Судья Сорокина Е.Б. № 33-5015/2021
№ 2-1663/2021
64RS0045-01-2021-002380-15
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
06 июля 2021 года город Саратов
Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего Песковой Ж.А.,
судей Климовой С.В., Кудряшовой Д.И.,
при помощнике судьи Мартемьяновой Т.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Смирновой Н.Г. к министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области, министерству финансов Саратовской области о признании права на внеочередное получение жилого помещения, о предоставлении благоустроенного жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, взыскании судебной неустойки по апелляционной жалобе Смирновой Н.Г. на решение Кировского районного суда г. Саратова от 05 апреля 2021 года, которым исковые требования удовлетворены частично.
Заслушав доклад судьи Климовой С.В., объяснения представителя ответчика министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области Крыловой В.Д., возражавшей по доводам жалобы, изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия
установила:
Смирнова Н.Г. обратилась в суд с иском к министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области, министерству финансов Саратовской области о предоставлении благоустроенного жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения во внеочередном порядке, взыскании судебной неустойки, мотивируя свои требования тем, что решением Балаковского районного суда Саратовской области от 17 июня 2019 года установлен факт отсутствия попечения родителей над Смирновой Н.Г., <дата> года рождения, в несовершеннолетнем возрасте.
Распоряжением министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области № 39-Р от 28 января 2020 года на основании решения Кировского районного суда г. Саратова от 06 ноября 2019 года Смирнова Н.Г. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, и достигли 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями из государственного специализированного жилищного фонда области.
Истец считает, что поскольку ответчик в неотлагательном порядке по включения в список не предоставил ей жилое помещение, то с ответчиков в солидарном порядке подлежит взысканию судебная неустойка.
Истец просил суд признать за ней право на внеочередное получение жилья по категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обязать министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области предоставить жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения из государственного специализированного жилищного фонда области в г. Балаково, общей площадью не менее 30 кв.м, взыскать солидарно с министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовкой области и министерства финансов Саратовской области судебную неустойку за неисполнение судебного акта в размере 200 рублей за каждый день неисполнения решения суда, начиная с момента вступления решения в законную силу до момента его фактического исполнения.
Решением Кировского районного суда г. Саратова от 05 апреля 2021 года исковые требования Смирновой Н.Г. удовлетворены частично. На министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области возложена обязанность предоставить Смирновой Н.Г. жилое помещение общей площадью не менее 30 кв.м по договору найма специализированного жилого помещения из государственного специализированного жилищного фонда области в г. Балаково Саратовской области.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Не согласившись с решением суда, Смирнова Н.Г. подала апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда в части отказа в удовлетворении исковых требований о признании за ней права на внеочередное получение жилья по категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также взыскании судебной неустойки, принять по делу в данной части новое решение об удовлетворении заявленных требований в полном объеме. Автор жалобы оспаривает выводы суда о том, что предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения во внеочередном порядке не предусмотрено законом и об отсутствии оснований для взыскания судебной неустойки.
Иные лица на заседание судебной коллегии не явились, извещены о заседании надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела ходатайств в апелляционную инстанцию не представили, о причинах неявки не сообщили. Информация о времени и месте рассмотрения настоящего гражданского дела размещена на официальном сайте Саратовского областного суда (http://oblsud.sar.sudrf.ru) (раздел судебное делопроизводство).
В силу ч. 3 ст. 167 ГПК РФ неявка лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела, в связи с чем, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Учитывая, что ответчики решение суда не обжалуют, Смирнова Н.Г. обжалует решение суда только в части, судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части решения суда, поскольку иное противоречило бы диспозитивному началу гражданского судопроизводства, проистекающему из особенностей спорных правоотношений, субъекты которых осуществляют принадлежащие им права по собственному усмотрению, произвольное вмешательство в которые, в силу положений ст. ст. 1, 2, 9 ГК РФ, недопустимо.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения районного суда согласно требованиям ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, исходя из доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, решением Балаковского районного суда Саратовской области от 17 июня 2019 года установлен факт отсутствия попечения родителей над Смирновой Н.Г., <дата> года рождения, в несовершеннолетнем возрасте.
Распоряжением министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области № 39-Р от 28 января 2020 года на основании решения Кировского районного суда г. Саратова от 06 ноября 2019 года Смирнова Н.Г. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, и достигли 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями из государственного специализированного жилищного фонда области.
С момента постановки Смирновой Н.Г. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и до вынесения решения суда жилое помещение Смирновой Н.Г. предоставлено не было, с учета в установленном порядке Смирнова Н.Г. не снималась.
Разрешая спор по существу и принимая решение об удовлетворении заявленного по делу требования, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о необходимости возложения на министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области обязанности предоставить истцу жилое помещение из государственного специализированного жилищного фонда области по договору найма специализированного жилого помещения.
Судебная коллегия соглашается с изложенными выводами суда первой инстанции, поскольку они сделаны с учетом положений ст. 55, 56, 57 ГПК РФ, подтверждены материалами дела и основаны на правильном толковании и применении норм материального права к отношениям сторон.
Вопреки доводам апелляционной жалобы нарушений норм материального права судом при вынесении решения не допущено.
Отказывая в удовлетворения требования истца о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке, суд исходил из того, что предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения во внеочередном порядке не предусмотрено действующим законодательством.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда первой инстанции по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Так, согласно ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с п. 1 настоящей статьи.
В список включаются лица, указанные в абзаце первом п. 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с п. 1 настоящей статьи является основанием для исключения указанных лиц из списка.
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в п. 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
При этом ни ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ни иные нормы не устанавливают очередность внутри списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.
Формирование названного списка и включение в него конкретных лиц означает констатацию наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации их права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения. Положения приведенных выше норм не содержат указания на конкретный срок предоставления жилого помещения данной категории граждан, что предполагает возможность незамедлительной реализации такого права после его возникновения.
Именно поэтому с момента включения истца в список на получение жилья у ответчика министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области возникла обязанность по предоставлению ему жилого помещения.
Следовательно, предоставление жилых помещений указанной категории граждан законом не поставлено в зависимость от каких-либо условий, в том числе, от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, времени постановки на учет, соблюдения порядка очередности лиц равной категории, наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений, а также иных условий.
Таким образом, установив, что истец, включенный в список и достигший совершеннолетия, до настоящего времени жильем не обеспечен, суд первой инстанции обоснованно возложил на ответчика обязанность предоставить Смирновой Н.Г. жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, отказав в удовлетворении требования о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке.
Отказывая в удовлетворения истца о взыскании судебной неустойки, суд исходил из того, что истцом неверно выбран способ защиты нарушенного права.
Доводы апелляционной жалобы истца в части несогласия с отказом во взыскании с ответчиков неустойки в порядке ст. 308.3 ГК РФ основанием к отмене решения суда не являются, поскольку основаны на неправильном толковании норм материального права.
В соответствии с п. 1 ст. 308.3 ГК РФ в случае неисполнения должником обязательства кредитор вправе требовать по суду исполнения обязательства в натуре, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, иными законами или договором либо не вытекает из существа обязательства. Суд по требованию кредитора вправе присудить в его пользу денежную сумму (п. 1 ст. 330) на случай неисполнения указанного судебного акта в размере, определяемом судом на основе принципов справедливости, соразмерности и недопустимости извлечения выгоды из незаконного или недобросовестного поведения (п. 4 ст. 1).
В соответствии с разъяснениями, данными в п. п. 31, 32 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2016 года № 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств» суд не вправе отказать в присуждении судебной неустойки в случае удовлетворения иска о понуждении к исполнению обязательства в натуре.
Согласно разъяснениям, данным в п. 28 вышеуказанного постановления Пленума Верховного Суда РФ, уплата судебной неустойки не влечет прекращения основного обязательства, не освобождает должника от исполнения его в натуре, а также от применения мер ответственности за его неисполнение или ненадлежащее исполнение (п. 2 ст. 308.3 ГК РФ).
В соответствии с п. 30 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2016 года № 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств» судебная неустойка может быть присуждена только на случай неисполнения гражданско-правовых обязанностей, она не может быть установлена по спорам административного характера, рассматриваемым в порядке административного судопроизводства и главы 24 АПК РФ, при разрешении трудовых, пенсионных и семейных споров, вытекающих из личных неимущественных отношений между членами семьи, а также споров, связанных с социальной поддержкой.
Спор, по которому было вынесено решение о предоставлении истцу жилого помещения, не был связан с неисполнением гражданско-правовой обязанности, а вытекал из жилищных правоотношений и обязанности субъекта РФ - Саратовской области по обеспечению истца жилым помещением в рамках программы социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей осуществляемой государством.
Учитывая установленные в процессе разбирательства дела фактические обстоятельства, суд первой инстанции всесторонне и полно исследовал представленные доказательства, дал им надлежащую правовую оценку применительно к требованиям ст. 67 ГПК РФ.
В целом доводы апелляционной жалобы правильность выводов суда не опровергают, не свидетельствуют о наличии обстоятельств, которые не были бы учтены при разрешении заявленных требований и имели бы существенное значение, опровергали правильность выводов суда, либо ставили под сомнение их полноту и обоснованность.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции и полагает решение суда подлежащим оставлению без изменения, поскольку обстоятельства, изложенные в жалобе, являлись предметом исследования суда первой инстанции, судом им дана надлежащая оценка.
Нарушений норм материального или процессуального права, влекущих отмену решения, судом не допущено.
Руководствуясь ст. ст. 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Кировского районного суда г. Саратова от 05 апреля 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 13 июля 2021 года.
Председательствующий
Судьи