Дело № 2а-799/2021
(УИД 61RS0020-01-2021-000902-29)
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
31 марта 2021 года г. Новошахтинск
Новошахтинский районный суд Ростовской области
в составе:
председательствующего судьи Горбань И.А.,
при секретаре Заярской Н.Г.,
с участием:
представителей административного истца - Шавелева Д.О., действующего на основании нотариально удостоверенной доверенности, и адвоката Родионова Д.А., действующего на основании ордера и нотариально удостоверенной доверенности,
представителя административных ответчиков - Зеленской А.В., действующей на основании доверенностей,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-799/2021 по административному исковому заявлению Гончарова А.С. к военному комиссариату города Новошахтинск и Родионово-Несветайского района Ростовской области, военному комиссариату Ростовской области, призывной комиссии г. Новошахтинска о признании незаконным решение призывной комиссии,
У С Т А Н О В И Л:
Административный истец после уточнения исковых требований обратился в суд с административным исковым заявлением к административным ответчикам, в котором просит признать незаконным решение призывной комиссии г. Новошахтинска от 26.05.2020, которым Гончаров А.С., .... года рождения, был признан годным к военной службе (категория годности к военной службе «А»), и не проходившим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, и обязать административных ответчиков устранить допущенные нарушения.
В обоснование своих требований административный истец, в лице представителя Родионова Д.А., указал, что решением призывной комиссии военного комиссариата города Новошахтинск и Родионово-Несветайского района Ростовской области от 26.05.2020 Гончаров А.С., .... года рождения, признан годным к военной службе (категория годности к военной службе «А»), и не проходившим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Вместе с тем, в 2011 году Гончаров А.С. встал на воинский учет по месту жительства в военном комиссариате г. Новошахтинска и Родионово-Несветайского района Ростовской области, после чего ему было выдано удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу, что не отрицается административным ответчиком. Гончаров А.С. неоднократно проходил медицинское освидетельствование в военкомате, по результатам которого признавался временно не годным к военной службе по состоянию здоровья и направлялся военкоматом для обследования в МБУЗ ЦГБ г. Ростова-на-Дону, в связи с чем административному истцу предоставлялась отсрочка от призыва на военную службу. После того, как Гончаров А.С. в очередной раз предоставил в военкомат результаты обследования в МБУЗ ЦГБ г. Ростова-на-Дону, на призывной комиссии ему было сообщено о том, что по результатам обследования он не годен к военной службе по состоянию здоровья и после достижения им 27-летнего возраста его вызовут в военкомат для получения военного билета. В последующем, после достижения 27-летнего возраста, при обращении в военкомат по вопросу выдачи военного билета, Гончарову А.С. сообщили, что он признан годным к прохождению военной службы и не проходил таковую, не имея на то законных оснований. Приказом министра обороны Российской Федерации от 18 июля 2014 года № 495 утверждена Инструкция по обеспечению функционирования системы воинского учета граждан Российской Федерации, предусматривающая Порядок ведения и хранения справки взамен военного билета, согласно пункту 1 которого такая справка оформляется и выдается гражданам Российской Федерации, не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, в соответствии с заключением призывной комиссии, поскольку военный билет в таком случае не выдается. Как установлено пунктом 11 части 1 статьи 16 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на службе в случае признания его не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, в соответствии с заключением призывной комиссии (за исключением граждан, прошедших военную службу по контракту) - в течение 10 лет со дня истечения срока, установленного для обжалования указанного заключения, либо со дня вступления в законную силу решения суда по делу об обжаловании указанного заключения и (или) решения призывной комиссии. Следовательно, справка, выдаваемая гражданину взамен военного билета, является основанием для отказа в прохождении государственной гражданской службы и применения предусмотренных законом ограничений в его правах. В этой связи, в случае выдачи административному истцу справки взамен военного билета, на том основании что он якобы не проходил военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, может повлечь за собой нарушение трудовых прав административного истца, в части ограничений, предусмотренных пунктом 11 части 1 статьи 16 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ. Не согласившись с тем, что состояние здоровья позволяло ему прохождению военной службы, Гончаров А.С. обратился в МБУЗ Центральная городская больница города Новошахтинска, где по результатам обследования 16.02.2021 ему был поставлен диагноз: .... что в соответствии с разделом II (расписание болезней) приложения № 1 к Положению о военно-врачебной экспертизе, утвержденной постановлением Правительства РФ от 04.07.2013 № 565, относится к категории «Д» - не годен к военной службе, что в свою очередь, не соответствует выводам, изложенным в обжалуемом решении призывной комиссии в части признания Гончарова А.С. годным к военной службе (категория годности к военной службе «А»). В соответствии со ст. 219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов. В связи с тем, что административному истцу стало известно о том, что он вопреки заключению призывной комиссии не был годен к прохождению военной службы (а значит не прошел военную службу по призыву по независящим от него причинам), из результатов обследования МБУЗ Центральная городская больница города Новошахтинска 16.02.2021, срок подачи административного искового заявления административным истцом не пропущен. Также обратил внимание на то, что именно на военный комиссариат (иной уполномоченный орган или должностное лицо) действующим законодательством возложена обязанность по надлежащему осуществлению мероприятий, направленных на организацию призыва на военную службу, в том числе по своевременному личному вручению под расписку повесток гражданам, подлежащим призыву. Следовательно, законодательством установлена обязанность граждан, подлежащих призыву на военную службу, являться только по повестке военного комиссариата в указанные в ней время и место, а также предусмотрена ответственность за неявку по повестке. Обязанность самостоятельно явиться в военный комиссариат у граждан, подлежащих призыву на военную службу, отсутствует. Вместе с тем, Гончарова А.С. в военкомат так и не вызвали, повестки в адрес Гончарова А.С. не направлялись, какие-либо иные мероприятия, связанные с его призывом на военную службу до достижения им возраста 27 лет военкоматом не проводилось, при этом Гончаров А.С. постоянно проживал по одному и тому же адресу, который сообщил в военкомате и обязанность самостоятельно явиться в военкомат у административного истца отсутствовала.
Определением Новошахтинского районного суда Ростовской области от 31.03.2021 к участию в деле в качестве административного соответчика привлечена призывная комиссия г. Новошахтинска.
Административный истец Гончаров А.С. в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, согласно телефонному сообщению просил дело рассмотреть в его отсутствие, с участием его представителей.
Дело рассмотрено в отсутствие административного истца в порядке ст. 150, ч. 6 ст. 226 КАС РФ.
Представитель административного истца Шавелев Д.О. в судебном заседании исковые требования поддержал и просил их удовлетворить, при этом уточнил, что требования административного истца заявлены и к административному соответчику - призывной комиссии г. Новошахтинска. Указал, какие действия должны быть выполнены административными ответчиками по восстановлению нарушенных прав административного истца, а именно провести повторное освидетельствование, признать его не проходившим военную службу по законным основаниям, и выдать ему военный билет в связи с зачислением в запас. Также дополнительно пояснил, что срок на обжалование спорного решения не пропущен, поскольку он начал течь именно с 16.02.2021. Считает, что в материалах дела имеется несколько документов, которые подтверждают, что Гончаров А.С. состоял на учете в военкомате г. Новошахтинска: ответ за подписью военного комиссара Ростовской области, где в числе прочего он сообщает о том, что у Гончарова 10.03.2020 в военном комиссариате г. Новошахтинска было изъято удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу, в связи с достижением 27 лет, а также направления на медицинское обследование, которые подтверждают факт того, что его доверитель обследовался призывной комиссией и ему были выданы направления на медицинские обследования.
От представителя административного истца – адвоката Родионова Д.А. дополнений не поступило.
Представитель административных ответчиков Зеленская А.В., действующая на основании доверенностей, в судебном заседании просила в удовлетворении заявленных требований отказать, при этом дала пояснения аналогичные доводам, изложенным в письменном возражении на административное исковое заявление. Дополнительно пояснила, что Гончаров А.С. в учетно-алфавитную книгу призывников не был занесен, в связи с тем, что он не прошел медицинское освидетельствование и, соответственно, он не мог быть поставлен на воинский учет. Представленные административным истцом документы – направления на медицинское освидетельствование оформлены не в соответствии с руководящими требованиями. Возможно, Гончаров А.С. и явился в то время в военный комиссариат, ему выдали направление, и он ушел, но он, соответственно, не прошел обследование, не пришел в военный комиссариат для прохождения медицинского освидетельствования и установления категории годности к воинской службе. До 2020 года Гончаров А.С. не являлся в военный комиссариат, 10.03.2020 ему было выдано направление на анализы и медицинская карта для прохождения медицинского освидетельствования. Гончаров А.С. прошел всех врачей, сдал все анализы, всеми врачами ему была установлена категория годности «А», об этом Гончаров А.С. узнал до призывной комиссии, о том, что у него категория «А», ни одному из врачей при медицинском освидетельствовании он не заявил никаких жалоб, что у него есть какие-то заболевания, что он наблюдался у врачей, в связи с чем направлений на дополнительное обследование ему не выдавали. На призывной комиссии 26.05.2020 Гончарову А.С. также было объявлено, что у него категория годности «А», то есть здоров и вынесено решение, что он не служил, не имея на то законных оснований в соответствии с законодательством. Более того, если бы гражданину Гончарову А.С. была бы вынесена категория годности «В» - негоден, то все равно было бы вынесено решение, что гражданин не служил, не имея на то законных оснований, поскольку не по категории годности выдается справка, а потому что он не являлся хотя бы в один из призывов, находясь в призывном возрасте от 18 до 27 лет. Также указала на то, что административным истцом пропущен срок обжалования спорного решения.
Выслушав пояснения участников процесса, проверив и изучив материалы настоящего дела, суд приходит к следующему.
Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом (части 1 и 2 статьи 59 Конституции Российской Федерации).
Правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы в целях реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества осуществляется Федеральным законом от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Закон о воинской обязанности и военной службе).
Основной формой реализации указанной конституционной обязанности является прохождение военной службы по призыву, которому подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие или обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе (подпункт "а" пункта 1 статьи 22 Закона о воинской обязанности и военной службе), за исключением граждан, освобожденных от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждан, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждан, не подлежащих призыву на военную службу (пункт 2 статьи 22, статьи 23 и 24 этого же Закона).
Статья 28 Закона о воинской обязанности и военной службе закрепляет обязанности призывной комиссии по призыву граждан на военную службу, предусматривая принятие в отношении них одного из следующих решений: о призыве на военную службу, о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу, об освобождении от призыва на военную службу, об освобождении от исполнения воинской обязанности и о зачислении в запас (пункт 1).
При зачислении в запас граждан, подлежавших призыву на военную службу и не прошедших ее до достижения ими возраста 27 лет (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, пунктом 4 статьи 23, статьей 24 названного Закона, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований (пункт 1.1 названной статьи).
Порядок и условия признания гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, определяются Положением о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года № 663 (далее - Положение).
Судом установлено, что 10.03.2020 Гончаров А.С. обратился в военный комиссариат г. Новошахтинск и Родионово-Несветайского района Ростовской области с заявлением о выдаче ему документа воинского учета, в связи с достижением им возраста 28 лет.
26.05.2020 призывной комиссией г. Новошахтинска было принято решение о зачислении Гончарова А.С. в запас, как лицо, не проходившее военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
Согласно статьям 8 - 9 указанного Федерального закона в названной выше редакции граждане обязаны состоять на воинском учете, за исключением граждан освобожденных от исполнения воинской обязанности в соответствии с настоящим Федеральным законом; проходящих военную службу; отбывающих наказание в виде лишения свободы; женского пола, не имеющих военно-учетной специальности; постоянно проживающих за пределами Российской Федерации (пункт 1 статьи 8). Воинский учет граждан по общему правилу осуществляется военными комиссариатами по месту их жительства; военные комиссариаты осуществляют воинский учет граждан через свои структурные подразделения по муниципальным образованиям (далее - структурные подразделения) (пункт 2 статьи 8). Первоначальная постановка на воинский учет граждан мужского пола осуществляется в период с 1 января по 31 марта в год достижения ими возраста 17 лет.
Согласно указанному выше решению Гончаров А.С., .... года рождения, и имея регистрацию в г. Новошахтинске Ростовской области с 18.03.2006 должен был быть первоначально постановлен на воинский учет по достижении им 17-летнего возраста в военный комиссариат г. Новошахтинск и Родионово-Несветайского района Ростовской области.
Однако, как следует из представленной представителем административных ответчиков учетно-алфавитной книги граждан 1991 года рождения, подлежащих призыву, проживающих на территории г. Новошахтинск и Родионово-Несветайском районе, а также служебной записки начальника ОППГВС военного комиссариата г. Новошахтинск и Родионово-Несветайского района Ростовской области, Гончаров А.С. на воинском учете не состоял, военную службу по призыву не проходил. Доказательств обратного стороной административного истца не представлено, как и не представлено доказательств того, что Гончаров А.С. не проходил военную службу на законных основаниях.
Доводы представителей административного истца, изложенные в административном иске и в судебном заседании, что в подтверждение того, что Гончаров А.С. состоял на воинском учете с 2011 года, что он был признан негодным к военной службе по состоянию здоровья, является ответ военного комиссара Ростовской области Е.И., в котором указано, что удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу, было изъято у Гончарова А.С. 10.03.2020, а также представленные бланки актов исследования состояния здоровья Гончарова А.С. от 20.04.2011 и 22.11.2011, направления на медицинские освидетельствования от 22.11.2011 и без даты, суд не может принять во внимание, поскольку данные документы не содержат информации об указанном факте.
Более того, как следует из ответа военного комиссара Ростовской области Е.И. от 18.12.2020, проведенным служебным разбирательством установлено, что сведения о Гончарове А.С. не зафиксированы ни в одном из протоколов заседания, и, соответственно, не внесены в учетно-алфавитную книгу граждан 1991 года рождения. В течение 8,5 лет в период с 2011 года по 10.03.2020 Гончаров А.С. не прибывал в военный комиссариат г. Новошахтинск и Родионово-Несветайского района для оформления документа воинского учета. Удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу, было изъято у Гончарова А.С.10.03.2020, в связи с достижением им возраста 27 лет и уничтожено в установленном порядке в военном комиссариате.
В соответствии с п. 34 Положения о призыве на военную службу граждан РФ, утвержденным постановлением Правительства РФ от 11.11.2006 № 663 (в редакции, действовавшей в период возникновения спорных правоотношений) при зачислении в запас граждан, не прошедших до достижения ими возраста 27 лет военную службу по призыву (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, подпунктом "в" пункта 3, пунктом 4 статьи 23 и статьей 24 Федерального закона № 53-ФЗ, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия на основании документов воинского учета, хранящихся в отделе (муниципальном) (личное дело призывника, учетно-алфавитная книга), а для граждан, не состоявших на воинском учете, на основании справок соответствующих отделов (муниципальных) выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Такое заключение выносится, если гражданин не проходил военную службу, не имея на то законных оснований, начиная с 1 января 2014 года, при этом состоял (обязан был состоять) на воинском учете и подлежал призыву на военную службу.
Как следует из материалов настоящего дела, после обращения Гончарова А.С. 10.03.2020 в военный комиссариат г. Новошахтинск и Родионово-Несветайского района с указанным выше заявлением, последний по направлению военкомата в мае 2020 года прошел медицинскую комиссию. При прохождении медицинского освидетельствования Гончаров А.С. каких-либо жалоб на состояние здоровья не заявлял, заявлений о направлении на дополнительное медицинское обследование им не предъявлялось, о чем свидетельствует карта медицинского освидетельствования гражданина, пребывающего в запасе. В связи с чем по результатам указанного медицинского освидетельствования и заключению врачей-специалистов Гончарову А.С. была установлена категория годности «А» - годен к военной службе.
26.05.2020 Гончарову А.С. призывной комиссией г. Новошахтинска было оглашено решение о не прохождении им военной службы по призыву, не имея на то законных оснований.
Учитывая изложенное, а также принимая во внимание, что административный истец до 27 лет на воинском учете по месту жительства не состоял; военную службу не проходил, законных оснований для этого, с которыми закон после 1 января 2014 года связывает освобождение, отсрочку от призыва на военную службу или освобождение от исполнения воинской обязанности, в юридически значимый период и до достижения возраста 27 лет не имел, оснований полагать заключение призывной комиссии незаконным, принятым с нарушением прав административного истца, не имеется.
Представленный административным истцом листок осмотра врача хирурга З.Т.С. 16.02.2021, в котором Гончарова А.С. указан диагноз ...., также не является основанием для признания оспоримого решения призывной комиссии незаконным, по вышеизложенным обстоятельствам.
Доводы представителя административного истца Шавелева Д.О. о том, что вины Гончарова А.С. в том, что он не являлся в военкомат для прохождения медицинских комиссий нет, поскольку обязанность по вызову призывников возложена на военкомат, а последним призывные мероприятия в отношении Гончарова А.С. не осуществлялись на протяжении длительного времени, суд отклоняет как несостоятельные, поскольку, как установлено в судебном заседании, административный истец систематически на протяжении 8,5 лет не исполнял возложенные на него статьей 10 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ обязанности в целях обеспечения его воинского учета, что и стало причиной, по которой он не проходил военную службу по призыву, без законных оснований; при этом при рассмотрении дела не установлено, что Гончаровым А.С. предпринимались меры к исполнению предусмотренной законом конституционной обязанности явиться в военный комиссариат для прохождения медицинских освидетельствований.
Доводы представителей административного истца о том, что Гончаров А.С. неоднократно проходил медицинское освидетельствование в военкомате, по результатам которого признавался временно не годным к военной службе по состоянию здоровья, в связи с чем административному истцу предоставлялась отсрочка от призыва на военную службу, а также о том, что Гончарову А.С. в какой-то раз, на призывной комиссии было сообщено о том, что по результатам обследования он не годен к военной службе по состоянию здоровья и после достижения им 27-летнего возраста его вызовут в военкомат для получения военного билета, суд оценивает критически, поскольку они являются голословными и без доказательственными.
Кроме того, суд считает, что доводы истцовой стороны основаны на неверном толковании положений действующего законодательства, регулирующего вопросы исполнения непосредственно гражданином обязанностей в целях организации воинского учета и призыва, основаниях зачисления в запас граждан, обязанных стоять на учете и подлежащих призыву на военную службу и не прошедших ее до достижения ими возраста 27 лет, не имея на то законных оснований.
Суд также обращает внимание на то, что как указано в Порядке ведения и хранения справки взамен военного билета, установленном приказом министра обороны Российской Федерации "Об утверждении Инструкции по обеспечению функционирования системы воинского учета граждан Российской Федерации и порядка проведения смотров-конкурсов на лучшую организацию осуществления воинского учета" от 18 июля 2014 года № 495, "справка взамен военного билета является основным документом персонального воинского учета граждан, пребывающих в запасе, не проходивших военную службу, характеризующим его отношение к исполнению воинской обязанности. Справка взамен военного билета оформляется и выдается гражданам Российской Федерации, не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, в соответствии с заключением призывной комиссии".
Таким образом, при наличии решения призывной комиссии о признании заявителя не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, административным ответчиком военным комиссариатом г. Новошахтинск и Родионово-Несветайского района Ростовской области обоснованно принято решение о выдаче административному истцу справки взамен военного билета при зачислении в запас.
Наряду с этим, суд считает, что административный истец обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением по истечении установленного процессуальным законом срока, по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов. Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска (часть 8 статьи 219 КАС РФ).
Обязанность доказать соблюдение сроков обращения в суд, наличия уважительных причин пропуска срока согласно частям 9, 11 статьи 226 КАС РФ возложена на административного истца.
Как установлено в судебном заседании, об оспариваемом Гончаровым А.С. решении от 26.05.2020 ему было известно в этот же день, то есть 26.05.2020.
С настоящим административным исковым заявлением Гончаров А.С., в лице своего представителя Родионова Д.А., обратился 03.03.2021, то есть по истечении трехмесячного срока обжалования указанного решения.
При этом ходатайств о восстановлении срока ни истец, ни его представители суду не заявляли, об уважительных причинах его пропуска суду не представили.
Доводы в возражения пропуска срока обжалования, изложенные в административном иске и в судебном заседании представителем Шавелевым Д.О. о том, что указанный срок Гончаровым А.С. не пропущен, поскольку его следует исчислять с 16.02.2021, то есть с даты, когда Гончарову А.С. в результате обследования в МБУЗ «ЦГБ» г. Новошахтинска установлен диагноз, ...., что в соответствии с разделом II (расписание болезней) приложения № 1 к Положению о военно-врачебной экспертизе утвержденной постановлением Правительства РФ от 04.07.2013 № 565, относится к категории «Д» - не годен к военной службе, суд не принимает во внимание, поскольку данные доводы основаны на ошибочном толковании ч. 1 ст. 219 КАС РФ.
Учитывая изложенное выше, суд считает в удовлетворении заявленных требований отказать.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административного искового заявления Гончарова А.С. к военному комиссариату города Новошахтинск и Родионово-Несветайского района Ростовской области, военному комиссариату Ростовской области, призывной комиссии г. Новошахтинска о признании незаконным решение призывной комиссии, отказать.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Новошахтинский районный суд Ростовской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья И.А. Горбань
Мотивированное решение суда составлено 09 апреля 2021 года.