Решение по делу № 2-3359/2018 от 07.09.2018

ГАГАРИНСКИЙ РАЙОННЫЙ СУД ГОРОДА СЕВАСТОПОЛЯ

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

дело № 2-3359/2018

16 октября 2018 года                                                  г. Севастополь

Гагаринский районный суд города Севастополя

под председательством судьи МОЦНОГО Н.В.,

при секретаре судебного заседания МОВСЕСЯН А.А.,

с участием:

старшего помощника прокурора Гагаринского района г. Севастополя Ковалевской В.В.,

представителя ГБДОУ г. Севастополя "Детский сад № 7"                        Чурзиной Е.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Гагаринского района города Севастополя в интересах неопределенного круга лиц к Департаменту образования г. Севастополя, Государственному бюджетному дошкольному образовательному учреждению г. Севастополя "Детский сад № 7" о возложении обязанности совершить определенные действия,

    у с т а н о в и л:

    Прокурор Гагаринского района города Севастополя, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском, в котором поставил вопрос о возложении обязанности на Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение г. Севастополя "Детский сад                        № 7" обеспечить охрану образовательного учреждения силами охранных организаций, имеющих лицензию, выданную уполномоченным органом, и установить систему охранной сигнализации. Также в иске поставлен вопрос о возложении обязанности на Департамент образования г. Севастополя профинансировать расходы по обеспечению охраны образовательного учреждения силами охранных организаций, имеющих лицензию, выданную уполномоченным органом, а также расходов по установке системы охранной сигнализации указанного дошкольного учреждения.

    Требования иска обоснованы тем, что в ходе проведенной проверки установлен факт отсутствия в детском дошкольном образовательном учреждении системы сигнализации и других систем, направленных на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения. Также охрана учреждения не обеспечена силами физической охраны сотрудниками лицензированных охранных организаций.

    В судебном заседании старший помощник прокурора Гагаринского района г. Севастополя Ковалевская В.В. требования иска поддержала, указав изложенные в исковом заявлении доводы об отсутствии обеспечения охраны дошкольного образовательного учреждения в соответствии с требованиями федерального законодательства.

    Представитель ответчика Чурзина Е.Н. в судебном заседании против оснований, заявленных прокурором требований, не возражала. При этом указала, что обеспечение охраны детского сада возможно при достаточном финансировании.

    Согласно письменных пояснений представителя Департамента образования г. Севастополя от 16.10.2018 года возражений относительно оснований исковых требований прокурора не имеется. Вместе с тем, выполнение комплекса мероприятий по обеспечению охраны детского учреждения возможно в рамках дорожной карты от 06.12.2017 года, согласно которой финансирование организации охраны силами охранных организаций установлено до 01.01.2019 года, финансирование установки систем охранной сигнализации до 01.06.2019 года.

    Заслушав пояснения лиц, прибывших в судебное заседание и исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

    В соответствии со ст. 28 Федерального закона «Об образовании                                 в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации                           в установленной сфере деятельности относится материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений                         в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами, создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья. Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе: создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации; соблюдать права и свободы обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников образовательной организации. Образовательная организация несет ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

    В соответствии со ст. 41 указанного Федерального закона, охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность; профилактику несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, при реализации образовательных программ создают условия для охраны здоровья обучающихся, в том числе обеспечивают: текущий контроль за состоянием здоровья обучающихся; проведение санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий, обучение и воспитание в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации.

    Согласно п. 8 ст. 41 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей их образовательную деятельность.

    На основании п. п. 1, 7 ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму в Российской Федерации», одним из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации является обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет мер предупреждения терроризма.

    В соответствии с положениями указанного законодательства противодействие терроризму – это деятельность по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма), предупреждению террористического акта, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.

    Федеральным законом от 27.07.2013 № 208-ФЗ «О внесении изменений                в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам антитеррористической защищенности объектов» определено, что противодействие терроризму – деятельность не только органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц.

    Пунктом 11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утверждённой Президентом Российской Федерации 05.10.2009, установлено, что основными задачами противодействия терроризму являются обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей.

    В соответствии со ст. 3 Федерального закона «О противодействии терроризму в Российской Федерации», ГБДОУ «Детский сад № 7» относится к местам с массовым пребыванием людей, так как в здании данного учреждения одновременно может находиться более 50 человек, в том числе несовершеннолетних.

    На основании п. 1 ч. 13 ст. 30 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения, в зданиях образовательных учреждений должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий, в том числе меры, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.

    Пунктом 2 ч. 13 ст. 30 указанного Федерального закона установлено, что в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера                                               и несанкционированного вторжения.

    Мероприятия по усилению антитеррористической защищенности образовательных учреждений определены требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 07.10.2017 № 1235 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)», а также постановлением Правительства Севастополя от 18.12.2014 № 594 «О мерах и требованиях по обеспечению антитеррористической защищенности объектов с массовым пребыванием людей, расположенных на территории города Севастополя».

    В силу положений ст. 3, ст.11 Федерального закона РФ от 11.03.1992                    № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» охрана объектов и (или) имущества, а также обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности, разрешается только организациям, специально учреждаемым для их выполнения и имеющим лицензию, выданную федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере частной охранной деятельности, или его территориальным органом.

    При этом ч. 5 ст. 3 указанного закона предусмотрено, что физическим и юридическим лицам, не имеющим правового статуса частного охранника или частной охранной организации, запрещается оказывать охранные услуги.

    Вместе с тем, с материалов дела следует, что в нарушение подпункта «г» пункта 18, подпунктов «е» пункта 20 раздела 3 Постановления № 1235, пункта 2 главы 3 Постановления № 594 в образовательном учреждении отсутствует физическая охрана, обеспеченная сотрудниками охранных организаций.

    Также отсутствует система охранной сигнализации, которая предназначена для своевременного обнаружения факта несанкционированного проникновения в охраняемые помещения (площадки, зоны) с точным определением места и документированием информации.

    Техническими средствами системы охранной сигнализации на объектах обязательно должны быть оснащены: ограждение территории; въездные ворота; периметр здания; главный вход; служебные входы; эвакуационные выходы; эвакуационные лестницы; запасные входы и выходы; ходы в помещения, где расположено оборудование инженерных систем здания; подвальные помещения; чердачные помещения и крыша и иные помещения.

    Прокуратурой района 25.06.2018 по результатам проведения проверки в адрес ГБДОУ «Детский сад № 7» внесено представление об устранении антитеррористической защищенности, в том числе о необходимости обеспечить охрану объекта сотрудниками лицензированных охранных организаций.

    Вместе с тем, до настоящего времени выявленные нарушения не устранены, соответствующих доказательств в порядке ст. 56 ГПК РФ суду не предоставлено.

    Согласно п. 1 Положения о Департаменте образования города Севастополя, утвержденного Постановлением Правительства Севастополя № 828-ППП от 01.09.2016, органом исполнительной власти города федерального значения Севастополя, осуществляющим в пределах своих полномочий государственное управление в сфере образования, является Департамент образования города Севастополя.

    В силу подпункта 1 пункта 10.10 указанного положения, Департамент образования является главным распорядителем бюджетных средств, предусмотренных на реализацию возложенных на него функций.

    Подпунктом 27 пункта 11 указанного положения закреплено, что Департамент образования города Севастополя осуществляет мероприятия по противодействию терроризму в установленной сфере деятельности. Контролирует состояние антитеррористической защищенности объектов (территорий), выделенных для размещения подведомственных организаций.

    Выполнение этой обязанности направлено на обеспечение безопасности учащихся, работников учреждения, а также иных лиц, посещающих образовательное учреждение во время образовательного процесса, их защиту от любых посягательств со стороны третьих лиц. Данная мера является одной из профилактических мер, направленных на противодействие террористической деятельности.

    В письме Министерства образования и науки Российской Федерации                 от 26.01.2011 года № МК-70/15 «О мерах по предупреждению террористических актов и недопущению возникновения чрезвычайных ситуаций» указано на необходимость незамедлительного принятия мер, направленных на усиление антитеррористической защищенности, в частности, следует обеспечить дополнительные меры по охране организаций, ужесточить пропускной режим на объекты.

    Осуществление образовательной деятельности с нарушением федерального законодательства и непринятие мер по устранению допущенных нарушений закона может причинить ущерб жизни и здоровью детей и тем самым нарушить их право на безопасные условия пребывания в образовательной организации.

    На основании статьи 35 Федерального Закона «О прокуратуре Российской Федерации», прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан.

    В соответствии со ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

    Обращение прокурора в суд вызвано защитой прав и законных интересов неопределенного круга лиц, количество которых постоянно меняется в течение осуществления образовательного процесса, в том числе обучающихся в настоящее время и тех лиц, у которых в будущем возникает право на обучение, чьи права и законные интересы на образование и безопасные условия жизнедеятельности, гарантированные Конституцией Российской Федерации.

    В связи с изложенным, суд находит обоснованными доводы иска прокурора о необходимости надлежащего обеспечения охраной детского дошкольного образовательного учреждения.

    В тоже время суд принимает во внимание доводы представителя Департамент образования г. Севастополя относительно установленных сроков осуществления финансирования затрат на организацию охраны детского дошкольного образовательного учреждения, которая установлена дорожной картой, утвержденной 06.12.2017 года заместителем губернатора города Севастополя, по исполнению требований постановления Правительства Российской Федерации от 07.07.2017 года № 1235 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)" в образовательных учреждениях города Севастополя, подведомственных Департаменту образования городу Севастополя.

Руководствуясь ст.ст. 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

Исковое заявление прокурора Гагаринского района города Севастополя удовлетворить.

Обязать Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение г. Севастополя "Детский сад № 7" обеспечить охрану образовательного учреждения силами охранных организаций, имеющих лицензию, выданную уполномоченным органом.

Обязать Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение г. Севастополя "Детский сад № 7" установить систему охранной сигнализации.

Обязать Департамент образования г. Севастополя профинансировать расходы по обеспечению охраны образовательного учреждения силами охранных организаций, имеющих лицензию, выданную уполномоченным органом, до 01.01.2019 года, а также расходы по установке системы охранной сигнализации до 01.06.2019 года.

Решение суда может быть обжаловано в Севастопольский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в порядке, установленном статьей 321 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Решение суда вступает в законную силу по истечении срока на апелляционное обжалование, если оно не было обжаловано.

Мотивированный текст решения изготовлен 21.10.2018 года.

Председательствующий по делу

судья                                                            /подпись/                 Н.В. Моцный

Решение не вступило в законную силу

Копия верна:

Судья Гагаринского районного

суда г. Севастополя                                                                    Н.В. Моцный

2-3359/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Гагаринского района г.Севастополя
Ответчики
Департамент образования г.Севастополя
ГБДОУ г.Севастополя "Детский сад № 7"
Суд
Гагаринский районный суд Севастополя
Судья
Моцный Николай Владимирович
Дело на странице суда
gagarinskiy.sev.sudrf.ru
07.09.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
07.09.2018Передача материалов судье
12.09.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
12.09.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.09.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.10.2018Судебное заседание
21.10.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее