УИД 22RS0015-01-2020-002893-33
Дело № 2а-1781/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Новоалтайск 22 июля 2020 года
Новоалтайский городской суд Алтайского края в составе:
председательствующего судьи Самохиной Е.А.,
при секретаре ФИО2,
с участием пом. прокурора АДРЕС ФИО3,
представителя административного истца - ФКУ ЛИУ-8 УФСИН России по АДРЕС ФИО4,
административного ответчика ФИО1 (в режиме видеоконференц-связи),
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению федерального казенного учреждения «Лечебное исправительное учреждение НОМЕР Управления Федеральной службы исполнения наказания России по АДРЕС» к ФИО1 об установлении административного надзора и административных ограничений,
УСТАНОВИЛ:
федеральное казенное учреждение «Лечебное исправительное учреждение НОМЕР Управления Федеральной службы исполнения наказания России по АДРЕС» (далее - ФКУ ЛИУ-8 УФСИН России по АДРЕС) обратилось в суд с административным иском об установлении в отношении ФИО1 административного надзора на срок 3 года с установлением административных ограничений в виде обязательной явки один раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации; запрещения пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства, либо пребывания поднадзорного лица, в ночное время с 22 час. 00 мин. до 6 час. 00 мин.
Требования мотивированы тем, что в ФКУ ЛИУ-8 УФСИН России по АДРЕС отбывает наказание ФИО1, осужденный приговором и.о. мирового судьи судебного участка № АДРЕС от ДАТА за совершение преступления в период административного надзора, за которое он осужден к лишению свободы и направлен к месту отбывания наказания, в связи с чем в отношении него на основании пункта 4 части 2 статьи 3 Федерального закона от ДАТА N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" подлежит установлению административный надзор. С учетом того, что преступление по приговору от ДАТА совершено в ночное время, а также с целью предотвращения возможности совершения новых преступлений, административный истец просит установить в отношении ответчика указанные выше административные ограничения.
Законный представитель административного истца в судебное заседание не явился, извещен надлежаще.
Участвующий в судебном заседании представитель административного истца требования административного иска поддержал в полном объеме.
Административный ответчик, возражая по административному исковому заявлению, просил не устанавливать административного ограничения в виде запрета пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства, либо пребывания поднадзорного лица, в ночное время с 22 час. 00 мин. до 6 час. 00 мин. Также пояснил, что регистрации и постоянного места жительства на территории РФ не имеет. Полагает, что срок административного надзора должен составлять 2 года, а не 3, как указано в административном иске.
Выслушав стороны, заключение прокурора, полагавшего исковые требования подлежащими удовлетворению, а также необходимым установления такого административного ограничения как запрет выезда за пределы АДРЕС, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона №64-ФЗ от ДАТА «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» административный надзор – осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом в соответствии с настоящим Федеральным законом временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им обязанностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В силу пункта 4 части 2 статьи 3 названного закона в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение в период нахождения под административным надзором преступления, за которое это лицо осуждено к лишению свободы и направлено к месту отбывания наказания, административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи.
Установлено и следует из представленных суду материалов, решением Новоалтайского городского суда АДРЕС от ДАТА (вступившим в законную силу ДАТА) в отношении ФИО1 установлен административный надзор, сроком на 6 лет, с административным ограничением в виде обязательной явки в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации 2 раза в месяц.
ДАТА ФИО1 поставлен на учет в МО МВД России «Павловский» с заведением дела административного надзора.
Приговором и.о. мирового судьи судебного участка № АДРЕС от ДАТА (с учетом постановления от ДАТА, постановления Новоалтайского городского суда от ДАТА) ФИО1 осужден по ч. 1 ст. 158, ч. 1 ст. 158, с применением ч. 2 ст. 69 УК РФ к 1 году 3 месяцам лишения свободы, на основании ст. 73 УК РФ условно, с испытательным сроком 2 года. Преступления совершены ДАТА и ДАТА.
ДАТА постановлением Павловского районного суда АДРЕС испытательный срок по приговору от ДАТА продлен на 1 месяц, ДАТА – постановлением этого же суда условное осуждение по приговору от ДАТА отменено, ФИО1 направлен для дальнейшего отбывания наказания в виде лишения свободы сроком 1 год 3 месяца в исправительную колонию строгого режима.
Решением от ДАТА, утвержденным начальником МО МВД России «Павловский», административный надзор в отношении ФИО1 прекращен на основании п. 3 ч. 1 ст. 9 Федерального закона №64-ФЗ от ДАТА «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы».
Таким образом, ФИО1 является совершеннолетним, освобождаемым из мест лишения свободы по приговору суда, которым он осужден за совершение в период нахождения под административным надзором преступления и направлен к месту отбывания наказания, в связи с чем в отношении него в силу п. 4 ч. 2 ст. 3 указанного Закона №64-ФЗ от ДАТА подлежит установлению административный надзор.
Из представленной исправительным учреждением характеристики следует, что ФИО1 за весь период отбывания наказания характеризуется положительно, вину в совершенном преступлении признал согласно приговору суда; по прибытии от трудоустройства не отказывался, не трудоустроен по состоянию здоровья; к имуществу учреждения относится бережно, правила техники безопасности и пожарной безопасности соблюдает; за отбытый период отбывания наказания дисциплинарных взысканий не имел; в отношениях с администрацией и осужденными тактичен; предписания медицинского персонала учреждения выполняет в полном объеме, от курса лечения не уклоняется, однако требует постоянного контроля.
Согласно справке о поощрениях и взысканиях, ФИО1 в период отбывания наказания дисциплинарных взысканий и поощрений не имел.
Исходя из содержания ч. 8 ст. 272 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту – КАС РФ), при разрешении административного дела об установлении административного надзора суд не связан изложенным в административном исковом заявлении мнением о сроке установления административного надзора и (или) видах административных ограничений, предлагаемых к установлению, и с учетом конкретных обстоятельств административного дела может установить иные предусмотренные федеральным законом виды ограничений, а также иные сроки в пределах, установленных федеральным законом.
Согласно ст.4 Федерального закона №64-ФЗ от ДАТА в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться, в том числе, следующие административные ограничения: запрещение пребывания в определенных местах; запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток; запрещение выезда за установленные судом пределы территории; обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации, причем установление судом административного ограничения в виде обязательной явки в орган внутренних дел для регистрации является обязательным.
Суд, учитывая поведение ФИО1 в период отбывания наказания, характер и обстоятельства совершения преступлений (преступление совершено в ночное время), считает возможным согласиться с требованиями административного истца и установить административному ответчику предлагаемые административные ограничения, изложив их в соответствии со ст.4 Федерального закона РФ №64-ФЗ, что, по мнению суда, в полной мере будет соответствовать целям и задачам административного надзора, закрепленным в ст. 2 указанного Федерального закона, которыми являются предупреждение совершения лицами преступлений и других правонарушений, оказание на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов, а именно в виде: обязательной явки для регистрации один раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения; запрещения пребывания вне жилого или иного помещения, являющего местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в ночное время, - с 22 час. 00 мин. до 6 час. 00 мин., запрещения выезда за пределы АДРЕС.
При этом, устанавливая административное ограничение в виде запрета выезда за пределы АДРЕС, суд исходит из следующего.
В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 4 Федерального закона №64-ФЗ от ДАТА в отношении лица, не имеющего места жительства или пребывания, обязательным является установлением судом административного ограничения в виде запрета выезда за установленные судом пределы территории.
Понятия «место жительства» и «место пребывания» определены в статье 2 Закона Российской Федерации от ДАТА N 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» (далее - Закон N 5242-1).
Так, место жительства - жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.
Место пребывания - гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, медицинская организация или другое подобное учреждение, учреждение уголовно-исполнительной системы, исполняющее наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, либо не являющееся местом жительства гражданина Российской Федерации жилое помещение, в которых он проживает временно.
Судом установлено, что регистрации по месту жительства на территории Российской Федерации административный ответчик не имеет; после освобождения намерен проживать в АДРЕС в жилье, которое будет предоставлено по договору социального найма администрацией АДРЕС.
Таким образом, учитывая, что поднадзорное лицо, исходя из смысла приведенных выше положений Закона N 5242-1, места жительства не имеет, суд полагает, что установление ФИО1 такого вида административного ограничения как запрета выезда за установленные судом пределы территории – АДРЕС, в данном случае, соответствует требованиям закона.
При этом суд отмечает, что ограничение в виде запрета на выезд за пределы определенной территории по существу не ограничивает права поднадзорного лица на передвижение, а лишь накладывает на него обязанность уведомлять органы внутренних дел о своем выезде за пределы данной территории.
Кроме того, устанавливая административное ограничение в виде запрещения пребывания вне жилого или иного помещения, являющего местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в ночное время, - с 22 час. 00 мин. до 6 час. 00 мин., суд принимает во внимание, что обстоятельства, на которые ссылается административный ответчик (отсутствие места жительства), не препятствуют установлению данного административного ограничения. Поэтому доводы административного ответчика отклоняются как несостоятельные.
Также суд отмечает, что в соответствии с частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
При этом административный надзор не является наказанием или иной мерой уголовно-правового характера, административный надзор устанавливает контроль за поведением лица после отбытия наказания по месту его жительства, способствуют предупреждению совершения таким лицом преступлений и других правонарушений, оказывают на него индивидуальное профилактическое воздействие в целях защиты государственных и общественных интересов.
В соответствии с ч.3 ст.273 КАС РФ в решении суда об установлении административного надзора указывается срок административного надзора.
Согласно п.2 ч.1 ст.5 Федерального закона РФ №64-ФЗ от ДАТА административный надзор в отношении лиц, указанных в части 1 (пункт 3) и части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, устанавливается на срок, установленный законодательством РФ для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
Санкция части 1 статьи 158 УК РФ предусматривает наказание в виде лишением свободы сроком до двух лет, в связи с чем данное преступление в соответствии с ч. 2 ст. 15 УК РФ относится к категории преступлений небольшой тяжести.
По правилам п. «в» ч. 3 ст. 86 УК РФ судимость в отношении лиц, осужденных за преступления небольшой тяжести, погашается по истечении трех лет после отбытия наказания.
Сведений о наличии судебных постановлений, влекущих по своему содержанию изменение определенных судом в отношении ФИО1 категорий преступлений, сроков погашения судимости суду не представлено.
Учитывая, что ФИО1 освобождается из мест лишения свободы по отбытии срока, у него имеется непогашенная судимость за совершение преступления небольшой тяжести, суд с учетом положений ст. 86 УК РФ считает необходимым установить административный надзор в отношении ФИО1 на 3 года.
Таким образом, срок административного надзора в отношении лиц, указанных в части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, не зависит от усмотрения суда, а подлежит установлению на срок погашения судимости, который в данном случае составляет три года. Поэтому доводы ответчика о чрезмерно длительном сроке административного надзора отклоняются как несостоятельные.
Ссылка административного ответчика на исчисление сроков погашения судимости и, соответственно, возможного срока административного надзора, исходя из судимости по приговору Павловского районного суда АДРЕС от ДАТА, на основании которого решением Новоалтайского городского суда АДРЕС от ДАТА ему установлен административный надзор, основана на неверном толковании закона, в связи с чем также являются несостоятельными.
В рамках настоящего дела административный надзор устанавливается на основании п. 4 ч. 2 ст. 3 указанного Закона №64-ФЗ от ДАТА, в связи с совершением в период нахождения под административным надзором преступления (по приговору от ДАТА), за которое это лицо осуждено к лишению свободы и направлено к месту отбывания наказания. Административный надзор, установленный решением Новоалтайского городского суда АДРЕС от ДАТА, прекращен решением от ДАТА, утвержденным начальником МО МВД России «Павловский», на основании п. 3 ч. 1 ст. 9 Федерального закона №64-ФЗ от ДАТА «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы». Тяжесть преступлений, сроки погашения судимости по приговору от ДАТА, на что указывает административный ответчик, в данном случае, правового значения не имеют.
Согласно п.1 ч.3 ст.5 Федерального закона РФ №64-ФЗ от ДАТА срок административного надзора в отношении указанных лиц исчисляется со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства или пребывания.
Таким образом, административный иск ФКУ ЛИУ-8 УФСИН России по АДРЕС об установлении административного надзора подлежит удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 175 – 180, 273 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
административное исковое заявление федерального казенного учреждения «Лечебное исправительное учреждение НОМЕР Управления Федеральной службы исполнения наказания России по АДРЕС» к ФИО1 об установлении административного надзора и административных ограничений, удовлетворить.
Установить административный надзор в отношении ФИО1 на срок, установленный законодательством РФ для погашения судимости, - на 3 года.
Срок административного надзора исчислять со дня постановки ФИО1 на учет в органе внутренних дел по избранному им месту жительства, пребывания или фактического нахождения, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
Установить в отношении ФИО1 следующие административные ограничения:
- обязать являться для регистрации один раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения;
- запретить пребывание вне жилого или иного помещения, являющего местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в ночное время, - с 22 час. 00 мин. до 6 час. 00 мин.
- запретить выезд за пределы АДРЕС.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд через Новоалтайский городской суд в течение десяти дней со дня его принятия.
Судья Е.А.Самохина
Мотивированное решение изготовлено 22.07.2020.