12-1137/2017
Р Е Ш Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
31 октября 2017 года г. Уфа
Судья Кировского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан Курамшина А.Р.,
с участием защитника Родина Е.В. – Нурмухаметовой Р.Р. (дов. от 19.092017),
представителя заместителя министра – начальника контрольно-ревизионного управления Министерства финансов Республики Башкортостан Ольговской Ю.В. –Кускарова В.А. (дов. от 09.01.2017 г.),
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Родина Егора Владимировича на постановление заместителя министра – начальника контрольно-ревизионного управления Министерства финансов Республики Башкортостан от 3 октября 2017 года по делу об административном правонарушении № АГЗ/17-167 по ч.1 ст.7.29 КоАП РФ,
у с т а н о в и л:
Постановлением заместителя министра – начальника контрольно-ревизионного управления Министерства финансов Республики Башкортостан Ольговской Ю.В. от 03.10.2017 года должностное лицо – заместитель председателя Государственного комитета Республики Башкортостан по строительству и архитектуре (далее Госстрой РБ) Родин Е.В. подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 30 000 рублей за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 1 статьи 7.29 КоАП РФ.
В жалобе заявитель просит постановление отменить и производство по делу прекратить.
Защитник Родина Е.В. – Нурмухаметова Р.Р. в ходе судебного заседания доводы жалобы поддержала, просила удовлетворить.
Представитель заместителя министра – начальника контрольно-ревизионного управления Министерства финансов Республики Башкортостан Ольговской Ю.В. – Кускаров В.А. возразил против удовлетворения жалобы, пояснив, что постановление является законным и обоснованным.
Изучив и оценив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, выслушав участников процесса, прихожу к следующему.
Судом установлено, что Госстрой РБ является государственным заказчиком и осуществляет закупочную деятельность в соответствии с положениями Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Согласно части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае осуществления закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую ста тысяч рублей. При этом годовой объем закупок не должен превышать два миллиона рублей или не должен превышать пять процентов совокупного годового объема закупок заказчика.
Проведенной Министерством финансов проверкой установлено, что в соответствии с уточненным планом финансово-хозяйственной деятельности Госстроя РБ на 2016 г. совокупный годовой объем закупок на приобретение товаров, работ, услуг в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе Госстроем РБ на 2016 год составил 32 131 314,80 рублей.
Максимальный объем закупок, который Госстрой РБ мог осуществить на основании пункта 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе в 2016 году составил 1 606 565,74 рублей (5% совокупного годового объема закупок) или два миллиона рублей.
На основании пункта 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе Госстроем РБ в 2016 году заключено 105 контрактов на общую
сумму 2 621,39 тыс. рублей (8,2 % совокупного годового объема закупок). Лимиты на осуществление закупок у единственного поставщика по вышеуказанному основанию в 2016 году были превышены Госстроем РБ на 621,39 тыс. рублей.
Указанное свидетельствует, что все решения Госстроем РБ об осуществлении закупок у единственного поставщика за пределами установленного пунктом 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе лимита, приняты с нарушением требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
За пределами лимитов Госстроем РБ был заключен 21 договор:
№№ 120716/ТП/86 от 11.11.2016 г., 87 от 14.11.2016 г., 8810э-1485/88 от 23.11.2016 г., 10э-1504/89 от 23.11.2016 г., 10ПК-0612/1/90 от 23.11.2016 г., 91 от 29.11.2016 г., 92 от 30.11.2016 г., 93 от 30.11.2016 г., 10ПК-0212/1/94 от 02.12.2016 г., 10э-1661/95 от 02.12.2016 г., 96 от 07.12.2016 г., 97 от 13.12.2016 г., 98 от 13.12.2016 г., К00000095008/99 от 13.12.2016 г., 100 от 16.12.2016 г., 101 от 19.12.2016 г., 102 от 20.12.2016 г., 103 от 20.12.2016 г., МДМ-С102/104 от 20.12.2016 г., 105 от 23.12.2016 г., 106 от 26.12.2016 г.
Частью 1 статьи 7.29 КоАП РФ установлена административная ответственность должностного лица за принятие решения о способе определения поставщика (подрядчика, исполнителя), в том числе решения о закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), с нарушением требований, установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
Из пояснений Нурмухаметовой Р.Р. следует, что для расчета объема договоров, заключенных в соответствии с п. 4 ч.1 ст. 93 Закона о контрактной системе, Министерством согласно акту использован совокупный годовой объем закупок в размере 32 131 314,80 руб. (бюджет Республики Башкортостан – 30 263 670,80 руб., федеральный бюджет 1 867 644 руб.), который является неверным, так как представляет собой лишь сумму общего объема финансового обеспечения, имевшуюся на конец 2016 года, а не на весь 2016 год. Так, в 2016 году для обеспечения жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, из федерального бюджета поступили средства в сумме 26 799 372 руб., на основании которых в течение 2016 года производились закупки.
8 декабря 2016 года в связи с признанием большого числа закупок Госстроя РБ несостоявшимися, неиспользованные для оплаты заключенных государственных контрактов средства федерального бюджета были возвращены в бюджет Республики Башкортостан. Объем финансового обеспечения за счет средств федерального бюджета на конец 2016 года составил 1 867 644 руб.
Совокупный объем закупок составил с учетом средств для оплаты контрактов, заключенных до начала 2016 года и подлежащих оплате в указанном году 57 063 042,80 руб., в т.ч. лимиты бюджетных обязательств на 2016 год за счет средств бюджета Республики Башкортостан – 30 263 670,80 руб., федеральный бюджет – 26 799 372 руб. (согласно плану-графику закупок Госстроя РБ на 2016 год).
Всего Госстрой РБ в 2016 году заключил договоры до 100 тыс. руб. на
2 612 388 руб., что составляет 4,52 %.
При этом, из представленной Нурмухаметовой Р.Р. выписки видно, что по состоянию на 6 июля 2016 года на счет Госстроя РБ из федерального бюджета поступило 26 799 372 руб., при этом республиканские средства составляли 30 263 670,80 (26 799 372+30 263 670,80 = 57 063 042,80). Также из выписки видно, что 8 декабря 2016 года Госстроем РБ в связи с признанием большого числа закупок несостоявшимися, неиспользованные для оплаты заключенных государственных контрактов средства федерального бюджета в сумме 24 931 728 руб. были возвращены в бюджет Республики Башкортостан.
Соответственно, на 7 декабря 2016 года у Госстроя РБ совокупный годовой объем закупок составляет 57 063 042,80 руб., из которых Госстрой РБ имел право заключить договоры на основании по п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе на сумму
2 853 152,14 рублей. 8 декабря 2016 года Госстрой РБ вернул в бюджет Республики Башкортостан 24 931 728 руб. (57 063 042,80-24 931 728=32 131 314,80 руб.), тогда как на 8 декабря 2016 года у Госстроя РБ совокупный годовой объем закупок составлял 32 131 314,80 руб.,5% от которого составляет 1 606 565,74 рублей.
Суд соглашается с выводами должностного лица КРУ о том, что по состоянию на 8 декабря 2016 года Госстрой РБ имел право заключить договоры на основании п. 4 ч. 1 ст. 94 Закона о контрактной системе на сумму 1 606 565,74руб., в том случае, если до 7 декабря 2016 года с учетом совокупного объема закупок в сумме 57 063 042,80 руб. Госстрой РБ осуществил закупки в размере 5 % от вышеуказанной суммы, т.е. в сумме до 2 853 152,14 рублей, то Госстрой РБ с 8 декабря 2016 года не имел право заключать договоры на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе.
При снижении совокупного годового объема закупок с 57 063 042,80 руб. до 32 131 314,80 руб. Госстрой РБ продолжил осуществлять закупки в нарушение п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе. Так, с 8 декабря 2016 года по 31 декабря 2016 года Госстроем РБ на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе заключены 10 контрактов на сумму 327 303,24 руб.
В силу пункта 16 статьи 3 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" совокупный годовой объем закупок - это утвержденный на соответствующий финансовый год общий объем финансового обеспечения для осуществления заказчиком закупок в соответствии с Законом о контрактной системе, в том числе для оплаты контрактов, заключенных до начала указанного финансового года и подлежащих оплате в указанном финансовом году.
Таким образом, вопреки доводам заявителя, совокупный годовой объем закупок представляет собой сумму средств по:
контрактам, заключенным в предыдущих финансовых годах, в части, подлежащей оплате в текущем финансовом году;
контрактам, заключенным в текущем финансовом году и полностью исполняемым и подлежащим оплате в текущем финансовом году;
контрактам, заключенным в текущем финансовом году и исполняемым в текущем и последующих годах, в части, подлежащей оплате в текущем финансовом году.
В соответствии с приказом Госстроя РБ № 125 от 12.05.2016 г. «О внесении изменений в приказ Государственного комитета Республики Башкортостан по строительству и архитектуре от 09.01.2014 г. № 10 «О создании контрактной службы Государственного комитета Республики Башкортостан по строительству и архитектуре» внесены изменения в приложение к названному приказу, согласно которому Родин Егор Владимирович – заместитель председателя Госстроя РБ назначен руководителем контрактной службы.
Согласно пунктам 1.8, 1.9 Положения о контрактной службе Госстроя РБ, утвержденного приказом Госстроя РБ № 9 от 09.01.2014 г. контрактную службу возглавляет руководитель контрактной службы – заместитель председателя Госстроя РБ.
Руководителем контрактной службы, заместителем председателя Госстроя РБ Родиным Е.В. обязанность по выбору способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) на других работников контрактной службы Госстроя РБ не возложена.
Таким образом, ответственным за данное нарушение является руководитель контрактной службы - заместитель председателя Госстроя РБ Родин Е.В.
При рассмотрении дела об административном правонарушении в отношении заявителя были установлены все фактические обстоятельства дела, которые полностью подтверждаются представленными в материалы дела доказательствами, исследованными в ходе рассмотрения дела и получившими правильную оценку в постановлении. Оснований полагать, что доказательства получены с нарушением закона, у суда не имеется. Постановление о привлечении к административной ответственности вынесено должностным лицом в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ. Административное наказание назначено в пределах санкции части 1 статьи 7.29 КоАП РФ. Нарушений норм процессуального права, которые могли повлиять на вынесение законного и обоснованного постановления, не допущено.
В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Из разъяснений п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Таким образом, расценивать вмененное правонарушение как малозначительное в данное случае оснований не имеется, административное наказание должностным лицом назначено в минимальном размере.
Других значимых доводов по существу дела, ставящих под сомнение законность вынесенного постановления, жалоба правонарушителя не содержит.
С учетом указанного, судья не находит оснований для отмены постановления о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении и прекращения производства по делу.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд
р е ш и л:
Постановление заместителя министра – начальника контрольно-ревизионного управления Министерства финансов Республики Башкортостан от 3 октября 2017 года по делу об административном правонарушении № АГЗ/17-167 по ч.1 ст.7.29 КоАП РФ в отношении Родина Егора Владимировича оставить без изменения, жалобу Родина Егора Владимировича – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан через Кировский районный суд г.Уфы в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья А.Р. Курамшина