Дело №
РЕШЕНИЕ
ИФИО1
01 сентября 2022 года г. Солнечногорск
Солнечногорский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Артемовой Е.Н.,
при секретаре ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к администрации г.о. Солнечногорск Московской области, Комитету по управлению имуществом администрации г.о. Солнечногорск Московской области об обязании заключить договор купли-продажи земельного участка,
У С Т А Н О В И Л:
Истец обратилась в суд с иском к администрации г.о. Солнечногорск Московской области, Комитету по управлению имуществом администрации г.о. Солнечногорск Московской области об обязании заключить договор купли-продажи земельного участка.
В обоснование заявленных требований указано, что на основании договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного с Комитетом по управлению имуществом администрации Солнечногорского муниципального района Московской области, истец является арендатором земельного участка с кадастровым номером №, с разрешенным использованием – для индивидуального жилищного строительства, вид разрешенного использования – земли населенных пунктов, расположенного по адресу: Московская область, Солнечногорский район, с.<адрес>, <адрес>. На указанном земельном участке истцом построен жилой дом, право собственности на который зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ. Ввиду того, что на спорном земельном участке расположен объект капитального строительства, принадлежащий истцу на праве собственности, он имеет преимущественное право на предоставление земельного участка в собственность за плату без проведения торгов. Однако при обращении в администрацию городского округа Солнечногорск Московской области в удовлетворении заявления о предоставлении земельного участка в собственность за плату отказано на том основании, что участок расположен на расстоянии менее 100 метров от уреза воды источника питьевого водоснабжения при нормальном подпорном уровне для водохранилищ и при летне-осенний межени для основных водотоков и притоков первого порядка, земельный участок находится во 2 поясе зон санитарной охраны водных объектов.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец просит суд признать нахождение земельного участка вне зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения <адрес>, вне водоохранной зоны и вне 2 пояса ЗСО и обязать ответчиков предоставить в собственность за плату по льготной цене без проведения торгов земельный участок и заключить договор по цене в размере 3% от кадастровой стоимости земельного участка без проведения торгов.
Представитель истца в судебное заседание явился, поддержал заявленные исковые требования с учетом выводов ФИО3 по проведенным судебным экспертизам.
Представитель администрации г.о. Солнечногорск Московской области в судебное заседание явился, возражал против удовлетворения исковых требований. Указал, что земельный участок находится в аренде у истца, а по заключению архитектуры спорный земельный участок находится в береговой зоне <адрес>. Оснований для удовлетворения иска нет. При заключении договора купли-продажи земельного участка, какой –либо акт администрацией не выносится.
Представитель Комитета по управлению имуществом администрации г.о. Солнечногорск Московской области в судебное заседание явился, возражал против удовлетворения заявленных исковых требований, указала, что согласно заключению архитектуры спорный земельный участок ограничен в обороте.
Представитель третьего лица Солнечногорский филиал Главного управления архитектуры и градостроительства Московской области в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом.
Руководствуясь положениями ст. 167 ГПК РФ, с учетом мнения явившихся лиц, участвующих в деле, суд определил перейти к рассмотрению дела по существу при данной явке.
Суд, выслушав сторон, исследовав письменные материалы дела, проанализировав и оценив собранные по делу доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, учитывая относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, приходит к следующему.
Пунктом 5 части 1 статьи 1 ЗК РФ определен правовой принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 Земельного кодекса (статья 39.2 ЗК РФ).
Согласно п.п. 6 п. 2 ст. 39.3 ЗК РФ без проведения торгов осуществляется продажа: земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 ЗК РФ.
Согласно п. 1 ст. 39.20 ЗК РФ если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
В соответствии с п. 2 ст. 39.3 ЗК РФ продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 Земельного кодекса, осуществляется без проведения торгов.
К числу оснований возникновения прав на земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, законодатель относит договор купли-продажи, в случае предоставления земельного участка в собственность за плату (статья 39.1 Земельного кодекса).
Порядок предоставления в собственность за плату земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен статьей 39.17 Земельного кодекса.
