Дело № 2-1591/2024
23RS0008-01-2024-002077-78
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 мая 2024 года город Белореченск
Судья Белореченского районного суда Краснодарского края Черепов Р.В., с участием помощника Белореченского межрайонного прокурора Ковтун А.Е., при секретаре Лицуковой И.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Белореченского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Велес» в порядке ст. 45 ГПК РФ об обязании, третье лицо администрация муниципального образования <адрес>,
У С Т А Н О В И Л:
Истец просит запретить ООО «Велес» (<адрес> «Л», помещение 11), а также иным физическим и юридическим лицам осуществлять на земельных участках с кадастровыми номерами № отнесенных к категориям земель населенных пунктов, с видом разрешенного использования «для сельскохозяйственного производства», расположенных в границах участка недр местного значения (Приречное-3 месторождение) деятельность, связанную с нарушением плодородного слоя почвы, а также осуществлять на данных земельных участках добычу общераспространенных полезных ископаемых (в том числе с целью реализации) до изменения категории и вида разрешенного использования земельных участков.
Обязать ООО «Велес» (№) в течение 6 месяцев после вступления решения суда в законную силу разработать за счет собственных средств и согласовать в порядке, предусмотренном постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2018 № 800 «О проведении рекультивации и консервации земель» проект рекультивации земельных участков с кадастровыми номерами №, а также провести комплекс агротехнических мероприятий по приведению указанных земельных участков в состояние пригодное для целевого использования.
В обоснование иска прокурор пояснил, проведенной межрайонной прокуратурой проверкой установлено, что земельный участок с кадастровым номером № ранее принадлежал Оганесян Маргарите Оганесовне. Также установлено, что между Оганесян М.О. и ООО «Велес» № были заключены договоры аренды № от (дата), № от (дата) о передаче земельного участка во временное возмездное владение и пользование ООО «Велес». Земельные участки с кадастровыми номерами № принадлежат на праве собственности Оганесян М.О. Между Оганесян М.О. и ООО «Велес» № заключен договор аренды № от (дата) о передаче земельного участка во временное возмездное владение и пользование ООО «Велес». Земельные участки с кадастровыми номерами: № расположены в границах участка недр местного значения (Приречное-3 месторождение), предоставленного ООО «Велес» №) на основании приказа министерства от 27.05.2022 № 795, в рамках лицензии КРД № с целевым назначением «для разведки и добычи песчано-гравийных пород», сроком действия до (дата). Проведенным (дата) межрайонной прокуратурой обследованием с привлечением специалиста министерства природных ресурсов края земельных участков с кадастровыми номерами № выявлен факт осуществления ООО «Велес» деятельности по добыче общераспространенных полезных ископаемых на указанных земельных участках. Земельные участки отнесены к категории земель населенных пунктов, с видом разрешенного использования для сельскохозяйственного использования.
Представитель ответчика ООО «Велес», будучи надлежащим образом извещенным о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился (л.д.33).
Представитель администрации МО Белореченский район в судебное заседание не явился, предоставил отзыв, пояснив, согласно Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории; они могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (ст. 9); владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц; условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (чч. 2 и 3 ст. 36). В силу п. 1 ст. 1 Федерального закона от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» его действие не распространяется на земельные участки, предоставленные из земель сельскохозяйственного назначения гражданам для индивидуального жилищного, гаражного строительства, ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества, а также на земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями. Оборот указанных земельных участков регулируется Земельным кодексом Российской Федерации. В соответствии со ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
Согласно ст. 77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей, в составе которых выделяются сельскохозяйственные угодья. Согласно статье 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на семь категорий, в том числе на земли сельскохозяйственного назначения (подпункт 1 пункта 1). Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (пункт 2). К числу самостоятельных категорий отнесены земли сельскохозяйственного назначения и земли населенных пунктов (подпункты 1 и 2 пункта 1). В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. № 400, установлено, что достижение целей обеспечения экологической безопасности и рационального природопользования осуществляется путем реализации государственной политики, направленной на решение следующих задач, в том числе, предотвращение деградации земель и снижения плодородия почв, рекультивация нарушенных земель, ликвидация накопленного вреда окружающей среде, экологическая реабилитация территорий и развитие системы государственного экологического мониторинга и контроля за соблюдением экологических нормативов и природоохранных требований хозяйствующими субъектами, повышение эффективности прогнозирования опасных природных явлений и процессов, последствий влияния изменений климата на условия хозяйствования и жизнедеятельности человека (п. 83 Стратегии). Таким образом, установлен особый правовой режим, имеющий целью охрану земель сельскохозяйственного назначения и недопущение выведения таких земель из сельскохозяйственного оборота, осуществления их застройки, использования под карьер и так далее (Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2013 года, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 04.06.2014). Осуществление на основании лицензии на право пользования недрами деятельности по добыче общераспространенных полезных ископаемых, ведущей к нарушению правового режима земельного участка, не допускается до перевода такого участка в категорию земель, позволяющую производить добычу полезных ископаемых. Таким образом, в соответствии с действующим законодательством, требования Белореченского межрайонного прокурора являются законными и обоснованными, подлежат удовлетворению в полном объеме, просит рассмотреть дело в ее отсутствие.
Заслушав участников процесса, исследовав письменные доказательства, суд полагает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 56, ст. 60 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основание своих требований и возражений, при этом обстоятельства дела, которые по закону должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.
Белореченской межрайонной прокуратурой проведена проверка доводов обращения Ростовцева B.C. о нарушении требований природоохранного законодательства при эксплуатации земельных участков с кадастровыми номерами № по результатам которой выявлены нарушения федерального законодательства.
Согласно выписки из ЕГРН от (дата) собственником земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью 153602 +/- 137,2 м2, отнесенного к категории земель населенных пунктов, с видом разрешенного использования «для сельскохозяйственного пользования», расположенного относительно ориентира в границах участка по адресу: <адрес>, Родниковский с/о, земли бывшего АО «Родинки», является физическое лицо Ф.. Право собственности на данный земельный участок Ф. приобрел по договору купли-продажи от (дата).
Проведенной межрайонной прокуратурой проверкой установлено, что земельный участок с кадастровым номером № ранее принадлежал Оганесян Маргарите Оганесовне. Также установлено, что между Оганесян М.О. и ООО «Велес» № были заключены договоры аренды № от (дата), № от (дата) о передаче земельного участка во временное возмездное владение и пользование ООО «Велес».
Земельные участки с кадастровыми номерами № принадлежат на праве собственности Оганесян М.О. Между Оганесян М.О. и ООО «Велес» № заключен договор аренды № от (дата) о передаче земельного участка во временное возмездное владение и пользование ООО «Велес».
Земельные участки с кадастровыми номерами: № расположены в границах участка недр местного значения (Приречное-3 месторождение), предоставленного ООО «Велес» (ИНН 2368013032) на основании приказа министерства от (дата) №, в рамках лицензии КРД № с целевым назначением «для разведки и добычи песчано-гравийных пород», сроком действия до (дата).Проведенным (дата) межрайонной прокуратурой обследованием с привлечением специалиста министерства природных ресурсов края земельных участков с кадастровыми номерами № выявлен факт осуществления ООО «Велес» деятельности по добыче общераспространенных полезных ископаемых на указанных земельных участках.
Земельные участки отнесены к категории земель населенных пунктов, с видом разрешенного использования для сельскохозяйственного использования.
Согласно ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и, разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
Приказом Росреестра от 10.11.2020 № П/0412 утвержден классификатор видов разрешенного использования земельных участков, согласно которому осуществление недропользования на территории земельных участков с видом разрешенного использования «сельскохозяйственное использование» недопустимо.
На основании ч. 1 ст. 25.1 Закона РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» земельные участки, в том числе лесные участки, водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и необходимые для осуществления пользования недрами, предоставляются пользователям недр в соответствии с гражданским законодательством, земельным законодательством, лесным законодательством, водным законодательством и настоящим Законом.
Из приведенных нормативных положений следует, что земельный участок целевого назначения земли населенных пунктов с видом разрешенного использования «сельскохозяйственное использование» может быть использован для осуществления добычи общераспространенных полезных ископаемых лишь после изменения вида разрешенного использования и категории земель. До этого момента его правовой режим использования в силу ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации, Классификатора видов разрешенного использования земельных участков, утвержденного приказом Росреестра от 10.11.2020 № П/0412 ограничен его целевым назначением.
Само по себе наличие у общества действующей лицензии на пользование недрами не является основанием для использования земельного участка с нарушением требований земельного законодательства.
Таким образом, осуществление ООО «Велес» деятельности по добычи общераспространённых полезных ископаемых на территории земельных участков с кадастровыми номерами 23:39:0710004:47, 23:39:0710004:180 и 23:39:0710004:181 противоречит требованиям действующего законодательства.
Кроме того, в результате указанной деятельности почве, как компоненту природной среды, причинен вред.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» к компонентам природной среды, в том числе отнесены недра и почвы.
В соответствии со ст. 4 Закона об охране окружающей среды компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы являются объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности.
В соответствии со ст. 12 Земельного кодекса Российской Федерации целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель.
Согласно ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса. В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по: воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения; защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия; защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению достигнутого уровня мелиорации.
Из системного толкования приведенных норм следует, что обязанность по сохранению и рациональному использованию земель возлагается на собственников и пользователей земельных участков.
В соответствии со ст. 77 Закона об охране окружающей среды юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
В силу положений ч. 2 ст. 78 Закона об охране окружающей среды на основании решения суда вред окружающей среде, причиненный нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, может быть возмещен посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств.
В силу ч. 2 ст. 62 Земельного кодекса Российской Федерации на основании решения суда лицо, виновное в нарушении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, может быть принуждено к исполнению обязанности в натуре (восстановлению плодородия почв, восстановлению земельных участков в прежних границах, возведению снесенных зданий, строений, сооружений или сносу незаконно возведенных зданий, строений, сооружений, восстановлению межевых и информационных знаков, устранению других земельных правонарушений и исполнению возникших обязательств).
В соответствии с ч. 3 ст. 76 Земельного кодекса Российской Федерации приведение земельных участков в пригодное для использования состояние при их захламлении, других видах порчи, осуществляется юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет.
В соответствии со ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания, принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно правовой позиции, отраженной в п. 13 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.11.2017 № 49 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде», возмещение вреда, причиненного окружающей среде, может осуществляться посредством взыскания причиненных убытков и (или) путем возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды (ст. 1082 ГК РФ, ст. 78 Закона об охране окружающей среды). Выбор способа возмещения причиненного вреда при обращении в суд осуществляет истец.
Таким образом, по состоянию на (дата) на земельных участках с кадастровыми номерами № имеются признаки разрытия, на большей части земельных участков снят и перемещен плодородный слой, что свидетельствует о причинении вреда почве как компоненту природной среды.
Также факт добычи полезных ископаемых ООО «Велес» на земельных участках с кадастровыми номерами № подтверждается объяснением от (дата) представителя по доверенности ООО «Велес».
Причинение вреда земле и почвам нарушают права и законные интересы неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, что дает право прокурору в соответствии со ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации для обращения в суд с исковым заявление о защите прав неопределенного круга лиц.
При таких обстоятельствах, заявленные требования истца, изложенные в исковом заявлении, суд находит аргументированными и обоснованными, подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198, 235 ГПК РФ, суд,
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление Белореченского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Велес» в порядке ст. 45 ГПК РФ об обязании, третье лицо администрация муниципального образования Белореченский район, удовлетворить.
Запретить ООО «Велес» (№, юридический адрес: <адрес> а также иным физическим и юридическим лицам осуществлять на земельных участках с кадастровыми номерами № отнесенных к категориям земель населенных пунктов, с видом разрешенного использования «для сельскохозяйственного производства», расположенных в границах участка недр местного значения (Приречное-3 месторождение) деятельность, связанную с нарушением плодородного слоя почвы, а также осуществлять на данных земельных участках добычу общераспространенных полезных ископаемых (в том числе с целью реализации) до изменения категории и вида разрешенного использования земельных участков.
Обязать ООО «Велес» (№) в течение 6 месяцев после вступления решения суда в законную силу разработать за счет собственных средств и согласовать в порядке, предусмотренном постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2018 № 800 «О проведении рекультивации и консервации земель» проект рекультивации земельных участков с кадастровыми номерами №, а также провести комплекс агротехнических мероприятий по приведению указанных земельных участков в состояние пригодное для целевого использования.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения им копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявлений об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиками заявлений об отмене этого решения суда, а в случае если такие заявления поданы в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этих заявлений.
Заочное решение изготовлено в окончательной форме 27 мая 2024 года.
Судья Р.В. Черепов