Решение по делу № 2а-1667/2021 от 26.05.2021

Дело № 2а-1667/2021

УИД 49RS0001-01-2021-002247-17                     18 июня 2021 г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МАГАДАНСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ

в составе председательствующего судьи Вигуль Н.Е.,     

при секретаре Кузиной А.Ю.,

с участием административного истца Яворского А.Н.,

представителя административного ответчика Федерального казенного учреждения «Военный комиссариат Магаданской области» Пасичник Л.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Магадане в помещении Магаданского городского суда 18 июня 2021 года административное дело по административному исковому заявлению Яворского Александра Николаевича к призывной комиссии города Магадана, Военному комиссариату города Магадана Магаданской области, Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Магаданской области» о признании незаконным решения от 8 апреля 2021 года о призыве на военную службу,

УСТАНОВИЛ:

Яворский А.Н. обратился в Магаданский городской суд с административным иском к призывной комиссии города Магадана, Военному комиссариату города Магадана Магаданской области о признании незаконным решения от 08.04.2021 о призыве на военную службу.

В обоснование требований указывает, что 08.04.2021 призывной комиссией г. Магадана он призван на военную службу, ему вручена повестка на 26.05.2021 для отправки к месту прохождения службы.

Вынесенное в отношении него решение считает незаконным. При проведении медицинского освидетельствования он сообщал врачам-специалистам о наличии у него одышки при физических нагрузках, учащённого сердцебиения, нарушения сердечного ритма, боли в области сердца, периодических тупых болях в области желудка, плохого аппетита, что может являться признаками заболеваний, предусмотренных статьями 42, 43, п. «б» ст. 59 Расписание болезней. Однако данные жалобы были проигнорированы, на дополнительное обследование он направлен не был.

Ранее он проходил стационарное лечение, где у него были диагностированы недостаточность питания и хронический гастродуоденит, с тех пор состояние его здоровья ухудшилось, однако при вынесении решения о призыве на военную службу данный факт не был принят во внимание. Полагает, что ухудшение состояния его здоровья подтверждается снижением ИМТ до 15,2, тогда как согласно ст. 13 Расписание болезней при наличии недостаточности питания граждане подлежат обследованию и лечению в стационарных условиях, признаются временно негодными к военной службе на 6 месяцев. Если же по результатам обследования у граждан не выявлено вызывающих снижение массы тела заболеваний, то они подлежат освидетельствованию по пункту «д».

Полагает, что состав призывной комиссии на момент вынесения в отношении него решения о призыве на военную службу являлся нелегитимным, поскольку из 7 человек комиссии, состав которой утверждён Указом губернатора Магаданской области от 16.03.2021 № 52-у присутствовало только 6 членов призывной комиссии. Ему не был оглашен персональный состав призывной комиссии, а врач, руководящий работой по медицинскому освидетельствованию граждан не доложил результаты пройденного им медицинского освидетельствования, не огласил заключение о категории его годности к военной службе.

Полагает, что решение призывной комиссии вынесено с грубым нарушением законодательства без надлежащего медицинского освидетельствования, с нарушением процедуры проведения заседания призывной комиссии, что делает решение призывной комиссии незаконным и нарушает его право на освобождение от призыва на военную службу, в связи с чем просит признать незаконным решение призывной комиссии г. Магадана от 08.04.2021 о призыве на военную службу.

Определением судьи от 28.05.2021 к участию в деле в качестве административного ответчика привлечено Федеральное казенное учреждение «Военный комиссариат Магаданской области» (далее – ФКУ «Военный комиссариат Магаданской области»).

Административные ответчики Военный комиссариат г. Магадана Магаданской области, призывная комиссия г. Магадана, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, для участия в судебном заседании своих представителей не направили.

Суд, руководствуясь положениями ч. 6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее – КАС РФ), определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся представителей административных ответчиков Военного комиссариата г. Магадана Магаданской области и призывной комиссии г. Магадана.

Административный истец Яворский А.Н. в судебном заседании настаивал на удовлетворении требований, указывал на то, что на заседании комиссии присутствовали только шесть ее членов из семи, не отрицал того, что о проведении независимой военно-врачебной экспертизы не просил, заключение военно-врачебной комиссии не оспаривал.

Представитель административного ответчика ФКУ «Военный комиссариат Магаданской области» действующая на основании доверенности Пасичник Л.А. в судебном заседании просила в удовлетворении административных исковых требований Яворскому А.Н. отказать по доводам, изложенным в письменных возражениях.

В письменных возражениях на административное исковое заявление ФКУ «Военный комиссариат Магаданской области» указывает, что обязательным условием к направлению гражданина в медицинскую организацию на обследование для уточнения диагноза заболевания является соответствующее заключение врачей-специалистов о невозможности вынесения медицинского заключения о годности граждан к военной службе по состоянию здоровья. Таким образом, именно врачи принимают решение о необходимости проведения дополнительного обследования для уточнения диагноза.

Яворский А.Н. в рамках весенней призывной кампании 2021 года при проведении мероприятий по призыву на военную службу проходил медицинское освидетельствование врачебной комиссией, в состав которой входил хирург, терапевт, невропатолог, психиатр, окулист, оториноларинголог, стоматолог, дерматовенеролог.

По результатам медицинского освидетельствования врачом-специалистом Яворскому А.Н. определена категория годности Б-3 (годен к военной службе с незначительными ограничениями). При вынесении заключения военно-врачебной комиссией были учтены жалобы административного истца на состояние здоровья, которые исследованы в установлением диагноза и приняты во внимание при присвоении категории годности.

Яворский А.Н. обследован в стационарных условиях с 08.07.2020 по 22.07.2020 в связи с установлением диагноза «недостаточность питания, хронический гастродуоденит вне обострения (ИМТ 15,2)» и 12.10.2020 признан временно негодным к военной службе сроком на 6 месяцев. Оснований для направления Яворского А.Н. на стационарное обследование при медицинском освидетельствовании в апреле 2021 года не имелось, так как заболеваний, обуславливающих недостаточность питания, не выявлено, ИМТ составил 15,0.

Правом на производство независимой военно-врачебной экспертизы, а также правом на обжалование решения в вышестоящую призывную комиссию административный истец не воспользовался.

Довод Яворского А.Н. о неполном составе призывной комиссии не соответствует действительности, решение содержит подписи всех членов состава призывной комиссии, утверждённой Указом губернатора Магаданской области от 16.03.2021 № 52-у.

Выслушав объяснения сторон, исследовав доказательства, представленные в материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ч. 1 ст. 4, ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении.

В соответствии с ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

По результатам рассмотрения административного дела суд принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца (п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ).

Анализ приведенных нормативных положений показывает, что решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия решения, действия (бездействия) закону и нарушения таким решением, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя.

При недоказанности хотя бы одного из названных условий заявление не может быть удовлетворено.

Согласно ст. 59 Конституции Российской Федерации защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации (ч. 1), гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом (ч. 2).

Федеральный закон от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» осуществляет правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы в целях реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества, а также правовое регулирование поступления на военную службу и военной службы в Российской Федерации иностранных граждан.

В соответствии с п. 1, 2 ст. 22 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе (далее - граждане, не пребывающие в запасе).

На военную службу не призываются граждане, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом освобождены от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждане, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждане, не подлежащие призыву на военную службу.

Согласно ст. 24 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» от призыва на военную службу освобождаются граждане: признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья; проходящие или прошедшие военную службу в Российской Федерации; проходящие или прошедшие альтернативную гражданскую службу; прошедшие военную службу в другом государстве в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации.

Право на освобождение от призыва на военную службу имеют граждане: имеющие предусмотренную государственной системой научной аттестации ученую степень; являющиеся сыновьями (родными братьями): военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, погибших (умерших) в связи с исполнением ими обязанностей военной службы, и граждан, проходивших военные сборы, погибших (умерших) в связи с исполнением ими обязанностей военной службы в период прохождения военных сборов; граждан, умерших вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) либо заболевания, полученных в связи с исполнением ими обязанностей военной службы в период прохождения военной службы по призыву, после увольнения с военной службы либо после отчисления с военных сборов или окончания военных сборов.

Не подлежат призыву на военную службу граждане: отбывающие наказание в виде обязательных работ, исправительных работ, ограничения свободы, ареста или лишения свободы; имеющие неснятую или непогашенную судимость за совершение преступления; в отношении которых ведется дознание либо предварительное следствие или уголовное дело в отношении которых передано в суд.

Граждане, признанные не годными к военной службе по состоянию здоровья, освобождаются от исполнения воинской обязанности.

Федеральный законодатель полномочия по осуществлению мероприятий по обеспечению исполнения воинской обязанности, включающей и прохождение военной службы по призыву, возложил на военные комиссариаты, которые организуют призыв на военную службу через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, а также установил требование о вызове граждан на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, повестками военного комиссариата (ст. 1, 5, абз. 4 п. 1, 3 ст. 26 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ).

Статья 28 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» предусматривает, что при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования и профессионального психологического отбора указанных граждан и принятию в отношении их одного из следующих решений: о призыве на военную службу; о направлении на альтернативную гражданскую службу; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; об освобождении от призыва на военную службу; о зачислении в запас; об освобождении от исполнения воинской обязанности.

Инструкцией о порядке проведения медицинского освидетельствования, обследования (лечения) граждан Российской Федерации при первоначальной постановке на воинский учет и лечебно-оздоровительных мероприятий среди граждан, поставленных на воинский учет, утверждённой Приказом Министра обороны РФ № 240, Минздрава РФ № 168 от 23.05.2001, определено, что медицинское освидетельствование граждан, подлежащих учету, проводится врачами-специалистами - членами комиссии: хирургом, терапевтом, невропатологом, психиатром, окулистом, оториноларингологом, стоматологом и в случае необходимости врачами других специальностей (п. 4).

Не ранее 30 суток до начала медицинского освидетельствования граждан, подлежащих учету, им проводятся: флюорографическое (рентгенологическое) исследование органов грудной клетки в двух проекциях (если оно не проводилось или в медицинских документах отсутствуют сведения о данном исследовании в течение последних 6 месяцев); анализ крови (определение СОЭ, гемоглобина, лейкоцитов); анализ мочи (удельный вес, белок). В день обследования проводится измерение роста и массы тела (п. 6).

В ходе медицинского освидетельствования гражданина, подлежащего учету, врач-специалист - член комиссии, изучив анамнез, результаты клинико-инструментального исследования и оценив состояние его здоровья, выносит заключение о категории его годности к военной службе (п. 8).

В разделе "Итоговое заключение..." учетной карты призывника (приложение N 8 к Инструкции по подготовке и проведению призыва) и карты медицинского освидетельствования гражданина, подлежащего призыву на военную службу (приложение N 12 к Инструкции), указываются диагноз, статья и подпункт статьи расписания болезней, категория годности к военной службе и показатель предназначения для прохождения к военной службе (п. 11).

Из учётной карты призывника, карты медицинского освидетельствования гражданина, подлежащего призыву на военную службу, усматривается, что в связи с установлением диагноза «недостаточность питания, хронический гастродуоденит вне обострения (ИМТ 15,2)» Яворский А.Н. обследован в стационарных условиях с 08.07.2020 по 22.07.2020 и 12.10.2020 признан временно негодным к военной службе сроком на 6 месяцев, до 20.04.2021.

