Решение по делу № 12-325/2023 от 07.06.2023

Дело № 12-325/2023

УИД: 91RS0001-01-2023-002819-96

РЕШЕНИЕ

    3 ноября 2023 года        г. Симферополь

Судья Железнодорожного районного суда г. Симферополя Республики Крым (г. Симферополь, ул. Хромченко, 6а) Уржумова Н.В.,

с участием защитника заявителя: <адрес> Республики Крым ФИО6 действующей на основании доверенности, представителя ОСП по <адрес> ГУФССП России по РК и г. ФИО3, действующей на основании доверенности,

рассмотрев в зале суда жалобу <адрес> Республики Крым на постановление начальника отделения – старшего судебного пристава ОСП по <адрес> ГУФССП по <адрес> и <адрес> ФИО4 по делу об административном правонарушении (административный протокол -АП) от ДД.ММ.ГГГГ, которым <адрес> признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей, -

у с т а н о в и л :

Постановлением начальника отделения – старшего судебного пристава ОСП по <адрес> ГУФССП России по <адрес> и <адрес> ФИО4 по делу об административном правонарушении (административный протокол -АП) от ДД.ММ.ГГГГ, <адрес> Республики Крым признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.

Не согласившись с постановлением, уполномоченный представитель <адрес> Республики Крым – ФИО5 подала жалобу, в порядке Главы 30 КоАП РФ, в которой просит: постановление начальника отделения – старшего судебного пристава ОСП по <адрес> ГУФССП России по <адрес> и <адрес> ФИО4 по делу об административном правонарушении (административный протокол -АП) от ДД.ММ.ГГГГ отменить, производство по делу – прекратить.

Жалоба мотивирована тем, что оснований для привлечения юридического лица к административной ответственности по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, не имелось, так как <адрес> Республики Крым приняты все предусмотренные законом меры по возможной реализации полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа; выполнение требований судебного пристава-исполнителя откладывалось по независящим от <адрес> причинам; <адрес>, ежеквартально, обращается в Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым – главному распорядителю бюджетных средств, с запросами по предоставлению субвенций на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений. Податель жалобы указывает, что юридическое лицо лишь тогда подлежит привлечению к административной ответственности за неисполнение требований судебного пристава-исполнителя, когда исполнение исполнительного документа возможно, и не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Поскольку решение суда не исполнено не по вине <адрес> Республики Крым, податель жалобы считает, что основания для привлечения к административной ответственности отсутствуют.

В судебном заседании защитник <адрес> Республики Крым ФИО6 поддержала жалобу, просила суд постановление должностного лица административного органа от ДД.ММ.ГГГГ отменить, производство по делу об административном правонарушении в отношении <адрес> Республики Крым - прекратить за отсутствием состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 17.15 КоАП РФ.

В судебном заседании представитель ОСП по <адрес> ГУФССП России по <адрес> и <адрес> ФИО7 просила жалобу заявителя отклонить за безосновательностью, постановление начальника отделения – старшего судебного пристава ОСП по <адрес> ГУФССП России по <адрес> и <адрес> ФИО4 по делу об административном правонарушении (административный протокол -АП) от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения.

Изучив доводы жалобы, заслушав пояснения защитника, представителя ОСП по <адрес> ГУФССП России по <адрес> и <адрес>, исследовав материалы по жалобе, вместе с представленными административным органом материалами, послужившими основанием для вынесения, оспариваемого подателем жалобы постановления должностного лица административного органа, представленные по запросу суда, и оценив все имеющиеся по делу доказательства в их совокупности, прихожу к следующим выводам.

В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ, судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.

В соответствии со ст.ст. 24.1, 26.1, 26.2 КоАП РФ по делу об административном правонарушении обстоятельства правонарушения должны быть выяснены всесторонне, полно, объективно и своевременно в их совокупности. Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность данного лица в его совершении и другие обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

В соответствии с ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Согласно ч. 1 ст. 105 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.

Частью 2 указанной статьи установлено, что при неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливает новый срок для исполнения.

Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, не обязано доказывать свою невиновность.

Как усматривается из материалов дела, вступившим в законную силу решением Симферопольского районного суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ по делу на <адрес> Республики Крым возложена обязанность предоставить ФИО1 благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений, в границах <адрес> Республики Крым, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 25 кв.м, за счет средств субвенции на обеспечение жилой площадью, детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемых из бюджета Республики Крым.

На основании вышеуказанного решения Симферопольским районным судом Республики Крым был выдан исполнительный лист от ДД.ММ.ГГГГ серии ФС .

ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем МОСП по ОИП УФССП России по <адрес> возбуждено исполнительное производство -ИП.

В постановлении о возбуждении исполнительного производства судебным приставом был установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе.

Судебным приставом-исполнителем МОСП по ОИП УФССП России по <адрес> в связи с неисполнением <адрес> Республики Крым требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, ДД.ММ.ГГГГ вынесено постановление о взыскании с <адрес> Республики Крым исполнительского сбора в размере 50 000 рублей. В постановлении установлен новый срок для исполнения требований исполнительного документа – до ДД.ММ.ГГГГ.

Постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по ОИП УФССП России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ исполнительное производство -ИП от ДД.ММ.ГГГГ для дальнейшего исполнения передано в ОСП по <адрес> УФССП России по <адрес>. Исполнительному производству присвоен новый -ИП.

Постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ должнику – <адрес> установлен новый срок для исполнения требований исполнительного документа до ДД.ММ.ГГГГ.

В связи с неисполнением требований исполнительного документа в установленный срок, судебным приставом-исполнителем ОСП по <адрес> ГУФССП России по <адрес> и <адрес> в отношении <адрес> Республики Крым составлен протокол об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ по признакам ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ. Протокол составлен без участия защитника администрации <адрес> Республики Крым, извещенной о месте и времени составления протокола об административном правонарушении.

Постановлением начальника отделения - старшего судебного пристава ОСП по <адрес> ГУФССП России по <адрес> и <адрес> ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ, <адрес> Республики Крым признана виновной в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 30 000 руб.

Действительно, неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ.

Вместе с тем в соответствии с ч.ч. 1, 4 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

В силу ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В силу положений ст. 26.1 КоАП РФ в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении.

Установление виновности предполагает доказывание вины лица в совершении противоправного действия (бездействия). В свою очередь отсутствие вины, а, следовательно, и состава административного правонарушения, в силу п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

Из анализа приведенных норм права следует, что факт наличия вины юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, должен быть установлен при рассмотрении дела об административном правонарушении. Обстоятельства, связанные с наличием вины, и доказательства, подтверждающие ее наличие, административный орган обязан отразить в постановлении о назначении административного наказания.

Отсутствие вины юридического лица предполагает объективную невозможность соблюдения установленных правил, необходимость принятия мер, не зависящих от юридического лица.

При проверке законности постановления административного органа о привлечении к административной ответственности в полномочия суда не входит установление признаков состава административного правонарушения, а проверяется правильность установления этих признаков административным органом. При этом суд не должен подменять административный орган в вопросе о наличии вины в действиях лица, привлекаемого к административной ответственности, поскольку эти обстоятельства подлежат установлению административным органом при вынесении постановления.

В соответствии с положениями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 59-ФЗ «О дополнительных гарантиях и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» гарантии на жилое помещение для указанной категории лиц устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов.

<адрес> Республики Крым является органом местного самоуправления, в связи, с чем ее финансовое обеспечение осуществляется в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с частью 3 статьи 20 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.

Согласно требованиям статьи 83 БК РФ, выделение бюджетных ассигнований на принятие новых видов расходных обязательств или увеличение бюджетных ассигнований на исполнение существующих видов расходных обязательств может осуществляться только с начала очередного финансового года при условии включения соответствующих видов бюджетных ассигнований в закон (решение) о бюджете, либо в текущем финансовом году после внесения соответствующих изменений в закон (решение) о бюджете при наличии соответствующих источников дополнительных поступлений в бюджет и (или) при сокращении бюджетных ассигнований по отдельным статьям расходов бюджета.

Органы местного самоуправления формируют специализированный жилищный фонд путем приобретения жилых помещений в муниципальную собственность в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

В соответствии со статьей 11 Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ -ЗРК/2014 «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в <адрес>» Финансирование расходов, связанных с осуществлением органами местного самоуправления переданных полномочий, осуществляется за счет субвенций, предоставляемых бюджетам соответствующих муниципальных образований из бюджета Республики Крым.

Общий объем субвенций на осуществление полномочий, предусмотренных частями 1 - 4 статьи 8 настоящего Закона, определяется исходя из количества лиц, имеющих право на предоставление жилых помещений в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и настоящим Законом, нормы предоставления жилого помещения, установленной настоящим Законом, и стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения, утвержденной приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.

Общий объем субвенций на осуществление полномочий, предусмотренных частями 5 и 6 статьи 8 настоящего Закона, определяется из расчета доли ребенка-сироты, долей детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих жилое помещение, за которым сохранено право пользования, в соответствии с настоящим Законом, количества указанных лиц (для выплаты средств на внесение платы за коммунальные услуги и содержание жилых помещений), а также исходя из заявок, представленных органами местного самоуправления на проведение ремонта жилых помещений (либо капитального ремонта), за которыми сохранено право пользования, в текущем финансовом году, и стоимости ремонта жилых помещений.

Субвенции, указанные в частях 2 и 3 настоящей статьи, распределяются между всеми городскими округами, муниципальными районами пропорционально количеству лиц, которым должно быть предоставлено жилое помещение в очередном финансовом году в соответствующем муниципальном образовании, и количеству лиц, имеющих жилые помещения, за которыми сохранено право пользования, и утверждаются законом Республики Крым о бюджете Республики Крым на очередной финансовый год и плановый период по каждому муниципальному образованию.

В связи с тем, что неисполнение требований неимущественного характера, содержащихся в исполнительном документе, в установленный судебным приставом-исполнителем срок обусловлено особенностями бюджетного финансирования, которое является основной причиной, по которой <адрес> не может исполнить решение суда, суд приходит к выводу об отсутствии в действиях <адрес> Республики Крым состава вмененного административного правонарушения.

Доказательств того, что <адрес> Республики Крым умышленно уклонилась от исполнения возложенной на нее решением суда обязанности по предоставлению квартиры в материалах дела не имеется.

В отличие от исполнительского сбора, который взыскивается судебным приставом-исполнителем в силу самого факта неисполнения в установленный срок требований исполнительного документа, если должник не представит доказательств наличия обстоятельств непреодолимой силы (ч. 2 ст. 112 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»), основанием административной ответственности за неисполнение требований, содержащихся в исполнительном документе, является вина должника (ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ).

В деле отсутствуют доказательства виновного бездействия Администрации.

При этом судом установлено, что Администрацией предпринимались меры, направленные на выделение дополнительных бюджетных средств, которые в необходимом объеме выделены не были.

Выполнение работ в целях исполнения требований исполнительного производства ведется <адрес> Республики Крым, исключительно, в объеме выделяемых из бюджета ассигнований на текущий год и не зависит исключительно от действий Администрации.

Таким образом, являясь органом управления муниципального образования и действуя на основании бюджета, утверждаемого представительным органом местного самоуправления, должник объективно не в состоянии исполнить решение суда в объеме большем, чем предусмотрено соответствующей статьей расходов бюджета.

Как указывалось выше, административная ответственность наступает лишь при наличии вины, бремя доказывания которой лежит на органе, должностном лице, осуществляющем производство по делу об административном правонарушении.

В свою очередь, лицо, привлекаемое к административной ответственности, вправе, но не обязано представлять доказательства своей невиновности, и такие доказательства <адрес> Республики Крым предоставлены.

Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в очередном финансовом году, ежеквартально формируется органами местного самоуправления и предоставляется для обобщения в Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым.

<адрес> Республики Крым в Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым практически ежеквартально предоставляется список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в <адрес>. В списке указаны 368 человек, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, а также вступившие в силу судебные решения, на основании которых администрацию <адрес> суд обязал предоставить жилые помещения лицам указанной категории граждан.

Сводный список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда, ведется Министерством образования, науки и молодежи Республики Крым.

Доведенная в соответствии с Законом Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ -ЗРК/2022 «О бюджете Республики Крым на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов» муниципальному образованию <адрес> предусмотрена субвенция на предоставление жилых помещений детям-сиротам, по договорам найма специализированных жилых помещений на приобретение 14 жилых помещений.

ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ заключены соглашения и между Министерством образования, науки и молодежи Республики Крым и <адрес> Республики Крым о предоставлении субвенции бюджетам муниципальных образований из бюджета Республики Крым на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений. Согласно данным соглашениям, 14 детей подлежат обеспечению жилым помещением в текущем году.

ДД.ММ.ГГГГ <адрес> направлено письмо в адрес Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым, где указан по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ Список детей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями – 368 человек, в том числе неисполненных решений об обязании <адрес> Республики Крым предоставить жилые помещения лицам указанной категории - 60 человек, и необходимости увеличении размеров финансирования на текущий год на приобретение жилых помещений для детей указанной категории (исх. от ДД.ММ.ГГГГ ).

Однако, дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ к соглашению от ДД.ММ.ГГГГ общий размер Субвенции, предоставляемой из бюджета Республики Крым бюджету <адрес> Республики Крым составляет в 2023 не более 3 352 965 рублей, субвенция предоставляется на приобретение <адрес> человеку, в связи с чем, 12 детей подлежат обеспечению жилым помещением в 2023 году.

При этом из материалов дела следует, что взыскатель по исполнительному документу ФИО1 был включен в Соглашение о предоставлении субвенции из бюджета Республики Крым бюджету муниципального образования <адрес> Республики Крым на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений от ДД.ММ.ГГГГ , заключенное между Министерством образования, науки и молодежи Республики Крым и администрацией <адрес> Республики Крым, в связи, с чем приобретение жилого помещения для ФИО1 запланировано в бюджете муниципального образования на 2023 год.

В рамках исполнительного производства -ИП администрацией ДД.ММ.ГГГГ в отделение судебных приставов по <адрес> ГУ ФССП по Республики Крым и <адрес> поданы пояснения.

Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, прихожу к выводу, что <адрес> Республики Крым предпринимаются все зависящие от неё меры, направленные на соблюдение требований действующего законодательства, предотвращение и устранение имеющихся нарушений, а также о наличии объективных препятствий в исполнении Администрацией решения суда.

Учитывая изложенное, прихожу к выводу, что в действиях <адрес> Республики Крым состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, отсутствует.

П. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ предусмотрено, что по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст.ст. 2.9, 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Таким образом, жалоба представителя <адрес> Республики Крым ФИО6 подлежит удовлетворению, постановление начальника отделения - старшего судебного пристава ОСП по <адрес> ГУФССП России по <адрес> и <адрес> ФИО4 по делу об административном правонарушении по ч. 1 ст. 17.15 KoАП РФ от ДД.ММ.ГГГГ (административный протокол -АП) – отмене, а производство по делу об административном правонарушении – прекращению за отсутствием в действиях <адрес> состава административного правонарушения на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6 - 30.8 КоАП РФ,

решил:

Жалобу <адрес> Республики Крым – удовлетворить.

Постановление начальника отделения – старшего судебного пристава ОСП по <адрес> ГУФССП России по <адрес> и <адрес> ФИО4 по делу об административном правонарушении (административный протокол -АП) от ДД.ММ.ГГГГ, которым <адрес> Республики Крым признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей – отменить.

Производство по делу об административном правонарушении в отношении <адрес> Республики Крым по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ – прекратить на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ.

Копию решения по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении направить в срок до трех суток после его вынесения физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых было вынесено постановление по делу.

Решение довести до сведения органа, должностного лица, исполняющих постановление, а также лица, в отношении которого вынесено решение, и потерпевшего в день вынесения решения.

Решение может быть обжаловано в порядке, установленном статьей 30.9 КоАП РФ.

Судья                                                                                 Н.В. Уржумова

12-325/2023

Категория:
Административные
Ответчики
Администрация Симферопольского районаОРеспублики Крым
Суд
Железнодорожный районный суд г. Симферополь
Судья
Уржумова Н.В.
Статьи

17.15

Дело на странице суда
zheleznodorozhniy.krm.sudrf.ru
07.06.2023Материалы переданы в производство судье
08.06.2023Истребованы материалы
18.09.2023Поступили истребованные материалы
11.10.2023Судебное заседание
03.11.2023Судебное заседание
03.11.2023Направление копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
07.11.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.11.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее