.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.07.2022Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
05.07.2022Изучение поступившего ходатайства/заявления
25.07.2022Судебное заседание
24.05.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее