Дело № №5993/2021
№
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 декабря 2021 года г. Саратов
Ленинский районный суд г. Саратова в составе председательствующего судьи Плетневой О.А., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Медведевой Е.А., с участием истцов Храмовой Л.А., Гавриловой Т.А., представителя ответчика Миняфова Р.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Храмова Л.А., Храмова Н.С. , Гаврилову Т.А. к администрации <адрес> муниципального образования «<адрес>» о заключении договора социального найма жилого помещения,
установил:
Истцы обратились в суд с исковым заявлением к администрации <адрес> МО «<адрес>», в котором просят признать право пользования квартирой, расположенной по адресу: <адрес>, общей площадью 67,8 кв.м., обязать администрацию <адрес> МО «<адрес>» заключить с Храмовой Л.А. договор социального найма жилого помещения – квартиры по адресу: <адрес>, общей площадью 67,8 кв.м., указав в качестве членов семьи нанимателя Гаврилову Т.А., Храмова Н.С. .
В обоснование иска указано, что Храмова Л.А. зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес>. Также в данной квартире зарегистрированы сестра истца Гаврилова Т.А. и сын Храмов Н.С.
Квартира по адресу: <адрес>, площадью 67,8 кв.м., имеет три жилые комнаты 11,8 кв.м., 19,3 кв.м., 14,1 кв.м.
Отец истца – Гаврилов А.Е., являлся сотрудником Саратовского завода резервуарных металлоконструкций и как сотруднику завода была предоставлена одна из комнат в указанной квартире, а затем была предоставлена вторая и третья комнаты.
После смерти Гаврилова А.Е. квартиросъемщиком была определена Гаврилова Е.М. (мать истца) оплата коммунальных услуг, плата за наем жилого помещения начислялись на ее имя. В настоящий момент из правоустанавливающих документов сохранился ордер от ДД.ММ.ГГГГ Ранее заключенный договор социального найма жилого помещения с Гавриловым А.Е., а также с Гавриловой Е.М. отсутствует. Квитанции на оплату коммунальных услуг, квитанция о плате за найм жилого помещения поступают на один лицевой счет на имя Гавриловой Е.М., во всех документах указывается общая площадь <адрес>,8 кв.м.
ДД.ММ.ГГГГ Гаврилова Е.М. умерла. По истечении 6 месяцев после ее смерти и с согласия других членов семьи Гаврилова Храмова Л.А. обратилась в администрацию <адрес> МО «<адрес>» с необходимыми документами с заявлением о заключении договора социального найма квартиры. Однако, в заключении договора социального найма жилого помещения было отказано в связи с отсутствием правоустанавливающих документов на комнату жилой площадью 19,3 кв.м. и третью комнату жилой площадью 14,1 кв.м. в спорной квартире. Действия ответчика истец считает неправомерными, так как на протяжении всего времени пользования квартирой и до смерти Гавриловой Е.М. во всех платежных документах квартиросъемщиком указывалась Гаврилова Е.М., во всех платежных документах площадь жилого помещения была указана 67,8 кв.м. В настоящее время Храмова Л.А., Гаврилова Т.А., Храмов Н.С. проживают в квартире по адресу <адрес>, несут бремя ее содержания, таким образом между истцом и ответчиком сложились фактически установленные правоотношения, вытекающие из договора социального найма жилого помещения.
Истцы Храмова Л.А. и Гаврилова Т.А. в судебном заседании поддержали исковые требования в полном объеме, просили их удовлетворить. В том числе, пояснили, что отцу выделялась на семью от завода по месту работы одна комната в трехкомнатной квартире, а после освобождения двух других, поскольку отец погиб в результате несчастного случая на производстве их семье заводом дополнительно были выделены оставшиеся две комнаты в коммунальной квартире и на момент того, как квартира была передана в ведение муниципального образования, они занимали её полностью, у них имелись единые счета по квартире на всю площадью, в том числе, по найму.
Представитель ответчика администрации <адрес> в судебном заседании возражал против удовлетворения иска, ссылаясь на отсутствие оснований для заключения договора социального найма жилого помещения.
Другие участники процесса в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся на основании ст.167 ГК РФ.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Исходя из данной конституционной нормы часть 1 статьи 11 ЖК РФ, устанавливает приоритет судебной защиты нарушенных жилищных прав, то есть прав, вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством.
Статьей 25 Всеобщей декларации прав человека определено, что в жизненный уровень человека, необходимый для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, включается такой обязательный компонент, как жилище.
Неотъемлемое право каждого человека на жилище закреплено также в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (статья 11). При этом, как следует из пункта 1 статьи 12 Международного пакта о гражданских и политических правах, право на жилище должно реализовываться при условии свободы выбора человеком места жительства.
Необходимость уважения жилища человека констатирована и в статье 8 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.
С учетом положений международно-правовых актов в статье 40 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на жилище.
В постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» указано, что конституционное право граждан на жилище относится к основным правам человека и заключается в обеспечении государством стабильного, постоянного пользования жилым помещением лицами, занимающими его на законных основаниях, в предоставлении жилища из государственного, муниципального и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, в оказании содействия гражданам в улучшении своих жилищных условий, а также в гарантированности неприкосновенности жилища, исключения случаев произвольного лишения граждан жилища (статьи 25, 40 Конституции Российской Федерации).
В соответствии со статьей 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав, свобод человека и гражданина – обязанность государства.
Основные принципы, формы и порядок реализации права граждан на жилище определены в Жилищном кодексе Российской Федерации, введенном в действие с ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 1 ЖК РФ жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, а также на признание равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями. Граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе и распоряжаться ими.
Частью 1 ст. 3 ЖК РФ предусмотрено, что жилищные права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В силу ст. 10 ЖК РФ жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных указанным кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности.
Согласно ч. 1 ст. 62 ЖК РФ предметом договора социального найма жилого помещения должно быть жилое помещение (жилой дом, квартира, часть жилого дома или квартиры).
В соответствии со ст. 60 ЖК РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных указанным кодексом. Договор социального найма жилого помещения заключается без установления срока его действия. Изменение оснований и условий, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма, не является основанием расторжения договора социального найма жилого помещения.
В силу ст. 63 ЖК РФ договор социального найма жилого помещения заключается в письменной форме на основании решения о предоставлении жилого помещения жилищного фонда социального использования.
В соответствии с ч. 2 ст. 677 ГК РФ в договоре должны быть указаны граждане, постоянно проживающие в жилом помещении вместе с нанимателем. При отсутствии в договоре таких указаний вселение этих граждан производится в соответствии с правилами ст. 679 ГК РФ (с согласия наймодателя, нанимателя и граждан, постоянно с ним проживающих).
Согласно ч. 4 ст. 677 ГК РФ граждане, постоянно проживающие вместе с нанимателем, могут, известив наймодателя, заключить с нанимателем договор о том, что все граждане, постоянно проживающие в жилом помещении, несут совместно с нанимателем солидарную ответственность перед наймодателем. В этом случае такие граждане являются сонанимателями.
В судебном заседании установлено, что на основании ордера № от ДД.ММ.ГГГГ на имя Гаврилов А.Е. была предоставлена комната № <адрес> по адресу <адрес>. Ордер был выдан на семью из 3 человек. В качестве членов семьи нанимателя были вселены: жена Гаврилова Е.М., дочь Гаврилова Л.А.
Гаврилова Л.А. ДД.ММ.ГГГГ заключила брак с Храмовым С.О. в связи с чем была изменена фамилия на Храмова.
ДД.ММ.ГГГГ Гаврилов А.Е. умер, что подтверждается свидетельством о смерти от ДД.ММ.ГГГГ
ДД.ММ.ГГГГ умерла Гаврилова Е.М., что подтверждается свидетельством о смерти от ДД.ММ.ГГГГ.
В квартире по адресу: <адрес> зарегистрированы: Храмова Л.А., Гаврилова Т.А., Храмов Н.С.
Согласно справки от ДД.ММ.ГГГГ Гаврилова Т.А., Храмова Л.А. были зарегистрированы по адресу: <адрес> как дети по карточке матери.
ДД.ММ.ГГГГ Храмова Л.А. получила от администрации <адрес> МО «<адрес>» уведомление об отказе в предоставлении муниципальной услуги, в связи с тем, что предоставлен правоустанавливающий документ на одну из трех жилых комнат, на две остальные не предоставлен.
Согласно техническому паспорту <адрес> жилое помещение состоит из 3-х жилых комнат.
Квитанции по оплате коммунальных услуг по адресу: <адрес> оформлен на Гаврилову Е.М., что подтверждается приложенными квитанциями. Во всех квитанциях площадь жилого помещения указана 67,8 кв.м., что подтверждает факт пользования истцом и членами ее семьи всей квартирой в целом.
Согласно справки жилищного отдела администрации <адрес> МО «<адрес>» по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ жилое помещение по адресу: <адрес>, <адрес> значится в реестре муниципальной собственности МО «<адрес>» И Сводном реестре объектов муниципальной казны <адрес>.
Истцы по настоящее время проживают в <адрес> по указанному адресу, несут бремя ее содержания, осуществляют оплату за проживание и коммунальные услуги.
Вместе с тем, право проживания истцов в <адрес> не оспорено.
Доказательств наличия оснований, препятствующих заключению договора социального найма, ответчиком не было представлено суду.
При таких обстоятельствах, оценив представленные доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, установив, что истцы Храмова Л.А., Храмов Н.С., Гаврилова Т.А. на законных основаниях пользуются жилым помещением, несут бремя его содержания, суд пришел к выводу о том, что истцы приобрели право на заключение с ними договора социального найма жилого помещения, вследствие чего исковые требования считает подлежащими удовлетворению.
Учитывая положения ст.677 ГК РФ, обстоятельства вселения и проживания истцов в спорном жилом помещении, суд полагает необходимым признать право каждого из истцов на заключение с ними договора социального найма данного жилого помещения, и каждого из истцов сонанимателями данного жилого помещения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Признать за Храмова Л.А., Храмовым Н.С., Гаврилову Т.А. право пользования жилым помещением – квартирой № по ул. <адрес> на условиях социального найма жилого помещения.
Обязать администрацию <адрес> МО «<адрес>» заключить с Храмова Л.А. договор социального найма жилого помещения - <адрес> по ул. <адрес> с включением в договор в качестве членов семьи нанимателя Храмова Н.С. , Гаврилову Т.А..
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Саратовский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Ленинский районный суд г. Саратова.
Решение в окончательной форме принято 27 декабря 2021 года.
Судья