дело № 2а-1248/2020
№
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
11 июня 2020 года г. Новочебоксарск
Новочебоксарский городской суд Чувашской Республики под председательством судьи Красильниковой С.А.,
при секретаре судебного заседания Кудрявцевой Н.А,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 5 по Чувашской Республике к Никитиной А.С. о взыскании обязательных платежей и санкций,
у с т а н о в и л:
Административный истец - Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № по Чувашской Республике обратилась в суд с иском к административному ответчику Никитиной А.С. о восстановлении пропущенного срока для подачи административного искового заявления о взыскании земельного налога за 2014 год в сумме 248 рублей 00 копеек, земельного налога за 2015 год в сумме 248 рублей 00 копеек, земельного налога за 2016 год в сумме 248 рублей 00 копеек, пени по земельному налогу за период со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 23 рубля 55 копеек, пени по земельному налогу за период со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 18 рублей 89 копеек.
В обоснование иска указано, что налогоплательщик имеет земли, которые находятся по адресу: Чувашская Республика,<адрес>.Налогоплательщику в соответствии с п. 2, 3 статьи 52, статьи 396 НК РФ направлены уведомления на уплату данных сумм земельного налога, при этом налог налогоплательщиком не уплачен. За неуплату в установленный законодательством о налогах и сборах срок уплаты земельного налога за 2015 год в размере 248 рублей 00 копеек налогоплательщику начислено пени (ОКТМО 97629435) в размере 23 рубля 55 копеек со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. За неуплату в установленный законодательством о налогах и сборах срок уплаты земельного налога за 2016 год в размере 248 рублей 00 копеек налогоплательщику начислено пени (ОКТМО 97629435) в размере 18 рублей 89 копеек со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Налогоплательщику было предложено добровольно уплатить задолженность по налогам и по пени, направлены требования, требования налогоплательщиком не исполнены в полном объеме.
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №5 по Чувашской Республике обратилась в судебный участок № <адрес> с заявлением о вынесении судебного приказа № от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании обязательных платежей. Мировой судья судебного участка № <адрес> Республики от ДД.ММ.ГГГГ определением отказал в принятии заявления о выдаче судебного приказа.
По техническим причинам, в связи с большим объемом выполняемой работы, Инспекция пропустила срок на предъявление заявления о вынесении судебного приказа о взыскании задолженности по обязательным платежам перед бюджетом с налогоплательщика за 2014 год. В целях недопущения потерь бюджета и исключения не поступления денежных средств для обеспечения финансовых обязательств бюджетов, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 5 по Чувашской Республике просит признать причины пропуска срока подачи административного искового заявления уважительными.
Административный истец, будучи надлежаще и заблаговременно извещенным о дате и времени судебного заседания, участия своего представителя при разрешении дела судом не обеспечил.
Административный ответчик в судебное заседание не явилась, извещена в установленном порядке по адресу регистрации.
В соответствии с ч.2 ст. 289 КАС РФ неявка в судебное заседание указанных лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
Рассмотрев материалы административного дела, суд приходит к следующему.
В силу пункта 1 статьи 19 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги, сборы, страховые взносы.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
За невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей налогоплательщик (плательщик сбора, плательщик страховых взносов) несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5 приведенной статьи).
В силу пункта 1 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
Из пункта 4 приведенной статьи следует, что требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах.
Пунктом 6 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Согласно пункту 2 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса (абзац 1 пункта 3 приведенной статьи).
В соответствии с пунктом 5 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Из пункта 6 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации усматривается, что к пеням применен порядок принудительного взыскания, который установлен законодательством о налогах и сборах, применительно к недоимке.
В соответствии с ч.1 ст.286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм, в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Как следует из материалов дела, административный ответчик имеет в собственности земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>.
В соответствии с пунктом 1 статьи 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в указанной статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных данной статьей (абзац 1).
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (п. 2 ст. 48 Налогового кодекса РФ).
Материалами дела подтверждается, что ответчику направлены уведомления на уплату налогов за 2014-2016 годы. Налогоплательщику было предложено добровольно уплатить задолженность по налогам и по пени, направлены вышеуказанные требования.
В соответствии с п.2 ст. 48 НК РФ, если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 3000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
В силу п.3 ст.48 НК РФ рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.
Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Определением мирового судьи судебного участка № <адрес> Республики от ДД.ММ.ГГГГ было отказано в принятии заявления о выдаче судебного приказа о взыскании указанной задолженности в связи с обращением МИФНС №5 РФ по Чувашской Республике за пределами установленного 6-месячного срока.
В п.48 Постановления Пленума ВС РФ от 27.09.2016 №36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» указано, что если в принятии заявления о вынесении судебного приказа было отказано, взыскатель не лишен возможности обратиться в суд в порядке главы 32 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в течение шести месяцев с момента истечения срока исполнения требования об уплате обязательного платежа, санкции в добровольном порядке.
Поскольку судебный приказ о взыскании недоимки мировым судьей не выносился, положения абз.2 ч.3 ст.48 НК РФ к требованиям за 2014 год неприменимы.
С учётом установленного срока исполнения требования за 2014 год и установленного в ст.48 НК РФ 6-месячного срока со дня истечения срока исполнения требования срока подачи в суд заявления о взыскании задолженности МИФНС №5 РФ по Чувашской Республике обратилась к мировому судье явно после истечения предусмотренного законом срока. Доказательств уважительности пропуска срока суду не представлено.
Согласно ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Согласно ч. 2 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.
Сроки исковой давности являются одной из предпосылок реализации права на защиту законных требований в суде. Последствием пропуска без уважительных причин искового срока по спору является утрата права на иск.
Как видно из материалов дела, административный истец пропустил срок подачи настоящего иска о взыскании за 2014 год виде земельного налога в сумме 248 рублей 00 копеек, что в соответствии со ст. 65 КАС РФ суд признает фактом, не требующим дальнейшего доказывания.
Пропуск без уважительных причин установленного федеральным законом срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении заявленных в суде требований.
Согласно ст. 48 п.3 НК РФ пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Административным истцом заявлено ходатайство о восстановлении срока на подачу искового заявления о взыскании с ответчика задолженности по налогу на имущество физических лиц, мотивированное тем, что налоговый орган действует в интересах государства, имела место большая загруженность налогового органа, технические неисправности.
В силу части 2 ст.286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации пропустившим установленный федеральным законом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен.
Уважительными причинами могут быть признаны лишь причины, объективно не зависящие от лица, обратившегося в суд, но непосредственно взаимосвязанные с невозможностью своевременного совершения им процессуальных действий.
При этом бремя доказывания существования данных обстоятельств лежит на истце. Результат рассмотрения вопроса о восстановлении пропущенного срока непосредственно зависит от обоснования невозможности совершения процессуального действия (в настоящей ситуации - своевременного обращения инспекции в суд). Оценка обоснования невозможности своевременного совершения процессуального действия процессуальным законом отнесена на усмотрение суда.
Суд, считает, что данное ходатайство о восстановлении срока на подачу иска о взыскании задолженности за 2014г. не подлежит удовлетворению, так как налоговый орган имел возможность своевременно подать исковое заявление, и не представил суду доказательств уважительности причин пропуска установленного срока для обращения в суд.
Приведенные в иске причины носят необъективный характер, поскольку налоговый орган знал о наличии у ответчика задолженности по налогам за 2014 год и в установленный нормами НК РФ срок мог принять должные меры по принудительному взысканию задолженности по налогу и пени.
Согласно части 2 ст.286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при установлении факта пропуска без уважительных причин срока исковой давности или срока обращения в суд судья принимает решение об отказе в иске без исследования иных фактических обстоятельств по делу.
В остальной части требования истца о взыскании задолженности суд считает подлежащими удовлетворению, т.к. земельный налог за 2015-2016 годы, своевременно ответчиком не оплачен, а потому правомерно произведено начисление пени в заявленном размере.
Согласно ч.1 ст.62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
В соответствии с ч.1 ст.114 КАС РФ с административного ответчика подлежит взысканию госпошлина по делу в доход федерального бюджета в пределах удовлетворенной суммы иска.
руководствуясь статьями 175-180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л:
В удовлетворении административного иска межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №5 по Чувашской Республике о восстановлении пропущенного срока для подачи административного искового заявления к Никитиной А.С. и взыскании задолженности за 2014 год в виде земельного налога в сумме 248 рублей 00 копеек отказать.
Взыскать с Никитиной А.С., ДД.ММ.ГГГГ рождения, проживающей по адресу: <адрес> в пользумежрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 5 по Чувашской Республике задолженность перед бюджетом:
- земельный налог за 2015 год в сумме 248 рублей 00 копеек; КБК 18210606043101000110, ОКТМО 97629435;
- земельный налог за 2016 год в сумме 248 рублей 00 копеек; КБК 18210606043101000110, ОКТМО 97629435;
- пени по земельному налогу за 2015 год в сумме 23 рубля 55 копеек; КБК 18210606043102100110, ОКТМО 97629435;
- пени по земельному налогу за 2016 год в сумме 18 рублей 89 копеек; КБК 18210606043102100110, ОКТМО 97629435;
Указанные суммы подлежат зачислению на расчетный счет 40101810900000010005 в Отделении НБ Чувашской Республики (получатель УФК по ЧР (МИ ФНС России №5 по ЧР) БИК 049706001 ИНН 2116810181.
Взыскать с Никитиной А.С. государственную пошлину в доход федерального бюджета в сумме 400 рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Чувашской Республики путем подачи жалобы через Новочебоксарский городской суд Чувашской Республики в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья С.А. Красильникова
Мотивированное решение изготовлено 16.06.2020