16.03.2021 губернатором Магаданской области издан указ № 52-у «О выполнении мероприятий, связанных с призывом граждан Российской Федерации, проживающих на территории Магаданской области, на военную службу весной 2021 года», которым постановлено обеспечить в период с 01 апреля по 15 июля 2021 года проведение на территории Магаданской области призыва на военную службу граждан мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящих на воинском учете или не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете и не пребывающих в запасе, не имеющих право на освобождение или отсрочку от призыва на военную службу. При этом определен состав Призывной комиссии Магаданской области и призывных комиссий городских округов Магаданской области.

Судом установлено, что Яворский А.Н. в рамках весенней призывной кампании 2021 года и проведении мероприятий по его призыву на военную службу проходил медицинское освидетельствование.

01.04.2021 административный истец прошел осмотр врачей специалистов: хирурга, терапевта, психиатра, окулиста, отоларинголога, стоматолога, невропатолога, дерматолога, а также сдал общий анализ крови, общий анализ мочи, прошел исследование на антитела к ВИЧ, на маркеры гепатита В и С, электрокардиографию и другие диагностические исследования.

Врачом, руководящим работой по медицинскому освидетельствованию Яворскому А.Н. установлен диагноз «недостаточность питания, хронический гастродуоденит вне обострения, близорукость средней степени» и определена категория годности Б-3 (годен к военной службе с незначительными ограничениями).

Жалобы призывника, которые он предъявил врачам-специалистам при медицинском освидетельствовании, в полном объеме отражены в книге протоколов заседаний призывной комиссии г. Магадана, в разделе № 3 (протокол от 08.04.2021 № 1) и учтены при принятии решения.

Исследуя медицинские документы Яворского А.Н. суд не усматривает результатов медицинских исследований, которые свидетельствовали бы о наличии у административного истца заболеваний, препятствующих прохождению им военной службы, а заключение о его годности к военной службе, с учетом категории годности «Б-3», вопреки утверждению административного истца, сделано после проведения всех предусмотренных диагностических исследований и осмотра врачей - специалистов.

В соответствии с п. 5.1 ст. 5.1 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ граждане, заявившие о несогласии с заключением об их годности к военной службе по результатам медицинского освидетельствования, направляются на контрольное медицинское освидетельствование.

Согласно п. 8 Положению о военно-врачебной экспертизе, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 28.07.2008 № 574, независимая экспертиза производится по заявлению, которое подается гражданином в выбранное им экспертное учреждение в письменной форме с указанием его паспортных данных и причин, послуживших основанием для обращения.

Между тем, административный истец своим правом на производство независимой военно-врачебной экспертизы не воспользовался, ходатайство о ее проведении не заявил.

Оценивая законность оспариваемого решения о призыве на военную службу, суд приходит к следующему.

Согласно п.13 Положению о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2006 № 663, призывная комиссия принимает решение в отношении призывника только после определения категории годности его к военной службе. В случае невозможности дать медицинское заключение о годности призывника к военной службе на месте призывник по решению призывной комиссии или военного комиссара направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинское учреждение, после которого ему назначается явка на повторное медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии с учетом предполагаемого срока завершения указанного обследования.

По смыслу приведенных норм, обязательным условием к направлению гражданина в медицинскую организацию на обследование для уточнения диагноза заболевания является соответствующее заключение врачей-специалистов о невозможности вынесения медицинского заключения о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья.

Таким образом, именно врачи-специалисты, выносящие заключение о годности гражданина к военной службе принимают решение о необходимости проведения дополнительного обследования для уточнения диагноза.

Однако в данном случае Яворский А.Н. признан годным к военной службе с незначительными ограничениями.

Доказательств невозможности вынесения медицинского заключения о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья врачами-специалистами, проводившими освидетельствование Яворского А.Н. без проведения дополнительного обследования в амбулаторных или стационарных условиях, по иным основаниям, административным истцом суду не представлено и в ходе судебного разбирательства таких доказательств не установлено.

Оценивая доводы административного истца о неполном составе призывной комиссии при принятии в отношении него решения о призыве на военную службу, об отсутствии у административного истца сведений о составе призывной комиссии, суд приходит к следующему.

Указом губернатора Магаданской области от 16.03.2021 № 52-у утвержден состав призывных комиссий Магаданской области.

Таким образом, информация о членах призывной комиссии размещена и находится в свободном доступе. Кроме того, представитель административного ответчика в судебном заседании пояснил, что сведения о членах призывной комиссии изложены в табличках, стоящих перед ними.

Согласно протоколу от 08.04.2021 № 1 в заседании комиссии принимали участие семь ее членов, из основного состава призывной комиссии, утвержденного Указом губернатора Магаданской области от 16.03.2021 № 52-у.

Таким образом, довод административного истца о неполном составе призывной комиссии, и об отсутствии информации персонального состава комиссии, присутствующей на заседании 08.04.2021, судом отклоняется, поскольку опровергается материалами настоящего дела.

В судебном заседании не установлены обстоятельства, которые бы свидетельствовали о том, что оспариваемым решением нарушены права и свободы административного истца.

Поскольку в судебном заседании установлено, что решение призывной комиссии, зафиксированное в протоколе от 08.04.2021 № 1, принято в пределах предоставленных полномочий, на основании соответствующих медицинских исследований, с соблюдением предусмотренных мероприятий, суд приходит к выводу о том, что указанное решение о призыве Яворского А.Н. на военную службу является законным и обоснованным.

При таком положении, административные требования Яворского А.Н. удовлетворению не подлежат.

Так как суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении вышеназванных требований, оснований, предусмотренных ч. 9 ст. 227 КАС РФ для возложения на призывную комиссию обязанности устранить допущенные нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца (возложении обязанности провести медицинское освидетельствование, направить на дополнительное медицинское обследование), не имеется.

В соответствии с ч. 1 ст. 89 КАС РФ меры предварительной защиты по административному иску могут быть отменены судом по своей инициативе либо по заявлению лиц, участвующих в деле.

В случае отказа в удовлетворении административного иска принятые меры предварительной защиты по нему сохраняются до вступления в законную силу решения суда. Однако суд одновременно с принятием такого решения или после этого может вынести определение об отмене мер предварительной защиты по административному иску. В случае удовлетворения административного иска принятые меры предварительной защиты сохраняются до исполнения решения суда (ч. 3 ст. 89 КАС РФ).

Поскольку в удовлетворении административных исковых требований Яворского А.Н. отказано, то суд считает возможным по вступлению настоящего решения в законную силу отменить принятые определением судьи от 28.05.2021 меры предварительной защиты в виде приостановления действия решения призывной комиссии г. Магадана от 08.04.2021 в части призыва на военную службу Яворского А.Н.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Отказать Яворскому Александру Николаевичу в удовлетворении административных исковых требований к призывной комиссии города Магадана, Военному комиссариату города Магадана Магаданской области, Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Магаданской области» о признании незаконным решения от 8 апреля 2021 года о призыве на военную службу.

По вступлению настоящего решения в законную силу отменить меры предварительной защиты, принятые определением судьи от 28 мая 2021 года, в виде приостановления действия решения Призывной комиссии города Магадана от 8 апреля 2021 года, в части призыва на военную службу Яворского Александра Николаевича, ДД.ММ.ГГГГ

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Магаданский областной суд через Магаданский городской суд Магаданской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Установить день принятия решения в окончательной форме – 25 июня 2021 года.

Судья                                  Н.Е. Вигуль

2а-1667/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Яворский Александр Николаевич
Ответчики
Военный комиссариат Магаданской области
Военный комиссариат г. Магадана
призывная комиссия г. Магадана
Суд
Магаданский городской суд Магаданской области
Судья
Вигуль Наталья Егоровна
Дело на сайте суда
magadansky.mag.sudrf.ru
26.05.2021Регистрация административного искового заявления
26.05.2021Передача материалов судье
28.05.2021Решение вопроса о принятии к производству
28.05.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.05.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.06.2021Судебное заседание
25.06.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
05.07.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.08.2021Дело оформлено
02.08.2021Дело передано в архив
18.06.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее