Дело № 2-25/2024
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 июля 2024 года г.Колпашево Томская область
Колпашевский городской суд Томской области в составе:
председательствующего судьи Роппель Е.А.,
при секретаре ФИО5, помощнике судьи ФИО6,
с участием истца ФИО3, ее представителя ФИО13 (действующего на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ),
ответчика ФИО2, его представителя ФИО11 (действующего на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ),
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО3 к ФИО2 об установлении границ земельного участка, признании результата комплексных кадастровых работ в части установления границ земельных участков недействительными, исключении из ЕГРН сведений о местоположении границ земельных участков, взыскании судебных расходов,
УСТАНОВИЛ:
ФИО3 обратилась в Колпашевский городской суд Томской области с исковым заявлением к ФИО2 в котором, с учетом уточнения просит установить границы земельного участка (кадастровый номер №, расположенного по адресу: <адрес>) в соответствии с межевым планом от ДД.ММ.ГГГГ подготовленного кадастровым инженером ФИО7, признать результаты комплексных кадастровых работ в части установления границ земельных участков ответчика (с кадастровым номером № и истца (кадастровый номер №) недействительными, исключить из ЕГРН сведения о местоположении границ названных участков, взыскать судебные расходы, связанные с оплатой государственной пошлины в размере 300 рублей 00 копеек, с оплатой нотариального удостоверения доверенности в размере 2300 рублей 00 копеек, с подготовкой заключения кадастрового инженера в размере 20 000 рублей, с оплатой услуг представителя в размере 30 000 рублей, понесенных транспортных расходов 3 521 рубль 62 копейки.
В обоснование заявленных исковых требований указала, что она на праве собственности владеет земельным участком, расположенным по адресу: <адрес> (кадастровый номер №). Смежным землепользователем земельного участка по <адрес> (кадастровый номер №) является ФИО2 В рамках дела установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 сделан вынос границ его земельного участка по координатам имеющимся в Росреестре. Согласно данному акту границы его земельного участка по сведениям ЕГРН накладываются на фактическое землепользование ФИО3 В целях установления причин возникновения несоответствия координат земельных участком с фактическим землепользованием она была вынуждена обратиться с кадастровому инженеру, которым установлено, что земельные участки сторон поставлены на кадастровый учет по материалам комплексных кадастровых работ, проведенных специалистами ООО «ГлавГеоСтандарт» по муниципальному контракту от ДД.ММ.ГГГГ с Администрацией Колпашевского района. Кадастровый инженер ФИО12, проводивший комплексные кадастровые работы должен был учесть, что земельные участки, границы которых поставлены на государственный кадастровый учет после 2010 в системе координат МСК-70 с нормативной точностью, по утверждённой схеме расположения на кадастровом плане территории, на которой указаны координаты, не подлежат изменению и должны были взяты в учет по координатам, утвержденным в схеме расположения на кадастровом плане территории. Границы всех остальных земельных участков формируются по фактическому использованию земельных участков с учетом исходных документов, а также максимальных и минимальных размеров земельных участков принятых правилами землепользования и застройки, установленных в данном поселении. Ее земельный участок на момент комплексных кадастровых работ уже стоял на учете по координатам в МСК-70, так как датой подготовки межевого плана, подготовленного в результате выполнения кадастровых работ в связи с уточнением местоположения границ и (или) площади земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, является ДД.ММ.ГГГГ. Межевание земельного участка с кадастровым номером № проведено согласно Постановлению Администрации Колпашевского района Томской области от ДД.ММ.ГГГГ № об уточнении границ земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>. Координаты в межевом плане полностью соответствуют координатам в утвержденном приложении. Кроме того в межевом плане имеется Акт согласования местоположения границ земельного участка со стороны земельного участка с кадастровым номером №. Граница согласована правообладателем ФИО2 и со стороны земельного участка с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, граница также согласована с правообладателем ФИО1. В Акте выноса границ земельного участка с кадастровым номером №, по адресу: <адрес>, граница вынесена по координатам комплексных кадастровых работ. Координаты в Акте выноса границ и в Выписке из ЕРГН на данный земельный участок совпадают. Смежная граница между участками истца и ответчика по материалам комплексных кадастровых работ 2022 года нарушает ее право собственности, так как не совпадает с ранее согласованной и утвержденной границей в 2014. Таким образом, межевой план от 2014, подготовленный в результате выполнения кадастровых работ в связи с уточнением местоположения границ и (или) площади земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> содержит координаты, устанавливающие местоположение границ земельного участка, определенные и согласованные в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и соответствуют фактическому землепользованию. По результатам комплексных кадастровых работ сведения ЕГРН содержат координаты, устанавливающие местоположение границ земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> определенные с нарушением действующего законодательства Российской Федерации, то есть с реестровой ошибкой, нарушая в том числе права ФИО1. В результате комплексных кадастровых работ ФИО2 увеличил площадь своего земельного участка с 1200 кв.м. до 1592 кв.м., в том числе за счет площади фактически принадлежащей ей и ранее установленной по межевому плану от ДД.ММ.ГГГГ. Для защиты своих прав она была вынуждена понести судебные расходы, которые просит взыскать с ФИО2.
Истец ФИО3 в судебном заседании поддержала заявленные исковые требования в полном объеме, по основаниям в нем изложенным.
Представитель истца ФИО3 – ФИО13 поддержал заявленные исковые требования в полном объеме, по основаниям изложенным в иске, при этом пояснил, что судебной экспертизой установлено, что допущена кадастровая ошибка при указании сведений о местоположении границ земельного участка <адрес>, в связи с чем необходимо признать результаты комплексных кадастровых работ в части установления границ земельных участков недействительными и исключить из ЕГРН сведения о местоположении границ земельных участков <адрес>, установить границы земельного участка в соответствии с межевым планом от ДД.ММ.ГГГГ подготовленного кадастровым инженером ФИО7
Ответчик ФИО2 признал исковые требования ФИО3 частично, согласившись с требованиями об установлении границы земельного участка (кадастровый номер №, расположенного по адресу: <адрес>) в соответствии с межевым планом от ДД.ММ.ГГГГ подготовленного кадастровым инженером ФИО7, и признании результаты комплексных кадастровых работ недействительными. При этом не согласился с размером заявленных судебных расходов, считает их необоснованными и не соизмеримыми с размером оказанных представителем услуг.
Представитель ответчика ФИО2 – ФИО11 в судебном заседании согласился с доводами своего доверителя, пояснив, что полагал, что заявленные судебные расходы на представителя чрезмерно завышены. Необоснованными полагает расходы на нотариальное заверение доверенности на представителя, расходы на подготовку заключения кадастрового инженера и транспортные расходы.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета споры - ФИО1, кадастровый инженер ФИО12, представитель МО «Колпашевского городского поселения», в соответствии со ст. 113 ГПК РФ надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, о чем свидетельствуют телефонограмм, в суд не явились, просили о рассмотрении дела в их отсутствие.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора Администрации Колпашевского района Томской области ФИО8 (действующая на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ), в соответствии со ст. 113 ГПК РФ надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения дела, о чем свидетельствует телефонограмма, в суд не явилась, ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствие. При этом предоставила письменные пояснения, из которых следует, что комплексные кадастровые работы в кадастровом квартале №, проводились в рамках заключенного ДД.ММ.ГГГГ между Администрацией Колпашевского района Томской области и Обществом с ограниченной ответственностью «ГлавГеоСтрой», в лице генерального директора ФИО12 муниципальный контракт на выполнение комплексных кадастровых работ № где результатом комплексных кадастровых работ являлись утвержденные карты-планы территории (в том числе кадастрового квартала №), подготовленный Подрядчиком в установленном Федеральным законом №221-ФЗ и Федеральным законом №218-ФЗ в порядке, и внесены в Единый государственный реестр недвижимости соответствующие сведения об объектах комплексных кадастровых работ. Основания для отказа в приемке результатов выполненных работ Подрядчиком у Администрации Колпашевского района отсутствовали в связи с чем, работы приняты. Администрацией Колпашевского района обязанности в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №221-ФЗ «О кадастровой деятельности» исполнены в полном объеме. Администрацией Колпашевского района в соответствии с частью 1 статьи 42.7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №221-ФЗ «О кадастровой деятельности» производилось информирование граждан о проведении комплексных кадастровых работ, о начале заседаний согласительных комиссий по вопросу согласования местоположения границ земельных участков в установленном законом порядке, через СМИ, на официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
В соответствии с ч.4 ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие третьих лиц.
Заслушав участников процесса, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В силу статей 35, 36 Конституции РФ каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Граждане вправе иметь в частной собственности землю. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда.
Статьей 5 Земельного кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ) установлено, что участниками земельных отношений являются граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования.
В соответствии с пунктами 1 и 3 ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом (статья 129), осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.
В силу ст. 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
В соответствии с п. 1 ст. 15 ЗК РФ собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 3 ст. 6 ЗК РФ земельный участок как объект права собственности и иных прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.
Одна из таких характеристик - описание местоположения границ земельного участка.
В силу ст. 17 Федерального закона №78-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О землеустройстве» порядок установления на местности границ объектов землеустройства определяется Правительством Российской Федерации.
Согласно Правилам установления на местности границ объектов землеустройства, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, установление на местности границ объекта землеустройства (вынос границ на местность) выполняется по координатам характерных точек таких границ (точек изменения описания границ объекта землеустройства и деления их на части), сведения о которых содержатся в государственном кадастре недвижимости.
В соответствии с п. п. 1.1, 1.2, 1.3 Инструкции по межеванию земель, утвержденной Роскомземом ДД.ММ.ГГГГ, межевание земель представляет собой комплекс работ по установлению, восстановлению и закреплению на местности границ земельного участка, определению его местоположения и площади. Установление и закрепление границ на местности выполняют при получении гражданами и юридическими лицами новых земельных участков, при купле-продаже, мене, дарении всего или части земельного участка, а также по просьбе граждан и юридических лиц, если документы, удостоверяющие их права на земельный участок, были выданы без установления и закрепления границ на местности. Восстановление границ земельного участка выполняют при наличии межевых споров, а также по просьбе граждан и юридических лиц в случае полной или частичной утраты на местности межевых знаков и других признаков границ принадлежащих им земельных участков.
С ДД.ММ.ГГГГ отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету, а также ведение Единого государственного реестра недвижимости регулируются Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ «218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости»).
В соответствии с ч. 2 ст. 1 названного Федерального закона Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, а согласно ч. 5 названной статьи государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Исходя из ч.ч. 1, 2 ст. 7 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости», одним из принципов ведения Единого государственного реестра недвижимости (состоящего, в том числе из реестра объектов недвижимости - кадастра недвижимости и реестра границ) является достоверность сведений.
В соответствии с положениями ст. 8 указанного Федерального закона в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости (ч. 1). К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков (ч. 2).
Согласно ст. 13 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» внесение сведений в Единый государственный реестр недвижимости осуществляется органом регистрации прав, в том числе: в результате государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав - при внесении основных сведений об объекте недвижимости и сведений о правах, об ограничениях прав и обременениях объекта недвижимости, о сделках, подлежащих на основании федерального закона государственной регистрации.
Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке (п. 1 ст. 14 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости»).
Согласно положениям ст. 18 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы: документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
В соответствии с п. 2 ст. 14 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются в том числе: межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ.
Статьей 22 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» предусмотрено, что межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или выписки из Единого государственного реестра недвижимости о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.
В межевом плане указываются:
1) сведения об образуемых земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете земельного участка или земельных участков;
2) сведения о части или частях земельного участка в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете части или частей земельного участка;
3) новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете земельного участка или земельных участков, в том числе в целях исправления указанной в части 3 статьи 61 настоящего Федерального закона ошибки в описании местоположения границ земельного участка.
В случае, если в соответствии с федеральным законом местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию, межевой план должен содержать сведения о проведении такого согласования.
Местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.
Согласно п.10 ст. 22 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» (в ранее действовавшей редакции) при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
В силу положений п. 20 ч. 1 ст. 26, ст. 27 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» осуществление государственного кадастрового учета земельного участка не может быть осуществлено если границы земельного участка, о государственном кадастровом учете которого и (или) государственной регистрации прав на который представлено заявление, пересекают границы другого земельного участка, сведения о котором содержатся в Едином государственном реестре недвижимости (за исключением случая, если другой земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости).
В соответствии с ч. 3 ст. 61 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы или комплексные кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке межведомственного информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом, либо в порядке, установленном до дня вступления в силу настоящего Федерального закона (далее - реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке межведомственного информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки (документов, обеспечивающих исполнение такого решения суда). Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.
В случаях, если существуют основания полагать, что исправление технической ошибки в записях и реестровой ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, такое исправление производится только по решению суда. В суд с заявлением об исправлении технической ошибки в записях и реестровой ошибки также вправе обратиться орган регистрации прав (ч. 4 ст. 61 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости»).
Статья 60 ЗК РФ предусматривает, что действия, нарушающие права на землю граждан или создающих угрозу их нарушения, могут быть пресечены в том числе путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В судебном заседании установлено, что ФИО3 является собственником земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №
ФИО2 является собственником земельного участка, категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства, общей площадью 1200 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый номер №, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним ДД.ММ.ГГГГ сделана запись о регистрации №, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права № Согласно Акту выноса границы земельного участка на местности (в натуру) от ДД.ММ.ГГГГ с кадастровым номером №, по адресу: <адрес>, в результате обследования земельного участка на местности определились 5 точек (т.1*,т.4*, т.5*, т.6*, т.7*). Также определялся фактически забор по точкам 8*,9*,10*. Вынос границ осуществлен на основе данных, содержащихся в кадастровом плане территории №№ от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно данным, указанным в настоящем Акте, границы земельного участка ФИО2 с кадастровым номером №, по адресу: <адрес>, по сведениям ЕГРН накладываются на фактическое землепользование ФИО3
В целях установления причин возникновения несоответствия координат земельных участков с фактическим землепользованием ФИО3 обратилась к кадастровому инженеру ФИО9
Согласно заключению кадастрового инженера ФИО10 от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок с кадастровым номером № расположенный по адресу: <адрес> принадлежащий на праве собственности ФИО2, а также земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, принадлежащий на праве собственности ФИО3, поставлены на государственный кадастровый учет по материалам комплексных кадастровых работ.
Комплексные кадастровые работы были проведены специалистами ООО «ГлавГеоСтандарт» по муниципальному контракту от ДД.ММ.ГГГГ с администрацией <адрес>. Работы завершены в 2022 году.
Комплексные кадастровые работы были проведены по материалам аэрофотосъемки масштаб 1:500 в системе координат МСК-70. В <адрес> местная система координат введена в 2010 году.
Кадастровый инженер, проводивший комплексные кадастровые работы должен был учесть, что земельные участки, границы которых поставлены на государственный кадастровый учет после 2010 в системе координат МСК-70 с нормативной точностью, по утвержденной схеме расположения на кадастровом плане территории, на которой указаны координаты, не подлежат изменению и должны были взяты в учет по координатам, утвержденным в схеме расположения на кадастровом плане территории.
Границы всех остальных земельных участков формируются по фактическому использованию земельных участков с учетом исходных документов, а также максимальных и минимальных размеров земельных участков, принятых правилами землепользования и застройки, установленных в данном поселении.
Датой подготовки межевого плана, подготовленного в результате выполнения кадастровых работ в связи с уточнением метаположения границ и (или) площади земельного участка с кадастровым номером № расположенного по адресу: <адрес>, является ДД.ММ.ГГГГ.
Межевание земельного участка с кадастровым номером № проведено согласно Постановлению <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, об уточнении границы земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>.
Согласно п.2 указанного Постановления утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории по адресу: <адрес>, согласно приложению.
В указанном Приложении указаны номер и дата Постановления, ведомость координат и согласования, в том числе <адрес>, собственник ФИО2
Координаты в межевом плане полностью соответствуют координатам в утвержденном приложении.
Кроме того, в межевом плане имеется Акт согласования местоположения границы земельного участка со стороны земельного участка с кадастровым номером №. Граница согласована правообладателем – ФИО2.
Со стороны земельного участка с кадастровым номером №, по адресу: <адрес>, правообладателем которого является ФИО1, граница также согласована его правообладателем.
В Акте выноса границы земельного участка с кадастровым номером №, по адресу: <адрес>, граница вынесена по координатам комплексных кадастровых работ. Координаты в Акте выноса границ и в Выписке из ЕГРН на данный земельный участок совпадают.
По предоставленным материалам была подготовлена укрупненная (масштаб 1:250) схема расположения на кадастровом плане территории № земельных участков с кадастровыми номерами № и №, на которой красным цветом отражены границы по материалам межевания 2014 и желтым цветом отражены границы земельных участков по материалам комплексных кадастровых работ 2022.
Из схемы следует, что со стороны земельного участка с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, граница земельного участка с кадастровым номером № сместилась от ранее согласованной в северо-восточном направлении на 1,09 м.
Граница участка, проходящая между земельными участками по адресу: <адрес> и <адрес>, по материалам аэрофотосъемки (ортофотоплан) никакие хозяйственные постройки не пересекает.
Со стороны земельного участка с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, граница земельного участка с кадастровым номером № сместилась от ранее согласованной в северо-западном направлении на 1,16 м и пересекает все хозяйственные постройки, принадлежащие земельному участку по <адрес>.
Таким образом, межевой план, подготовленный в результате выполнения кадастровых работ в связи с уточнение местоположения границ и (или) площади земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, содержит координаты, устанавливающие местоположение границ земельного участка, определенные и согласованные в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
По результатам комплексных кадастровых работ сведения в ЕГРН содержат координаты, устанавливающие местоположение границ земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, определенные с нарушением действующего законодательства Российской Федерации, то есть с реестровой ошибкой.
Согласно ст. 6 ЗК РФ земельный участок как объект права собственности и иных прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.
На период возникновения спорных правоотношений по определению границ земельных участков отношения, возникающие в связи с осуществлением кадастровой деятельности регулировались Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» (далее Закон о кадастре).
Результатом кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления о постановке на учет земельного участка или земельных участков, об учете изменений земельного участка или учете части земельного участка является межевой план (ч. 1 ст. 37 указанного Закона о кадастре).
В соответствии с ч. 1 ст. 38 Закона о кадастре (в редакции, действующей в период спорных правоотношений) межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках. В межевом плане указываются сведения об образуемых земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления о постановке на учет земельного участка или земельных участков, новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете изменений земельного участка или земельных участков. Местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ.
В соответствии с ч. 3 ст. 38, ст. 39 Закона о кадастре местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию (далее - согласование местоположения границ) с заинтересованными лицами, в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости.
Как установлено в судебном заседании, координаты земельного участка с кадастровым номером № по адресу: Томская область, г. Колпашево, ул. Селекционная, 87 были установлены Межевым планом от ДД.ММ.ГГГГ по системе координат МСК-70, данный земельный участок поставлен на кадастровый учет. Соответственно сведения о данном земельном участке были внесены в кадастровый план соответствующей территории.
Учитывая, что координаты земельного участка № были уточнены, также были уточнены границы остальных смежных участков, согласование местоположения границ подлежало в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию с заинтересованными лицами.
Перечень заинтересованных лиц определен в ч. 3 ст. 39 Закона о кадастре и к ним относятся в том числе лица, обладающими смежными земельными участками на праве собственности, аренды (если такие смежные земельные участки находятся в государственной или муниципальной собственности и соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет).
Таким образом, при выполнении кадастровых работ и подготовке Межевого плана от ДД.ММ.ГГГГ согласование местоположения границ в установленном настоящим Федеральным законом порядке подлежало с собственниками и выступающими от их имени лицами смежных участков: ФИО2 и ФИО1
Из положений частей 1, 2, 3 ст. 40 Закона о кадастре следует, что результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана. Местоположение границ земельного участка считается согласованным при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей, за исключением предусмотренного частью 3 ст. 40 случая. К межевому плану прилагаются документы, подтверждающие соблюдение установленного настоящим Федеральным законом порядка извещения. Данные документы являются неотъемлемой частью межевого плана.
Постановлением Администрации Колпашевского района № от ДД.ММ.ГГГГ уточнены границы земельного участка из состава земель населенных пунктов, с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, для индивидуального жилищного строительства, принята площадь участка равной 1 618 кв.м. Утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, согласно Приложению.
Согласно схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории №, расположенного по адресу: <адрес>, земельный участок от т.н 1 до т.н. 2 граничит с землями находящимися в государственной собственности в кадастровом квартале №, от т.н. 2 до т.н. 3 граничит с землями участка <адрес> с кадастровым номером №, от т.н. 3 до т.н. 4 граничит с землями находящимися в государственной собственности в кадастровом квартале №, от т.н. 4 до т.н. 1 с земельным участком по <адрес> с кадастровым номером №. Координаты границ земельного участка н.1 553665.21/4209018,74; н.2 553658/420939.12; н.3 553587,56/4209003,92; н.4 553598,57/4208986,09; н.1 553665,21/420918,74.
Схема согласована с правообладателем земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> – ФИО2, а также с правообладателем земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> – ФИО1
Межевым планом от ДД.ММ.ГГГГ выполнены кадастровые работы в связи уточнением местоположения границ и (или) площади земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, по системе координат МСК-70. Координаты о характерных точках границ уточняемого земельного участка с кадастровым номером №: н.1 - 553665.21/4209018,74; н.2 - 553658/420939.12; н.3 - 553587,56/4209003,92; н.4 - 553598,57/4208986,09; н.1 - 553665,21/420918,74.
Анализ содержания Схемы расположения земельного участка ДД.ММ.ГГГГ и Межевого плана от ДД.ММ.ГГГГ свидетельствует о том, что координаты всех поворотных точек земельного участка кадастровый номер № в Межевом плане соответствуют координатам поворотных точек в Схеме.
