№ 2-3397/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Кислой М.В.,
при секретаре Алееве А.А.,
с участием:
истца Карповой Н.А.,
представителя ответчика Майорова А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре 28 мая 2018 года гражданское дело по иску Карповой Н.А. к ООО «Связьстрой М» о взыскании среднего месячного заработка в порядке ч. 2 ст. 318 Трудового кодекса Российской Федерации за четвертый, пятый и шестой месяцы со дня увольнения,
У С Т А Н О В И Л:
Карпова Н.А. обратилась в суд с иском к ООО «Связьстрой М» о взыскании среднего месячного заработка в порядке ч. 2 ст. 318 Трудового кодекса Российской Федерации за четвертый, пятый и шестой месяцы со дня увольнения, Требования мотивированы необоснованностью его невыплаты ответчиком при наличии соответствующих решений органа службы занятости населения о сохранении за истцом среднего месячного заработка в порядке ст. 318 Трудового кодекса Российской Федерации в течение четвертого, пятого и шестого месяцев со дня увольнения по основанию, предусмотренному п. 1 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании Карпова Н.А. на иске настаивала, указав, что проживает совместно с супругом, обладающим статусом индивидуального предпринимателя, и несовершеннолетним ребенком. Также пояснила, что в период после увольнения ввиду тяжелой болезнью мамы, являющейся получателем пенсии, была вынуждена осуществлять уход за ней и не имела возможности заниматься поисками работы самостоятельно.
Представитель ответчика иск не признал по доводам, изложенным в письменных возражениях на исковое заявление, указав, что доказательств исключительного случая, связанного с социальной незащищенностью, истцом не представлено.
Заслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, материалы дел мирового судьи Кутузовского судебного участка № 2-4525/2017, 2-247/2018, оценив доказательства по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к следующему.
Установлено, что Карпова Н.А. по ** ** ** состояла с ООО «Связьстрой М» в трудовых отношениях, которые прекращены по основанию, предусмотренному п. 1 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса Российской Федерации – ликвидация организации.
Карпова Н.А. 25 октября 2017 года, то есть в месячный срок со дня увольнения, обратилась в ГУ РК «ЦЗН г. Сыктывкара» с заявлением о предоставлении государственной услуги содействия в поиске подходящей работы и не была трудоустроена в течение четвертого, пятого и шестого месяцев со дня увольнения.
20 февраля 2018 года, 21 марта 2018 года, 27 апреля 2018 года ГУ РК «ЦЗН г. Сыктывкара» приняты выданные для предоставления в ООО «Связьстрой М» решения о сохранении за Карповой Н.А. среднего месячного заработка в течение четвертого, пятого и шестого месяцев со дня увольнения соответственно, представленные ею бывшему работодателю с целью получения выплат, которые произведены ООО «Связьстрой М» не были.
По общему правилу, установленному в ч. 1 ст. 318 Трудового кодекса Российской Федерации, за работником, увольняемым из организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в связи ликвидацией организации, сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше трех месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия).
Причитающиеся Карповой Н.А. выплаты в порядке. 1 ст. 318 Трудового кодекса Российской Федерации взысканы судебными приказами мирового судьи Кутузовского судебного участка г. Сыктывкара Республики Коми № 2-4525/2017 от 22 декабря 2017 года и 2-247/18 от 19 января 2018 года.
В силу ч. 2 ст. 318 Трудового кодекса Российской Федерации основанием для сохранения за работником, увольняемым из организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в связи ликвидацией организации, обратившимся в орган службы занятости в месячный срок после увольнения и не трудоустроенного им, среднего месячного заработка в течение четвертого, пятого и шестого месяцев со дня увольнения является принятие органом службы занятости населения соответствующего решения при наличии исключительного случая, касающегося уволенного работника.
Таким образом, сохранение среднего месячного заработка в порядке ч. 2 ст. 318 Трудового кодекса Российской Федерации производится не в качестве общего правила, а в исключительных случаях.
Согласно представленной ГУ РК «ЦЗН г. Сыктывкара» по запросу суда копии материалов личного дела получателя государственных услуг в сфере занятости населения Карповой Н.А., при принятии указанных решений вопрос наличия у нее исключительных обстоятельств не исследовался. Как следует из указанных решений ГУ РК «ЦЗН г. Сыктывкара», они приняты лишь на том основании, что Карпова Н.А. в месячный срок со дня увольнения обратилась в орган службы занятости и не была им трудоустроена в течение четвертого, пятого и шестого месяцев со дня увольнения.
Между тем, отнесение законодателем к компетенции органа службы занятости решения вопроса о сохранении за работником, уволенным из организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в связи с ликвидацией организации, среднего месячного заработка в течение четвертого, пятого и шестого месяцев со дня увольнения не предполагает его права действовать произвольно.
Отсутствие в законе перечня исключительных случаев не может служить основанием для принятия органом службы занятости населения решения о сохранении за работником среднего месячного заработка за четвертый, пятый, шестой месяцы со дня увольнения при наличии лишь факта соблюдения таким работником и самим органом службы занятости населения установленного порядка по предоставлению государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы, поскольку своевременное обращение уволенного работника в орган службы занятости населения и факт его нетрудоустройства этим органом являются лишь предпосылкой для реализации права на сохранение за работником, уволенным из организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в связи с сокращением численности или штата сотрудников организации, среднего месячного заработка за четвертый, пятый и шестой месяцы со дня увольнения.
Учитывая, что доказательств наличия у Карповой Н.А. на момент принятия органом службы занятости населения указанных выше решений исключительных обстоятельств, связанных с ее социальной незащищенностью, отсутствием средств к существованию и дающих ей право претендовать на выплату ей бывшим работодателем среднего месячного заработка в порядке ч. 2 ст. 318 Трудового кодекса Российской Федерации за четвертый, пятый и шестой месяцы со дня увольнения, не представлено, поскольку Карпова Н.А. проживает совместно с супругом, получающим доход от предпринимательской деятельности, который в силу ст. 34 Семейного кодекса Российской Федерации являются совместной собственностью супругов, несовершеннолетний ребенок не находится на полном иждивении истца, так как согласно ч. 1 ст. 61 и ст. 80 Семейного кодекса Российской Федерации обязанность по содержанию несовершеннолетних детей является равной обязанностью родителей, а нетрудоспособная мама истца является получателем пенсии не находится на иждивении Карповой Н.А. и та не несла также расходов на ее лечение, суд приходит к выводу об отсутствии предусмотренных законом оснований для удовлетворения требований истца.
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Карповой Н.А. к ООО «Связьстрой М» о взыскании среднего месячного заработка в порядке ч. 2 ст. 318 Трудового кодекса Российской Федерации за четвертый, пятый и шестой месяцы со дня увольнения – отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья М.В. Кислая