Дело № 2-619/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Интинский городской суд Республики Коми в составе
председательствующего судьи Махневой Л.В.
при секретаре Мартьяновой С.С.
с участием представителя истца Сметаниной Н.К., представителя ответчика Витковской М.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Инте Республики Коми 22 апреля 2019 года гражданское дело по иску АО «Интауголь» к ГУ РК «Центр занятости населения г. Инты» об отмене решения о сохранении среднего месячного заработка за четвертый месяц со дня увольнения Кустову Н. А.,
УСТАНОВИЛ:
АО «Интауголь» обратилось в суд с иском к ГУ РК «Центр занятости населения г.Инты» (далее – ГУ РК «ЦЗН г. Инты) об отмене решения о сохранении среднего месячного заработка за четвертый месяц со дня увольнения Кустову Н.А. В обоснование заявленных требований истец указал, что 15.02.2019 в АО «Интауголь» обратился бывший работник Кустов Н.А., уволенный в связи с ликвидацией организации 12.10.2018, с заявлением о выплате среднего месячного заработка за четвертый месяц со дня увольнения. К заявлению истец приложил решение ГУ РК «ЦЗН г. Инты» от 14.02.2019 № 391 о сохранении за ним средней заработной платы за четвертый месяц со дня увольнения в связи с наличием на иждивении троих несовершеннолетних детей. Указанное решение истец считает незаконным, ссылаясь на ч. 2 ст.318 ТК РФ и правовую позицию, изложенную в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 29.11.2012 № 2214-О. Орган службы занятости населения при решении вопроса о сохранении за уволенным работником, в том числе среднего месячного заработка в течение четвертого месяца со дня увольнения, должен не только установить наличие формальных условий возникновения у такого лица права на получение соответствующих выплат, но и учитывать иные имеющие значение обстоятельства, которые могли бы быть признаны исключительными в смысле положений ч.2 ст.318 ТК РФ. Право уволенного работника в связи с ликвидацией организации на получение среднего месячного заработка за четвертый и последующие месяцы со дня увольнения на основании ч. 2 ст. 318 ТК РФ ограничено и связано с исключительностью случая в каждой конкретной ситуации. Закон не предоставляет органу службы занятости права действовать произвольно.
В судебном заседании представитель истца на требованиях настаивала. Представитель ответчика требования не признала.
Дело рассмотрено в отсутствие третьего лица, надлежащим образом уведомленного о времени и месте рассмотрения дела.
Суд, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Установлено, что Кустов Н.А. работал в АО «Интауголь», расположенном в районах Крайнего Севера, уволен 12.10.2018 по п. 1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ (в связи ликвидацией организации). 01.11.2018 Кустов Н.А. обратился в ГУ РК «ЦЗН г.Инты» с заявлением о предоставлении государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы. В течение трех месяцев со дня увольнения Кустов Н.А. не был трудоустроен в связи с отсутствием подходящей работы. 14.02.2019 Кустов Н.А. обратился в ГУ РК «ЦЗН г. Инты» с заявлением о принятии решения о сохранении среднемесячного заработка за четвертый месяц со дня увольнения. 14.02.2019 ответчиком принято оспариваемого решение № 391 о сохранении Кустову Н.А. средней заработной платы на период трудоустройства в течение четвертого месяца со дня увольнения.
Согласно ст. 313 ТК РФ государственные гарантии и компенсации лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ. Дополнительные гарантии и компенсации указанным лицам могут устанавливаться законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами исходя из финансовых возможностей соответствующих субъектов РФ, органов местного самоуправления и работодателей. Государственные гарантии работнику, увольняемому в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации определены статьей 318 ТК РФ, в соответствии с которой работнику, увольняемому из организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в связи с ликвидацией организации (пункт 1 части первой статьи 81 Трудового кодекса РФ), выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше трех месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия). В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за указанным работником в течение четвертого, пятого и шестого месяцев со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в месячный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен (ч.2 ст.318 Трудового кодекса РФ).
Основанием для сохранения за указанным работником среднего месячного заработка в течение четвертого, пятого и шестого месяца со дня увольнения является принятие органом службы занятости населения соответствующего решения, которое обусловлено наличием исключительного случая, касающегося уволенного работника.
Отсутствие в норме закона перечня исключительных случаев не может служить основанием для принятия органом службы занятости населения решения о сохранении за работником среднего месячного заработка за четвертый, пятый, шестой месяц со дня увольнения при наличии лишь факта соблюдения таким работником и самим органом службы занятости населения установленного порядка по предоставлению государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы.
В определении Конституционного Суда РФ от 29.11.2012 № 2214-О "По жалобе государственного научного учреждения "Всероссийский научно-исследовательский институт охотничьего хозяйства и звероводства имени профессора Б.М. Житкова Российской академии сельскохозяйственных наук" на нарушение конституционных прав и свобод положением части второй статьи 178 Трудового кодекса РФ" Конституционный Суд РФ, в частности, указал, что орган службы занятости населения при решении вопроса о сохранении за уволенным работником среднего месячного заработка в течение третьего месяца со дня увольнения должен не только устанавливать наличие формальных условий возникновения у такого лица права на получение соответствующей выплаты - своевременного (в двухнедельный срок после увольнения) обращения в орган службы занятости и отсутствия его трудоустройства в течение трех месяцев, но и учитывать иные имеющие значение для решения этого вопроса обстоятельства. Таким образом, это законоположение не предполагает предоставление органу службы занятости населения при решении им вопроса о сохранении за работником, уволенным в связи с сокращением численности или штата работников организации, среднего месячного заработка в течение третьего месяца со дня увольнения права действовать произвольно, признавая или не признавая соответствующий случай в качестве исключительного.
Ввиду изложенного к юридически значимым обстоятельствам, подлежащим установлению при разрешении споров, связанных с предоставлением работнику, уволенному в связи с ликвидацией организации, государственной гарантии в виде сохранения среднего месячного заработка в течение четвертого, пятого и шестого месяцев со дня увольнения (ч.2 ст.318 ТК РФ), относятся: факт обращения такого работника в месячный срок после увольнения в соответствующий орган службы занятости населения, нетрудоустройство этого работника указанным органом в течение трех месяцев со дня увольнения и наличие исключительного случая, касающегося уволенного работника и связанного с его социальной незащищенностью (отсутствие средств к существованию, тяжелая болезнь, требующая дорогостоящего лечения, наличие нетрудоспособных членов семьи, находящихся на полном содержании работника или получающих от него помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию, и т.п.).
При принятии оспариваемого решения ответчик указал в качестве основания наличие на иждивении троих несовершеннолетних детей.
Кустов Н.А. состоит в браке, имеет на иждивении троих несовершеннолетних детей. Также согласно справке о составе семьи, удостоверению многодетной семьи с Кустовым Н.А. и его супругой проживают двое несовершеннолетних детей супруги от предыдущего брака. Пенсии, социальных выплат в связи с утратой профессиональной трудоспособности Кустов Н.А. не получает. Супруга Кустова Н.А. являлась работником МБОУ «СОШ № 3», 31.08.2018 уволена по ликвидации организации, зарегистрирована в качестве безработной с 27.09.2018, с 01.03.2019 ей назначено пособие по безработице в размере <....> руб. до 31.08.2019.
Суд полагает, что в данном деле для оценки исключительности ситуации следует учесть, что супруга Кустова Н.А. также уволена по ликвидации. С учетом количества детей, находящихся на иждивении Кустова Н.А. и его супруги, суд признает семью Кустова Н.А. социально незащищенной. В данной ситуации у ответчика имелись основания для признания случая исключительным и сохранения за Кустовым Н.А. среднего заработка на период трудоустройства за четвертый месяц.
Исковые требования АО «Интауголь» подлежат отклонению.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
АО «Интауголь» в удовлетворении исковых требований к ГУ РК «Центр занятости населения г. Инты» об отмене решения о сохранении среднего месячного заработка за четвертый месяц со дня увольнения Кустову Н. А. отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Коми через Интинский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.
Судья Л.В. Махнева