Решение по делу № 3а-443/2020 от 10.02.2020

24OS0000-01-2020-000161-75

Дело№ 3А-443/2020

121а

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

15 апреля 2020 года г. Красноярск

Красноярский краевой суд в составе:

председательствующего судьи Андриишина Д.В.,

при секретаре судебного заседания Жданове А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3А-443/2020 по административному иску Винниченко Владимира Васильевича об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости нежилых помещений и земельного участка,

У С Т А Н О В И Л:

Винниченко В.В. обратился с административным иском об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости нежилых помещений и земельного участка, мотивируя тем, что административный истец является собственником нежилых помещений с кадастровыми номерами 24:51:<номер>:1396, 24:51:<номер>:13283, 24:51:<номер>:15477, 24:51:<номер>:621 и земельного участка с кадастровым номером 24:51:<номер>:219, расположенных в г. Канске Красноярского края.

По результатам государственной кадастровой оценки по состоянию на 18 октября 2011 года для нежилого помещения с кадастровым номером 24:51:<номер>:1396 установлена кадастровая стоимость в размере 814 623 рубля 94 копейки; по состоянию на 14 сентября 2016 года для нежилого помещения с кадастровым номером 24:51:<номер>:13283 установлена кадастровая стоимость в размере 769 884 рубля 86 копеек; по состоянию на 08 августа 2016 года для нежилого помещения с кадастровым номером 24:51:<номер>:15477 установлена кадастровая стоимость в размере 3 461 184 рубля 87 копеек; по состоянию на 05 ноября 2015 года для нежилого помещения с кадастровым номером 24:51:<номер>:621 установлена кадастровая стоимость в размере 576 511 рублей 39 копеек; по состоянию на 01 января 2011 года для земельного участка с кадастровым номером 24:51:<номер>:219 установлена кадастровая стоимость в размере 11 402 150 рублей 43 копейки.

По итогам независимой оценки, выполненной оценщиком Зрюмовой Е.Г. и представленной в отчетах об оценке от 25 декабря 2019 года № 236-19, № 237-19, № 240-19, № 244-19, № 247-19 рыночная стоимость нежилого помещения с кадастровым номером 24:51:<номер>:1396 по состоянию на 18 октября 2011 года составляет 317 000 рублей; рыночная стоимость нежилого помещения с кадастровым номером 24:51:<номер>:13283 по состоянию на 14 сентября 2016 года составляет 572 000 рублей; рыночная стоимость нежилого помещения с кадастровым номером 24:51:<номер>:15477 по состоянию на 08 августа 2016 года составляет 1 880 000 рублей; рыночная стоимость нежилого помещения с кадастровым номером 24:51:<номер>:621 по состоянию на 05 ноября 2015 года составляет 1 364 000 рублей; рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:51:<номер>:219 по состоянию на 01 января 2011 года составляет 517 000 рублей.

Установление кадастровой стоимости нежилых помещений и земельного участка, не соответствующей их рыночной стоимости нарушает права административного истца, поскольку он является плательщиком налога на имущество и земельного налога, размер которых определяется исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимости.

Просит установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером 24:51:<номер>:1396 в размере его рыночной стоимости 317 000 рублей, определенной по состоянию на 18 октября 2011 года; установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером 24:51:<номер>:13283 в размере его рыночной стоимости 572 000 рублей, определенной по состоянию на 14 сентября 2016 года; установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером 24:51:<номер>:15477 в размере его рыночной стоимости 1 880 000 рублей, определенной по состоянию на 08 августа 2016 года; установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером 24:51:<номер>:621 в размере его рыночной стоимости 1 364 000 рублей, определенной по состоянию на 05 ноября 2015 года; установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:51:<номер>:219 в размере его рыночной стоимости 517 000 рублей, определенной по состоянию на 01 января 2011 года.

Административный истец Винниченко В.В. представил письменное ходатайство о рассмотрении административного дела в его отсутствие.

В письменных пояснениях представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю (далее - Управление Росреестра по Красноярскому краю) Богданчикова Е.А., действующая на основании доверенности, возражений относительно административного искового заявления и изложенных в нем доводов не привела.

Сособственник нежилого помещения с кадастровым номером 24:51:<номер>:621 Панасюк Е.А., Правительство Красноярского края, Управление Росреестра по Красноярскому краю, Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (далее - ФГБУ «ФКП Росреестра»), администрация города Канска Красноярского края, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела, своих представителей в судебное заседание не направили, о причинах неявки не сообщили, ходатайств не представили

Суд посчитал возможным в соответствии с частью 2 статьи 150, частью 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации рассмотреть дело в отсутствие административного истца Винниченко В.В., сособственника нежилого помещения с кадастровым номером 24:51:<номер>:621 Панасюка Е.А., представителей Правительства Красноярского края, Управления Росреестра по Красноярскому краю, ФГБУ «ФКП Росреестра», администрации города Канска Красноярского края, своевременно и надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.

Исследовав материалы дела, суд полагает административный иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 1 статьи 401 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: жилой дом (подпункт 1); квартира, комната (подпункт 2); гараж, машино-место (подпункт 3); единый недвижимый комплекс (подпункт 4); объект незавершенного строительства (подпункт 5); иные здание, строение, сооружение, помещение (подпункт 6).

Согласно пункту 1 статьи 403 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, указанная в Едином государственном реестре недвижимости по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Законом Красноярского края от 01 ноября 2018 года № 6-2108 «Об установлении единой даты начала применения на территории Красноярского края порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» установлена единая дата начала применения на территории Красноярского края порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения – 01 января 2019 года.

На основании пункта 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

На основании пункта 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка (пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации).

Статьей 66 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности (пункт 1).

Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу) (пункт 2)

В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3).

В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии (часть 2). Для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным (часть 3).

В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (часть 4).

Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (абзац 3 части 11).

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», участник долевой собственности самостоятельно участвует в налоговых правоотношениях и может реализовать свое право на пересмотр кадастровой стоимости независимо от согласия других сособственников (пункт 1 статьи 45, пункт 2 статьи 392, пункт 3 статьи 408 НК РФ, статья 24.18 Закона об оценочной деятельности) (абз. 5).

Судом установлено, что Винниченко В.В. является собственником нежилых помещений с кадастровыми номерами 24:51:<номер>:1396 (<адрес>), 24:51:<номер>:13283 (<адрес>), 24:51:<номер>:15477 (<адрес>, помещение 120), собственником 1/2 доли в праве собственности на нежилое помещение 24:51:<номер>:621 (<адрес>) и собственником земельного участка с кадастровым номером 24:51:<номер>:219 (<адрес>), расположенных в городе Канске Красноярского края, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости (далее – ЕГРН) об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости (т. 1 л.д. 44-60, 65-68).

Согласно выпискам из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости по состоянию на 18 октября 2011 года для нежилого помещения с кадастровым номером 24:51:<номер>:1396 установлена кадастровая стоимость в размере 814 623 рубля 94 копейки, дата внесения сведений о кадастровой стоимости в ЕГРН – 29 сентября 2016 года; по состоянию на 14 сентября 2016 года для нежилого помещения с кадастровым номером 24:51:<номер>:13283 установлена кадастровая стоимость в размере 769 884 рубля 86 копеек, дата внесения сведений о кадастровой стоимости в ЕГРН – 14 сентября 2016 года; по состоянию на 08 августа 2016 года для нежилого помещения с кадастровым номером 24:51:<номер>:15477 установлена кадастровая стоимость в размере 3 461 184 рубля 87 копеек, дата внесения сведений о кадастровой стоимости в ЕГРН – 08 августа 2016 года; по состоянию на 05 ноября 2015 года для нежилого помещения с кадастровым номером 24:51:<номер>:621 установлена кадастровая стоимость в размере 576 511 рублей 39 копеек, дата внесения сведений о кадастровой стоимости в ЕГРН – 05 ноября 2015 года; по состоянию на 01 января 2011 года для земельного участка с кадастровым номером 24:51:<номер>:219 установлена кадастровая стоимость в размере 11 402 150 рублей 43 копейки, дата внесения сведений о кадастровой стоимости в ЕГРН – 27 января 2012 года (т. 1 л.д. 61-64, 69).

Кадастровая стоимость нежилых помещений с кадастровыми номерами 24:51:<номер>:1396, 24:51:<номер>:13283, 24:51:<номер>:15477, 24:51:<номер>:621 определена на основании удельных показателей кадастровой стоимости, утверждённых Постановлением Правительства Красноярского края от 18 января 2012 года № 15-П «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов капитального строительства Красноярского края».

Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:51:<номер>:219 утверждена Постановлением Правительства Красноярского края от 22 ноября 2011 года № 708-П «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Красноярского края».

Оспаривая указанную кадастровую стоимость, административный истец представил в суд отчеты об оценке от 25 декабря 2019 года № 236-19, № 237-19, № 240-19, № 244-19, № 247-19, выполненные оценщиком Зрюмовой Е.Г., согласно которым рыночная стоимость нежилого помещения с кадастровым номером 24:51:<номер>:1396 по состоянию на 18 октября 2011 года составляет 317 000 рублей; рыночная стоимость нежилого помещения с кадастровым номером 24:51:<номер>:13283 по состоянию на 14 сентября 2016 года составляет 572 000 рублей; рыночная стоимость нежилого помещения с кадастровым номером 24:51:<номер>:15477 по состоянию на 08 августа 2016 года составляет 1 880 000 рублей; рыночная стоимость нежилого помещения с кадастровым номером 24:51:<номер>:621 по состоянию на 05 ноября 2015 года составляет 1 364 000 рублей; рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:51:<номер>:219 по состоянию на 01 января 2011 года составляет 517 000 рублей (т. 1 л.д. 70-267, т. 2 л.д. 1-130).

Согласно статье 3 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.

В соответствии с пунктом 7 Федерального стандарта оценки «Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценке (ФСО № 1)», утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от 20 мая 2015 года № 297, подход к оценке - это совокупность методов оценки, объединенных общей методологией. Метод проведения оценки объекта оценки - это последовательность процедур, позволяющая на основе существенной для данного метода информации определить стоимость объекта оценки в рамках одного из подходов к оценке.

Основными подходами, используемыми при проведении оценки, являются сравнительный, доходный и затратный подходы. При выборе используемых при проведении оценки подходов следует учитывать не только возможность применения каждого из подходов, но и цели и задачи оценки, предполагаемое использование результатов оценки, допущения, полноту и достоверность исходной информации. На основе анализа указанных факторов обосновывается выбор подходов, используемых оценщиком (пункт 11 ФСО № 1).

Оценщик вправе самостоятельно определять необходимость применения тех или иных подходов к оценке и конкретных методов оценки в рамках применения каждого из подходов (пункт 24 ФСО № 1).

Итоговая величина стоимости объекта оценки должна быть выражена в рублях Российской Федерации (пункт 27 ФСО № 1).

Судом установлено, что при оценке объектов недвижимости оценщиком применен сравнительный подход, в рамках которого использован метод сравнения продаж по объектам-аналогам, предусматривающий сравнение объекта оценки с объектами - аналогами объекта оценки, в отношении которых имеется информация о ценах и характеристиках объектов-аналогов.

Оформление и содержание отчетов об оценке от 25 декабря 2019 года № 236-19, № 237-19, № 240-19, № 244-19, № 247-19 соответствуют требованиям статьи 11 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», требованиям к содержанию отчета об оценке, к описанию в отчете об оценке информации, используемой при проведении оценки, установленным федеральными стандартами оценки.

Достоверность данных, содержащихся в отчетах, участвующими в деле лицами не опровергнута и не оспаривалась, доказательств иного размера рыночной стоимости не представлено и ходатайств о назначении экспертизы не заявлено.

У суда нет оснований ставить под сомнение выводы оценщика о рыночной стоимости нежилых помещений с кадастровыми номерами 24:51:<номер>:1396, 24:51:<номер>:13283, 24:51:<номер>:15477, 24:51:<номер>:621, 24:50:0300003:71 и земельного участка с кадастровым номером 24:51:<номер>:219, учитывая, что заявленный административным истцом размер рыночной стоимости объектов недвижимости подтверждается совокупностью достоверных, допустимых и достаточных доказательств.

Поскольку в соответствии пунктом 1 статьи 403 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, а также поскольку в соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом. внесённые в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости нежилых помещений и земельного участка, не соответствующие действительной рыночной стоимости этих объектов, нарушают права административного истца, подлежащие восстановлению путём установления кадастровой стоимости нежилых помещений и земельного участка в размере их рыночной стоимости.

Поскольку до настоящего времени не проведена очередная государственная кадастровая оценка, предусмотренный частью 3 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации пятилетний срок на обращение в суд с заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка подлежит восстановлению, учитывая при этом, что Федеральным законом от 03 июля 2016 года № 360-ФЗ приостановлено действие статей 24.12 - 24.17 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» регламентирующих периодичность и порядок проведения очередной массовой государственной кадастровой оценки.

С учетом изложенного кадастровая стоимость нежилых помещений с кадастровыми номерами 24:51:<номер>:1396, 24:51:<номер>:13283, 24:51:<номер>:15477, 24:51:<номер>:621 и земельного участка с кадастровым номером 24:51:<номер>:219 должна быть определена равной их рыночной стоимости, которая подтверждена соответствующими доказательствами.

Датой обращения Винниченко В.В. с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости нежилых помещений с кадастровыми номерами 24:51:<номер>:1396, 24:51:<номер>:13283, 24:51:<номер>:15477, 24:51:<номер>:621 и земельного участка с кадастровым номером 24:51:<номер>:219 следует считать дату подачи административного искового заявления в Красноярский краевой суд – 10 февраля 2020 года.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175 – 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление Винниченко Владимира Васильевича об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости нежилых помещений и земельного участка – удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером 24:51:<номер>:1396, расположенного по адресу: Красноярский край, г. Канск, <адрес>, в размере его рыночной стоимости 317 000 рублей, определенной по состоянию на 18 октября 2011 года.

Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером 24:51:<номер>:13283, расположенного по адресу: Красноярский край, г. Канск, <адрес>, в размере его рыночной стоимости 572 000 рублей, определенной по состоянию на 14 сентября 2016 года.

Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером 24:51:<номер>:15477, расположенного по адресу: Красноярский край, г. Канск, <адрес>, помещение 120, в размере его рыночной стоимости 1 880 000 рублей, определенной по состоянию на 08 августа 2016 года.

Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером 24:51:<номер>:621, расположенного по адресу: Красноярский край, г. Канск, <адрес>, в размере его рыночной стоимости 1 364 000 рублей, определенной по состоянию на 05 ноября 2015 года.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:51:<номер>:219, расположенного по адресу: Красноярский край, г. Канск, <адрес>, в размере его рыночной стоимости 517 000 рублей, определенной по состоянию на 01 января 2011 года.

Датой обращения Винниченко Владимира Васильевича с заявлениями об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости нежилых помещений с кадастровыми номерами 24:51:<номер>:1396, 24:51:<номер>:13283, 24:51:<номер>:15477, 24:51:<номер>:621 и земельного участка с кадастровым номером 24:51:<номер>:219 считать 10 февраля 2020 года.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции путем подачи апелляционной жалобы через Красноярский краевой суд.

Судья Красноярского краевого суда Д.В. Андриишин

Решение в окончательной форме принято 27 апреля 2020 года.

3а-443/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Панасюк Евгений Анатольевич
Винниченко Владимир Васильевич
Ответчики
Правительство Красноярского края
ФГБУ "Федеральная кадастровая палата по Красноярскому краю"
Другие
Управление Росреестра по Красноярскому краю
Харчикова Светлана Павловна
Суд
Красноярский краевой суд
Судья
Андриишин Денис Васильевич
Дело на странице суда
kraevoy.krk.sudrf.ru
10.02.2020Регистрация административного искового заявления
11.02.2020Передача материалов судье
12.02.2020Решение вопроса о принятии к производству
16.03.2020Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
16.03.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.03.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.04.2020Судебное заседание
27.04.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.04.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.04.2020Дело оформлено
15.04.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее