Дело №
УИД №
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
30 июля 2020 года <адрес>
Канашский районный суд Чувашской Республики под председательством судьи Никифорова С.В.,
при секретаре судебного заседания ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Канашского районного суда Чувашской Республики гражданское дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) по Чувашской Республике-Чувашии в лице территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республике-Чувашии в <адрес> к администрации <адрес> Республики, муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад №» <адрес> Республики о признании бездействия в создании безопасных условий воспитания и обучения незаконным с возложением обязанности устранить эти опасные условия,
у с т а н о в и л :
Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республике-Чувашии в лице территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республике-Чувашии в <адрес> обратилось с иском к администрации <адрес> Республики, муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад №» в <адрес> Республики (МБДОУ «Детский сад №») о признании незаконным бездействия МБДОУ «Детский сад №» и администрации <адрес> в части создания безопасных условий воспитания обучения в МБДОУ «Детский сад №», об обязании создать безопасные условия воспитания и обучения, а именно заменить оконные рамы здания МБДОУ «Детский сад №», расположенного по адресу: Чувашская Республика, <адрес>.
Требования мотивированы тем, что на основании распоряжения заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республике - Чувашии от ДД.ММ.ГГГГ №-К проведена выездная плановая проверка в МБДОУ «Детский сад №» <адрес>. В ходе проверки на ДД.ММ.ГГГГ и на ДД.ММ.ГГГГ выявлены ряд нарушений санитарно-эпидемиологических требований, на устранения которых ДД.ММ.ГГГГ МБДОУ «Детский сад №» выдано предписание №-К, в том числе на замену оконных блоков в группах № и в музыкальном зале в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
На момент подачи иска предписание в части обеспечения замены оконных блоков в группах 3, 2, 4, 5, в музыкальном зале осталось не исполненным.
Согласно пунктам 4.15. и 8.5 СанПиН 2.4.13049-13 конструкции окон должна предусматривать возможность организации проветривания помещений, предназначенных для пребывания детей. Все помещения дошкольной организации должны ежедневно проветриваться.
Основной причиной неисполнения в полном объеме предписания явилось ненадлежащее финансирование со стороны учредителя и собственника имущества Учреждения-муниципального образования <адрес> Республики.
Бездействие ответчиков в части замены оконных блоков в группах № и в музыкальном зале препятствует проветриванию помещений дошкольного образовательного учреждения, осуществлению качественной мойки и дезинфекции и поддержанию установленного температурного режима в помещениях, что создает непосредственную угрозу жизни и здоровью детей, нарушает права и законные интересы детей на благоприятные условия воспитания и обучения.
Истец - Управление Роспотребнадзора по Чувашской Республике-Чувашии в лице территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республике-Чувашии в <адрес>, так и ответчики: администрация <адрес>, МБДОУ «Детский сад №» <адрес> и третье лицо Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики дело просили рассмотреть в отсутствии их представителей.
В письменном отзыве ответчик - администрация <адрес> выражает не согласие с иском, указывая, что администрация со своей стороны надлежаще осуществила полномочия по финансированию МБДОУ «Детский сад №» <адрес>.
В обоснование этих доводов указано, что ДД.ММ.ГГГГ муниципальное казенное учреждение (МКУ) «Отдел образования и молодежной политики администрации <адрес> Республики», в соответствии с постановлением администрации <адрес> Республики от ДД.ММ.ГГГГ № осуществляющее функции и полномочия учредителя МБДОУ «Детский сад №» <адрес>, с одной стороны и МБДОУ «Детский сад №» <адрес>, с другой стороны заключили «Соглашение о порядке и условиях предоставления субсидии из бюджета <адрес> на иные цели, не связанные с оказанием ими в соответствии с муниципальным заданием муниципальных услуг (выполнение работ)». Указанным Соглашением определен порядок и условия предоставления учредителем субсидий из бюджета <адрес> в ДД.ММ.ГГГГ году в размере № рублей, в том числе на установку окон ПВХ, капитальный ремонт группы раннего возраста.
ДД.ММ.ГГГГ между МКУ «Отдел образования и молодежной политики администрации <адрес> Республики» и МБДОУ «Детский сад №» <адрес> заключено «Соглашение № о порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ)», предметом которого является определение порядка и условия предоставления учредителем субсидии из бюджета <адрес> на финансовое обеспечение выполнение муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) в сумме № рублей. Срок действия соглашения в течение ДД.ММ.ГГГГ года.
Таким образом, администрацией <адрес> надлежащим образом выполнены обязательства по финансированию МБДОУ «Детский сад №» <адрес>.
Представитель ответчика МБДОУ «Детский сад №» <адрес> заведующая указанного учреждения ФИО3, предоставив соответствующие документы, сообщила, что в настоящее время «все нарушения, указанные в иске, устранены».
Суд, признав возможным рассмотрение дела в отсутствии неявившихся сторон и третьих лиц и, исследовав и оценив представленные доказательства, приходит к следующему.
Согласно статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации одним из способов защиты гражданских прав является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее по тексту - Закон) юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
В силу пункта 1 статьи 28 Закона в дошкольных и других образовательных организациях должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.
Согласно пунктам 2 и 15 части 3 ст. 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами, а также создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья обучающихся и работников образовательной организации.
Пунктом 2 части 6 статьи 28 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» предусмотрена обязанность образовательной организации создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Из материалов дела следует, что по распоряжению №-К от ДД.ММ.ГГГГ старшим специалистом 1 разряда территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республике-Чувашии в <адрес> проведена плановая проверка МБДОУ «Детский сад №» <адрес> Республики (л.д№), по результатам которой был составлен акт проверки от ДД.ММ.ГГГГ (л.д№ и выдано предписание об устранении выявленных нарушений санитарно-эпидемиологических требований №-К от ДД.ММ.ГГГГ, в том числе на замену оконных блоков в группах № и в музыкальном зале до ДД.ММ.ГГГГ.
Письмом МБДОУ «Детский сад №» <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ сообщено, что замена оконных рам в группах намечены на лето 2019 года, денежные средства в бюджете предусмотрены (л.д.16).
Согласно пункту 1.4 и 1.5 Устава МДОУ «Детский сад №» <адрес> учредителем и собственником учреждения является муниципальное образование «<адрес> Республики». Функции и полномочия учредителя и собственника имущества учреждения осуществляет администрация <адрес> Республики,
Кроме того, на органы местного самоуправления Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» возложена обязанность производить обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Согласно подпунктам 3, 16, 38 пункта 1 статья 7 Устава <адрес> к вопросам местного значения <адрес> отнесены: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности <адрес>; организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти Чувашской Республики), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья (л.д.23-56).
Как следует из Соглашения о порядке и условиях предоставления субсидии из бюджета <адрес> на иные цели, не связанные с оказанием ими в соответствии с муниципальным заданием муниципальных услуг (выполнение работ) от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между МКУ «Отдел образования и молодежной политики администрации <адрес>» и МБДОУ «Детский сад №» <адрес> усматривается, что предметом соглашения является определение порядка и условий предоставление субсидии из бюджета <адрес> в ДД.ММ.ГГГГ году в размере № рублей, на цели приобретение мебели, установку ПВХ окон, капитальный ремонт группы раннего возраста (л.д.№).
Дополнительным соглашением № к вышеуказанному соглашению от ДД.ММ.ГГГГ предусмотрено, что субсидии предоставляются на капитальный ремонт группы, на ремонт электрооборудования, на установку окон ПВХ, на услуги по составлению сметы, приобретение мебели, стройматериалов, изделий из ПВХ, сантехнических товаров, ковровых покрытий и гардин, бака электрического, компьютерной оргтехники и комплектующих, облучателя, бытовой техники, посуды, штор, музыкальных игрушек, учебных и дидактических пособий (л.д. №).
Из Соглашения № о порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между МКУ «Отдел образования и молодежной политики администрации <адрес>» и МБДОУ «Детский сад №» <адрес>, явствует, что предметом соглашения является определение порядка и условий предоставления субсидии из бюджета города в сумме № рублей в течение ДД.ММ.ГГГГ года в соответствии с графиком перечисления субсидии (л.д.№).
В бюджете муниципального образования <адрес> на ДД.ММ.ГГГГ год денежные средства на установку оконных рам для МБДОУ «Детский сад №» <адрес> не предусмотрены.
Таким образом, финансирование МБДОУ «Детский сад №» осуществляется непосредственно МКУ «Отдел образования и молодежной политики администрации <адрес>».
Суд признает данные доказательства относимыми, допустимыми, достоверными, в своей совокупности и взаимосвязи достаточными для подтверждения фактических обстоятельств дела. Представленные документы и их копии исходят от органов, уполномоченных их представлять, подписаны лицами, имеющими право скреплять документы подписью, содержат все другие неотъемлемые реквизиты данного вида доказательств. Они согласуются между собой. Причин отвергать какие-либо доказательства не имеется.
В целях обеспечения детских, дошкольных учреждений безопасными условиями пребывания детей Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»
Согласно пунктам 4.15 и 8.5 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» следует, что конструкция окон должна предусматривать возможность организации проветривания помещений, предназначенных для пребывания детей.
Указанные требования, предусмотренные СанПиНом, согласно результатам проведенной проверки, в МБДОУ «Детский сад №» <адрес> не выполнялись, нарушения этих норм не были устранены и в срок до ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается материалами дела и сторонами не оспаривалось и свидетельствует о бездействии ответчиков в этой части.
Из представленных заведующей МБДОУ «Детский сад №» <адрес> документов, работа по замене окон в этом учреждении окончена в мае 2020 года.
При таких обстоятельствах суд исковые требования Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республике-Чувашии в лице территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республике-Чувашии в <адрес> признает обоснованными, а потому подлежащими удовлетворению.
Вместе с тем суд также признает, что исковое требование в части создания в МБДОУ «Детский сад №» <адрес> безопасных условий воспитания и обучения в виде замены оконных рам здания исполненным.
Принимая во внимание характер исковых требований, которые связаны с недостаточностью финансирования муниципальных учреждений, суд считает возможным освободить ответчиков по настоящему делу от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного и, руководствуясь статьями 194 -199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
иск Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Чувашской Республике-Чувашии в лице территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республике-Чувашии в <адрес> удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации <адрес> Республики и муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №» в <адрес> Республики в части непринятия мер по созданию безопасных условий воспитания и обучения.
Обязать администрацию <адрес> Республики и муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №» <адрес> Республики создать в муниципальном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад №» <адрес> Республики безопасные условия воспитания и обучения, а именно произвести замену оконных рам здания.
Решение в части создания в муниципальном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад №» <адрес> Республики безопасных условий воспитания и обучения в виде замены оконных рам здания признать исполненным.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №» в <адрес> Республики освободить от уплаты государственной пошлины.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Чувашской Республики через Канашский районный суд Чувашской Республики в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