Дело №
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДД.ММ.ГГ
ДД.ММ.ГГ мотивированное решение
Люберецкий городской суд Московской области в составе председательствующего
судьи Неграмотнова А.А., при секретаре Наследниковой О.В., рассмотрев в открытом
судебном заседании гражданское дело по иску Осипенко О. А. к Администрации муниципального образования <адрес> о признании незаконным Постановления об отказе в принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий жилой площадью, признании права на обеспечение жильем, обязании принять на учет нуждающихся в жилых помещениях за счет средств федерального бюджета,
УСТАНОВИЛ:
Осипенко О.А. обратилась в суд с вышеуказанными исковыми требованиями, мотивируя их тем, она является лицом добровольно выехавшей из населенного пункта <адрес>, подвергшегося воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в связи с чем, имеет право на льготы и компенсации, предусмотренные Законом РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", в том числе право на обеспечение жилой площадью в размерах и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации, один раз, в случае признания ее нуждающейся в улучшении жилищных условий.
ДД.ММ.ГГ Осипенко О.А. обратилась в администрацию городского округа Дзержинский Московской области с заявлением о принятии ее принятии на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях жилищного фонда РФ, предоставляемых по договорам социального найма, в связи с отсутствием у нее жилого помещения (п.1.ч.1 ст.51 ЖК РФ) и наличием у нее права на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с аб.1 ст.22 и п.7 ст. 17 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ № "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", что подтверждается удостоверением серия АИ № о наличии у истца статуса гражданина, выехавшего добровольно из зоны проживания с правом на отселение из <адрес> ( период проживания с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ).
Постановлением №-ПГА от ДД.ММ.ГГ истцу было отказано в приеме на учет в качестве нуждающейся в связи с отсутствием у заявителя пятилетнего срока проживания на территории Московской области ( ст.2 Закона Московской области от № "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма").
Истец не согласна с данным решением, поскольку оно незаконно. Истец имеет право на обеспечение жилым помещением за счет средств федерального бюджета, в связи с чем, на нее не распространяются нормы Закона Московской области № от ДД.ММ.ГГ "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма", предусматривающие обязательность проживания на территории Московской области пять лет и более.
Истец просит признать незаконным Постановление Администрации городской округ Дзержинский № от ДД.ММ.ГГ об отказе в принятии на учет нуждающихся в улучшении жилых условий жилой площадью за счет средств федерального бюджета, как выехавшей добровольно из зоны с правом на отселение вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и отменить его, признать за истцом право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со ст. ст. 17,22 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и обязании принять на учет нуждающихся в жилых помещениях.
В судебном заседании представитель истца адвокат Любезнов Д.В. заявленные требования поддержал.
Представитель Администрации городского округа Дзержинский Московской области возражал против иска по доводам, изложенным в письменном отзыве на иск.
Представитель третьего лица Министерства строительного комплекса Московской области не явился, извещен, уважительных причин неявки не представил.
Суд, выслушав представителей сторон, исследовав материалы гражданского дела, полагает, что иск подлежит частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В ходе рассмотрения дела судом установлены следующие фактические обстоятельства:
Из материалов дела усматривается, что Осипенко О.А. является добровольно выехавшей из населенного пункта - <адрес>, подвергшегося воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в связи с чем, имеет право на льготы и компенсации, предусмотренные Законом РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", что подтверждается удостоверением серия № (период проживания с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ).
ДД.ММ.ГГ Осипенко О.А. обратилась в администрацию городского округа Дзержинский Московской области с заявлением о принятии ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении для обеспечения за счет средств федерального бюджета как выехавшей добровольно из зоны отселения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Постановлением Администрации городского округа Дзержинский Московской области от ДД.ММ.ГГ в удовлетворении заявления было отказано со ссылкой на отсутствие пятилетнего срока проживания на территории Московской области, предусмотренного Законом Московской области "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма".
В силу ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Жилые помещения жилищного фонда РФ предоставляются иным определенным федеральным законом категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом основаниям нуждающимися в жилых помещениях (ч. 3 ст. 49 "Жилищного кодекса РФ").
На учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право состоять указанные в ст. 49 "Жилищного кодекса РФ" категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящейся к определенной федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих основании (ч. 2 ст. 52 "Жилищного кодекса РФ").
Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления; с заявлением о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (ч. 3, ч. 4 ст. 52 Жилищного Кодекса РФ).
Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, установлены в ст. 51 Жилищного кодекса РФ.
В преамбуле оспариваемого Закона было указано, что данный нормативный акт устанавливает порядок ведения органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области учета малоимущих граждан Российской Федерации, проживающих на территории Московской области, в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
В части 1 статьи 2 указанного Закона: "Право на бесплатное предоставление жилых помещений по договорам социального найма в муниципальном жилищном фонде в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют малоимущие граждане, признанные нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и постоянно проживающие в Московской области не менее пяти лет".
В силу п. 11 ч. 1 ст. 13 Закона РФ от ДД.ММ.ГГ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, на которых распространяются действие настоящего законодательства, относятся граждане, выехавшие добровольно на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение в ДД.ММ.ГГ году и в последующие годы.
Статьей 22 вышеназванного Закона РФ, гражданам, указанным в п. 11 части первой ст. 13 настоящего Закона, гарантируются меры социальной поддержки, предусмотренные ст. 17 настоящего Закона.
Административный истец в соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 13 ФЗ 1244-1 от ДД.ММ.ГГ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС", относится к гражданам, добровольно выехавшим из зоны проживания с правом на отселение в ДД.ММ.ГГ году и в последующие годы, данный факт подтверждается удостоверением установленного образца.
П. 7 ст. 17 Закона "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС" предусмотрено обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий жилой площадью в размерах и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ № "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы" устанавливают порядок выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов. В соответствии с п. 5 подпунктом е) право на участие в подпрограмме, имеют категории граждан Российской Федерации, подвергшиеся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и катастроф, и приравненные к ним лица, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Исходя из смысла приведенных норм, Осипенко О.А. относится к категории граждан, которые в случае признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий, имеют право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета.
В соответствии с ч. 3 ст. 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (на основании заявлений данных граждан).
Частью 2 ст. 52 ЖК РФ установлено, что состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.
В соответствии с ч. ч. 1, 2 ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
Согласно ч. 3 ст. 49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях.
Таким образом, Жилищный кодекс РФ устанавливает различные требования для предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма: жилые помещения муниципального жилищного фонда предоставляются гражданам, которые не только являются нуждающимися в жилых помещениях, но и соответствуют требованиям, установленным законом субъекта РФ; жилые помещения государственного жилищного фонда предоставляются нуждающимся гражданам, чье право на получение жилых помещений предусмотрено отдельным законом.
В связи с указанным, принятое оспариваемое постановление об отказе признании Осипнко О.А. малоимущей, не законно, поскольку истец претендует на получение жилого помещение за счет средств федерального бюджета в соответствии с иным Федеральным законом, чем ЖК РФ и Закон Московской области и отказ по этому основанию не основан на требованиях закона.
В соответствии с пунктом 1 постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГ № "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы" формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья.
В соответствии с пунктом 19 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ №, для участия в указанной подпрограмме граждане, состоящие в органах местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (в качестве граждан, имеющих право на получение социальных выплат), подают заявление.
Поскольку истцу было отказано в постановке на учет в связи с отсутствием «ценза оседлости», что судом признано незаконно, вопросы нуждаемости в жилых помещениях ответчиком не рассматривались, а суд не должен подменять функции органа местного самоуправления, то ответчику следует повторно рассмотреть заявление истца и принять решение в соответствии с требованиями закона.
В связи с тем, что вопрос проверки нуждаемости истца в жилом помещении отнесены к компетенции органа местного самоуправления, решение по которому не принималось, то при повторном рассмотрении заявления ответчик обязан проверить указанные обстоятельства и принять по нему решение.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░. ░. – ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ № ░░ ░░.░░.░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░ ░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░. ░. ░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░. ░░. 17,22 ░░░░░░ ░░ «░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░» ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░: ░░░░░░░░░░░ ░.░.