Дело №2-281/2020
40RS0004-01-2019-002276-61
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Боровский районный суд Калужской области в составе:
председательствующего судьи Битнер Н.Н.,
при секретаре Ковалевой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Боровске
10 марта 2020года
гражданское дело по иску Днилиной С.И. к Администрации муниципального образования городское поселение «город Балабаново», Финашиной Р.В. о признании квартиры частью жилого дома блокированной застройки, исключении из Единого государственного реестра недвижимости сведений о многоквартирном жилом доме,
у с т а н о в и л:
Данилина С.И. обратилась в суд с иском к Администрации муниципального образования городское поселение «город Балабаново» о признании квартиры 2 <адрес> обособленной частью жилого дома блокированной застройки, исключении из Единого государственного реестра недвижимости сведений о многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: <адрес> кадастровым номером №, площадью 73,7кв.м.
Судом к участию в деле в качестве соответчика была привлечена Финашина Р.В.
В судебном заседании истец Данилина С.И. и ее представитель по доверенности Подвойская Е.Н. исковые требования Данилиной С.И. поддержали, в их обоснование пояснили, что истцу на праве собственности принадлежит квартира №2 <адрес>, расположенная в одноэтажном доме, состоящем из двух квартир. Квартира, принадлежащая истцу фактически является частью (блоком) жилого дома блокированной застройки, предназначенном для проживания одной семьи, в него имеется отдельный вход, общих коммуникаций, имущества общего пользования в жилом доме не имеется. Жилой дом, в котором проживает истец, не отвечает признакам многоквартирного жилого дома, а является домом блокированной застройки. Признание квартиры частью жилого дома необходимо истцу для оформления права собственности на земельный участок, поскольку статус жилого помещения определенного как квартира, препятствует в оформлении данного права на земельный участок. При этом, земельный участок при квартире №1 уже оформлен в собственность владельца данной квартиры Финашиной Р.В. Согласно техническому заключению специалиста. спорый жилой дом является жилым домом блокированной застройки. В связи с чем, исковые требования просили удовлетворить.
В судебном заседании представитель ответчика - администрации МО ГП «город Балабаново» по доверенности Муртазина Н.В. исковые требования Данилиной С.И. не признала, ссылаясь на то, что Жилищный кодекс РФ не содержит понятия части (блок) жилого дома блокированной застройки, как объект прав. Спорный многоквартирный дом содержит в себе элементы общего имущества собственников помещений в таком доме в соответствии с жилищным законодательством-общий фундамент, общие стены, общие коммуникации. Жилой дом как многоквартирный жилой дом поставлен на кадастровый учет. За каждым из собственников зарегистрировано право собственности на квартиры. Оснований для признания квартиры частью (блоком) жилого дома блокированной застройки не имеется.
Ответчик Финашина Р.В., представитель третьего лица – Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калужской области в судебное заседание не явились, будучи надлежащим образом извещенными о дне, месте и времени слушания дела.
В соответствии со ст.167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотрение дела в отсутствие указанных не явившихся лиц.
Суд, выслушав объяснения истца и его представителя, представителя ответчика, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
28 сентября 2011г. за Данилиной С.И. на основании свидетельства о праве на наследство по закону от 08.09.2011 зарегистрировано право собственности на квартиру общей площадью 33,3кв.м., расположенную по адресу: <адрес>, что подтверждается Выпиской из Единого государственного реестра недвижимости (л.д.9,14-16).
Из Выписок из Единого государственного реестра недвижимости следует, что в жилом доме <адрес> находится две квартиры.
В техническом заключении «Независимого экспертно-консультационного центра «Канон» (ООО) от 5 февраля 2020г. сделаны выводы, что жилое помещение-квартира №2 <адрес> расположена в здании, которое соответствует понятию «жилого дома блокированной застройки» (л.д.77-97).
В соответствии с ч. 1 ст. 16 ЖК РФ жилой дом, часть дома, квартира, часть квартиры, комната относятся к жилым помещениям как объектам прав.
В соответствии с частью 2 статьи 16 Жилищного кодекса Российской Федерации жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.
Пунктом 6 Постановления Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47 «Об утверждении положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» определено, что многоквартирным домом признается совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на земельный участок, прилегающий к жилому дому, либо в помещения общего пользования в таком доме. Кроме того, подразумевается, что многоквартирный дом имеет общее имущество помещений общего пользования, в том числе собственников помещений в таком доме.
Согласно ч. 3 ст. 16 ЖК РФ, квартирой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении.
Таким образом, основным критерием отнесения жилого дома к многоквартирному дому является совокупность нескольких квартир, имеющих самостоятельные выходы на прилегающий земельный участок, либо в помещения общего пользования, а также наличие элементов общего имущества.
Согласно п. 1 ст. 36 ЖК РФ к объектам, входящим в общее имущество многоквартирного дома, относятся: помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы); иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий; крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения; земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
В соответствии со ст.290 п. 1 ГК РФ, собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.
Пунктом 2 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что жилыми домами блокированной застройки являются жилые дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования.
То есть, отличительным признаком жилого дома блокированной застройки от многоквартирного жилого дома является наличие элементов общего имущества, принадлежащего собственникам всех помещений в доме.
Согласно технических паспортов на жилой дом, имеющихся в инвентарном деле, представленном Боровским филиалом Бюро технической инвентаризации, жилой дом <адрес>, 1964года постройки, по состоянию на 1998г. имеет общую площадь 73,7кв.м., содержит 2квартиры, состоит из основного строения (лит.А), веранды (лит.а), веранды (лит а1), холодной пристройки (лит.а2). Основное строение включает в себя как квартиру №1, так и квартиру №2. То есть, квартиры №1 и №2 являются единым строением. Фундамент основного строения (лит.А)-кирпичный ленточный, стены-бревенчатые, кровля имеет единую деревянную обрешетку, отопление АГВ, варочная печь. Сведений о том, что газ подведен отдельно в каждую из квартир технические паспорта не содержат. На участке имеется одна уборная для двух квартир (лит.Г4).
Из технического заключения «Независимого экспертно-консультационного центра «Канон» (ООО) от 5 февраля 2020г. следует, что спорная квартира №2 обеспечена магистральным газом, в квартире имеется газовая плита.
Доказательств того, что газ был подведен автономно в квартиры, стороной истца не представлено.
Как следует из выписки из Единого государственного реестра недвижимости, составленной по состоянию на 29.01.2019, по адресу: <адрес> расположен многоквартирный жилой дом с кадастровым номером №, общей площадью 73,7кв.м. (л.д.11).
Конфигурация и площади квартир №1 и №2, зарегистрированных соответственно за собственниками Данилиной С.И. и Финашиной Р.В. соответствуют техническому паспорту, составленному по состоянию на 1998г. и техническим паспортам, составленным ранее, в том числе по состоянию на 1985г. (л.д.43-47,72-75, 17-19).
Таким образом, спорный одноэтажный жилой дом, состоящий из двух квартир, имеет общие элементы-стены, крышу, ограждающие несущие и ненесущие конструкции, фундамент, газопровод.
Как следует из Выписки из Единого государственного реестра недвижимости от 25.01.2019 в 2018г. на кадастровый учет был поставлен земельный участок площадью 993кв.м. с кадастровым номером №, по адресу: <адрес>, с видом разрешенного использования-для размещения и обслуживания квартиры, при этом, правообладатель данного земельного участка не указан (л.д.35).
Вид разрешенного использования земельного участка указывает на возможность его использования- для размещения и обслуживания квартиры.
Однако блокированные жилые дома и многоквартирное дома имеют разный правовой режим и их размещение возможно на земельных участках, относящихся к разным видам разрешенного использования.
В судебном заседании не оспаривалось, что каждая квартира действительно обладает автономностью при эксплуатации и с технической точки зрения представляет собой изолированную часть жилого дома, однако, отдельным блоком дома блокированной застройки (применительно к указанным выше положениям пункта 2 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации) не становится в силу того, что образуемый «блок» в данном случае не находится на отдельном земельном участке, имеющем выход на территорию общего пользования.
Законодательство Российской Федерации о градостроительной деятельности предусматривает особенности проектирования и строительства объектов блокированной застройки, в том в части архитектурно-конструктивной и инженерной автономности входящих в состав дома блокированной застройки блоков. В этой связи, многоквартирные дома, законченные строительством в конце XX века, проектировались и строились в общем порядке и не могут соответствовать требованиям к жилым домам блокированной застройки, установленным Градостроительным кодексом Российской Федерации (начало действия редакции - 30 декабря 2004 г.).
Таким образом, поскольку, как указано выше, спорный одноэтажный жилой дом, состоящий из двух квартир, имеет общие элементы (стены, крышу, ограждающие несущие и ненесущие конструкции, фундамент, газопровод), в силу выше указанных норм закона, он является многоквартирным.
Также, как следует из Выписок из Единого государственного реестра недвижимости, право собственности за владельцами жилых помещений в данном жилом доме зарегистрировано на квартиры соответственно №1, №2. Кадастровые номера на квартиры были присвоены в 2011-2012г.г. (л.д.14-16, 72-74).
Так как истцу на праве собственности принадлежит объект недвижимого имущества, который имеет статус жилого помещения и является квартирой в многоквартирном доме, оснований для признания одной из квартир частью жилого дома, более того, в силу выше приведенных норм закона частью жилого дома блокированной застройки, не имеется. Действующим законодательством не предусмотрена возможность одновременного существования в отношении одного и того же объекта недвижимости различных правовых статусов. Составные части объекта недвижимости должны объединяться видовыми признаками и обладать равнозначным правовым статусом, то есть, законом не предусмотрен и является недопустимым одновременный кадастровый и технический учет и квартир и жилого дома в отношении одного здания.
Техническое заключение «Независимого экспертно-консультационного центра «Канон» (ООО) от 5 февраля 2020г. о том, что спорный жилой дом является жилым домом блокированной застройки суд не принимает во внимание, поскольку оно опровергается выше приведенными доказательствами.
Применительно к положениям ст. 11 ГК РФ, ст. ст. 2, 3 ГПК РФ защите в судебном порядке подлежат исключительно нарушенные права, свободы и законные интересы граждан.
Выбор способа защиты нарушенного права, в соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, осуществляется истцом и должен действительно привести к восстановлению нарушенного материального права или к реальной защите законного интереса.
Определение жилого дома блокированной застройки, содержащееся в пункте 2 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, дано в целях урегулирования отношений, связанных с экспертизой проектной документации и результатов инженерных изыскании, государственной экологической экспертизой проектной документации объектов, что прямо следует из наименования данной статьи.
Такая характеристика здания как «жилой дом блокированной застройки» не имеет правового значения для государственного кадастрового учета объектов капитального строительства, поскольку назначение зданий в государственном кадастре недвижимости определяется через характеристики «нежилое», «жилое», «многоквартирный дом», «жилое строение», «садовый дом» (п. 9 ч. 5 ст. 8 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в ред. от 02.08.2019).
Признание квартиры частью (блоком) жилого дома блокированной застройки не может привести к восстановлению нарушенного материального права истца или к реальной защите его законного интереса.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░░░░», ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ 2 <░░░░░> ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░> ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №, ░░░░░░░░ 73,7░░.░., ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: