Дело № 2-654/2018 (2-4656/2017)
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
23 января 2018 года город Барнаул
Железнодорожный районный суд города Барнаула Алтайского края в составе:
председательствующего Леонтьевой Т.В.,
при секретаре Хардиной В.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Железнодорожного района города Барнаула в интересах Аверченко В.В. к КГКУ «Региональное жилищное управление» об установлении факта проживания, обязании предоставить по договору найма специализированное жилое помещение
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Железнодорожного района города Барнаула обратился в суд в интересах Аверченко В.В. с иском к КГКУ «Региональное жилищное управление», в котором просил установить факт постоянного проживания Аверченко В.В. в <данные изъяты> с 2015 года и обязать ответчика предоставить Аверченко В.В. благоустроенное жилое помещение из специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения по месту его жительства в <данные изъяты> общей площадью не менее 33 кв. м, а если оно представляет собой однокомнатную квартиру общей площадью не менее 28 кв.м.
В обоснование требований указано, что Аверченко В.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Сведения о нем включены в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Жильем до настоящего времени Аверченко В.В. не обеспечен, по договору найма жилые помещения не предоставлялись. Таким образом, до настоящего времени жилищные права истца Аверченко В.В. не реализованы. Ссылаясь на ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ст. 8, ст.17-1 Закона Алтайского края «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Алтайского края» прокурор просил обязать ответчика предоставить Аверченко В.В. по договору найма специализированное жилое помещение.
В судебном заседании старший помощник прокурора Боровкова Е.П. и материальный истец Аверченко В.В. требования искового заявления поддержали в полном объеме, не возражала о предоставлении разумного срока для исполнения решения суда, но не позднее окончания срока регистрации Аверченко В.В. по месту пребывания в общежитии образовательного учреждения, в котором она проходит обучение, то есть до 01.07.2018.
Ответчик КГКУ «Региональное жилищное управление» извещен о судебном заседании надлежащим образом, в суд своего представителя не направил.
Суд в силу положений ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав пояснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Аверченко В.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Родителями Аверченко В.В. являются А.1. и А.2., что подтверждается свидетельством о рождении от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д.6).
Отец Аверченко В.В. – А.1. умер ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о смерти от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д.6).
Мать Аверченко В.В. – А.2. лишена родительских прав решением суда от 10.06.2009, вступившим в законную силу 26.06.2009, Аверченко В.В. решено передать на попечение органу опеки и попечительства администрации <данные изъяты> для дальнейшего устройства (л.д.8-9).
По информации КГКУ «Региональное жилищное управление», приказом управления Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству от 02.10.2013 № сведения от Аверченко В.В. внесены в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа по дате поступления заявления – 11.09.2013 (л.д.11).
Согласно паспортным данным Аверченко В.В. постоянной регистрации по месту жительства не имеет (л.д. 10-11).
Как следует из пояснений Аверченко В.В., с 2015 года она обучается в <данные изъяты> и проживает в общежитии данного образовательного учреждения, что подтверждается свидетельством № от 30.09.2015 о регистрации по месту пребывания в общежитии по адресу: <адрес> на период с 30.09.2015 по 30.09.2016 и свидетельством № от 11.10.2017 о регистрации по месту пребывания по тому же адресу на период с 11.10.2017 по 30.06.2018.
Данный факт подтвердила в судебном заседании допрошенная в качестве свидетеля Щ., пояснив, что с 2015 года обучается вместе с Аверченко В.В. в <данные изъяты>, с указанного времени истец постоянно проживает в <данные изъяты>.
Оснований не доверять показаниям свидетеля не имеется, поскольку они не противоречат пояснениям Аверченко В.В. и материалам дела.
В силу ст.ст. 264, 265 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение или прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, или при невозможности восстановления утраченных документов.
В соответствии со ст. 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
С учетом установленных обстоятельств, суд считает доказанным факт проживания Аверченко В.В. в <данные изъяты> 2015 года по настоящее время, а требования истца в данной части обоснованными и подлежащими удовлетворению.
По сведениям филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Алтайскому краю и Сибирского филиала АО «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» Барнаульского отделения, информация о принадлежности объектов недвижимости Аверченко В.В. отсутствует (л.д. 9, 10).
Сведений об участии в приватизации Аверченко В.В. не имеется. В браке Аверченко В.В.. не состоит, детей не имеет.
Защита семьи и детства, социальная защита и жилищное законодательство отнесены пунктами "ж" и "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установлена федеральная гарантия обеспечения бесплатным жильем на основании Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ, Жилищного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Согласно ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Вступившим в действие с 1 января 2013 года Федеральным законом от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ изложена в новой редакции статья 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ, так в п. 1 ст. 8 предусмотрено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом п. 1 названной статьи, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом п. 1, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом п. 1 ст. 8 этого же закона и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - Список) в соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ.
В Список включаются лица, указанные в абзаце первом п. 1 этой статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с п. 1 ст. 8 данного закона является основанием для исключения указанных лиц из Списка (пп. 1, 3).
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются указанным лицам в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (п. 7).
Из содержания приведенных правовых норм следует, что федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом п. 1 ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ.
При этом ни ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ, ни иные статьи указанного закона не устанавливают очередность внутри Списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.
Содержащееся в п. 3 ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.
По смыслу закона, жилые помещения специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются указанным гражданам по общему правилу немедленно по достижении ими 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия, а не с момента обращения (подачи заявления), как ошибочно полагает ответчик.
Иные случаи предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ранее достижения ими возраста 18 лет могут быть установлены в законодательстве субъекта Российской Федерации.
Таким образом, жилые помещения специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должны предоставляться немедленно после наступления предусмотренных в Федеральном законе от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ и законодательстве субъектов Российской Федерации обстоятельств.
Предоставление жилого помещения по Списку (в порядке очередности), сформированного ответчиком по дате подачи заявления о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, противоречит федеральному законодательству и снижает уровень правовых гарантий, закрепленных Российской Федерацией.
По своей сути формирование субъектом Российской Федерации списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Поскольку Аверченко В.В. не обеспечена жилым помещением, в собственности и в пользовании на основании социального найма помещений не имеет, в установленном порядке поставлена на учет, включена в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, то есть соблюден заявительный порядок обращения, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению. Ответчик обязан предоставить Аверченко В.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в границах <данные изъяты>, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 33 кв.м., а если оно представляет собой однокомнатную квартиру, общей площадью не менее 28 кв.м.
На основании Закона Алтайского края от 06.07.2016 N 57-ЗС, вступившего в законную силу 01.08.2016, в ст. 17-1, Закон Алтайского края от 12.12.2006 N 136-ЗС "О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Алтайского края" внесены изменения, согласно которым уполномоченным на принятие на учет и предоставление жилых помещений для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей является КГКУ «Региональное жилищное управление».
В связи с чем, надлежащим ответчиком по делу является КГКУ «Региональное жилищное управление».
В соответствии со ст. 204 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если суд устанавливает определенные порядок и срок исполнения решения суда, обращает решение суда к немедленному исполнению или принимает меры по обеспечению его исполнения, на это указывается в резолютивной части решения суда.
С учетом мнения истца, суд полагает возможным обязать ответчика исполнить решение суда в срок до 01.07.2018, поскольку истец имеет регистрацию в общежитии до 30.06.2018, соответственно имеет право пользования данным жилым помещением. Кроме того, указанный срок суд находит разумным и достаточным для исполнения решения суда, учитывая, что в материалы дела не представлены доказательства того, что истец является остронуждающейся.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования удовлетворить.
Установить факт проживания Аверченко В.В. в <данные изъяты> с 2015 года.
Обязать Краевое государственное казенное учреждение «Региональное жилищное управление» предоставить Аверченко В.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в границах <данные изъяты>, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 33 кв. м, а если оно представляет собой однокомнатную квартиру общей площадью не менее 28 кв. м. до 01.07.2018.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд через Железнодорожный районный суд г.Барнаула Алтайского края в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Т.В. Леонтьева