Дело №2-319/2022
УИД: 61RS0048-01-2022-000552-96
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 июля 2022 г. пос. Орловский
Орловский районный суд Ростовской области в составе:
председательствующего судьи Халиной И.Л.,
при секретаре судебного заседания Гаевой А.Ю.,
с участием ответчика Колесниковой М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело, по исковому заявлению Министерства здравоохранения Ростовской области к Колесниковой Марине Викторовне о взыскании денежных средств,
установил:
Министерство здравоохранения Ростовской области обратилась в суд с указанным выше иском, обосновав его следующим.
10.11.2016 между Министерством здравоохранения Ростовской области и Колесниковой М.В. был заключен договор № на предоставление единовременной компенсационной выплаты. Согласно пп.2.1.1 п.2 договора Колесникова М.В. обязана была отработать пять лет по основному месту работы в МБУВЗ «<адрес> больница» <адрес>. Однако, трудовые отношения с данным работодателем, прекращены ранее установленного срока - 09.12.2021. В соответствии с пп. 2.1.2 п.2 договора в случае прекращения трудового договора с учреждением до истечения пятилетнего срока Колесникова обязана возвратить в бюджет Ростовской области в течение 30 календарных дней часть единовременной компенсационной выплаты, рассчитанной с даты прекращения трудового договора, пропорционально неотработанному периоду, то есть произвести возврат 7667 руб. 10 коп. в срок по 08.01.2022. Однако, возврат названных средств не произведен. В соответствии с пп. 3.2 п.3 договора за нарушение сроков, предусмотренных п.п. 2.1.2 п.2 договора предусмотрена пеня в размер 1/300 действующей ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от подлежащей возврату суммы единовременной компенсационной выплаты за каждый день просрочки. В связи с чем, по состоянию на 08.02.2022 просрочка составила 31 день и начислены штрафные санкции в размере 67 руб. 27 коп. Колесниковой М.В. направлена претензия от 09.02.2022 №22-1.4/52 для оплаты в добровольном порядке, однако, претензия в установленные сроки не удовлетворена, до настоящего времени названные суммы ответчиком добровольно в бюджет Российской Федерации Ростовской области не возвращены.
Истец просит суд взыскать с Колесниковой М.В. в доход областного бюджета Ростовской области денежные средства в размере 7734 руб. 37 коп., из которых: 7667 руб. 10 коп. – часть единовременной компенсационной выплаты, 67 руб. 27 коп. – пеня.
В судебное заседание представитель истца не явился, согласно искового заявления, ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие их представителя. (л.д.4).
Ответчик Колесникова М.В. в судебное заседание явилась, исковые требования не признала, дав пояснения аналогичным в возражениях и дополнениях к возражениям на исковое заявление. (л.д.43-47).
Суд рассматривает дело в порядке ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя истца.
Суд, выслушав ответчика, исследовав материалы дела, пришел к следующим выводам.
В соответствии со ст.309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями, при этом в соответствии со ст.310 Гражданского кодекса Российской Федерации односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.
Согласно п.12.1 ст.51 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ
(ред. от 28.12.2016) «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (Далее – Федерального закона №326-ФЗ) в 2016 году осуществлялись единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам в возрасте до 50 лет, имеющим высшее образование, прибывшим в 2016 году на работу в сельский населенный пункт, либо рабочий поселок, либо поселок городского типа или переехавшим на работу в сельский населенный пункт, либо рабочий поселок, либо поселок городского типа из другого населенного пункта и заключившим с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации договор, в размере одного миллиона рублей на одного указанного медицинского работника. Финансовое обеспечение единовременных компенсационных выплат медицинским работникам в 2016 году осуществлялось за счет иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых бюджету территориального фонда из бюджета Федерального фонда в соответствии с федеральным законом о бюджете Федерального фонда на очередной финансовый год, и средств бюджетов субъектов Российской Федерации в соотношении соответственно 60 и 40 процентов.
Как предусмотрено п.3 ч.12.2 ст.51 Федерального закона №326-ФЗ, иные межбюджетные трансферты, предусмотренные частью 12.1 настоящей статьи, предоставляются из бюджета Федерального фонда бюджетам территориальных фондов для последующего их перечисления в течение трех рабочих дней в бюджеты субъектов Российской Федерации при условии принятия высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации нормативных правовых актов, предусматривающих, в числе прочего, установление обязанности уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации заключить в порядке, определенном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с медицинским работником, указанным в части 12.1 настоящей статьи, после заключения им трудового договора с государственным учреждением здравоохранения субъекта Российской Федерации либо с муниципальным учреждением здравоохранения договор, предусматривающий:
а) обязанность медицинского работника работать в течение пяти лет по основному месту работы на условиях нормальной продолжительности рабочего времени, установленной трудовым законодательством для данной категории работников, в соответствии с трудовым договором, заключенным медицинским работником с государственным учреждением здравоохранения субъекта Российской Федерации или муниципальным учреждением здравоохранения;
б) порядок предоставления медицинскому работнику единовременной компенсационной выплаты в размере одного миллиона рублей в течение 30 дней со дня заключения договора с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации;
в) возврат медицинским работником в бюджет субъекта Российской Федерации части единовременной компенсационной выплаты в случае прекращения трудового договора с учреждением, указанным в подпункте «а» настоящего пункта, до истечения пятилетнего срока (за исключением случаев прекращения трудового договора по основаниям, предусмотренным пунктом 8 части первой статьи 77, пунктами 1, 2 и 4 части первой статьи 81, пунктами 1, 2, 5, 6 и 7 части первой статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации), рассчитанной с даты прекращения трудового договора, пропорционально неотработанному медицинским работником периоду;
г) ответственность медицинского работника за неисполнение обязанностей, предусмотренных договором с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в том числе по возврату единовременной компенсационной выплаты в случаях, указанных в подпункте «в» настоящего пункта.
В соответствии с вышеназванным законом было принято постановление Правительства Ростовской области от 06.02.2012 № 84 (действовавшего в момент заключения договора) «О предоставлении единовременных компенсационных выплат медицинским работникам», в рамках которого по заявлению Колесниковой М.В. ей было произведено перечисление единовременной компенсационной выплаты.
Статьей 51 Федерального закона №326-ФЗ предусматривается право на единовременные компенсационные выплаты в размере 1 000 000 рублей медицинским работникам, имеющим высшее образование, прибывшим на работу в сельскую местность из другого населенного пункта, а также обязанность медицинского работника возвратить часть единовременной компенсационной выплаты в случае прекращения трудового договора с медицинским учреждением до истечения пятилетнего срока (за исключением случаев прекращения трудового договора по основаниям, предусмотренным пунктом 8 части первой статьи 77, пунктами 1, 2 и 4 части первой статьи 81, пунктами 1, 2, 5, 6 и 7 части первой статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации), рассчитанной с даты прекращения трудового договора, пропорционально неотработанному медицинским работником периоду.
Таким образом, из содержания указанных норм права в их системной взаимосвязи следует, что обязательным условием для предоставления медицинским работникам единовременной компенсационной выплаты являлось трудоустройство и переезд на работу в сельский населенный пункт в качестве новых специалистов, в целях восполнения кадрового дефицита сельских медицинских учреждений, поскольку иное противоречило бы целям, заложенным законодателем при принятии указанного выше Федерального закона, призванным с учетом компенсационной природы спорной единовременной выплаты, стимулировать медицинских работников к переезду на работу в сельские населенные пункты и компенсировать связанные с переездом и обустройством затраты, а также неудобства, обусловленные менее комфортными, по сравнению с иными (не сельскими) населенными пунктами, условиями проживания.
Вместе с тем, по смыслу закона медицинский работник, получивший единовременную компенсационную выплату обязан отработать в течение пяти лет по основному месту работы на условиях нормальной продолжительности рабочего времени, установленной трудовым законодательством для данной категории работников, в соответствии с трудовым договором, заключенным медицинским работником с государственным учреждением здравоохранения субъекта Российской Федерации или муниципальным учреждением здравоохранения, в случае увольнения без уважительных причин до истечения данного срока, возвратить Министерству здравоохранения часть компенсационной выплаты, рассчитанной с даты прекращения трудового договора, пропорционально неотработанному периоду.
Как правильно отмечено в Письме ФФОМС от 08.07.2013 № 5124/80-1/и «О судебной практике по рассмотрению споров о выплате единовременной компенсации медицинским работникам, переехавшим на работу в сельский населенный пункт», компенсационная природа единовременной выплаты призвана стимулировать медицинских работников к переезду на работу в сельские населенные пункты из городов и компенсировать связанные с переездом и обустройством затраты, а также неудобства, обусловленные менее комфортными условиями проживания по сравнению с иными (не сельскими) населенными пунктами.
В судебном заседании установлено, что 26.09.2016 между МБУЗ «<адрес> и Колесниковой М.В. был заключен трудовой договор, по условиям которого ответчик принята на работу, на должность врача - неонатолога с 26.09.2016.
10.11.2016 Колесникова М.В. изъявила желание воспользоваться своим правом на получение единовременной компенсационной выплаты, предоставляемой ей как медицинскому работнику, прибывшему в 2016 году на работу в государственное учреждение здравоохранения Ростовской области, расположенное в рабочем <адрес>, <адрес>, подав в указанную дату в адрес министра здравоохранения Ростовской области соответствующее заявление с приложением всех необходимых документов. (л.д.14).
26.09.2016 Колесникова М.В. приступила к исполнению своих трудовых обязанностей, что подтверждается копией трудового договора о приеме на работу от 26.09.2016. (л.д.24-26).
ДД.ММ.ГГГГ между Министерством здравоохранения Ростовской области и Колесниковой М.В. заключен договор на предоставление единовременной компенсационной выплаты медицинскому работнику. В соответствии с условиями указанного договора, Колесникова М.В. приняла обязательство - работать непрерывно в течение пяти лет по основному месту работы в МБУЗ «Центральная районная больница» Орловского района Ростовской области, на условиях продолжительности рабочего времени, установленной трудовым законодательством для данной категории работников, в соответствии с трудовым договоров, заключенным «Медицинским работником» с МБУЗ «Центральная районная больница» Орловского района Ростовской области, а в случае прекращения трудового договора до истечения пятилетнего срока работы, Колесникова М.В. обязана возвратить в областной бюджет часть выплаченной компенсационной выплаты, рассчитанной с даты прекращения трудового договора пропорционально неотработанному ею периоду.
Пунктом 3.2 Договора от 10.11.2016 предусмотрено, что за нарушение сроков, указанных в п.п.2.1.2 п.2 договора, «Медицинский работник» уплачивает в бюджет Ростовской области пеню в размере 1/300 действующей ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от подлежащей возврату сумму единовременной компенсационной выплаты за каждый день просрочки.
Истец исполнил свои обязательства, перечислив Колесниковой М.В. денежные средства в размере 1 000 000 рублей: 06.12.2016 – 600 000 руб., 07.12.2016 – 400 000 руб. (л.д.61,62), что не отрицала в судебном заседании ответчик Колесникова М.В.
Согласно условиям договора ответчику необходимо было отработать 1826 дней. Фактически Колесникова М.В. отработала 1812 дней.
Условия п.п.2.1.2 договора предусматривают обязанность медицинского работника возвратить в случае прекращения трудового договора с соответствующим учреждением здравоохранения до истечения пятилетнего срока (за исключением случаев прекращения трудового договора по основаниям, предусмотренным пунктом 8 части первой статьи 77, пунктами 1, 2 и 4 части первой статьи 81, пунктами 1,2,5,6 и 7 части первой статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации), в бюджет Ростовской области в течение 30 календарных дней часть единовременной компенсационной выплаты, рассчитанной с даты прекращения трудового договора пропорционально неотработанному периоду.
Согласно ст.ст.309,310 Гражданского кодекса Российской Федерации, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускается.
Предоставленная Колесниковой М.В. единовременная компенсационная выплата носит целевой, стимулирующий характер и направлена на создание дополнительных стимулов к переезду на работу в сельские населенные пункты и рабочие поселки для молодых квалифицированных специалистов (медицинских работников).
В судебном заседании установлено, что с 26.09.2016 (начало трудовой деятельности) по 09.12.2021 (дата прекращения трудовых отношений) Колесниковой М.В. отработано 1812 дней, при положенных 60 месяцах. Поскольку природа данной компенсации непосредственно связана с фактом прибытия ответчика после окончания образовательного учреждения высшего профессионального образования на работу в сельский населенный пункт и заключением трудового договора, в расчете учтен весь период работы по трудовому договору, расчет отработанного времени исчислен именно с момента заключения трудового договора 26.09.2016 и до расторжения трудового договора, расчеты истца суд находит их нормативно обоснованными и арифметически верными. Пропорционально количеству не отработанных ответчиком 14 дней возврату подлежит денежная сумма в размере 7667 руб. 10 коп. (1000000/1826*14).
Требование Министерства здравоохранения Ростовской области от 09.02.2022 о возврате части единовременной компенсационной выплаты в размере 7667 руб. 10 коп., пени 67 руб. 27 коп. ответчиком не исполнено. (л.д.8).
Освобождением от ответственности (от возврата полученной денежной компенсации) в рамках исследованного договора сторон от 10.11.2016, является увольнение медицинского работника по основаниям, предусмотренных пунктом 8 части первой статьи 77, пунктами 1, 2 и 4 части первой статьи 81, пунктами 1, 2, 5, 6 и 7 части первой статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации. Однако, ответчик уволилась по собственной инициативе, т.е. по иному основанию, предусмотренному пунктом 3 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации.
При этом о вынужденном характере увольнения, который должен был бы подтверждаться по правилам главы 6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в суде ответчиком не заявлялось.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в пункте 43 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 № 49 «О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора», условия договора подлежат толкованию в системной взаимосвязи с основными началами гражданского законодательства, закрепленными в статье 1 Гражданского кодекса Российской Федерации, другими положениями Гражданского кодекса Российской Федерации, законов и иных актов, содержащих нормы гражданского права (статьи 3, 422 Гражданского кодекса Российской Федерации).
При толковании условий договора в силу абзаца первого статьи 431 Гражданского кодекса Российской Федерации судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений (буквальное толкование). Такое значение определяется с учетом их общепринятого употребления любым участником гражданского оборота, действующим разумно и добросовестно (пункт 5 статьи 10, пункт 3 статьи 307 Гражданского кодекса Российской Федерации), если иное значение не следует из деловой практики сторон и иных обстоятельств дела.
Условия договора подлежат толкованию таким образом, чтобы не позволить какой-либо стороне договора извлекать преимущество из ее незаконного или добросовестного поведения (пункт 4 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации). Толкование договора не должно вводить к такому пониманию условия договора, которое стороны с очевидностью могли иметь в виду.
Значение условия договора устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом (абзац первый статьи Гражданского кодекса Российской Федерации). Условия договора толкуются и рассматриваются судом в их системной связи и с учетом того, что они являются согласованными частями одного договора (системное толкование).
Толкование условий договора осуществляется с учетом цели договора и существа законодательного регулирования соответствующего вида обязательств.
Исходя из буквального толкования положений части 12.1, пунктов «а», «в» пункта 3 части 12.2 статьи 51 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», обязанность медицинского работника работать в течение 5 лет в сельском населенном пункте, а также обязанность медицинским работником в бюджет субъекта Российской Федерации единовременной компенсационной выплаты не ставится в зависимость заключения с ним договора на получение единовременной компенсационной выплаты, основанием для возврата медицинским работником части компенсационной выплаты является прекращение трудового договора с медицинским учреждением работодателем до истечения пятилетнего срока.
В соответствии со ст.56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Таким образом, истцом были представлены суду необходимые и достаточные доказательства в обоснование исковых требований. Стороной ответчика доказательств подтверждающих доводы о неправомерности исковых требований суду не представлено.
Доводы ответчика о незаконном не включении в период работы нахождение в отпуске без сохранения заработной платы, являются необоснованными, поскольку в соответствии с условиями договора о предоставлении единовременной компенсационной выплаты, «Медицинский работник» обязуется отработать в учреждении в течение пяти лет с даты заключения трудового договора по основному месту работы на условиях продолжительности рабочего времени, установленной трудовым законодательством для данной категории работников.
Кроме того, из указанного договора не следует, что отпуск без сохранения заработной платы засчитывается в период работы, установленный в пункте 2.1.1. договора, а также то, что медицинскому работнику, оформившему отпуск без сохранения заработной платы, срок отработки, указанный в пункте 2.1.1 настоящего договора, продлевается на срок пребывания в таком отпуске.
Исходя из целевого назначения компенсационной выплаты, перечисленной Колесниковой М.В. на основании договора от 10.11.2016, и с учетом конкретных условий данного Договора, юридически значимым обстоятельством, подлежащим доказыванию при рассмотрении настоящего спора, является установление факта соблюдения ответчиком взятых по договору обязательств.
При этом положения Трудового кодекса Российской Федерации, на которые ответчик сослалась в доводах жалобы, не влияют на гражданско-правовые обязательства ответчика по договору от 10.11.2016.
Использование в период осуществления трудовой деятельности права на отпуска без сохранения заработной платы - это реализация ответчиком прав, связанных с трудовым договором и с гарантиями, предусмотренными иными правовыми нормами, отпуск без сохранения заработной платы не является непосредственно лечебной деятельностью, не связан с ней и не является обязательной и неотъемлемой частью указанной деятельности.
Эти обстоятельства не влияют на обязанность Колесниковой М.В. фактически отработать установленный договором от 10.11.2016 срок в муниципальном учреждении здравоохранения, расположенном в сельской местности, или возвратить часть полученной единовременной компенсационной выплаты пропорционально неотработанному времени.
В противном случае не достигается целевое назначение компенсационной выплаты - одной стороны дополнительное стимулирование государством переезда на работу в сельские населенные пункты и рабочие поселки молодых квалифицированных специалистов (медицинских работников), с другой стороны - оказание населению медицинским работником квалифицированной медицинской помощи в течение пяти лет по основному месту работы в сельской местности на условиях нормальной продолжительности рабочего времени. В то время как стаж работы, в том числе и по специальности (без цели оценки права на досрочное пенсионное обеспечение), зарабатывается медицинским работником, с учетом отпусков по уходу за детьми, путем трудоустройства по медицинской профессии в любые учреждении здравоохранения и без заключения договора с субъектом Российской Федерации о предоставлении единовременной компенсационной выплаты.
Поскольку обязательство об отработке пятилетнего срока по месту работы в учреждении здравоохранения в сельской местности Колесниковой М.В. не выполнено, то оснований для освобождения ее от возврата пропорционально неотработанному времени вышепоименованной компенсационной выплаты не имеется.
Согласно ст.103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации. Госпошлина в размере 400 руб. подлежит взысканию с ответчика Колесниковой М.В.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Министерства здравоохранения Ростовской области к Колесниковой М.В. о взыскании денежных средств,- удовлетворить полностью.
Взыскать с Колесниковой М.В., <данные изъяты>) в доход областного бюджета Ростовской области денежные средства в размере 7734 руб. 37 коп., из которых: 7667 руб. 10 коп. – часть единовременной компенсационной выплаты; 67 руб. 27 коп. – пеня.
Взыскать с Колесниковой М.В., <данные изъяты>) в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 400 руб.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Орловский районный суд Ростовской области в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Председательствующий:
Решение в окончательной форме изготовлено 21.07.2022.