Дело №
УИД 19RS0№-33
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 ноября 2024 года <адрес>
Абаканский городской суд Республики Хакасия
в составе председательствующего Канзычаковой Т.В.,
при секретаре ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора <адрес>, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Муниципальному бюджетному учреждению дополнительного образования <адрес> «Спортивная школа единоборств», Управлению культуры, молодежи и спорта Администрации <адрес> об устранении нарушений законодательства о пожарной безопасности, возложении обязанности совершить определенные действия,
с участием представителя прокуратуры ФИО3, действующего на основании удостоверения, представителя ответчика Управления культуры, молодежи и спорта Администрации <адрес> ФИО4, действующего на основании доверенности,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор <адрес>, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с исковым заявлением к Муниципальному бюджетному учреждению дополнительного образования <адрес> «Спортивная школа единоборств», Управлению культуры, молодежи и спорта Администрации <адрес> об устранении нарушений законодательства о пожарной безопасности, возложении обязанности совершить определенные действия, мотивируя требования тем, что прокуратурой <адрес> в рамках надзорных мероприятий в деятельности МБУДО <адрес> «Спортивная школа единоборств» выявлены нарушения законодательства о пожарной безопасности, в результате которой установлено, что Учреждением эксплуатируется спортивный объект, расположенный по адресу: РХ, <адрес> информации ОНДПР <адрес> УНД ГУ МЧС России по РХ в деятельности Учреждения по результатам проверки в 2021 году выявлены нарушения пожарной безопасности, ввиду чего выдано предписание об устранении нарушений со сроком исполнения не позднее ДД.ММ.ГГГГ. В ходе надзорных мероприятий в здании, эксплуатируемом Учреждением, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ выявлены ряд нарушения требований законодательства о пожарной безопасности: отсутствует исполнительная документация на установки систем противопожарной защиты (автоматической установки пожарной сигнализации, системы оповещения управления эвакуации людей при пожаре), установленных в здании Учреждения; руководителем объекта не составлена и не предоставлена для регистрации декларация пожарной безопасности в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на решение задач в области пожарной безопасности; стальные косоуры лестничных маршей (несущие конструкции лестничных маршей) не имеют требуемого предела огнестойкости (R 60), а также отсутствует проектная (техническая документация) на обработку металлических конструкции здания (косоуры, лестничные марши) с указанием расчетов предельного состояния металлических конструкций после применения огнезащитной обработки; автоматическая установка пожарной сигнализации в спортивном зале, а также подсобных помещениях первого этажа находится в неработоспособном состоянии; система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре в спортивном зале, а также подсобных помещениях первого этажа находится в неработоспособном состоянии; автоматическая установка пожарной сигнализации, установленная в здании Учреждения, эксплуатируется более 10 лет, капитальный ремонт с учетом технической документации заводов-изготовителей в соответствии с требованием нормативных документов по пожарной безопасности не произведен; система оповещения управления эвакуации людей при пожаре, установленная в здании Учреждения, эксплуатируется более 10 лет, капитальный ремонт с учетом технической документации заводов-изготовителей в соответствии с требованием нормативных документов по пожарной безопасности не произведен; в полу на путях эвакуации допускаются перепады высот менее 0,45 метра (выступ перед эвакуационными выходами из спортивного зала). В полу на путях эвакуации не допускаются перепады высот менее 0,45 метра и выступы, за исключением порогов в дверных проемах высотой не более 50 мм и иной высоты для специально оговоренных случаев. При наличии таких перепадов и выступов, в местах перепада высот следует предусматривать лестницы с числом ступеней не менее трех или пандусы с уклоном не более 1:6; отсутствует дверь, отделяющая лестничную клетку от поэтажного коридора на третьем этаже здания; на электросветильниках, установленных на первом этаже Учреждения (в раздевалке и техническом помещении душевой) отсутствуют колпаки (рассеиватели) предусмотренные конструкцией; в здании Учреждения отсутствует эвакуационное (аварийное) освещение путей эвакуации (включающееся автоматически при отключении основного источника электрического питания) в проходах по маршруту эвакуации людей при пожаре в коридорах, лестничных клетках. Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения с настоящим иском в суд.
В ходе рассмотрения дела помощник прокурора ФИО3, действующий на основании удостоверения, требования уточнил, окончательно просил обязать Управление культуры, молодежи и спорта Администрации <адрес> в течение 3 месяцев после вступления в законную силу судебного решения профинансировать расходы Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования <адрес> «Спортивная школа единоборств» на устранение нарушений законодательства о пожарной безопасности; обязать Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования <адрес> «Спортивная школа единоборств» в течение 3 месяцев с момента выделения финансирования устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности на объекте, расположенном по адресу: <адрес>А, а именно: зарегистрировать в установленном порядке в уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности декларацию пожарной безопасности; разработать проектную (техническую) документация на обработку металлических конструкций здания (косоуры, лестничные марши) с указанием расчетов предельного состояния металлических конструкций, после применения огнезащитной обработки, а также произвести обработку стальных косоуров лестничных маршей (несущих конструкций лестничных маршей) веществом, обеспечивающим требуемый предел огнестойкости (R 60); устранить в полу на путях эвакуации перепады высот, превышающие установленные законодательством допустимые размеры.
В судебном заседании помощник прокурора ФИО3 заявленные требования с учетом уточнений поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить.
В судебном заседании представитель ответчика Управления культуры, молодежи и спорта Администрации <адрес> ФИО4, действующий на основании доверенности, указал, что после поступления финансирования, выявленные в ходе надзорных мероприятий недостатки, будут устранены в установленный трехмесячный срок.
Представитель ответчика МБУ ДО <адрес> «Спортивная школа единоборств», представители третьих лиц Комитета муниципальной экономики Администрации <адрес>, ГУ МЧС России по РХ в судебное заседание не явились, будучи уведомленными надлежащим образом о дате и времени рассмотрения заявления.
Руководствуясь ст.ст. 48, 167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, проанализировав представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
На основании п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № «О прокуратуре РФ» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее Федеральный закон №69-ФЗ) пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров (абзац второй); требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом (абзац четвертый); нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности (абзац пятый).
В соответствии с частью 2 статьи 37 Федерального закона №69-ФЗ организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.
В силу статьи 38 Федерального закона №69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в том числе собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций.
Согласно части 2 статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности.
В силу части 3 статьи 4 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности к нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований Технического регламента о требованиях пожарной безопасности.
Требования пожарной безопасности, определяющие порядок поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты в целях обеспечения пожарной безопасности, установлены Правилами противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №.
Руководитель организации организует работы по ремонту, техническому обслуживанию и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения, обеспечивающие исправное состояние указанных средств. Работы осуществляются с учетом инструкции изготовителя на технические средства, функционирующие в составе систем противопожарной защиты.
При монтаже, ремонте, техническом обслуживании и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения должны соблюдаться проектные решения и (или) специальные технические условия, а также регламент технического обслуживания указанных систем, утверждаемый руководителем организации. Регламент технического обслуживания систем противопожарной защиты составляется, в том числе, с учетом требований технической документации изготовителя технических средств, функционирующих в составе систем.
На объекте защиты хранятся техническая документация на системы противопожарной защиты, в том числе технические средства, функционирующие в составе указанных систем, и результаты пусконаладочных испытаний указанных систем.
При эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения сверх срока службы, установленного изготовителем (поставщиком), и при отсутствии информации изготовителя (поставщика) о возможности дальнейшей эксплуатации правообладатель объекта защиты обеспечивает ежегодное проведение испытаний средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения до их замены в установленном порядке.
Информация о работах, проводимых со средствами обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения, вносится в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты (п. 54 Правил противопожарного режима в Российской Федерации).
Перевод систем противопожарной защиты с автоматического пуска на ручной, а также отключение отдельных линий (зон) защиты запрещается, за исключением случаев, установленных пунктом 458 настоящих Правил, а также работ по техническому обслуживанию или ремонту систем противопожарной защиты.
В период выполнения работ по техническому обслуживанию или ремонту, связанных с отключением систем противопожарной защиты или их элементов, руководитель организации принимает необходимые меры по защите объектов защиты и находящихся в них людей от пожара.
Не допускается выполнение работ по техническому обслуживанию или ремонту, связанных с отключением систем противопожарной защиты или их элементов, в период проведения мероприятий с массовым пребыванием людей (п. 55 Правил противопожарного режима в Российской Федерации).
Указанным Постановлением утверждены требования к оснащению объектов защиты автоматическими установками пожаротушения, системой пожарной сигнализации, системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре.
Постановлением Мэра <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № Управлению Федеральной службы налоговой полиции РФ по РХ предоставлен земельный участок, относящийся к категории земель поселений, площадью 542,5 кв.м., в постоянное (бессрочное) пользование, по <адрес>А, для эксплуатации и обслуживания производственного здания.
Согласно выписке из реестра федерального имущества от ДД.ММ.ГГГГ, гараж со складом и пристройка к спортзалу, расположенные по адресу: РХ, <адрес>А переданы на баланс Управлению Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков по РХ и закреплены на праве оперативного управления.
Как установлено в ходе рассмотрения дела, указанный спортивный объект эксплуатируется МБУ ДО <адрес> «Спортивная школа единоборств».
ДД.ММ.ГГГГ ГУ МЧС России по РХ принято решение о проведении выездной плановой проверки, в связи с наступлением сроков проведения контрольного (надзорного) мероприятия, в отношении производственного объекта МБУ <адрес> «Спортивная школа единоборств», расположенного по адресу: РХ, <адрес>А.
ДД.ММ.ГГГГ ОНДПР <адрес> УНД ГУ МЧС России по РХ составлен акт плановой выездной проверки № в отношении производственных объектов МБУ <адрес> «Спортивная школа единоборств», по адресу: РХ, <адрес>А, которая проводилась в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в результате которой в адрес Учреждения вынесено предписание об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности №, с указанием списка необходимых мероприятий, со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ МБУ ДО <адрес> «Спортивная школа единоборств» на имя начальника отдела надзорной деятельности сообщило, что с целью устранения нарушений, приняты следующие меры: подготовлены и опубликованы на электронной площадке все документы на капитальный ремонт системы пожарно сигнализации; подрядчик переделен, заключен контракт с ООО «Компания «Информационные технологии»; срок исполнения контракта по ДД.ММ.ГГГГ; заменен расположенный на фасаде здания баннер в соответствии с требованиями пожарной безопасности; оборудованы электросветильники на первом этаже в раздевалке, душевой, в техническом помещении; установлена дверь, отделяющая лестничную площадку от поэтажного коридора на третьем этаже. В 2023 году Учреждение планирует произвести обработку металлоконструкций внутренней пожарной лестницы в здании по <адрес>А и в 2024 году другие работы, с целью устранения выявленных нарушений.
ДД.ММ.ГГГГ между ГКУ РХ «Противопожарная служба» и МБУ ДО <адрес> «СШ единоборств» подписан акт о подключении, из которого следует, что с ДД.ММ.ГГГГ организован прием дублирующего сигнала о возникновении пожара на пульт центрального пункта пожарной связи службы пожаротушения пожарно-спасательной части.
Обращаясь в суд с заявленными требованиями, сторона истца указывает на то, что в ходе надзорных мероприятий, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, выявлены следующие нарушения требований законодательства о пожарной безопасности: в нарушение ст.ст. 4, 6 Федерального закона № 123-ФЗ, ст.ст. 1, 2, 37, 38 Федерального закона № 69-ФЗ, п. 55 НИР, отсутствует исполнительная документация на установки систем противопожарной защиты (автоматической установки пожарной сигнализации, системы оповещения управления эвакуации людей при пожаре), установленных в здании Учреждения; в нарушение ст.ст. 4, 6, 64 Федерального закона №-Ф3, ст.ст. 1, 2, 37, 38 Федерального закона № 69-ФЗ, руководителем объекта не составлена и не предоставлена для регистрации декларация пожарной безопасности в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на решение задач в области пожарной безопасности; в нарушение ст.ст. 4, 6, 87, таблица 21 Федерального закона №-Ф3, ст.ст. 1, 2, 37, 38 Федерального закона № 69-ФЗ, п. 5.4.3 СП 2.13130.2020, п.п. 4.1, 4.2, 4.3, 4.5, 4.10 стальные косоуры лестничных маршей (несущие конструкции лестничных маршей) не имеют требуемого предела огнестойкости (R 60), а также отсутствует проектная (техническая документация) на обработку металлических конструкции здания (косоуры, лестничные марши) с указанием расчетов предельного состояния металлических конструкций после применения огнезащитной обработки; в нарушение ст.ст. 4, 6, Федерального закона №-Ф3, ст.ст. 1, 2, 37, 38 Федерального закона № 69-ФЗ, п.п. 54, 55 ППР автоматическая установка пожарной сигнализации в спортивном зале, а также подсобных помещениях первого этажа находится в неработоспособном состоянии; в нарушение ст.ст. 4, 6, Федерального закона №-Ф3, ст.ст. 1, 2, 37, 38 Федерального закона № 69-ФЗ, п.п. 54, 55 ППР система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре в спортивном зале, а также подсобных помещениях первого этажа находится в неработоспособном состоянии; в нарушение ст.ст. 4, 6, Федерального закона №-Ф3, ст.ст. 1, 2, 37, 38 Федерального закона № 69-ФЗ, п.п. 54, 55 ППР автоматическая установка пожарной сигнализации, установленная в здании Учреждения, эксплуатируется более 10 лет, капитальный ремонт с учетом технической документации заводов-изготовителей в соответствии с требованием нормативных документов по пожарной безопасности не произведен; в нарушение ст.ст. 4, 6 Федерального закона №-Ф3, ст.ст. 1, 2, 37, 38 Федерального закона № 69-ФЗ, п.п. 54, 55 ППР система оповещения управления эвакуации людей при пожаре, установленная в здании Учреждения, эксплуатируется более 10 лет, капитальный ремонт с учетом технической документации заводов-изготовителей в соответствии с требованием нормативных документов по пожарной безопасности не произведен; в нарушение ст.ст. 4, 6 Федерального закона №-Ф3, ст.ст. 1, 2, 37, 38 Федерального закона № 69-ФЗ, подп. «а» п. 27 ППР, п. 4.3.5 СП 1.13130.2020 в полу на путях эвакуации допускаются перепады высот менее 0,45 метра (выступ перед эвакуационными выходами из спортивного зала). В полу на путях эвакуации не допускаются перепады высот менее 0,45 метра и выступы, за исключением порогов в дверных проемах высотой не более 50 мм и иной высоты для специально оговоренных случаев. При наличии таких перепадов и выступов, в местах перепада высот следует предусматривать лестницы с числом ступеней не менее трех или пандусы с уклоном не более 1:6; в нарушение ст.ст. 4, 6, Федерального закона №-Ф3, ст.ст. 1, 2, 37, 38 Федерального закона № 69-ФЗ, подп. «д» п. 16, подп. «г» п. 27 ППР отсутствует дверь, отделяющая лестничную клетку от поэтажного коридора на третьем этаже здания; в нарушение ст.ст. 4, 6, Федерального закона №-Ф3, ст.ст. 1, 2, 37, 38 Федерального закона № 69-ФЗ, подп. «в» п. 35 ППР на электросветильниках, установленных на первом этаже Учреждения (в раздевалке и техническом помещении душевой) отсутствуют колпаки (рассеиватели) предусмотренные конструкцией; в нарушение ст.ст. 4, 6 Федерального закона №-Ф3, ст.ст. 1, 2, 37, 38 Федерального закона № 69-ФЗ, п. 37 ППР в здании Учреждения отсутствует эвакуационное (аварийное) освещение путей эвакуации (включающееся автоматически при отключении основного источника электрического питания) в проходах по маршруту эвакуации людей при пожаре в коридорах, лестничных клетках.
Согласно частям 1 и 8 статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся: составление и рассмотрение проекта бюджета муниципального, городского округа, утверждение и исполнение бюджета муниципального, городского округа, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета муниципального, городского округа; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах муниципального, городского округа.
В силу пункта 3 части 1 статьи 17 Закона об общих принципах местного самоуправления в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.
Решением Совета депутатов <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № утверждено Положение об «Управлении культуры, молодежи и спорта Администрации <адрес>», согласно которому Управление от имени муниципального образования <адрес> осуществляет деятельность в сфере культуры, физической культуры, спорта, дополнительного образования детей и взрослых в сфере спорта и искусства, молодежной политики в пределах компетенции, определенной нормативными правовыми актами Российской Федерации, Республики Хакасия, Уставом <адрес>, правовыми актами Совета депутатов <адрес> и Администрации <адрес>.
Управление является главным распорядителем бюджетных средств, предусмотренных в бюджете <адрес> по ведомственной структуре расходов, а также администратором доходов средств бюджета в соответствии с решением о бюджете города (п. 5.3 Положения).
В ответ на выявленные нарушения МБУ ДО <адрес> «СШ единоборств» сообщило надзорному органу, что для их устранения запланировано ряд мероприятий, на выполнение которых необходимо 340000 руб., что следует из письма от ДД.ММ.ГГГГ, также указывалось представителем Управления культуры, молодежи и спорта Администрации <адрес> в ходе рассмотрения дела.
Также в материалы дела представлена проектная документация автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, подготовленная ООО «Спектр-Сервис» на объект – МБУ <адрес> «Спортивная школа единоборств».
Согласно представленной в материалы дела информации ОНД и ПР по <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ инспектором надзорной деятельности был осуществлен выезд на объект защиты – здание МБУ ДО <адрес> «СШ единоборств», в результате которого был выявлен факт частичного устранения нарушений требований пожарной безопасности.
Анализируя вышеизложенное законодательство и разъяснения по его применению, установленные по делу обстоятельства, принимая во внимание, что осуществление деятельности МБУ ДО <адрес> «Спортивная школа единоборств» при наличии выявленных нарушений законодательства, регламентирующего пожарную безопасность, не обеспечивает в полной мере исполнение требований действующего законодательства в области обеспечения безопасности, может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, создает опасные условия для неопределенного круга лиц, нарушает их права и законные интересы, суд приходит к выводу о возложении обязанность на Управление культуры, молодежи и спорта Администрации <адрес> в течение трех месяцев со дня вступления решения в законную силу обеспечить финансирование МБУ ДО <адрес> «Спортивная школа единоборств» работ по устранению нарушений, на МБУ ДО <адрес> «Спортивная школа единоборств» в течение трех месяцев с момента получения финансирования устранить соответствующие нарушения.
При этом установленный судом срок для устранения нарушений определен с учетом возможных последствий таких нарушений, является разумным и достаточным для исполнения решения суда.
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Обязать Управление культуры, молодежи и спорта Администрации <адрес> в течение 3 месяцев после вступления в законную силу судебного решения профинансировать расходы Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования <адрес> «Спортивная школа единоборств» на устранение нарушений законодательства о пожарной безопасности.
Обязать Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования <адрес> «Спортивная школа единоборств» в течение 3 месяцев с момента выделения финансирования устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности на объекте, расположенном по адресу: <адрес>А, а именно:
- зарегистрировать в установленном порядке в уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности декларацию пожарной безопасности;
- разработать проектную (техническую) документацию на обработку металлических конструкций здания (косоуры, лестничные марши) с указанием расчетов предельного состояния металлических конструкций после применения огнезащитной обработки, а также произвести обработку стальных косоуров лестничных маршей (несущих конструкций лестничных маршей) веществом, обеспечивающим требуемый предел огнестойкости (R 60);
- устранить в полу на путях эвакуации перепады высот, превышающие установленные законодательством допустимые размеры.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Хакасия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Абаканский городской суд.
Председательствующий Т.В. Канзычакова
Мотивированное решение изготовлено и подписано ДД.ММ.ГГГГ.