Решение по делу № 2-2523/2024 от 11.01.2024

УИД 11RS0001-01-2024-000547-04 Дело № 2-2523/2024

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Сыктывкарский городской суд Республики Коми

в составе судьи Чарковой Н.Н.,

при секретаре Никишиной В.В.,

с участием истца Плешевой Н.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре 06 мая 2024 года гражданское дело по иску Плешевой Натальи Александровны к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Республики Коми «Сыктывкарская детская поликлиника №...» о возложении обязанности назначить и производить специальную социальную выплату,

у с т а н о в и л:

Плешева Наталья Александровна обратилась в суд с иском к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Республики Коми «Сыктывкарская детская поликлиника №...» о возложении обязанности назначить и производить специальную социальную выплату за период с ** ** ** до окончания права истца на получение специальной социальной выплаты.

В обоснование иска указано, что истец работает у ответчика в должности ... №... Отделения выездной патронажной паллиативной медицинской помощи. По мнению истца, должность, на которую была назначена истец, входит в категорию должностей медицинских работников, имеющих право на получение специальной социальной выплаты, установленной п. 2 Постановления Правительства РФ от 31.12.2022 № 2568 «О дополнительной государственной социальной поддержке медицинских работников медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в базовой программе обязательного медицинского страхования либо территориальных программах обязательного медицинского страхования». Однако, данная выплата истцу необоснованно не выплачивается.

Определением суда от 08.02.2024 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования привлечены Министерство Здравоохранения Республики Коми, Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по Республике Коми.

Определением суда от 08.04.2024 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, привлечено Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Коми.

В судебном заседании истец на удовлетворении исковых требований настаивала, просила признать за ней право на указанную выплату.

Ответчик, третьи лица участия в судебном заседании не приняли, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Ответчик в письменном отзыве на исковое заявление указал, что в п. 14 Постановления Правительства РФ от 31.12.2022 г. № 2568 рекомендовано высшим исполнительным органом субъектов Российской Федерации, установить за счет средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации специальные социальные выплаты для медицинских работников, оказывающих не входящую в базовую программу обязательного медицинского страхования скорую медицинскую помощь, первичную медико-санитарную помощь гражданам, включая диспансерное наблюдение граждан по основному заболеванию (состоянию), а также для медицинских работников отделений выездной патронажной паллиативной медицинской помощи взрослым. На сегодняшний день распорядительный документ Правительства Республики Коми, устанавливающий за счет средств бюджета Республики Коми специальные социальные выплаты, отсутствует.

Третье лицо - Министерство здравоохранения Республики Коми в письменных возражениях на иск просило отказать в удовлетворении исковых требований, поскольку действие постановления Правительства РФ от 31.12.2022 №2568 не распространяется на должность медицинской сестры отделения выездной патронажной паллиативной медицинской помощи, поскольку оказание паллиативной помощи не включено в рамки базовой программы обязательного медицинского страхования либо территориальных программ обязательного медицинского страхования. Ссылается на п. 14 Постановления Правительства РФ от 31.12.2022 г. № 2568, согласно которому высшим исполнительным органом субъектов Российской Федерации рекомендовано установить за счет средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации специальные социальные выплаты для медицинских работников, оказывающих не входящую в базовую программу обязательного медицинского страхования скорую медицинскую помощь, первичную медико-санитарную помощь гражданам, включая диспансерное наблюдение граждан по основному заболеванию (состоянию), а также для медицинских работников отделений выездной патронажной паллиативной медицинской помощи взрослым. Указывает, что до настоящего времени в Республике Коми не принят нормативный правовой акт во исполнение пункта 14 постановления Правительства РФ от 31.12.2022 №2568.

Третье лицо - Территориальный орган Росздравнадзора по Республике Коми в письменном отзыве на иск указало, что его мнению, Плешева Н.П. относится к категории медицинских работников, указанных в пп. «е» п.2 постановления Правительства РФ от 31.12.2022 №2568 и имеет право на меры дополнительной государственной социальной поддержки медицинских работников в виде установления ежемесячной специальной социальной выплаты...

