Решение по делу № 33а-1769/2021 от 09.08.2021

Судья Алимгулова К.В.            УИД 12RS0003-02-2021-002860-14

Дело № 2а-2898/2021

№ 33а-1769/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г.Йошкар-Ола                            7 сентября 2021 года

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Марий Эл в составе:

председательствующего судьи Петровой О.А.,

судей Орловой С.Г. и Халиулина А.Д.,

при секретаре Медведеве Э.Н.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Инспекция Федеральной налоговой службы по г.Йошкар-Оле к Кондрашину А. С. о взыскании обязательных платежей по апелляционной жалобе Управления Федеральной налоговой службы по Республике Марий Эл на решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 28 июня 2021 года.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Марий Эл Петровой О.А., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

<дата> Инспекция Федеральной налоговой службы по г.Йошкар-Оле обратилась в суд с административным исковым заявлением о взыскании с Кондрашина А.С. задолженности по транспортному налогу за 2018 год в размере 1868 рублей, пеней по транспортному налогу за 2016 год в размере 136 рублей 97 копеек, пеней по транспортному налогу за 2018 год в размере 22 рублей 77 копеек, ссылаясь на то, что за Кондрашиным А.С. зарегистрированы транспортные средства, являющиеся объектом налогообложения. Административному ответчику направлены налоговые уведомления от <дата> <№>, от <дата> <№> о необходимости уплатить исчисленные суммы налогов. В установленный срок транспортный налог административным ответчиком не был уплачен. В связи с неуплатой в установленные в налоговых уведомлениях сроки сумм налогов Кондрашину А.С. направлены требования об уплате налогов, пеней от <дата> <№>, от <дата> <№>. В установленные в требованиях сроки Кондрашин А.С. не исполнил обязанность по уплате задолженности в полном объеме. Судебный приказ о взыскании с Кондрашина А.С. задолженности по транспортному налогу и пеней отменен определением мирового судьи от <дата>.

Определением Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 15 июня 2021 года произведена замена Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Йошкар-Оле на правопреемника – Управление Федеральной налоговой службы по Республике Марий Эл.

Решением Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 28 июня 2021 года административные исковые требования удовлетворены частично, с Кондрашина А.С. в бюджет взыскана недоимка по транспортному налогу за 2018 год в размере 1868 рублей, пени за 2018 год в размере 22 рублей 77 копеек, в удовлетворении остальной части административных исковых требований отказано.

В апелляционной жалобе Управление Федеральной налоговой службы по Республике Марий Эл просит решение суда отменить в части отказа в удовлетворении требований о взыскании пени по транспортному налогу за 2016 год, принять в указанной части новое решение, ссылаясь на неправильное применение норм материального права.

Административный ответчик в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещен, о причинах неявки суду не сообщил, об отложении рассмотрения дела не просил. Поскольку установленных статьями 150, 152 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отложения судебного разбирательства административного дела не имеется, дело рассмотрено в его отсутствие.

Выслушав объяснения представителя административного истца Галеевой С.А., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, проверив материалы административного дела в соответствии со статьей 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в полном объеме, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия считает, что решение суда подлежит отмене в части на основании пункта 4 части 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в связи с неправильным применением норм материального права.

Согласно части 1 статьи 357 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками транспортного налога являются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Частью 1 статьи 358 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 362 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые инспекции органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.

Согласно статье 5 Закона Республики Марий Эл от 27 октября 2011 года № 59-З «О регулировании отношений в области налогов и сборов в Республике Марий Эл», в редакции, действовавшей на момент возникновения у административного ответчика обязанности по уплате транспортного налога, налоговая ставка по транспортному налогу для легковых автомобилей с мощностью двигателя до 100 л.с. (свыше 73,55 кВт) установлена в размере 25 рублей с каждой лошадиной силы, свыше 100 л.с. до 150 л.с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) – 35 рублей с каждой лошадиной силы.

Пунктом 2 статьи 57 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при уплате налога, сбора, страховых взносов с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора, плательщик страховых взносов) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Кодексом.

В силу статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании налога и пеней подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (абзац 1 пункта 2). Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, пеней, штрафов превысила 3000 рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3000 рублей (абзац 2 пункта 2). Требование о взыскании налога, пеней за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (пункт 3).

Судом установлено, подтверждается материалами дела, что в 2016 году, 2018 году за Кондрашиным А.С. зарегистрированы транспортные средства <...> (дата регистрации права <дата>, дата утраты права <дата>), <...> (дата регистрации права <дата>, дата утраты права <дата>), <...> (дата утраты права <дата>).

Административным истцом Кондрашину А.С. направлены налоговые уведомления <№> от <дата> об уплате транспортного налога за 2016 год в сумме 5304 рубля в срок не позднее <дата>, <№> от <дата> об уплате транспортного налога за 2018 год в сумме 1868 рублей в срок не позднее <дата>.

В связи с неисполнением в установленные сроки обязанности по уплате транспортного налога в адрес Кондрашина А.С. направлены требование от <дата> <№> об уплате в срок до <дата> транспортного налога с физических лиц за 2016 год в сумме 5304 рубля и пени за период с <дата> по <дата> в сумме 101 рубль 40 копеек; требование от <дата> <№> об уплате в срок до <дата>, в том числе пени по транспортному налогу за 2016 год за период с <дата> по <дата> в сумме 292 рубля 64 копейки; требование от <дата> <№> об уплате в срок до <дата> транспортного налога за 2018 год в сумме 1868 рублей, пени по транспортному налогу за 2018 год за период с <дата> по <дата> в сумме 22 рубля 77 копеек. Также Кондрашину А.С. направлялось требование <№> от <дата> об уплате в срок до <дата> налога на доходы физических лиц за 2017 год и пеней в сумме 22 рубля 56 копеек.

Кондрашиным А.М. транспортный налог за 2016 год уплачен: <дата> в сумме 850 рублей 18 копеек, <дата> в сумме 4453 рубля 82 копейки. Транспортный налог за 2018 год административным ответчиком не уплачен. Требования в части уплаты пеней по транспортному налогу за 2016 год и 2018 год не исполнены.

С заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с Кондрашина А.С. транспортного налога за 2018 год, пеней по транспортному налогу за 2016 и 2018 годы административный истец обратился к мировому судье <дата>. Определением мирового судьи судебного участка № 6 Йошкар-Олинского судебного района Республики Марий Эл от 30 ноября 2020 года отменен судебный приказ о взыскании с Кондрашина А.С. задолженности по транспортному налогу за 2018 год, а также пеней, вынесенный <дата>.

С учетом неисполнения Кондрашиным А.С. обязанности по уплате транспортного налога за 2018 год вывод суда первой инстанции об удовлетворении административного иска о взыскании с административного ответчика задолженности по транспортному налогу за 2018 год в размере 1868 рублей, пеней по транспортному налогу за 2018 год за период с <дата> по <дата> в сумме 22 рубля 77 копеек, является правильным.

Отказывая в удовлетворении требований административного истца о взыскании с Кондрашина А.С. пеней по транспортному налогу за 2016 год в сумме 136 рублей 97 копеек, суд первой инстанции пришел к выводу, что на дату обращения <дата> к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с Кондрашина А.С. задолженности по требованию <№> налоговый орган утратил право на принудительное взыскание налога в связи с пропуском срока, установленного пунктом 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации. При этом суд первой инстанции исходил из того, что срок подачи административного искового заявления о взыскании с Кондрашина А.С. пеней по транспортному налогу за 2016 истек <дата>.

Судебная коллегия считает, такой вывод суд первой инстанции ошибочным, сделанным без учета требований абзаца 2 пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации.

Учитывая, что Кондрашиным А.С. сумма транспортного налога, указанная в требовании <№> уплачена <дата>, по состоянию на <дата> общая суммы налога, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с Кондрашина А.С., составляла: по требованию от <дата> <№> – 101 рубль 40 копеек, по требованию от <дата> <№> – 22 рубля 56 копеек, по требованию от <дата> <№> – 1125 рублей 94 копейки, то есть менее 3000 рублей. Общая сумма налога и пеней, подлежащая взысканию с административного ответчика, превысила 3000 рублей после требования от <дата> <№> со сроком уплаты до <дата>. При таких обстоятельствах, обратившись к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа <дата>, налоговый орган не нарушил предусмотренный пунктом 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации срок (до <дата>). Также налоговым органом не нарушен предусмотренный пунктом 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации срок, поскольку в суд с административным иском к Кондрашину А.С. налоговый орган обратился <дата>, то есть в течение шести месяцев со дня вынесения мировым судьей определения об отмене судебного приказа.

При таких обстоятельствах, учитывая, что порядок и сроки принудительного взыскания пеней по транспортному налогу за 2016 год за период с соблюдены, решение суда подлежит отмене в части отказа в удовлетворении административного иска с принятием по делу в этой части нового решения о взыскании с Кондрашина А.С. 136 рублей 97 копеек.

Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 28 июня 2021 года отменить в части отказа в удовлетворении административных исковых требований.

Взыскать с Кондрашина А. С. в бюджет пени по транспортному налогу за 2016 год в размере 136 рублей 97 копеек.

В остальной части решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 28 июня 2021 года оставить без изменения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г.Самара) через Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения.

Председательствующий                    О.А.Петрова

Судьи                                С.Г.Орлова

                                    А.Д.Халиулин

33а-1769/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
УФНС России по Республике Марий Эл
Ответчики
Кондрашин Андрей Сергеевич
Суд
Верховный Суд Республики Марий Эл
Дело на странице суда
vs.mari.sudrf.ru
09.08.2021Передача дела судье
07.09.2021Судебное заседание
14.09.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.09.2021Передано в экспедицию
07.09.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее