Копия Дело № 2-2304/2024
16RS0050-01-2024-002220-23
2.211
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
14 июня 2024 года
Приволжский районный суд города Казани Республики Татарстан
в составе председательствующего судьи И.А. Яруллина,
при секретаре судебного заседания А.Х. Арслановой,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Приволжского района города Казани, действующего в интересах неопределённого круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Южный» о возложении обязанности по направлению материалов для получения разрешительной документации,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Приволжского района города Казани, действующий в интересах неопределённого круга лиц, обратился в суд с заявлением к ООО «Южный» об установлении факта эксплуатации здания и территории в качестве объекта транспортной инфраструктуры – автовокзала, в обосновании указав, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения требований законодательства о транспортной безопасности при эксплуатации ООО «Южный» автовокзала. Проведенной проверкой установлено, что ООО «Южный» является собственником здания (территории), функционирующего в качестве автовокзала. Указанный объект включает в себя комплексы зданий, сооружений, которые размещены на специально отведенных территориях, предназначены для оказания услуг пассажирам и перевозчикам при осуществлении регулярных перевозок. Осуществляется ежедневное прибытие и отправление автобусов, перевозящих пассажиров и багаж в межрегиональном и межмуниципальном сообщении. Внутри здания имеется диспетчерская, кассы по продаже билетов, зал ожидания, туалеты для пассажиров, расписание маршрутов и движения автобусов, на прилегающей территории имеется открытая площадка для ожидания, места для прибывающих и убывающих автобусов, в том числе транзитных маршрутов. С указанного объекта выполняются межрегиональные маршруты регулярных перевозок и межмуниципальные маршруты регулярных перевозок. Одновременно на перрон может прибывать от 2-х и более автобусов различной вместительности. Исходя из количественных показателей критериев категорирования объекта транспортной инфраструктуры автомобильного транспорта, при совершении акта незаконного вмешательства, в том числе, террористической направленности, на данном объекте может быть причинен вред здоровью неограниченному кругу лиц. По имеющимся данным автовокзал «Южный» ранее был включен в реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств за реестровым номером № и ему была присвоена II категория. Согласно сведениям ФНС ДД.ММ.ГГГГ решением собственника ООО «Южный» наименование и основной вид деятельности изменены, основным видом указана аренда и управление собственным или арендованным имуществом (ОКВД 68.20). Вместе с тем после внесения изменений в ЕГРН суточный пассажирский поток в городе Казани фактически не изменился. При этом ООО «Южный» после внесения изменений в ЕГРН, с целью ухода от обязанности по исполнению требований законодательства в сфере обеспечения транспортной безопасности, предъявляемым к объектам транспортной инфраструктуры, представило в Федеральное дорожное агентство заведомо недостоверные сведения о прекращении деятельности автовокзала, что послужило основанием для исключения данного объекта транспортной инфраструктуры из реестра (решение от ДД.ММ.ГГГГ № № По данному факту прокуратурой района ДД.ММ.ГГГГ в адрес директора ООО «Южный» внесено представление. ДД.ММ.ГГГГ ООО «Южный» дан ответ, согласно которому рассматриваемый объект является остановочным пунктом. Из представленных филиалом ФБУ «Агентство автомобильного транспорта» по Республике Татарстан в Приволжском федеральном округе от ДД.ММ.