Третье лицо - ОСФР по Республике Коми в отзыве на исковое заявление указало, что ГБУЗ РК «СДП №...» включено в перечень организаций, указанный в подпункте «б» пункта 4 Постановления №.... По состоянию на ** ** ** от ГБУЗ РК «СДП №...» реестры сведений, необходимых для осуществления специальной социальной выплаты, установленной Постановлением №..., в отношении Плешевой Н.А. в ОСФР по Республике Коми не поступали, соответственно выплаты, предусмотренные Постановлением №..., ОСФР по Республике Коми Плешевой Н.А. не производились. В случае поступления в ОСФР по Республике Коми соответствующих реестров в отношении Плешевой Н.А., специальная социальная выплата будет произведена в установленные Правилами сроки.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы настоящего дела и оценив в совокупности все представленные доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд находит заявленные требования подлежащими частичному удовлетворению, по следующим основаниям.

Статья 45 Конституции Российской Федерации закрепляет государственные гарантии защиты прав и свобод гражданина и человека в Российской Федерации (часть 1) и право каждого защищать свои права всеми не запрещенными законом способами (часть 2).

Согласно части 2 статьи 32 и частям 1 - 4 статьи 33 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» к видам медицинской помощи относятся:

1) первичная медико-санитарная помощь;

2) специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь;

3) скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь;

4) паллиативная медицинская помощь.

Судом установлено, что Плешева Н.А. приказом от ** ** ** №...л&3 принята на должность ...

В соответствии с п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 № 2568 отдельным категориям медицинских работников (за исключением руководителей медицинских организаций и их заместителей, а также случаев внутреннего и внешнего совместительства) медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в базовой программе обязательного медицинского страхования либо территориальных программах обязательного медицинского страхования с 1 января 2023 года установлена ежемесячная специальная социальная выплата, в том числе, специалистам со средним медицинским образованием, работающим с врачами, указанными в подпункте «б» настоящего пункта, а также оказывающие первичную медико-санитарную помощь по поводу заболеваний (состояний) или с профилактической целью, включая проведение исследований, по территориально-участковому принципу прикрепленному населению и (или) осуществляющие диспансерное наблюдение граждан по основному заболеванию (состоянию) (подпункт «е»).

Кроме этого, пунктом 14 Постановления Правительства РФ от 31.12.2022
№ 2568 рекомендовано высшим исполнительным органом субъектов Российской Федерации, установить за счет средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации специальные социальные выплаты для медицинских работников, оказывающих не входящую в базовую программу обязательного медицинского страхования скорую медицинскую помощь, первичную медико-санитарную помощь гражданам, включая диспансерное наблюдение граждан по основному заболеванию (состоянию), а также для медицинских работников отделений выездной патронажной паллиативной медицинской помощи взрослым.

Статьями 35 - 36 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ
«Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» установлены следующие программы обязательного медицинского страхования:

А). Базовая программа обязательного медицинского страхования - составная часть программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, утверждаемой Правительством Российской Федерации.

Базовая программа обязательного медицинского страхования определяет виды медицинской помощи (включая перечень видов высокотехнологичной медицинской помощи, который содержит в том числе методы лечения), перечень страховых случаев, структуру тарифа на оплату медицинской помощи, способы оплаты медицинской помощи, оказываемой застрахованным лицам по обязательному медицинскому страхованию в Российской Федерации за счет средств обязательного медицинского страхования, а также критерии доступности и качества медицинской помощи.

В рамках базовой программы обязательного медицинского страхования оказываются первичная медико-санитарная помощь, включая профилактическую помощь, скорая медицинская помощь (за исключением санитарно-авиационной эвакуации, осуществляемой воздушными судами), специализированная медицинская помощь, в том числе высокотехнологичная медицинская помощь, в следующих случаях:

1) инфекционные и паразитарные болезни, за исключением заболеваний, передаваемых половым путем, туберкулеза, ВИЧ-инфекции и синдрома приобретенного иммунодефицита;

2) новообразования;

3) болезни эндокринной системы;

4) расстройства питания и нарушения обмена веществ;

5) болезни нервной системы;

6) болезни крови, кроветворных органов;

7) отдельные нарушения, вовлекающие иммунный механизм;

8) болезни глаза и его придаточного аппарата;

9) болезни уха и сосцевидного отростка;

10) болезни системы кровообращения;

11) болезни органов дыхания;

12) болезни органов пищеварения;

13) болезни мочеполовой системы;

14) болезни кожи и подкожной клетчатки;

15) болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани;

16) травмы, отравления и некоторые другие последствия воздействия внешних причин;

17) врожденные аномалии (пороки развития);

18) деформации и хромосомные нарушения;

19) беременность, роды, послеродовой период и аборты;

20) отдельные состояния, возникающие у детей в перинатальный период.

Б) Территориальная программа обязательного медицинского страхования - составная часть территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, утверждаемой в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации. Территориальная программа обязательного медицинского страхования формируется в соответствии с требованиями, установленными базовой программой обязательного медицинского страхования.

Территориальная программа обязательного медицинского страхования включает в себя виды и условия оказания медицинской помощи (включая перечень видов высокотехнологичной медицинской помощи, который содержит в том числе методы лечения), перечень страховых случаев, установленные базовой программой обязательного медицинского страхования, и определяет с учетом структуры заболеваемости в субъекте Российской Федерации значения нормативов объемов предоставления медицинской помощи в расчете на одно застрахованное лицо, нормативов финансовых затрат на единицу объема предоставления медицинской помощи в расчете на одно застрахованное лицо и норматива финансового обеспечения территориальной программы обязательного медицинского страхования в расчете на одно застрахованное лицо. Указанные в настоящей части значения нормативов финансовых затрат на единицу объема предоставления медицинской помощи в расчете на одно застрахованное лицо устанавливаются также по перечню видов высокотехнологичной медицинской помощи, который содержит в том числе методы лечения.

Пунктом 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 № 2568 установлено, что:

а) специальная социальная выплата медицинским работникам, указанным в пункте 2 настоящего постановления и замещающим штатные должности по состоянию на 1 января 2023 г., в том числе находящимся в отпуске по уходу за ребенком и работающим на условиях неполного рабочего времени, а также заместившим вакантные должности в 2023 году и последующих годах в медицинских организациях, осуществляется Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации за счет средств иных межбюджетных трансфертов бюджету Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации, предоставляемых Федеральным фондом обязательного медицинского страхования;

б) федеральные органы исполнительной власти в отношении медицинских организаций, которые находятся в их ведении или в отношении которых они выполняют полномочия учредителя, исполнительные органы субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья в отношении находящихся в их ведении медицинских организаций, а также муниципальных организаций, находящихся на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, формируют и ежемесячно, до 20-го числа месяца, представляют в Министерство здравоохранения Российской Федерации утвержденные в установленном порядке перечни организаций, в которых работают медицинские работники, соответствующие критериям, установленным пунктом 2 настоящего постановления (далее - перечень медицинских организаций), с указанием наименования организации, адреса юридического лица в пределах его местонахождения, идентификационного номера налогоплательщика, кода причины постановки на учет и основного государственного регистрационного номера.

В соответствии с пунктом 4 Правил осуществления Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации специальной социальной выплаты отдельным категориям медицинских работников медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в базовой программе обязательного медицинского страхования либо территориальных программах обязательного медицинского страхования, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.12.2022 № 2568, для получения специальной социальной выплаты медицинские организации направляют ежемесячно, не позднее 10-го рабочего дня после окончания отчетного месяца, в территориальный орган Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по месту своего нахождения реестр работников, имеющих право на получение специальной социальной выплаты (далее - реестр). В декабре реестр представляется медицинскими организациями в территориальный орган Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации до 25-го числа исходя из ожидаемого (предполагаемого) рабочего времени полного месяца.

Пунктом 8 приведенных Правил установлено, что специальная социальная выплата осуществляется территориальным органом Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации в течение 7 рабочих дней со дня получения территориальным органом Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации реестра. В случаях, когда в I квартале 2023 г. специальная социальная выплата не установлена медицинскому работнику, имеющему право на ее получение, по организационно-техническим и иным причинам, она подлежит выплате ему в полном объеме во II квартале 2023 г. за период со дня возникновения права на нее.

Согласно отзыву ответчика и третьего лица Министерства здравоохранения Республики Коми соответствующий нормативный акт во исполнение пункта 14 Постановления №2568 до настоящего времени не принят.

Вместе с тем, отсутствие распорядительного документа Правительства Республики Коми не может лишать истца права на получение гарантированных ему государством социальных выплат.

Приказом Минздрава России от 10.03.2023 № 99н утверждены Разъяснения по применению постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 № 2568 «О дополнительной государственной социальной поддержке медицинских работников медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в базовой программе обязательного медицинского страхования либо территориальных программах обязательного медицинского страхования».

Согласно данным Разъяснениям в соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 № 2568 специальная социальная выплата осуществляется в том числе, специалистам со средним медицинским образованием, работающие с врачами, указанными в подпункте «б» пункта 2 постановления № 2568, а также оказывающие первичную медико-санитарную помощь по поводу заболеваний (состояний) или с профилактической целью, включая проведение исследований, по территориально-участковому принципу прикрепленному населению и (или) осуществляющие диспансерное наблюдение граждан по основному заболеванию (состоянию).

В пункте 3 Разъяснений указано, что должности медицинских работников, а также должности руководителей медицинских организаций и их заместителей определены в номенклатуре должностей медицинских работников и фармацевтических работников, утвержденной приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20.12.2012 № 1183н «Об утверждении Номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических работников».

Согласно пункту 4 Разъяснений, при осуществлении специальной социальной выплаты в том числе учитывается, что специальная социальная выплата производится, в том числе, медицинским работникам:

- указанным в подпунктах «б», «е» и «и» пункта 2 постановления № 2568, работающим в медицинских организациях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь по территориально-участковому принципу прикрепленному населению в амбулаторных условиях и в условиях дневного стационара, с учетом порядков оказания медицинской помощи, включая врачей акушеров-гинекологов в женских консультациях (в том числе созданных как структурные подразделения медицинских организаций);

- указанным в подпунктах «б» и «е» пункта 2 постановления № 2568 в случае осуществления ими диспансерного наблюдения по основному заболеванию (состоянию), включая врачей-онкологов онкологических диспансеров и больниц, врачей-кардиологов кардиологических диспансеров.

При этом, согласно ч.5 ст. 46 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ диспансерное наблюдение представляет собой проводимое с определенной периодичностью необходимое обследование лиц, страдающих хроническими заболеваниями, функциональными расстройствами, иными состояниями, в целях своевременного выявления, предупреждения осложнений, обострений заболеваний, иных состояний, их профилактики и осуществления медицинской реабилитации указанных лиц, проводимое в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Приказом Минздрава России № 345н, Минтруда России № 372н от 31.05.2019 утверждено Положение об организации оказания паллиативной медицинской помощи, включая порядок взаимодействия медицинских организаций, организаций социального обслуживания и общественных объединений, иных некоммерческих организаций, осуществляющих свою деятельность в сфере охраны здоровья.

В соответствии с пунктом 7 Положения паллиативная первичная доврачебная медицинская помощь оказывается фельдшерами, при условии возложения на них функций лечащего врача и иными медицинскими работниками со средним медицинским образованием фельдшерских здравпунктов, фельдшерско-акушерских пунктов, врачебных амбулаторий, иных медицинских организаций (их структурных подразделений), оказывающих первичную доврачебную медико-санитарную помощь.

Согласно пункту 9 Положения паллиативная специализированная медицинская помощь оказывается врачами-специалистами, занимающими должность врача по паллиативной медицинской помощи, иными врачами-специалистами, медицинскими работниками со средним профессиональным образованием кабинетов паллиативной медицинской помощи взрослым, отделений выездной патронажной паллиативной медицинской помощи взрослым, отделений паллиативной медицинской помощи взрослым, хосписов для взрослых, отделений сестринского ухода для взрослых, домов (больниц) сестринского ухода для взрослых, дневных стационаров паллиативной медицинской помощи взрослым, респираторных центров для взрослых, отделений (бригад) выездной патронажной паллиативной медицинской помощи детям, отделений (коек) паллиативной медицинской помощи детям, хосписов для детей, дневных стационаров паллиативной медицинской помощи детям.

В силу положений пункта 11 Положения медицинские работники в рамках оказания паллиативной первичной доврачебной и врачебной медицинской помощи осуществляют, в том числе, активное динамическое наблюдение пациентов, нуждающихся в оказании паллиативной медицинской помощи, в соответствии с рекомендациями врачей-специалистов; выполнение или назначение мероприятий по уходу за пациентом.

ГБУЗ РК «Сыктывкарская детская поликлиника №...» является медицинским учреждением, оказывающим первичную медико-санитарную помощь по территориально-участковому принципу прикрепленному населению, входит в государственную и муниципальную систему здравоохранения и участвует в базовой программе обязательного медицинского страхования либо территориальных программах обязательного медицинского страхования.

Из пунктов 6.2 Приказа № 205 н об утверждении Номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических работников следует, что должность медицинская сестра по паллиативной медицинской помощи относится к категории специалистов с высшим медицинским образованием (уровень бакалавриата) (средний медицинский персонал).

Должность медицинская сестра патронажная относится к категории специалистов со средним профессиональным медицинским образованием (средний медицинский персонал) (пункт 9.16 Приказа № 205).

Исходя из анализа приведенных норм закона и разъяснений, суд приходит к выводу о том, что в отсутствие в спорный период прямых указаний на получение специальной социальной выплаты специалистам со средним медицинским образованием, работающим с врачами паллиативной медицинской помощи, истец, замещая должность медицинской сестры в Отделении выездной патронажной паллиативной медицинской помощи детского поликлинического отделения №... ГБУЗ РК «Сыктывкарская детская поликлиника №...», относилась к категории медицинских работников, указанных в подпункте «е» пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 № 2568, и соответственно, имеет право на получение специальной социальной выплаты, предусмотренной указанным Постановлением.

При этом, в силу части 4 статьи 83 Федерального закона от 21.11.2011
№ 323-ФЗ финансовое обеспечение оказания гражданам паллиативной медицинской помощи осуществляется за счет: 1) бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации, выделяемых в рамках территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи; 2) иных источников в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Принимая во внимание факт того, что специальная социальная выплата осуществляется ОСФР по Республике Коми, оснований для возложения на ответчика обязанности производить социальную выплату, не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

Исковые требования Плешевой Натальи Александровны (...) к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Республики Коми «Сыктывкарская детская поликлиника №...» (ИНН ...) удовлетворить частично.

Признать за Плешевой Натальей Александровной право на получение специальной социальной выплаты в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 31.12.2022 №2568 «О дополнительной государственной социальной поддержке медицинских работников медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в базовой программе обязательного медицинского страхования либо территориальных программах обязательного медицинского страхования», обязав Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Коми «Сыктывкарская детская поликлиника №...» предоставить в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республики Коми сведения, необходимые для осуществления специальной социальной выплаты, установленной Постановлением Правительства РФ от 31.12.2022 № 2568, в отношении Плешевой Натальи Александровны, начиная с ** ** ** до окончания права на получение специальной социальной выплаты.

В удовлетворении исковых требований Плешевой Натальи Александровны к ГБУЗ РК «Сыктывкарская детская поликлиника №...» об обязании производить социальную выплату, - отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья -                          Н.Н. Чаркова

Мотивированное решение составлено 08 мая 2024 года.

2-2523/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Плешева Наталья Александровна
Ответчики
ГБУЗ РК "Сыктывкарская детская поликлиника № 3"
Другие
ОСФР по Республике Коми
Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по Республике Коми
Министерство здравоохранения Республики Коми
Суд
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
Судья
Чаркова Наталья Николаевна
Дело на странице суда
syktsud.komi.sudrf.ru
11.01.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
12.01.2024Передача материалов судье
15.01.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
15.01.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.01.2024Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
08.02.2024Предварительное судебное заседание
08.04.2024Судебное заседание
06.05.2024Судебное заседание
08.05.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
14.05.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
06.05.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее