Дело №
УИД: 34RS0№-38
РЕШЕНИЕ
ИФИО1
20 марта 2024 года <адрес>
Кировский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Игнатовой Е.В.,
при секретаре ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к администрации Волгограда о возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
<адрес> обратился в суд с исковыми требованиями в интересах неопределенного круга лиц к администрации Волгограда о возложении обязанности.
В обоснование заявленных требований истец указал, что прокуратурой <адрес> проведена проверка природоохранного законодательства, законодательства об обращении с твердыми коммунальными отходами, в ходе которой установлены нарушения. Проверкой установлено, что на территории <адрес> функционируют и не обустроены должным образом 48 контейнерных площадок. Так, по информации администрации <адрес> от <ДАТА> на территории района имеются места накопления твердых коммунальных отходов по адресам, не включенным в реестр контейнерных площадок, требующие обустройства по адресам: <адрес> «А», <адрес>, пер. Школьный, <адрес>, ул. им. Шербакова, пер. Земляничный, ул. им. Капитана Рачкова, пер. Балканский, <адрес>, пер. Дубовской, <адрес> – 2, <адрес>, в нарушение требований законодательства об отходах производства и потребления контейнерные площадки не соответствуют требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, не включены в реестр, утвержденный постановлением администрации Волгограда от <ДАТА> №, администрацией <адрес> меры по приведению площадок в соответствие с требованиями законодательства и их включению в реестр не приняты. <ДАТА> администрацией района в адрес руководителя департамента финансов администрации Волгограда направлено письмо о необходимости обустройства указанных контейнерных площадок и выделении на указанные цели бюджетных средств в размере 8 104 549 рублей 70 копеек. До настоящего времени денежные средства на обустройства контейнерных площадок не выделены, нарушения не устранены. Кроме того, действующее законодательство не связывает реализацию органами местного самоуправления полномочий по обращению с отходами производства и потребления с их финансовыми возможностями. Также прокуратурой района по обращению ФИО7 проведено обследование контейнерной площадки по адресу: <адрес>, пер. Тепличный, <адрес>, которая включена департаментом городского хозяйства администрации Волгограда в реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории Волгограда под номером 182 (координаты 48.625208, 44.430450). В ходе проверки установлено, что контейнерная площадка в нарушение требований СанПиН <ДАТА>-21 расположена вблизи детской площадки и жилых домов (менее 20 метров).
Ссылаясь на указанные обстоятельства, просит обязать администрацию Волгограда в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить обустройство контейнерных площадок на территории <адрес> в соответствии с требованиями законодательства по адресам: <адрес> «А», <адрес>, пер. Школьный, <адрес>, ул. им. Шербакова, пер. Земляничный, ул. им. Капитана Рачкова, пер. Балканский, <адрес>, пер. Дубовской, <адрес> – 2, <адрес>, перенести контейнерную площадку по адресу: <адрес>, пер. Тепличный, <адрес>, номер в реестре мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории Волгограда 182 (координаты 48.625208, 44.430450) в соответствии с требованиями СанПиН <ДАТА>-21.
В последствии истец уточнил исковые требования, просил обязать администрацию Волгограда в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу определить координаты земельных участков для обустройства площадок на территории <адрес> в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства по адресам: <адрес> «А», <адрес>, пер. Школьный, <адрес>, ул. им. Шербакова, пер. Земляничный, ул. им. Капитана Рачкова, пер. Балканский, <адрес>, пер. Дубовской, <адрес> – 2, <адрес>; обязать администрацию Волгограда в случае установления возможности в соответствии с санитарно-эпидемиологическим законодательством обеспечить обустройство контейнерных площадок на территории <адрес>: <адрес> «А», <адрес>, пер. Школьный, <адрес>, ул. им. Шербакова, пер. Земляничный, ул. им. Капитана Рачкова, пер. Балканский, <адрес>, пер. Дубовской, <адрес> – 2, <адрес>; перенести контейнерную площадку по адресу: <адрес>, пер. Тепличный, <адрес>, номер в реестре мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории Волгограда 182 (координаты 48.625208, 44.430450) в соответствии с требованиями СанПиН <ДАТА>-21.
<ДАТА> истец вновь уточнил исковые требования, согласно которых просит обязать администрацию Волгограда в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить обустройство контейнерных площадок на территории <адрес> в соответствии с требованиями законодательства по адресам: <адрес> «А», <адрес>, пер. Школьный, <адрес>, ул. им. Шербакова, пер. Земляничный, ул. им. Капитана Рачкова, пер. Балканский, <адрес>, пер. Дубовской, <адрес> – 2, <адрес> же просит пльмовая, перенести контейнерную площадку по адресу: <адрес>, пер. Тепличный, <адрес>, номер в реестре мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории Волгограда 182 (координаты 48.625208, 44.430450) в соответствии с требованиями СанПиН <ДАТА>-21.
Судом для участия в деле в качестве третьих лиц были привлечены Департамент городского хозяйства администрации Волгограда, ООО «Эко Центр», Федеральная служба по надзору защиты прав потребителей и благополучия населения, ООО «Вега-Сервис».
Истец прокурор <адрес> ФИО3 исковые требования поддержала исковые требования в полном объеме, иск просила удовлетворить.
Представитель ответчика администрации Волгограда ФИО4 возражала против удовлетворения исковых требований, в иске просила отказать в полном объеме на основании доводов, изложенных в возражениях.
Представитель третьего лица администрации <адрес> ФИО5 возражала против удовлетворения исковых требований, в иске просила отказать на основании доводов, изложенных в возражениях.
Представитель Департамента городского хозяйства Администрации Волгограда в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, представил отзыв на исковое заявление, согласно которому просил отказать в удовлетворении исковых требований.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, доказательств уважительности причин неявки суду не представлено.
Выслушав явившихся диц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в ст. 42 Конституции Российской Федерации и ст. 11 Федерального закона от <ДАТА> № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
В соответствии с ч. 1 ст. 11 Федерального закона от <ДАТА> № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
В силу п. 2 ст. 16 Федерального закона от <ДАТА> № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» к видам негативного воздействия на окружающую среду относится, в частности, хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).
Согласно ч. 1 ст. 51 Федерального закона от <ДАТА> № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 14 части 1 статьи 15 Федерального закона № 131-ФЗ от <ДАТА> «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения муниципального района отнесено участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду определены Федеральным законом от <ДАТА> № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
В соответствии со статьей 1 указанного Федерального закона, под обращением с отходами понимается деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов. Накоплением отходов признается складирование отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения.
Твердые коммунальные отходы - это отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд.
Крупногабаритные отходы - это твердые коммунальные отходы (мебель, бытовая техника, отходы от текущего ремонта жилых помещений и др.), размер которых не позволяет осуществить их складирование в контейнерах (п. 2 Правил об обращении с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от <ДАТА> № №).
Согласно статьи 8 Федерального закона от <ДАТА> № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами (пункт 1).
К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами (пункт 2).
Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с твердыми коммунальными отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории (пункт 3).
В соответствии с ч. 1, 4 ст. 13.4 Федерального закона от <ДАТА> № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
Согласно ст. 3 ст. 13.4 Федерального закона от <ДАТА> № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и п. 2. Постановление Правительства РФ от <ДАТА> № «Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра» (далее Правила N 1039) места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, а также правилам благоустройства муниципальных образований.
Согласно п. 3 Правил места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.
В соответствии с постановлением администрации Волгограда от <ДАТА> № департаментом городского хозяйства администрации Волгограда ведется реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории Волгограда.
В судебном заседании установлено, что прокуратурой <адрес> проведена проверка природоохранного законодательства, законодательства об обращении с твердыми коммунальными отходами, в ходе которой установлены нарушения.
Проверкой установлено, что на территории <адрес> функционируют и не обустроены должным образом 48 контейнерных площадок.
Так, по информации администрации <адрес> от <ДАТА> на территории района имеются места накопления твердых коммунальных отходов по адресам, не включенным в реестр контейнерных площадок, требующие обустройства по адресам: <адрес> «А», <адрес>, пер. Школьный, <адрес>, ул. им. Шербакова, пер. Земляничный, ул. им. Капитана Рачкова, пер. Балканский, <адрес>, пер. Дубовской, <адрес> – 2, <адрес>.
<ДАТА> администрацией района в адрес руководителя департамента финансов администрации Волгограда направлено письмо о необходимости обустройства указанных контейнерных площадок.
Как следует из сообщения администрации <адрес> Волгограда от <ДАТА> по адресам <адрес> «А», <адрес>, пер. Школьный, <адрес>, ул. им. Шербакова, пер. Земляничный, ул. им. Капитана Рачкова, пер. Балканский, <адрес>, пер. Дубовской, <адрес> – 2, <адрес> гражданами выбран бестарный способ вывоза мусора твердых коммунальных отходов, который является предпочтительным для жителей частного сектора. На территории <адрес> Волгограда накопление ТКО осуществляется тарным и бестарным способами, где отсутствует техническая возможность оборудования контейнерных площадок. На части территорий <адрес> населением частных домовладений образующиеся ТКО выносятся непосредственно в мусоровоз, к определенному времени в определенные дни недели.
Также прокуратурой района по обращению ФИО7 проведено обследование контейнерной площадки по адресу: <адрес>, пер. Тепличный, <адрес>, которая включена департаментом городского хозяйства администрации Волгограда в реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории Волгограда под номером 182 (координаты 48.625208, 44.430450).
В ходе проверки установлено, что контейнерная площадка в нарушение требований СанПиН <ДАТА>-21 расположена вблизи детской площадки и жилых домов (менее 20 метров), что подтверждается информацией администрации района от <ДАТА>.
Приказом комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии <адрес> от <ДАТА> №-ОД «Об утверждении территориальной схемы обращения с отходами на территории <адрес>» (далее – Приказ) утверждена территориальная схема обращения с отходами, в том числе и ТКО.
Согласно разделу 4 Приказа накопление ТКО может осуществляться несколькими различными способами:
- в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках;
- в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах;
- в пакеты, размещаемые в установленных местах;
- путем приема отходов по заявке;
- путем объезда территории и приема отходов по графику;
- в контейнеры раздельно для разных видов отходов.
В настоящее время на территории всех муниципальных образований <адрес> применяется централизованная система сбора ТКО, которая представлена двумя способами организации:
- контейнерный;
- в пакетах.
Согласно пункту 3 СанПиН <ДАТА>-21 на территориях городских и сельских поселений в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов или системы подземного накопления ТКО с автоматическими подъемниками для подъема контейнеров (контейнерные площадки) и (или) специальные площадки для накопления крупногабаритных отходов (специальные площадки).
Контейнерные площадки, организуемые заинтересованными лицами, независимо от видов мусоросборников (контейнеров и бункеров) должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.
Специальные площадки должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение с трех сторон высотой не менее 1 метра.
Расстояние от контейнерных и (или) специальных площадок до многоквартирных жилых домов, индивидуальных жилых домов, детских игровых и спортивных площадок, зданий и игровых, прогулочных и спортивных площадок организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи должно быть не менее 20 метров, но не более 100 метров (пункт 4 СанПиН <ДАТА>-21).
Из анализа приведенных выше положений действующего законодательства следует, что обязанность по созданию и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, по разработке и утверждению схем размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов отнесена к полномочиям муниципальных районов. Орган местного определяет схему размещения мест (площадок) накопления ТКО, с учетом территориальной схемы обращения с отходами, правил благоустройства и при соблюдении установленных СанПиН <ДАТА>-21 расстояний. При этом Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", а также Правила обращения с ТКО предусматривают складирование твердых коммунальных отходов (ТКО) только в местах (площадках) накопления, в том числе, в пакеты и другие емкости. Механизм реализации бестарного способа сбора и вывоза твердых коммунальных отходов (ТКО) без их складирования действующим законодательством не предусмотрен. Складирование крупногабаритных отходов (КГО) возможно только на контейнерных площадках или на специальных площадках. При этом крупногабаритные отходы (КГО) являются разновидностью твердых коммунальных отходов, имеющие большие размеры.
До настоящего времени денежные средства на обустройство контейнерных площадок не выделены, территория <адрес> в границах улиц, заявленных в исковом заявлении, контейнерными площадками не обустроена.
В силу ст. 9, 139, 140 Бюджетного Кодекса РФ органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, а также инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Суд приходит к выводу о том, что Администрация Волгограда, как орган местного самоуправления (ч. 3 ст. 8 Федерального закона от <ДАТА> № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»), обязана обустроить достаточное количество контейнерных площадок в порядке, определенном СанПиН <ДАТА>-21.
Согласно Акта обследования от <ДАТА>, составленного ведущим специалистом жилищно-коммунального отдела администрации <адрес>, на основании запроса прокуратура <адрес> проведено выездное обследование улиц частного сектора на предмет размещения контейнерных площадок для сбора твердых бытовых коммунальных отходов, по факту которого установлено, что размещение контейнерных площадок по улицам: <адрес> «А», <адрес>, пер. Школьный, <адрес>, ул. им. Шербакова, пер. Земляничный, пер. Балканский, <адрес>, пер. Дубовской, <адрес> – 2, <адрес>Н <ДАТА>-21, а именно не выдерживается расстояние от контейнерных площадок до жилых домов 20 метров, до детских площадок и медицинских учреждений – 25 метров; препятствуют заболоченные местности, рельеф, подземные и надземные коммуникации. По улице им. Капитана Рачкова и <адрес> размещение контейнерных площадок возможно, однако во время беседы, проведенный жителями частный домовладений на указанных улицах, жители категорически возражают против размещений контейнерных площадок напротив своих жилых домов.
Учитывая представленные ответчиком доказательства, свидетельствующие о невозможности размещения контейнерных площадок на заявленных истцом улицах, за исключением ул. им. Капитана Рачкова и <адрес>, оценив представленные доказательства в их совокупности по правилам ст. 67 ГПК РФ, исходя из того, что именно на органе местного самоуправления в данном случае лежит обязанность по организации мест накопления ТКО, суд находит требования истца обоснованными и подлежащими удовлетворению в части, возложив обязанность обеспечить обустройство контейнерных площадок на территории <адрес> в соответствии с требованиями законодательства по <адрес> и <адрес>, а так же перенести контейнерную площадку по адресу: <адрес>, пер. Тепличный, <адрес>, номер в реестре мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории Волгограда 182 (координаты 48.625208, 44.430450) в соответствии с требованиями СанПиН <ДАТА>-21.
В силу ч. с ст. 206 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.
Суд полагает необходимым установить срок для исполнения решения суда шесть месяцев с учетом особенностей условий для проведения работ, обстоятельств дела, поскольку данный срок является разумным и достаточным для исполнения решения суда.
Ссылки на мнение местных жителей, возражавших против размещения контейнерных площадок, судом откланяются, поскольку не выражают единое мнение всех жителей улиц, либо их большей части, что свидетельствует об отсутствии единого мнения по вопросу организации сбора ТКО (КГО).
Доводы относительно того, что Администрация Волгограда является ненадлежащим ответчиком по делу противоречат ч.1 ст.8 Федерального закона от <ДАТА> № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», согласно которой к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления ТКО и ведение реестра мест (площадок) накопления ТКО; организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с ТКО.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к администрации Волгограда (ИНН: 3444059137) о возложении обязанности, - удовлетворить частично.
Обязать администрацию Волгограда в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить обустройство контейнерных площадок на территории <адрес> в соответствии с требованиями законодательства по <адрес> и <адрес>.
Перенести контейнерную площадку по адресу: <адрес>, пер. Тепличный, <адрес>, номер в реестре мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории Волгограда 182 (координаты 48.625208, 44.430450) в соответствии с требованиями СанПиН <ДАТА>-21.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня изготовления мотивированного текста решения в Волгоградский областной суд через Кировский районный суд <адрес>.
Мотивированный текст решения изготовлен <ДАТА>.
Судья Е.В. Игнатова