Определением Колпашевского городского суда Томской области от ДД.ММ.ГГГГ по делу была назначена землеустроительная экспертиза, производство которой поручено АНО «Томский центр экспертиз».
Согласно выводам заключения комиссии экспертов № от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с Постановление Администрации Колпашевского района Томской области от ДД.ММ.ГГГГ № уточнены границы земельного участка с кадастровым номером № (<адрес>) согласно схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории, площадь земельного участка принята – 1618 кв.м. В состав Схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, утвержденной Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ №, присвоены значения уточненных координат характерных точек границ земельного участка с кадастровым номером № (<адрес>). Графически местоположение границ участка, в соответствии с утвержденной Схемой. Сведения в ЕРГН о местоположении границ земельного участка с кадастровым номером № (<адрес>) были вынесены на основании Межевого плана, исполненного ДД.ММ.ГГГГ кадастровым инженером ФИО7, в результате выполнения кадастровых работ в связи с уточнением местоположения границ и (или) площади земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>. В качестве документов, определяющих границы земельного участка при проведении кадастровых работ в 2014 году использовано Постановление Администрации Колпашевского района Томской области от ДД.ММ.ГГГГ №. Местоположение уточненных границ земельного участка с кадастровым номером № (<адрес>) при проведении кадастровых работ в 2014 году соответствуют постановлению от ДД.ММ.ГГГГ №. Сведения в ЕГРН о местоположении границ и площади земельного участка с кадастровым номером № (<адрес>) были уточнены в ЕГРН в 2021 на основании Карты-плана территории. Выявлены признаки наличия ошибки в местоположении границ земельного участка с кадастровым номером № (<адрес>) по результатам кадастровых работ 2021, данные сведения в ЕГРН классифицируются как реестровая ошибка.
В соответствии с ч. 3 и 4 ст. 67 ГПК РФ суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Результаты оценки доказательств суд обязан отразить в решении, в котором приводятся мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими.
При таком положении суд может отвергнуть заключение экспертизы в том случае, если это заключение явно находится в противоречии с остальными доказательствами по делу, которые бы каждое в отдельности и все они в своей совокупности, бесспорно подтверждали ошибочность и необоснованность приведенных в экспертном заключении выводов и, следовательно, недостоверный характер экспертного заключения в целом.
Заключение судебной землеустроительной экспертизы, отвечает требованиям статьи 86 ГПК РФ, так как содержит подробное описание произведенных исследований, сделанные в результате их выводы и обоснованные ответы на поставленные вопросы; в обоснование сделанных выводов эксперт привел соответствующие данные.
Учитывая, что выводы эксперта в рамках судебной экспертизы фактически и исследовательски обоснованы, избранная методика исследования закону не противоречит, экспертное исследование отвечает принципам обоснованности и однозначности, суд признает результаты судебной экспертизы в качестве допустимого и достоверного средства доказывания.
Экспертиза проведена на основании определения суда, заключение содержит необходимые исследования, ссылки на нормативно-техническую документацию, использованную при производстве экспертизы, эксперт предупрежден об уголовной ответственности, предусмотренной статьей 307 УК РФ.
Согласно исследовательской части заключения объектами исследования экспертов явились: земельные участки: кадастровый номер № расположенный по адресу: <адрес>, и кадастровый номер №, расположенный по адресу: <адрес>.
Экспертом проведено полевое геодезическое обследование, в ходе которого определено местоположение существующего на дату производства экспертизы закрепления границ земельного участка, исполнена топографическая основа. Положение на местности характерных точек границы земельного участка и характерных точек контура здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке описано их плоскими прямоугольными координатами, вычисленными в системе координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости – МСК-70. При проведении исследования исполнена топографическая основа в системе координат, принятой для ведения ЕГРН (МСК-70).
При таких обстоятельствах, суд считает, что доводы ФИО3 о неверном определении местоположения границ земельного участка с кадастровым номером № принадлежащего ФИО2 о наличии реестровой ошибки, допущенной при определении границ его участка, подтверждены.
Разрешая требования ФИО3 в части признания результатов комплексных кадастровых работ в части установления границ земельных участков с кадастровым номером № и кадастровым номером № недействительными, суд исходит из следующего.
Согласно части 1 статьи 42.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №221-ФЗ «О кадастровой деятельности» под комплексными кадастровыми работами в целях настоящего Федерального закона понимаются кадастровые работы, которые выполняются одновременно в отношении всех расположенных на территории одного кадастрового квартала или территориях нескольких смежных кадастровых кварталов, или территориях, указанных в части 1 статьи 42.11 настоящего Федерального закона (далее - территория выполнения комплексных кадастровых работ):
1) земельных участков, сведения Единого государственного реестра недвижимости о которых не соответствуют установленным на основании Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» требованиям к описанию местоположения границ земельных участков.
В силу части 2 42.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №221-ФЗ «О кадастровой деятельности» в результате выполнения комплексных кадастровых работ: 1) осуществляется уточнение местоположения границ земельных участков; 2) осуществляется установление или уточнение местоположения на земельных участках зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, указанных в части 1 настоящей статьи; 3) обеспечивается образование земельных участков, на которых расположены здания, в том числе многоквартирные дома, сооружения, за исключением сооружений, являющихся линейными объектами; 4) обеспечивается образование земельных участков общего пользования, занятых площадями, улицами, проездами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами; 5) обеспечивается исправление реестровых ошибок в сведениях Единого государственного реестра недвижимости о местоположении границ земельных участков и контуров зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 42.6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №221-ФЗ «О кадастровой деятельности» при выполнении комплексных кадастровых работ исполнитель комплексных кадастровых работ: 1) получает или собирает документы, содержащие необходимые для выполнения комплексных кадастровых работ исходные данные.
Часть 3 статьи 42.6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №221-ФЗ «О кадастровой деятельности», для определения местоположения границ земельных участков при выполнении комплексных кадастровых работ могут использоваться материалы землеустроительной документации, содержащейся в государственном фонде данных, полученных в результате проведения землеустройства, материалы и пространственные данные федерального фонда пространственных данных, ведомственных фондов пространственных данных, фондов пространственных данных субъектов Российской Федерации, ситуационные планы, содержащиеся в технических паспортах расположенных на земельных участках объектов недвижимости, хранившихся по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в органах и организациях по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации в составе учетно-технической документации об объектах государственного технического учета и технической инвентаризации, планово-картографические материалы, имеющиеся в органах местного самоуправления муниципальных районов, органах местного самоуправления муниципальных округов, городских округов, органах местного самоуправления поселений, документы о правах на землю и иные документы, содержащие сведения о местоположении границ земельных участков. Для определения местоположения границ лесных участков при выполнении комплексных кадастровых работ используются сведения государственного лесного реестра.
В силу статьи 42.7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №221-ФЗ «О кадастровой деятельности» устанавливает порядок извещения о начале выполнения комплексных кадастровых работ, а именно: в течение десяти рабочих дней со дня заключения контракта на выполнение комплексных кадастровых работ заказчик комплексных кадастровых работ обеспечивает информирование граждан и юридических лиц о начале выполнения комплексных кадастровых работ путем: 1) размещения извещения о начале выполнения комплексных кадастровых работ в печатном средстве массовой информации и сетевом издании, в которых осуществляется обнародование (официальное опубликование) муниципальных правовых актов или правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя, если заказчиком комплексных кадастровых работ является орган исполнительной власти такого субъекта Российской Федерации; 2) размещения извещения о начале выполнения комплексных кадастровых работ на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (при наличии официального сайта); 3) размещения или обеспечения размещения извещения о начале выполнения комплексных кадастровых работ на информационных щитах органов местного самоуправления муниципального района, муниципального округа, городского округа или поселения, на территориях которых планируется выполнение комплексных кадастровых работ, в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд и на иных информационных щитах, расположенных на территории, на которой планируется выполнение комплексных кадастровых работ; 4) направления извещения о начале выполнения комплексных кадастровых работ в орган местного самоуправления поселения, на территории которого выполняются комплексные кадастровые работы, в случае, если заказчиком комплексных кадастровых работ является орган местного самоуправления муниципального района, для размещения на официальном сайте поселения в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (при наличии официального сайта); 5) направления извещения в исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого выполняются комплексные кадастровые работы, в случае, если заказчиком комплексных кадастровых работ является орган местного самоуправления, для размещения на его официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и для опубликования в печатном средстве массовой информации и сетевом издании, в которых осуществляется обнародование (официальное опубликование) правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, иной официальной информации; 6) направления извещения в орган регистрации прав для размещения на его официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и отображения сведений о территории выполнения комплексных кадастровых работ на кадастровых картах, в том числе публичных кадастровых картах.
Исполнитель комплексных кадастровых работ направляет извещение о начале выполнения комплексных кадастровых работ по адресам и (или) адресам электронной почты правообладателей объектов недвижимости, являющихся объектами комплексных кадастровых работ (при наличии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости) (часть 2).
Исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого выполняются комплексные кадастровые работы, орган местного самоуправления поселения в случае, указанном в пункте 4 части 1 настоящей статьи, орган регистрации прав не более чем в течение трех рабочих дней со дня получения извещения о начале выполнения комплексных кадастровых работ размещают такое извещение на своих официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (при их наличии). Такое извещение должно быть доступно для прочтения в течение не менее чем тридцать дней со дня его размещения. Указанный исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации также обеспечивает опубликование извещения о начале выполнения комплексных кадастровых работ в печатном средстве массовой информации и сетевом издании, в которых осуществляется обнародование (официальное опубликование) правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, иной официальной информации (часть 3).
В извещении о начале выполнения комплексных кадастровых работ в соответствии с контрактом на выполнение комплексных кадастровых работ, договором подряда на выполнение комплексных кадастровых работ должны быть указаны: 1) сведения о субъекте Российской Федерации, муниципальном образовании, населенном пункте, уникальные учетные номера кадастровых кварталов, а также иные сведения, позволяющие определить местоположение территории, на которой выполняются комплексные кадастровые работы. Если комплексные кадастровые работы выполняются на территории лесничества, в описании территории, на которой выполняются комплексные кадастровые работы, дополнительно указываются наименование лесничества, номера лесных кварталов; 2) планируемый период выполнения комплексных кадастровых работ и график их выполнения; 3) сведения о заказчике комплексных кадастровых работ, в том числе его адрес и (или) адрес электронной почты и номер контактного телефона; 4) сведения об исполнителе комплексных кадастровых работ, в том числе его адрес и (или) адрес электронной почты и номер контактного телефона, а также сведения о саморегулируемой организации в сфере кадастровых отношений, если кадастровый инженер или кадастровые инженеры, которые будут выполнять комплексные кадастровые работы, являются членами такой организации; 5) информация о том, что правообладатели земельных участков, зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства вправе предоставить исполнителю комплексных кадастровых работ имеющиеся у них материалы и документы в отношении указанных объектов недвижимости, а также заверенные в порядке, установленном частями 1 и 9 статьи 21 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», копии документов, устанавливающих или подтверждающих права на указанные объекты недвижимости, которые считаются в соответствии с частью 4 статьи 69 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» ранее учтенными, но сведения о которых отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости либо права на которые возникли до дня вступления в силу Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и не прекращены и государственный кадастровый учет которых не осуществлен, для внесения сведений об указанных объектах недвижимости в Единый государственный реестр недвижимости в порядке, установленном частями 5 - 9 статьи 69 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», а также сведения об адресе правообладателя и (или) об адресе электронной почты правообладателя.
Если в отношении объектов недвижимости планируется выполнение комплексных кадастровых работ, правообладатели этих объектов недвижимости вправе представить в письменной форме в течение тридцати рабочих дней со дня опубликования извещения о начале выполнения комплексных кадастровых работ исполнителю комплексных кадастровых работ сведения об адресе правообладателя и (или) об адресе электронной почты правообладателя. В отношении объектов недвижимости, которые расположены на территории выполнения комплексных кадастровых работ, считаются в соответствии с частью 4 статьи 69 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» ранее учтенными объектами недвижимости, но сведения о которых отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости либо права на которые возникли до дня вступления в силу Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и не прекращены и государственный кадастровый учет которых не осуществлен, заинтересованные лица вправе предоставить заверенные в установленном частями 1 и 9 статьи 21 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» порядке копии документов, устанавливающих или подтверждающих права на эти объекты недвижимости. Исполнитель комплексных кадастровых работ обязан представить в орган регистрации прав для внесения соответствующих сведений в государственный кадастр недвижимости: 1) заявления о внесении сведений о ранее учтенных объектах недвижимости с приложением полученных от указанных в настоящей части лиц копий документов, заверенных в установленном частями 1 и 9 статьи 21 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» порядке и устанавливающих или подтверждающих права на объекты недвижимости, которые расположены на территории выполнения комплексных кадастровых работ, считаются в соответствии с частью 4 статьи 69 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» ранее учтенными объектами недвижимости, но сведения о которых отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости либо права на которые возникли до дня вступления в силу Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и не прекращены и государственный кадастровый учет которых не осуществлен, - до дня начала разработки проекта карты-плана территории; 2) заявление о внесении в Единый государственный реестр недвижимости сведений об адресе правообладателя и (или) адресе электронной почты правообладателя с приложением сведений об адресах и (или) адресах электронной почты, полученных в порядке, установленном настоящей частью, - не менее чем за пять дней до дня опубликования, размещения и направления извещения о проведении заседания согласительной комиссии по вопросу согласования местоположения границ земельных участков, содержащего в том числе уведомление о завершении подготовки проекта карты-плана территории.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между Администрацией Колпашевского района и обществом с ограниченной ответственностью «ГлавГеоСтрой» заключен муниципальный контракт № на выполнение комплексных кадастровых работ с техническим заданием (Приложение № к Контракту) со сроком завершения работ до ДД.ММ.ГГГГ включительно.
Из приложения к техническому заданию следует, что сторонами по контракту от ДД.ММ.ГГГГ № установлен перечень кадастровых кварталов муниципального образования «Колпашевский район», в который вошел квартал №.
Согласно техническому заданию на выполнение комплексных кадастровых работ (приложение № к контракту №) Объекты комплексных кадастровых работ, расположенные в кадастровых кварталах, указанных в приложении к настоящему техническому заданию (далее - объекты комплексных кадастровых работ):
1) земельные участки, сведения Единого государственного реестра недвижимости о которых не соответствуют установленным на основании Федерального закона №218-ФЗ требованиям к описанию местоположения границ земельных участков;
2) земельные участки, занятые площадями, улицами, проездами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами общего пользования и другими объектами (территориями) общего пользования, и земельные участки, на которых расположены многоквартирные дома, если образование таких земельных участков предусмотрено утвержденным в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, проектом межевания территории;
3) занятые зданиями, сооружениями (за исключением линейных объектов) земельные участки, расположенные в границах территории, применительно к которой в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, утвержден проект межевания территории, если образование таких земельных участков предусмотрено данным проектом межевания территории;
4) земельные участки, расположенные в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, в соответствии с утвержденным в порядке, предусмотренном законодательством о градостроительной деятельности, проектом межевания территории либо утвержденным проектом организации и застройки территории или иным документом, устанавливающим распределение земельных участков в границах такой территории, на основании указанных проекта или документа (при наличии таких утвержденных проекта или документа);
5) здания, сооружения (за исключением линейных объектов), а также объекты незавершенного строительства, сведения о которых содержатся в Едином государственном реестре недвижимости.
Согласно пунктам 3.1, 3.2 технического задания на выполнение комплексных кадастровых работ (приложение № к контракту №) целью является выполнение комплексных кадастровых работ в отношении объектов комплексных кадастровых работ. Задачи работ: 1) уточнить местоположение границ земельных участков, расположенных на территории кадастровых кварталов, указанных в приложении к настоящему техническому заданию; 2) установить или уточнить местоположение на земельных участках зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, права на которые зарегистрированы в установленном Федеральным законом №218-ФЗ порядке, в границах кадастровых кварталов, указанных в приложении к настоящему техническому заданию; 3) обеспечить образование земельных участков, на которых расположены здания, в том числе многоквартирные дома, сооружения, за исключением сооружений, являющихся линейными объектами, а также земельных участков общего пользования, занятых площадями, улицами, проездами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами в кадастровых кварталах, указанных в приложении к настоящему техническому заданию; 4) обеспечить исправление реестровых ошибок в сведениях о местоположении границ объектов недвижимости в кадастровых кварталах, указанных в приложении к настоящему техническому заданию.
Пункт 7.1.1 технического задания на выполнение комплексных кадастровых работ (приложение № к контракту №) включает проведение подрядчиком следующих мероприятий: 1) получение или сбор документов, необходимых для выполнения комплексных кадастровых работ, исходных данных, в объеме, предусмотренном Федеральным законом №221-ФЗ; 2) уведомление правообладателей объектов комплексных кадастровых работ, указанных в разделе 2 настоящего технического задания, о начале выполнения таких работ в порядке, определенном частями 2, 4, 5 статьи 42.7 Федерального закона №221-ФЗ;
Пункт 7.1.2 технического задания на выполнение комплексных кадастровых работ (приложение № к контракту №), по результатам выполнения подготовительной части работ подрядчиком представляются заказчику в срок до ДД.ММ.ГГГГ: 1) сведения об уведомлении правообладателей; 2) сведения об уточнении адресов земельных участков (адресные реестры).
Администрацией Колпашевского района и ООО «ГлавГеоСтрой» не представлено суду доказательств, что подрядчик произвел сбор документов, необходимых для выполнения комплексных кадастровых работ по земельным участкам, произвел обследование земельных участков с кадастровым номером № и №, что уведомил правообладателей указанных земельных участков о начале выполнения комплексных кадастровых работ, что данные уведомления были получены Администрацией Колпашевского района до ДД.ММ.ГГГГ.
В силу подпункта 1 пункта 7.2.1 технического задания на выполнение комплексных кадастровых работ (приложение № к контракту №) ООО «ГлавГеоСтрой» взял на себя обязанность обследование объектов комплексных кадастровых работ, определение их характеристик и местоположения.
Более того, если бы подрядчик выполнил обязанность предусмотренную подпунктом 1 пункта 7.2.1 технического задания на выполнение комплексных кадастровых работ (приложение № к контракту №), по получению или сбору документов, необходимых для выполнения кадастровых работ, исходных данных, он знал бы о наличии спора между собственниками указанных выше земельных участков.
Также судом установлено, что со стороны Администрации Колпашевского района обязанности возложенные частью 1 статьи 42.7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №221-ФЗ «О кадастровой деятельности» выполнены. Извещение о начале выполнения комплексных кадастровых работ было опубликовано в газете «Советский Север» № от ДД.ММ.ГГГГ, на официальном сайте Администрации Колпашевского района, Департамента по управлению государственной собственностью Томской области, Управления Росреестра по Томской области Филиала ФГБУ «ФПК Росреестр» по Томской области.
Согласно части 1 статьи 42.8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №221-ФЗ «О кадастровой деятельности» уточнение местоположения границ земельных участков при выполнении комплексных кадастровых работ осуществляется по правилам, предусмотренным частью 10 статьи 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», в том числе с использованием документов, указанных в части 3 статьи 42.6 настоящего Федерального закона.
Часть 10 статьи 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» закрепляет, что при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка его границами считаются границы, существующие на местности пятнадцать лет и более и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
В силу части 3 статьи 42.6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №221-ФЗ «О кадастровой деятельности» для определения местоположения границ земельных участков при выполнении комплексных кадастровых работ могут использоваться материалы землеустроительной документации, содержащейся в государственном фонде данных, полученных в результате проведения землеустройства, материалы и пространственные данные федерального фонда пространственных данных, ведомственных фондов пространственных данных, фондов пространственных данных субъектов Российской Федерации, ситуационные планы, содержащиеся в технических паспортах расположенных на земельных участках объектов недвижимости, хранившихся по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в органах и организациях по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации в составе учетно-технической документации об объектах государственного технического учета и технической инвентаризации, планово-картографические материалы, имеющиеся в органах местного самоуправления муниципальных районов, органах местного самоуправления муниципальных округов, городских округов, органах местного самоуправления поселений, документы о правах на землю и иные документы, содержащие сведения о местоположении границ земельных участков. Для определения местоположения границ лесных участков при выполнении комплексных кадастровых работ используются сведения государственного лесного реестра.
Так же суду не представлено доказательств того, что при выполнении комплексных кадастровых работ использовались: в том числе межевой план от ДД.ММ.ГГГГ подготовленный кадастровым инженером ФИО7.
С учетом изложенного, требование истца о признании недействительными результатов комплексных кадастровых работ в части установления границ земельных участков ответчика (с кадастровым номером №) и истца (кадастровый номер №), исключении из ЕГРН сведений о местоположении границ названных участков подлежат удовлетворению.
В силу ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Согласно п. 2 ч. 1 и п. 4 ч. 2 ст. 60 ЗК РФ нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случае его самовольного занятия, а действия, нарушающие права на землю, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права.
При этом, в силу ст. 3 ГПК РФ защите судом подлежит только нарушенное или оспариваемое право.
В соответствии с пунктом 1 статьи 88 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. В случае если иск удовлетворен частично, указанные судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.
Истец ФИО3 по данному делу понесла расходы в размере 300 рублей в связи с оплатой государственной пошлины, что подтверждается чеком по операции Сбербанк от ДД.ММ.ГГГГ.
Поскольку суд пришел к выводу об удовлетворении исковых требований в полном объеме, в то в соответствии со ст. 98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежит взысканию 300 рублей в счет возмещения расходов по уплате государственной пошлины.
В соответствии со ст. 94 ГПК РФ к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся, расходы на оплату услуг представителей, в том числе другие признанные судом необходимыми расходы.
Оценка обоснованности требований о возмещении судебных издержек осуществляется по общим правилам гражданского процессуального законодательства, результаты которой отражаются в судебном акте (часть 4 статьи 67 ГПК РФ).
В п. 2 постановления Пленума ВС РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела» указано, что к судебным издержкам относятся расходы, которые понесены лицами, участвующими в деле. Перечень судебных издержек, предусмотренный Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации, не является исчерпывающим. Так, расходы, понесенные истцом, административным истцом, заявителем в связи с собиранием доказательств до предъявления искового заявления, административного искового заявления, заявления в суд, могут быть признаны судебными издержками, если несение таких расходов было необходимо для реализации права на обращение в суд и собранные до предъявления иска доказательства соответствуют требованиям относимости, допустимости.
Согласно абзацу 3 пункта 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела», расходы на оформление доверенности представителя могут быть признаны судебными издержками, если такая доверенность выдана для участия представителя в конкретном деле или конкретном судебном заседании по делу.
В силу п. 10 Постановления Пленума ВС РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, лицо, заявляющее о взыскании судебных издержек, должно доказать факт их несения, а также связь между понесенными указанным лицом издержками и делом, рассматриваемым в суде с его участием. Недоказанность данных обстоятельств является основанием для отказа в возмещении судебных издержек.
Как видно из текста доверенности, выданной ДД.ММ.ГГГГ, ФИО3 уполномочивает ФИО13 представлять ее интересы во всех организациях и учреждениях любой формы собственности, перед любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в кадастровой палате, во всех судебных, административных и правоохранительных органах, органах дознания, прокуратуре, и иных правоохранительных органах, в том числе во всех судах судебной системы Российской Федерации со всеми правами, какие предоставлены законом заявителю, истцу, взыскателю, ответчику, третьему лицу, лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, защитнику, потерпевшему, его представителю.
Указанное свидетельствует о том, что нотариальная доверенность исходя из ее содержания выдана для участия представителя не только в настоящем гражданском деле.
При таких обстоятельствах, суд не находит оснований для взыскания расходов за совершение нотариального действия (оформление доверенности от ДД.ММ.ГГГГ) в сумме 2 300 рублей.
Разрешая вопрос о взыскании судебных расходов в части оплаты заключения кадастрового инженера, суд исходит из того, что в силу статьи 94 ГПК РФ к подлежащим возмещению расходам отнесены, в том числе, иные, признанные судом необходимыми по делу расходы. К таким расходам относится и заключение кадастрового инженера, поскольку оно принято судом в качестве доказательства по делу. Принятие судом решения, в том числе на основании заключения кадастрового инженера не исключает право ФИО3 на возмещение издержек по его оплате, в связи с чем, приходит к выводу о взыскании с ФИО2 в пользу ФИО3 20 000 рублей.
В соответствии со ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение, суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
В подтверждение понесенных расходов на оплату услуг представителя в размере 30 000 рублей истец представила только Дополнительное соглашение к договору на оказание юридических услуг от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного с ФИО13, согласно которому ФИО3 оплатила 15 000 рублей.
Согласно п.1.1 Дополнительного соглашения, заказчик поручает, а исполнитель принимает на себя обязательство оказать юридические услуги: участие в гражданском деле №.
Стоимость услуг составляет 15 000 рублей (п.2.1 Дополнительного соглашения).
В соответствии с п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела» разрешая вопрос о размере сумм, взыскиваемых в возмещение судебных издержек, суд не вправе уменьшать его произвольно, если другая сторона не заявляет возражения и не представляет доказательства чрезмерности взыскиваемых с нее расходов (часть 3 статьи 111 АПК РФ, часть 4 статьи 1 ГПК РФ, часть 4 статьи 2 КАС РФ). Вместе с тем в целях реализации задачи судопроизводства по справедливому публичному судебному разбирательству, обеспечения необходимого баланса процессуальных прав и обязанностей сторон (статьи 2, 35 ГПК РФ, статьи 3, 45 КАС РФ, статьи 2, 41 АПК РФ) суд вправе уменьшить размер судебных издержек, в том числе расходов на оплату услуг представителя, если заявленная к взысканию сумма издержек, исходя из имеющихся в деле доказательств, носит явно неразумный (чрезмерный) характер.
Разумными следует считать такие расходы на оплату услуг представителя, которые при сравнимых обстоятельствах обычно взимаются за аналогичные услуги. При определении разумности могут учитываться объем заявленных требований, цена иска, сложность дела, объем оказанных представителем услуг, время, необходимое на подготовку им процессуальных документов, продолжительность рассмотрения дела и другие обстоятельства (пункт 13 Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1).
Сам по себе факт несения судебных расходов стороной, в пользу которой принят судебный акт не означает их безусловного отнесения в полной сумме понесенных издержек на проигравшую сторону.
Взыскание расходов на оплату юридических услуг, понесенных лицом, в пользу которого принят судебный акт, с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах является элементом судебного усмотрения, направлено на пресечение злоупотреблений правом и на недопущение взыскания необоснованных или несоразмерных нарушенному праву сумм.
Оценочная категория разумности, лишенная четких критериев определенности в тексте закона, тем самым, позволяет суду по собственному усмотрению установить баланс между гарантированным правом лица на компенсацию имущественных потерь, связанных с правовой защитой нарушенного права или охраняемого законом интереса, с одной стороны, и необоснованным завышением размера такой компенсации вследствие принципа свободы договора, предусмотренного гражданским законодательством Российской Федерации с другой.
Определяя размер расходов по оплате услуг представителя, подлежащих взысканию в пользу заявителя, суд в совокупности принимает во внимание объём проведенной представителем ФИО13 работы по Дополнительному соглашению от ДД.ММ.ГГГГ, заключающейся в участии в одном судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ, категорию самого спора и его сложность, объём представленных по делу доказательств и результат оказанной представителем юридической помощи, исходя из соблюдения баланса интересов участвующих в деле лиц и соотношения судебных расходов с объёмом защищаемого права, наличие возражений представителя ответчика, полагает, что сумма заявленных ко взысканию судебных расходов в размере 30000 рублей в данном конкретном случае носит явно неразумный (чрезмерный) характер, не отвечает требованиям разумности и справедливости, не соответствует размеру оплаты услуг представителя, которые при сравнимых обстоятельствах обычно взимаются за аналогичные услуги.
С учетом заявленных требований, принципа разумности, степени сложности дела, характера спорных правоотношений, объема представленных суду доказательств, характера выполняемой представителем работы, суд считает возможным определить расходов по оплате услуг представителя в размере 5 000 рублей.
Таким образом, с ФИО2 в пользу ФИО3 подлежат взысканию судебные расходы по оплате услуг представителя, в размере 5000 рублей.
Рассматривая требование ФИО3 о взыскании понесенных транспортных расходов в размере 3 521 рубль 62 копейки (в том числе стоимость паромной переправы), связанных с прибытием ее представителя ФИО13 на автомобиле из г. Томска в г. Колпашево для участия в судебном заседании, суд исходит из следующего.
Согласно пункту 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела», транспортные расходы и расходы на проживание представителя стороны возмещаются другой стороной спора в разумных пределах исходя из цен, которые обычно устанавливаются за транспортные услуги, а также цен на услуги, связанные с обеспечением проживания, в месте (регионе), в котором они фактически оказаны (статьи 94, 100 ГПК РФ, статьи 106, 112 КАС РФ, статья 106, часть 2 статьи 110 АПК РФ).
Таким образом, при разрешении вопроса о взыскании судебных расходов в виде транспортных и иных издержек юридически значимым является установление связи указанных расходов с рассмотрением дела, их необходимости, оправданности и разумности исходя из цен, которые обычно устанавливаются за данные услуги.
Из вышеуказанных норм процессуального закона, во взаимосвязи с разъяснениями, содержащимися в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела», следует, что критериями отнесения расходов лица, в пользу которого состоялось решение суда, к судебным издержкам является наличие связи между этими расходами и делом, рассматриваемым судом с участием этого лица, а также наличие необходимости несения этих расходов для реализации права на судебную защиту. Размер таких понесенных и доказанных расходов может быть подвергнут корректировке (уменьшению) судом в случае его явной неразумности (чрезмерности), определяемой судом с учетом конкретных обстоятельств дела.
Поскольку оценка обоснованности требований о возмещении судебных издержек осуществляется по общим правилам гражданского процессуального законодательства, результаты оценки доказательств суд обязан отразить в судебном акте, в котором приводятся мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими (часть 4 статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Суд не находит оснований для взыскания с ответчика расходов на ГСМ и паромную переправу в размере 3 521 рубль 62 копейки, поскольку в материалы дела не представлено сведений о технических характеристиках транспортного средства представителя ФИО13, подтверждающих расход топлива с учетом расстояния от места судебного заседания и обратно. При этом, согласно сведениям, размещенным на официальном сайте Автовокзала «Томск» (www.avtovokzal-tomsk.ru) стоимость проезда на автобусе ДД.ММ.ГГГГ по маршруту Томск-Колпашево составляет 984 рубля 40 копеек, соответственно при прибытии представителя в судебное заседание указанным транспортом и обратно, истец понесла бы расходы в размере 1 968 рублей 80 копеек, в связи с чем суд считает необходимым определить расходы по оплате транспортных расходов в размере 1 968 рублей 80 копеек.
Разрешая вопрос о возмещении судебных издержек, связанных с назначением судебной, экспертизы, суд исходит из следующего.
В соответствии со ст. 79 ГПК РФ, определением от ДД.ММ.ГГГГ по делу назначена судебная землеустроительная экспертиза, производство которой поручено АНО «Томский центр экспертиз». Указанным определением расходы по производству экспертизы возмещаются за счет средств федерального бюджета – средств Управления судебного департамента в Томской области.
По итогам проведенной экспертизы, экспертным учреждением выставлен счет на сумму 70 224 рубля 00 копеек (акт от ДД.ММ.ГГГГ).
Частью 2 статьи 96 ГПК РФ предусмотрено, что денежные суммы, подлежащие выплате свидетелям, экспертам и специалистам, или другие связанные с рассмотрением дела расходы, признанные судом необходимыми, если вызов свидетелей, назначение экспертов, привлечение специалистов и другие действия, подлежащие оплате, осуществляются по инициативе суда, соответствующие расходы возмещаются за счет средств федерального бюджета.
На основании статьи 6 Федерального Конституционного закона №-ФКЗ «О судах общей юрисдикции» финансовое обеспечение деятельности федеральных судов общей юрисдикции осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета. Также в силу части 1 статьи 1 Федерального закона № 30-ФЗ № «О финансировании судов Российской Федерации» суды Российской Федерации финансируются за счет средств федерального бюджета.
При возложении обязанности по возмещению судебных расходов, следует исходить из системного толкования статей 96, 103 ГПК РФ, в соответствии с которыми указанные расходы подлежат возмещению за счет средств федерального бюджета в том случае, если дело рассмотрено судом федерального уровня.
Как следует из статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №7-ФЗ «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации», Судебный департамент, а также управления Судебного департамента в субъектах Российской Федерации и создаваемые им учреждения (далее - органы и учреждения Судебного департамента) образуют систему Судебного департамента.
Судебный департамент и управления Судебного департамента в субъектах Российской Федерации являются юридическими лицами, имеют гербовые печати со своими наименованиями и счета в банках.
В соответствии с подпунктом 20.1 пункта 1 статьи 6 указанного Федерального закона Судебный департамент финансирует возмещение издержек по делам, рассматриваемым судами и мировыми судьями, которые относятся на счет федерального бюджета.
В соответствии со статьей 5, частью 1 статьи 13, пунктом 6 статьи 14 того же Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ финансирование федеральных судов, мировых судей, органов судейского сообщества, органов и учреждений Судебного департамента осуществляется Судебным департаментом в пределах бюджетных ассигнований федерального бюджета, Управление Судебного департамента в субъекте Российской Федерации является органом Судебного департамента и в пределах своей компетенции финансирует возмещение издержек по делам, рассматриваемым районными судами, гарнизонными военными судами и мировыми судьями, которые относятся на счет федерального бюджета.
Из системного толкования названных положений следует, что судебные расходы, подлежат возмещению за счет средств выделенных на эти цели Управлению Судебного Департамента в Томской области.
Таким образом, суд признает расходы, связанные с проведением судебной экспертизы необходимыми для рассмотрения настоящего дела, на основании заключения эксперта установлены обстоятельства, имеющие юридическое значение для настоящего дела, в связи с чем на Управление Судебного департамента в Томской области подлежит возложению обязанность по перечислению АНО «Томский центр экспертиз» в счет оплаты за проведение экспертизы 70 224 рубля 00 копеек.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО3 к ФИО2 об установлении границ земельного участка, признании результата комплексных кадастровых работ в части установления границ земельных участков недействительными, исключении из ЕГРН сведений о местоположении границ земельных участков, взыскании судебных расходов, удовлетворить частично.
Установить границы земельного участка (кадастровый номер №, расположенного по адресу: <адрес>) в соответствии с межевым планом от ДД.ММ.ГГГГ подготовленного кадастровым инженером ФИО7
Признать результаты комплексных кадастровых работ проведенных в соответствии с муниципальным контрактом № от ДД.ММ.ГГГГ в части установления границ земельных участков ответчика ФИО2 (с кадастровым номером № по адресу: <адрес>) и истца ФИО3 (кадастровый номер № по адресу: <адрес>) недействительными, исключив из ЕГРН сведения о местоположении границ названных участков.
Настоящее решение является основанием для исключения из Единого государственного реестра недвижимости сведений о местоположении границ установленных по результатам комплексных кадастровых работ:
- земельного участка с кадастровым номером № расположенного по адресу: <адрес>;
- земельного участка с кадастровым номером № расположенного по адресу: <адрес>.
Взыскать с ФИО2 (ИНН №) в пользу ФИО3 судебные расходы, связанные с оплатой государственной пошлины в размере 300 рублей 00 копеек, с подготовкой заключения кадастрового инженера в размере 20 000 рублей, с оплатой услуг представителя в размере 5 000 рублей, с понесенными транспортными расходами 1 968 рублей 80 копеек, всего 27 268 (двадцать семь тысяч двести шестьдесят восемь) рублей 80 копеек.
Управлению Судебного департамента в Томской области произвести оплату за проведение судебной землеустроительной экспертизы Автономной некоммерческой организации «Томский центр экспертиз» (ИНН №/КПП № Банк: Филиал «Новосибирский» АО «АЛЬФА-БАНК» БИК № к/сч №, р/сч. № в размере 70 224 (семьдесят тысяч двести двадцать четыре) рубля 00 копеек.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Колпашевский городской суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья: Е.А. Роппель
В окончательной форме решение принято 12 июля 2024 года.
Судья: Е.А. Роппель
Подлинный судебный акт подшит в дело № 2-25/2024
Колпашевского городского суда Томской области
УИД 70RS0008-01-2023-001354-86