Указанный порядок предусматривает подачу заявления о предоставлении земельного участка, содержащего исчерпывающий перечень сведений, необходимых для его рассмотрения, а также перечень прилагаемых к нему документов.
Статья 39.16 ЗК РФ содержит исчерпывающий перечень оснований, при наличии хотя бы одного из которых уполномоченный орган вправе принять решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
В судебном заседании установлено, что истец является арендатором земельного участка с кадастровым номером №, с разрешенным использованием – для индивидуального жилищного строительства, вид разрешенного использования – земли населенных пунктов, расположенного по адресу: <адрес>.
На указанном земельном участке расположен жилой дом с кадастровым номером №, право собственности на который зарегистрировано за истцом в установленном законом порядке.
При обращении истца в администрацию городского округа Солнечногорск Московской области в удовлетворении заявления о предоставлении земельного участка в собственность за плату Комитетом по управлению имуществом администрации было отказано на том основании, что оборотоспособность земельного участка ограничена, земельный участок частично имеет наложение на береговую полосу водного объекта общего пользования и не может быть предоставлен в частную собственность в соответствии с п. 2 ст. 27 ЗК РФ.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ назначена судебная землеустроительная экспертиза, производство которой поручено ООО «ЗемСтройЭксперт».
Согласно заключению ФИО3 №-СЭ-01-2022 от ДД.ММ.ГГГГ, земельный участок с кадастровым номером № расположен в береговой полосе р. <адрес>ю 790,41 кв.м, что составляет 98,78% земельного участка. Экспертами установлено, что земельный участок расположен на расстоянии 25 км от Истринского гидроузла. Экспертами установлено, что земельный участок в границах второго пояса зоны санитарной охраны Истринского гидроузла не расположен. Возможности самостоятельного существования части участка, площадью 9,75 кв.м, исходя из целевого назначения и вида разрешенного использования невозможно.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ назначена дополнительная судебная землеустроительная экспертиза, производство которой поручено ООО «ЗемСтройЭксперт».
Согласно заключению ФИО3 №-СЭ-07-2022 от ДД.ММ.ГГГГ, на земельном участке с кадастровым номером № расположена дренажная канава, на которую специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира (водоохранная зона) не распространяется.
Заключения ФИО3 суд оценивает в совокупности с другими доказательствами, представленными сторонами, и считает, что данные заключения в полной мере является допустимыми и достоверными доказательствами, они соответствует материалам дела, ФИО3 дали конкретные ответы на поставленные судом вопросы. Каких-либо доказательств, которые могли бы поставить под сомнение правильность либо обоснованность выводов ФИО3, суду не представлено. ФИО3 до начала производства экспертизы предупреждены об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения по ст. 307 УК РФ, имеют необходимые для производства подобного рода экспертиз образование, квалификацию, специальность, стаж работы.
Дав оценку установленным по делу обстоятельствам, суд приходит к выводу о том, что у ответчиков не имелось достаточных оснований, предусмотренных действующим законодательством, для отказа в предоставлении истцу за плату в собственность земельного участка с кадастровым номером №.
В соответствии с ч. 2 ст. 27 ЗК РФ земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В соответствии со ст. 27 ч. 5 п. 14 ЗК РФ ограничиваются в обороте, находящиеся в государственной или муниципальной собственности: земельные участки в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
В соответствии со статьей 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам. Указанные санитарные правила определяют гигиенические требования к организации и содержанию территории и акватории зон санитарной охраны Московского водопровода. На основании данных санитарных правил разрабатывается «Проект зон санитарной охраны Московского водопровода», в которых устанавливаются точные границы зон санитарной охраны. Таким образом, необходимым условием отнесение территории к водоохранной зоне, является установление точных границ санитарной охранной зоны. Ответчиком не представлено доказательств, что разработанные и утвержденные в установленном порядке проекты зон санитарной охраны водных объектов, используемые для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, в Московской области утверждены надлежащим образом и что спорный земельный участок находится водоохраной зоне.
В соответствии с п.4.4.4. Санитарных правил СП 2.ДД.ММ.ГГГГ-10 в пределах 2 пояса ЗСО не допускается размещение земельных участков под дачное, садово-огородное, индивидуальное жилищное строительство, очистные сооружения канализации, автозаправочных станций (АЗС) легковых автомобилей на расстоянии менее 100 метров от уреза воды источника питьевого водоснабжения при нормальном подпорном уровне для водохранилищ и при летне-осенней межени для основных водотоков и притоков первого порядка. При строительстве и реконструкции объектов отдыха и спорта, необходимо соблюдать требование, чтобы все строения, располагались на расстоянии не менее 100 метров от уреза воды. В зонах рекреации в полосе 100 м от уреза воды не допускается капитальная застройка; допускается установка малых архитектурных форм.
Таким образом, испрашиваемый земельный участок не является изъятым из оборота по основаниям, предусмотренным ст. 27 ЗК РФ. Сведений о наличии каких-либо ограничений в обороте, запрета приватизации испрашиваемого земельного участка в государственном земельном кадастре не содержится.
Суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения требования истца о признании нахождения земельного участка вне зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения <адрес>, вне водоохранной зоны и вне 2 пояса ЗСО.
При таких обстоятельствах, поскольку истец как собственник объекта недвижимости, расположенного на спорном участке, имеет исключительное право на приобретение в собственность земельного участка, на котором он расположен, требования истца подлежат удовлетворению, поскольку отказ в предоставлении земельного участка в собственность истца, с учетом установленных судом обстоятельств и норм действующего законодательства, является незаконным, с истцом должны быть заключен договор купли-продажи спорного земельного участка.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 постановления Правительства Московской области от ДД.ММ.ГГГГ № «Об установлении цены продажи земельных участков, находящихся в собственности Московской области или государственная собственность на которые не разграничена, гражданам и юридическим лицам, имеющим в собственности здания, строения, сооружения, расположенные на таких земельных участках», с ДД.ММ.ГГГГ цена продажи земельных участков вне зависимости от категории земель с разрешенным использованием для гаражного строительства (включая индивидуальное гаражное строительство), находящихся в собственности Московской области или государственная собственность на которые не разграничена, гражданам и юридическим лицам, имеющим в собственности здания, строения, сооружения, расположенные на таких земельных участках, установлена в размере, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, равном трем процентам кадастровой стоимости земельного участка в отношении земельных участков.
Требования административного истца к администрации г.о. Солнечногорск удовлетворению об обязании заключить договор купли-продажи земельного участка не подлежат, поскольку данное решение принимается уполномоченным органом - Комитетом по управлению имуществом администрации городского округа Солнечногорск Московской области
При таких обстоятельствах, суд удовлетворяет требования истца об обязании Комитета по управлению имуществом администрации городского округа Солнечногорск Московской области заключить с истцом договор купли-продажи спорного земельного участка по цене в размере 3 % от кадастровой стоимости указанного земельного участка.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд -
Р Е Ш И Л:
Исковые требования ФИО2 – удовлетворить частично.
Признать нахождение земельного участка с кадастровым номером № площадью 800 кв.м., расположенного по адресу: Московская область, Солнечногорский район, с.<адрес>, д. <адрес>, категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – для индивидуального жилищного строительства, вне зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения <адрес>, вне водоохранной зоны и вне 2-го пояса ЗСО.
Обязать Комитет по управлению имуществом администрации г.о. Солнечногорск Московской области (№) предоставить в собственность за плату по льготной цене без проведения торгов земельный участок с кадастровым номером № площадью 800 кв.м., расположенного по адресу: Московская область, Солнечногорский район, с.<адрес>, д. <адрес>, категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – для индивидуального жилищного строительства.
Обязать Комитет по управлению имуществом администрации г.о. Солнечногорск Московской области заключить с ФИО2 (ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место рождения <адрес>, №, выдан Отделением УФМС России по Московской области в <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, код подразделения № договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером № площадью 800 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – для индивидуального жилищного строительства, установив цену в размере 3% кадастровой стоимости указанного земельного участка без проведения торгов.
В удовлетворении требований искового заявления к администрации г.о. Солнечногорск Московской области – отказать.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Солнечногорский городской суд Московской области в апелляционном порядке в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Артемова Е.Н.