ГГГГ сведений следует, что в реестре межрегиональных маршрутов регулярных перевозок, где начальной и (или) конечной точкой выступает остановочный пункт – Административно-деловой центр «Южный», зарегистрировано 34 маршрута. Истец полагает, что перевозчик обязан осуществлять посадку и высадку пассажиров по межрегиональному маршруту регулярных перевозок только на территории автовокзала (автостанции). В нарушение пункта 4 части 1 статьи 12 Закона «О транспортной безопасности», подпункта 4 пункта 7 Постановления № 1642, юридическое лицо не представило в Федеральное дорожное агентство полную и достоверную информацию о субъекта и объекте транспортной инфраструктуры для его категорирования и ведения реестра в соответствии со статьей 6 Федерального закона «О транспортной безопасности», а также полную и достоверную информацию по количественным показателям критериев категорирования объектов транспортной инфраструктуры, установленных в порядке, определяемом Министерством транспорта Российской Федерации. Кроме того, в нарушение подпункта 3 пункта 7 Постановления № 1642 обществом не выполняется обязанность по образованию, формированию и (или) привлечению для защиты объекта транспортной инфраструктуры в соответствии с планом обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры подразделение (подразделения) транспортной безопасности, включающее в себя работников, оснащенных переносными средствами, видеонаблюдения, ручными средствами досмотра (металлодетекторами, газоанализаторами паров взрывчатых веществ), специально оснащенные мобильные группы быстрого реагирования, круглосуточно выполняющие задачи по реагированию на подготовку совершения или совершение актов незаконного вмешательства в зоне транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, его наземной, подземной, воздушной, надводных частях, для которых в соответствии с настоящим документом устанавливается особый режим допуска физических лиц, транспортных средств и перемещения грузов, багажа, ручной клади, личных вещей, иных материальных объектов, а также животных, и (или) на критических элементах объекта транспортной инфраструктуры, включающих строения, помещения, конструктивные, технологические и технические элементы объекта транспортной инфраструктуры, совершение акта незаконного вмешательства в отношении которых приведет к полному или частичному прекращению функционирования объекта транспортной инфраструктуры и (или) возникновению чрезвычайных ситуаций, а также по реагированию на нарушения внутриобъектового и пропускного режимов. Согласно акту обследования и категорирования места с массовым пребыванием людей, комиссия пришла к выводу, что оснований для исключения автовокзала «Южный» из реестра объектов транспортной инфраструктуры не имелось. Кроме того, комиссия пришла к выводу о нецелесообразности включения объекта (территории) ООО «Южный» в перечень мест массового пребывания людей. Главным государственным инспектором ОНОТБ представлена справка по результатам проведенной проверки, согласно которой ООО «Южный» с целью ухода от обязанности по исполнению требований законодательства в сфере обеспечения транспортной безопасности, представило в Федеральное дорожное агентство сведения о том, что автовокзал прекратил свою деятельность, что послужило основанием для исключения данного объекта транспортной инфраструктуры из Реестра категорированных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств. Непринятие своевременных мер по устранению нарушений террористической защищенности объекта транспортной инфраструктуры делает указанный объект уязвимым, вследствие чего возникают предпосылки для возможного совершения актов незаконного вмешательства, что может привести к причинению материального вреда, а также вреда для жизни и здоровью неопределенного круга лиц. Таким образом, на ответчика, как собственника объекта (территории), возложена обязанность принимать меры, предупреждающие причинение вреда населению и окружающей среде, в том числе, меры, препятствующие несанкционированному доступу людей в здание и на его территорию. На основании изложенного, просили установить факт эксплуатации здания и территории, расположенного по адресу: <адрес> собственником которого является ООО «Южный» в качестве объекта транспортной инфраструктуры – автовокзала и возложить обязанности после вступления решения суда в законную силу предоставить в компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности полную и достоверную информацию для проведения категорирования и ведения реестра объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, предусмотренных статьей 6 Федерального закона «О транспортной безопасности».
В ходе рассмотрения дела от представителя заявителя принято заявление об уточнении требований, в обосновании указав, что прокуратурой Приволжского района города Казани в ходе проверки установлено, что здание Административно-деловой центр «Южный» размещено на специально отведенной территории, предназначенной для оказания услуг пассажирам и перевозчикам при осуществлении регулярных перевозок. Здание Административно-деловой центр «Южный» оборудовано информационным табло с расписанием отправления и прибытия маршрутных транспортных средств, билетной кассой, пунктом питания, туалетом, перроном для посадки и высадки пассажиров, а земельный участок (территория) используется в качестве автостоянки автобусов для отдыха водителей, а также осуществляется подготовка транспортных средств к следующему рейсу. ООО «Южный» обеспечивает возможность стоянки автобусов во время посадки и высадки пассажиров для автобусов путем размещения в необходимом количестве перронов (площадок) для посадки пассажиров в автобусы; с целью организации безопасного дорожного движения и безопасности граждан потоки пассажиров при прибытии и отправлении не пересекаются с транспортными потоками, а выход на перрон осуществляется через здание, в котором созданы условия для ожидания, в том числе пункт питания. Несоблюдение ООО «Южный» требований законодательства в области обеспечения транспортной безопасности создает непосредственную угрозу для устойчивого и безопасного функционирования транспортного комплекса, защиты интересов личности, общества и государства, в сфере защиты транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства. На основании изложенного, просили возложить на ООО «Южный» обязанность в течение месяца со дня вступления в законную силу решения суда направить требуемые материалы в компетентный орган в области обеспечения транспортной безопасности (Росавтодор) для включения здания ООО «Южный», расположенный по адресу: <адрес> с кадастровым номером <данные изъяты> и его территории, а именно земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> в Реестр объектов транспортной инфраструктуры; на основе публичного договора обеспечить проведение оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры, а также обеспечить утверждение в установленном порядке результатов оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры в течение трех месяцев с момента получения уведомления о включении объектов транспортной инфраструктуры в Реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры и о присвоенной категории объектов транспортной инфраструктуры; разработать и утвердить план обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры в течение трех месяцев и реализовать его в течение шести месяцев с момента утверждения результатов оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры.
Также в ходе рассмотрения дела к участию в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены – Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан, Федеральная служба по надзору в сфере транспорта.
Представитель прокурора Приволжского района города Казани в судебное заседание явился, заявленные требования поддержал в полном объеме.
Представители ответчика ООО «Южный» в судебном заседании с заявленными требованиями не согласились, в удовлетворении требований просили отказать в полном объеме.
Представитель Территориального отдела государственного автодорожного надзора по Республике Татарстан МТУ Ространснадзора по ПФО в судебном заседании, пояснил, что здание, принадлежащее ООО «Южный» является остановочным пунктом.
Представители Отдела надзора за обеспечением транспортной безопасности МТУ Ространснадзора по ПФОМ, Федерального дорожного агентства, МКУ «Администрация Вахитовского и Приволжского районов Исполнительного комитета муниципального образования города Казани», Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены, причины неявки суду неизвестны.
Выслушав участников судебного процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу.
Согласно части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В силу части 2 статьи 4 Федерального закона от 09 февраля 2007 года № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
Исходя из требований части 2 статьи 6 Федерального закона от 09 февраля 2007 года № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» объекты транспортной инфраструктуры подлежат обязательному категорированию в соответствии с порядком и количеством категорий, установленных Правительством Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Согласно части 3 статьи 6 Федерального закона от 09 февраля 2007 года № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» категорирование объектов транспортной инфраструктуры осуществляется компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности.
Пункт 2 статьи 5 Федерального закона от 09 февраля 2007 года № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» предусматривает, что оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры проводится специализированными организациями в области обеспечения транспортной безопасности с учетом требований по обеспечению транспортной безопасности на основе публичного договора. Оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры, не подлежащих категорированию, и транспортных средств, за исключением объектов транспортной инфраструктуры морского транспорта, судов ледокольного флота, используемых для проводки по морским путям, судов, в отношении которых применяются правила торгового мореплавания и требования в области охраны судов и портовых средств, установленные международными договорами Российской Федерации, не проводится. Персонал специализированных организаций, непосредственно осуществляющий оценку уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и судов, в отношении которых применяются правила торгового мореплавания и требования в области охраны судов и портовых средств, установленные международными договорами Российской Федерации, а также судов ледокольного флота, используемых для проводки по морским путям, подлежит подготовке и аттестации в порядке, установленном для сил обеспечения транспортной безопасности.
Согласно статьи 9 Федерального закона от 09 февраля 2007 года № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» на основании результатов проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и (или) судов ледокольного флота, используемых для проводки по морским путям, судов, в отношении которых применяются правила торгового мореплавания и требования в области охраны судов и портовых средств, установленные международными договорами Российской Федерации, субъекты транспортной инфраструктуры разрабатывают планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и (или) судов ледокольного флота, используемых для проводки по морским путям, судов, в отношении которых применяются правила торгового мореплавания и требования в области охраны судов и портовых средств, установленные международными договорами Российской Федерации, и не позднее трех месяцев со дня утверждения результатов оценки уязвимости направляют их на утверждение в компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности. Порядок разработки указанных планов устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08 октября 2020 года № 1642 утверждены Требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры автомобильного транспорта.
Согласно подпункту 5 пункта 7 Требований субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры обязаны обеспечить проведение оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры и представление ее результатов на утверждение в Федеральное дорожное агентство в установленном порядке в течение 3 месяцев (для субъекта транспортной инфраструктуры, осуществляющего закупки работ и услуг в связи с указанной оценкой уязвимости в соответствии с Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» или Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», в течение 5 месяцев) со дня размещения на официальном сайте Федерального дорожного агентства в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» сведений о присвоении категории объекту транспортной инфраструктуры, которое сопровождается соответствующим уведомлением субъекта транспортной инфраструктуры по электронной почте и в письменном виде.
Как следует из материалов дела, ответчик ООО «Южный» является собственником земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> с видом разрешенного использования – хранение автотранспорта, стоянки транспорта общего пользования, магазины, общественное питание, деловое управление, внеуличный транспорт, расположенного по адресу: <адрес>.
На указанном земельном участке расположено здание с кадастровым номером <данные изъяты> с назначением «Административно-деловой центр», правообладателем которого является ответчик ООО «Южный», что подтверждается сведениями из Единого государственного реестра недвижимости.
В ходе проведенной прокуратурой Приволжского района города Казани совместно с Территориальным отделом государственного автодорожного надзора по Республике Татарстан проверки в отношении ООО «Южный» установлено, что ответчик является объектом транспортной инфраструктуры, включающий в себя комплексы зданий, сооружений, которые размещены на специально отведенных территориях, предназначены для оказания услуг пассажирам и перевозчикам при осуществлении регулярных перевозок. Выполняет те же функции автовокзала в полном объеме, а именно на нем осуществляется ежедневное прибытие и отправление автобусов, перевозящих пассажиров и багаж в межрегиональном и межмуниципальном сообщении, внутри здания имеется диспетчерская, кассы по продаже билетов, зал ожидания, туалеты для пассажиров, расписание маршрутов и движения автобусов, на прилегающей территории имеется открытая площадка для ожидания, места для прибывающих и убывающих автобусов, в том числе транзитных маршрутов. С ООО «Южный» выполняются межрегиональные маршруты регулярных перевозок и межмуниципальные маршруты регулярных перевозок. Одновременно на перрон может прибывать от 2-х и более автобусов различной вместительности. Кроме того, установлено, что ООО «Южный» было включено в реестр объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств за реестровым номером № Согласно Реестру категорированных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, указанному объекту была присвоена II категория. По информации ИФНС ДД.ММ.ГГГГ решением собственника наименование и основной вид деятельности изменены на «аренда и управление собственным или арендованным имуществом ОКВЭД 68.20». Вместе с тем после внесения изменения в ЕГРН суточный пассажирский поток в городе Казани фактически не изменился. Путем внесения заведомо ложных изменений в ЕГРН, создавая иллюзию того, что объект транспортной инфраструктуры автовокзал «Южный» прекратил свою деятельность, связанную с предоставлением услуг пассажирам и перевозчикам, с целью ухода от обязанности по исполнению необходимых требований законодательства в сфере обеспечения транспортной безопасности, предъявляемым в объектам названной категории, общество представило в Федеральное дорожное агентство заведомо недостоверные сведения, что послужило основанием для исключения данного объекта транспортной инфраструктуры из реестра (решение от ДД.ММ.ГГГГ № №).
ДД.ММ.ГГГГ прокурором Приволжского района города Казани в адрес ООО «Южный» направлено представление об устранение вышеуказанных нарушений федерального законодательства о противодействии терроризму.
Разрешая заявленные исковые требования в порядке части 3 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд исходит из следующих установленных обстоятельств.
Согласно сведениям Единого государственного реестра юридических лиц, ООО «Южный» является юридическим лицом с основным видом деятельности которого является аренда и управление собственным или арендованным недвижимым имуществом, о чем ДД.ММ.ГГГГ в Едином государственном реестре юридических лиц была произведена соответствующая запись.
Как следует из пояснений представителей ответчика, данных в ходе рассмотрения дела, в 2020 году произошло резкое сокращение пассажиропотока, в связи с чем ухудшилось финансовое положение общества. Было принято решение о реализации объекта недвижимого имущества, либо изменении вида деятельности.
На основании заявления ООО «Южный» внесены изменения в сведения объекта недвижимости в реестре остановочных пунктов по межрегиональным маршрутам регулярных перевозок, наименование автовокзала «Южный» изменено на остановочный пункт Административно-деловой центр «Южный», владелец ООО «Автовокзал «Буревестник» изменен на ООО «Южный».
Письмами директора ООО «Автовокзал «Буревестник» от ДД.ММ.ГГГГ, направленными в адрес Главного государственного инспектора Средне-Волжского МУГАДН, Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан, Управления НО ТБ УГАН НО ТБ ПФО Ространснадзора, Министерства по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан уведомлено о том, что согласно государственной регистрации изменений в учредительном документе, с ДД.ММ.ГГГГ оказание услуг автовокзалов и автостанций исключено из основного вида экономической деятельности предприятия.
Письмом директора ООО «Буревестник» за № от ДД.ММ.ГГГГ, адресованному заместителю премьер-министра Республики Татарстан – руководителю аппарата кабинета министров Республики Татарстан сообщено о том, что в связи с принятием ограничительных мер, связанных с пандемией, произошло резкое сокращение пассажиропотока, в связи с чем выручка автовокзала существенно уменьшилась. Для сохранения транспортной компании «Буревестник» принято решение о продаже здания автовокзала, в связи с чем при наличии заинтересованности региональных ведомственных структур в сохранении для населения данного социально значимого объекта, общество готово рассмотреть кандидатуры возможных покупателей.
Во исполнение поручения от ДД.ММ.ГГГГ № по вопросу направления предложений в связи с продажей автовокзала «Южный», письмом Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан за № от ДД.ММ.ГГГГ, адресованному заместителю премьера-министра Республики Татарстан – руководителю Аппарата Кабинета Министров Республики Татарстан сообщено о том, что принимая во внимание наличие удобных подъездных путей, огражденной прилегающей парковки, для жителей близлежащих жилых комплексов предложено организовать в здании социально-значимый объект или отделение многофункционального центра. При этом, в рамках организации транспортного сообщено необходимо сохранить наличие остановочного пункта на въезде в город Казань с Оренбургского направления, в связи с чем считают целесообразным, при последующем использовании здания, предусмотреть возможность организации в нем остановочного пункта с кассой и местом для ожидания пассажирами отправления рейса.
Решением Федерального дорожного агентства от ДД.ММ.ГГГГ № № объект транспортной инфраструктуры ООО «Южный» исключен из Реестра объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.
Приказом Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ № (в редакции приказа Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ за №), остановочный пункт «Административно-деловой центр «Южный», расположенный по адресу: <адрес>, включен в перечень остановочных пунктов, расположенных на территории Республики Татарстан, которые разрешается использовать в качестве начальных и (или) конечных остановочных пунктов по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок.
Приказом Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ № (в редакции приказа Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ за №), остановочный пункт «Административно-деловой центр «Южный», расположенный по адресу: <адрес> включен в перечень остановочных пунктов, расположенных на территории Республики Татарстан, которые разрешается использовать в качестве начальных и (или) конечных остановочных пунктом по межрегиональным маршрутам регулярных перевозок.
Протоколом осмотра территориального отдела государственного автодорожного надзора по Республике Татарстан МТУ Ространснадзора по ПФО от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что остановочный пункт «Административно-деловой центр «Южный», расположенный по адресу: <адрес> соответствует требованиям, установленным Правилами перевозок и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 01 октября 2020 года № 1586.
Как следует из заключения территориального отдела государственного автодорожного надзора по Республике Татарстан МТУ Ространснадзора по ПФО № от ДД.ММ.ГГГГ, соблюдение условий, предусмотренных пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в отношении остановочного пункта «Административно-деловой центр «Южный», расположенного по адресу: <адрес>, владельцем которого является ООО «Южный», подтверждено.
Письмом директора ООО «Южный» № от ДД.ММ.ГГГГ в адрес генерального директора Федерального бюджетного учреждения «Агентство автомобильного транспорта» ФБУ «Росавторанс» сообщено о том, что решением собственника в апреле 2021 года ООО «Автовокзал «Буревестник» сменило наименование на ООО «Южный». В отношении нежилого здания с кадастровым номером <данные изъяты> расположенного по адресу: <адрес> ранее функционировавшего как автовокзал, проведена процедура смены вида деятельности, не связанной с деятельностью автовокзалов и автостанций (ОКВЭД 68.20. – аренда и управление собственным или арендованным недвижимым имуществом) в части назначения и наименования здания в Административно-деловой центр. В связи с чем, общество просило внести изменения в реестр остановочных пунктов по межрегиональным маршрутам регулярных перевозок ФБУ «Росавтотранс» в части наименования остановочного пункта и владельца, а также изменить тип объекта транспортной инфраструктуры с автовокзала на остановочный пункт.
Уведомлением № от ДД.ММ.ГГГГ Федеральным бюджетным учреждением «Агентство автомобильного транспорта» ФБУ «Росавторанс» принято решение о внесении изменений в реестр наименования остановочного пункта – Административно-деловой центр «Южный» за регистрационным номером остановочного пункта 16010.
Статья 35 Конституции Российской Федерации гарантирует защиту прав собственника имущества, его право иметь в собственности имущество, владеть, пользоваться и распоряжаться им.
Аналогичные права закреплены статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, предусматривающей, что собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Согласно статье 288 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему жилым помещением в соответствии с его назначением (пункт 1).
Из представленного представителями ответчика в материалы дела списка усматривается, что с ДД.ММ.ГГГГ ООО «Южный» заключены договора аренды помещений с ИП Ключниковым В.В. (аппарат), ООО «Автопоиск» (кофе-аппарат), А.М. Кремлевой (буфет), А.М. Кремлевой (мобильные аксессуары), А.Р. Дмитриевой (кофе-аппарат), ИП Прудкий И.А. (ОртексМед), ООО «Туркомпания Буревестник», ООО «Интеграция» (парковка), МЧС (система-оповещения), ИП Самарцев (косметика), ИП Самарцев (мобильные аксессуары, телефоны), ИП Самарцев (газеты), ИП Гараев Н.Г. (медицинская мода), Татмедиа (газетный аппарат), Грэйт-Авто (офис), Казгорреклама (зарядная станция), П.В. Балезин (система информационного обеспечения), ИП Саетова Г.З. (кафе), Мастер Ин Страна (информационная стойка), Бариста Север (торговый аппарат), ИП Лазарева Т.А.
Как указано выше, основным видом деятельности ООО «Южный» является деятельность по аренде и управлению собственным или арендованным недвижимым имуществом, что не запрещено действующим законодательством Российской Федерации.
По данным Единого государственного реестра недвижимости здание расположено в пределах земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> имеющего вид разрешенного использования: хранение автотранспорта, стоянки транспорта общего пользования, магазины, общественное питание, деловое управление, внеуличный транспорт. Указанный вид разрешенного использования не предусматривает организацию работы автостанции.
Письмом МКУ «Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета муниципального образования города Казани» от ДД.ММ.ГГГГ за № сообщено о том, что объект капитального строительства с кадастровым номером <данные изъяты> находится согласно действующей карте зон градостроительных регламентов Правил землепользования и застройки города Казани (часть II Градостроительного устава города Казани), утвержденных решением Казанского Совета народных депутатов от 22 апреля 2004 года № 51-59 (в редакции Решения Казанской городской Думы от 15 мая 2020 года № 21), в зоне коммунально-складская (КС).
Установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между ИП Лазаревой Т.А. (исполнитель) и АО «Альметьевское производственное объединение» (заказчик) заключен договор № на диспетчерско-кассовое обслуживание маршрутов, по условиям которого исполнитель обязуется оказать заказчику комплекс услуг (диспетчерско-кассовое обслуживание), связанных с осуществлением заказчиком пассажирских перевозок автомобильным транспортом в международном, междугороднем и пригородном сообщении, а заказчик обязуется предоставлять для перевозки пассажиров и багажа автобусы в количестве, необходимом для выполнения всех заявленных рейсов по маршрутам регулярных перевозок и в соответствии с расписанием движения автобусов, а также оплатить услуги на условиях, предусмотренных настоящим договором.
Факт осуществления ИП Лазаревой Т.А. в нежилом здании, расположенном по адресу<адрес> деятельности по диспетчерско-кассовому обслуживанию не свидетельствует о необходимости включения здания ООО «Южный» в Реестр объектов транспортной инфраструктуры в качестве автовокзала. Передача в аренду нежилого помещения законом не запрещена, а осуществление ИП Лазаревой Т.А. в нежилом здании деятельности по диспетчерско-кассовому обслуживанию не указывает на нарушение со стороны ООО «Южный» требований законодательства в сфере обеспечения транспортной безопасности.
Организация в ООО «Южный» остановочного пункта с кассой и местом ожидания пассажиров для собственных нужд ответчика не свидетельствует об использовании ООО «Южный» имущества в качестве автовокзала, поскольку используется ответчиком в соответствии с его основным видом деятельности.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что ответчик ООО «Южный», сдавая в аренду нежилое помещение, осуществляет деятельность соответствующую основному виду деятельности, не является юридическим лицом, подлежащим включению в качестве объекта транспортной инфраструктуры в Реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры.
В соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями части 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьи 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Доказательств причинения какого-либо вреда в связи с использованием здания ООО «Южный», расположенного по адресу: <адрес>, в соответствии с его основным видом деятельности, заявителем не представлены.
Кроме того, в материалы дела также не представлены доказательства, достоверно свидетельствующие о сохранении пассажиропотока на прежнем уровне, и совокупность признаков осуществления ООО «Южный» деятельности подлежащей категорированию в качестве автовокзала.
Поскольку гражданское законодательство не содержит запрета на распоряжение собственником принадлежащим ему имуществом по своему усмотрению, суд приходит к выводу, что здание ООО «Южный», расположенное по адресу: <адрес>, не относится к объектам транспортной инфраструктуры подлежащих категорированию в качестве автовокзала, в связи с чем правовых оснований для удовлетворения заявления прокурора Приволжского района города Казани о возложении на ООО «Южный» обязанности по направлению материалов в компетентный орган в области обеспечения транспортной безопасности для включения задания и земельного участка в Реестр объектов транспортной инфраструктуры, не имеется.
Статьей 1 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты. Граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора (пункт 2).
Принципом экономической свободы предопределены правомочия, составляющие содержание конституционного права на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (статья 34, часть 1 Конституции Российской Федерации), реализуя которое граждане могут выбирать сферу этой деятельности и осуществлять ее индивидуально либо совместно с другими лицами, пользуясь конституционными гарантиями права собственности и поддержки государством добросовестной конкуренции (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 09 апреля 2020 года № 16-П).
В данном случае, ООО «Южный» являясь самостоятельной коммерческой организацией, осуществляющей деятельность по аренде и управлению собственным недвижимым имуществом на условиях возмездных договоров аренды, реализовал свое право на свободу договоров, заключение которых предусмотрено законом. Основания полагать, что ООО «Южный» заведомо недобросовестно осуществляет гражданские права или злоупотребляет правом, отсутствует.
Поскольку судом отказано в удовлетворении основных требований, то соответственно оснований для возложения на ООО «Южный» обязанности обеспечить на основе публичного договора проведение оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры, обеспечить утверждение в установленном порядке результатов оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры в течение трех месяцев с момента получения уведомления о включении объектов транспортной инфраструктуры в Реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры и о присвоенной категории объектов транспортной инфраструктуры, а также разработать и утвердить план обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры в течение трех месяцев и реализовать его в течение шести месяцев с момента утверждения результатов оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры, также не имеется.
Руководствуясь статьями 194,198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления прокурора Приволжского района города Казани, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к обществу с ограниченной ответственностью «Южный» о возложении обязанности по направлению материалов для получения разрешительной документации, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке сторонами в Верховный Суд Республики Татарстан в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через суд, постановивший его.
Судья: подпись. «Копия верна».
Судья Приволжского
районного суда города Казани И.А. Яруллин